Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Одушевлённые и неодушевленные имена существительные"

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Одушевлённые и неодушевленные имена существительные"

Класс 3

Предмет - русский язык

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Цель: научиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи: 1.Дать понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных; развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопрос  КТО? и слова, отвечающие на вопрос ЧТО?; продолжить  работу над составом слов, учить находить однокоренные слова.

2. Развивать способность к анализу и обобщению, продолжить формирование общеучебных умений и навыков: выделение главного, работа по плану, работа с учебником, самоконтроля и самооценки. развивать зрительную память, внимание, развитие умения планировать и оценивать свою деятельность.

3 Воспитывать взаимоуважение друг к другу, формировать коммуникативные умения: работа в паре и группе.



Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, рабочие листы, раздаточный материал (цветы ), материал для моделирования. карточки – названия лексических групп имён существительных, название лексико-грамматического признака одушевлённые – неодушевлённые, толковый словарь, листы бумаги для групповой работы, задания для групп, тесты, оценочные листы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Технологии

Здоровьесбережение

  1. Организационный момент

Выдохните тревогу, печаль, плохие мысли. Вдохните радость, уверенность в свои силы. У вас все получится!

Ребята! Готовы ль вы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья,

Чтобы урок прошел не зря.

- Чтобы урок получился интересным, познавательным, необходима и ваша помощь. Хочу взять с собой думающих, активных учеников. Кто готов хорошенько потрудиться? Я попрошу таких ребят садиться.






Выполняют дыхательную гимнастику


Эмоциональная разрядка, создание благоприятного психологического настроя на урок

2.Самоопределение к деятельности и фиксация затруднения


-Галя и Серёжа готовились к международной олимпиаде «Русский медвежонок» и встретились с таким заданием. Необходимо разделить слова на группы одушевленных и неодушевленных предметов: стол, собака, улитка, дерево, снеговик, слон, кукла, народ

- Как вы это понимаете?



Попробуйте это сделать и вы .Возьмите большую белую карточку № 1 и поработайте в парах.



Фронтальная проверка.

У Гали получилось так:

стол собака

снеговик улитка

кукла дерево

слон

народ

- У кого получилось так же?

-Сережа не согласился с Галей. Как вы думаете, почему?

-Какие слова вызвали у вас затруднения?

Итак, у нас появились разные мнения.




Ребята работают в парах, проводят классификацию существительных на группы одушевленных и неодушевленных предметов.

Фронтальная проверка, коррекция, выявление разных точек зрения.






Проблемная

Задание, в котором учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, научиться уважать мнения других людей, проблемная ситуация

3. Формулирование темы урока, постановка цели.

- У нас возникла проблема.

- Сформулируйте тему урока.

(Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые)

-Какова будет цель урока?( научиться различать одушевленные и неодушевленные имена сущ.)



- Сегодня у нас урок - исследования.

- Как вы думаете, что вы будете исследовать?

( Существительные)



Нам предстоит провести исследование одной темы с разных точек зрения. С одной стороны- рассмотреть лексическое значение слова, с другой- понаблюдать за совпадением некоторых падежных форм.

Это и будут наши задачи.




Самостоятельно определяют тему и цель урока.





самостоятельно работают по повторению изученных словарных слов; взаимопроверка; самооценка.


Усиливает внутреннюю мотивацию, комфортное состояние;


4. Актуализация знаний.

Но чтобы мы смогли работать дальше, нам надо вспомнить понятие лексического значения слова.

(предлагается прочитать в электронной книге)



-Как изменяются существительные? ( по числам и падежам)

-Сколько падежей в русском языке?

-Перечислите их с вопросами.



Девизом нашего урока будут слова Аристотеля: «Познание начинается с удивления».






Двум учащимся предлагается индивидуальное задание: в электронной книге в толковом словаре найти понятие лексического значения слова.





Учащиеся по цепочке вспоминают названия падежей с вопросами.

Технология успеха































Мотивация обучения

наличие внешней мотивации: похвала, поддержка
































  1. Открытие нового знания ( построение проекта выхода из ситуации затруднения).


А теперь приступим к исследованиям.



Исследование 1.

Найдите на столах карточку желтого цвета и выполните задания.

(самостоятельно)

Прочитайте слова каждой группы и назовите признак, который объединяет эти слова:

1 группа-продавец, лиса, жаворонок, ребёнок, шмель, жираф.

2 группа-книга, роза, берёза, иней, автобус, тюльпан, иней.

Напишите фразу-конструкцию: одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос_____________ и обозначают ____________, ____________, а неодушевленные отвечают на вопрос____________ и обозначают __________________ предметы и _______________.

Фронтальная проверка.( выходят к доске и заполняют таблицу на доске).

-Как вы думаете: почему растения относятся к неодушевленным существительным?

Ответ следует искать в глубокой древности. Наши далекие предки живым считали только то, что бегает, летает, плавает, а растения стоят на месте, не передвигаясь. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир оказался в русском языке неодушевленным.

Оцените свои достижения.

- Сформулируйте правило: что такое имена одушевлённые и неодушевлённые.



- Проверим себя, прочитайте самостоятельно правило в учебнике, с.54.



Расскажите правило другу. (работа в парах)



Поиграем (ЦОР теремок)



Я показываю на предмет, если это неодушевленное существительное-1 хлопок, если одушевленное-2 хлопка.



6. Исследование 2.

Продолжим наше исследование

Исследование 2. . Наблюдение над грамматическим показателем- совпадением падежных форм.

- Теперь понаблюдаем, формы каких падежей совпадают у одушевленных существительных, а какие- у неодушевленных. Давайте поставим существительные собака и стол в форму множественного числа в им., род., вин. пад.

Работа в парах

  1. собака

  2. стол

И.п. мн.ч.

Есть (кто?)


Р.п.мн.ч.

Нет (кого?)


В.п.мн.ч.

Вижу (кого?)




Вывод: у одушевленных существительных совпадают формы

________ падежей множественного числа.

И.п. мн.ч.

Есть (что?)


Р.п.мн.ч.

Нет (чего?)


В.п.мн.ч.

Вижу (что?)




Вывод: у неодушевленных существительных совпадают формы

________ падежей множественного числа.



После обсуждения в группах выходят по 1 человеку от каждой команды и делают вывод:

Одуш.сущ. Р.п.=В.п.

Неодуш.сущ. И.п.=В.п.

(используется моделирование)



- Заполним нашу таблицу.



- Мы получили ещё один признак, по которому можно определить одушевлённость/неодушевлённость имён существительных.



- Сформулируйте правило, как по грамматическому признаку определить одушевлённость/неодушевлённость имён существительных.







- Оцените свою работу в парах.











Стимуляция внутренней мотивации: интерес к изучаемому материалу

































































































Благотворное влияние игры на здоровье



























Повышение познавательной активности младших школьников



































































Усиливает внутреннюю мотивацию, комфортное состояние













Отслеживание уровня понимания учебного материала

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.





Составьте алгоритм применения этого правила.



  1. задаем вопрос,

  2. определяем лексическое значение слова,

  3. проверяем, какие падежные формы совпадают во множественном числе.



Проговариваем хором алгоритм

(стоя, поворачиваясь друг к другу)





Повышение познавательной активности младших школьников













Изменение положения тела, предупреждение утомляемости, создание условий для комфортного психологического состояния





  1. Физминутка

Если вам встретятся одушевленные существительные-поднимаем руки вверх, если неодушевленные-руки в сторону, если встретятся слова другой части речи-присесть





Выполняют танцевальные движения под музыку.

Здоровьесберегающая

Предупреждение утомляемости; вовлечение в работу опорно-двигательного аппарата.

9. Проблемная ситуация со словом привидение, мертвец

(ЦОР «Привидение»)



-Кто согласен с мнением Васи?

-Кто согласен со 2 мнением? С 3?

-Кто же прав?







Отгадывают загадку











Предполагают способы написания, сравнивают с эталоном( работают с орфографическим словарем)

Игровая







ИКТ





Проблемная







Благотворное влияние игры на здоровье









10. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.



- Поработаем в группе по 4 человека. ( 6 групп) Возьмите конверты и проведите 3 исследование.



(работа в группах)

(выходят к доске 2 человека со словами привидение, мертвец)

-

Проверим.





Одуш. Неодуш.

Привидение

мертвец

Улитка дерево

Снеговик народ

Кукла Марс (планета)

Зевс книга

Русалка

Матрёшка

Ферзь

Дамка



- А теперь на основании нашего исследования распределите эти понятия на 2 группы (на интерактивной доске)



-У кого были предметы живой природы? (и т.д.), к доске выходят по1 представителю от каждой команды и доказывают свою точку зрения.



Одуш. Неодуш.



Предметы живой природы Предметы неживой природы

Названия богов названия растений

Названия умерших людей названия планет по именам богов

Мифические существа совокупность людей

Фигуры карточных и шахматных игр

Названия игрушек, изображающих человека



- Какое открытие вы сделали? Всегда ли совпадает понятие об одушевленных предметах в реальной жизни и в языке?

Оцени свою работу.







Доброжелательное отношение между учащимися, создание пространства эффективного общения





















































































Стимулирование внутренней мотивации: радость от открытия, интерес к изучаемому материалу



11. Физминутку

Проводит комплекс дыхательных упражнений под осетинскую музыку

Повторяют упражнения

Здоровьесберегающая

Формирование культуры правильного дыхания Наличие эмоциональных разрядок

12.. Включение нового знания в систему знаний и повторение-





Мы провели очень важные исследования и можем немного отдохнуть.

(метод «Карусель»)

1 группа - игра «Я утверждаю, что…»

2 группа- игра «Я утверждаю, что…»



3 группа-Измени одушевленные существительные на неодушевленные, изменив лишь 1 букву. Можно добавлять или убирать.



Оса-

Сын-

Коза-

Кот-



4 группа- Найди «Лишнее» слово.



Школьник, директор, птица, доска.

Матрёшка, растение, русалка, кукла.





5 группа-

-Определите одушевлённость( неодушевлённость) выделенного существительного в первом и втором предложениях.



Мышь нашла кусочек сыра и решила его съесть.

Папа купил мне компьютерную мышь.



Проверка(задание 3 и 4 группы) с выходом к доске и озвучивание во внешней речи.





Работают в парах; обыгрывают ситуации определения вежливых слов



Технология «ТРИЗ»







Возможность выражения своего видения жизни









  1. Подведение итога урока

-Вернемся у заданию Гали и Сережи. Давайте теперь выполним его правильно. Возьмите карточку № 1.

(1 человек на интерактивной доске)



-Вспомните тему урока?

-Какова была цель?

-Добились ли мы поставленной цели?



- По каким признакам вы можете определить одушевлённость/неодушевлённость имён существительных?

( по вопросу и по лексическому значению слова)



- Как можно определить одушевлённость/неодушевлённость имён существительных?





Оценивают достижение целей урока

Технология рефлексивного обучения

Отслеживание уровня понимания учебного материала

  1. Рефлексия

Вспомните девиз урока.

-Кому слова Аристотеля были близки сегодня на уроке?







- Оцените свою работу на уроке.Выберите одну из фраз и продолжите.







Определяют настроение

Технология успеха

Стимулирование внутренней мотивации: радость от активности

10 Домашнее задание.-

Русский язык очень интересный, и я вам предлагаю поделиться своими открытиями с родителями и дома так же исследовать любые имена существительные.







Настрой на успех



Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: "Одушевлённые и неодушевленные имена существительные"
  • Начальные классы
Описание:

Урок-исследования.Цель урока-научиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, развивать умение распознавать слова, отвечающие на вопросы кто? что? учащиеся проводят исследование одной темы с разных точек зрения. С одной стороны- рассматривают лексическое значение слова, с другой-наблюдают за совпадением некоторых падежных форм. Составляют алгоритм применения правила, как по грамматическому признаку определить категорию одушевленности и неодушевленности. Приводимые примеры слов- привидение, мертвец, снеговик, кукла, матрешка, русалка, ферзь, дамка- относятся к одушевленным именам существительным. При закреплении знаний используется интерактивный метод "Карусель"

Автор Середина Татьяна Юрьевна
Дата добавления 20.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1846
Номер материала 8540
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓