- 04.10.2020
- 1954
- 3
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Творительный падеж имени существительного. Предлоги. (3 класс).
Цели: 1. Познакомиться с особенностями творительного падежа.
2. Учить правильно употреблять существительные в творительном паде
3. Познакомиться с предлогами, которые употребляются в творительном падеже.
4. Закрепить знание изученных падежей.
5. Повторить правописание словарных слов.
Ход урока:
1. Чистописание Жж ЖжЖ жЖж жж
Животное, ёжики, моржи, жужжит
- Какое правило объединяет все эти слова? (правописание жи).
- Подчеркните это сочетание.
2. Словарно-картинный диктант.
- Я показываю картинку, а вы в тетради записываете через запятую словарное слово, которое эта картина обозначает. Ставите ударение, подчеркиваете безударную гласную.
Медве'дь, лиси'ца, за'яц, коро'ва, соба'ка, пету'х.
- Проверка: прочитать, объяснить орфограммы.
- Назовите, какие из животных, названия которых мы записали, домашние, а какие дикие?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Сегодня на уроке русского языка мы будем говорить о многих животных и диких и домашних, а сейчас:
3. Упражнения по распознаванию и правильном употреблении падежей имен существительных.
а) Послушайте сказку. Подумайте, о ком она:
«Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать именительный. Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось. Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным. Он всем стал предлагать свою помощь, о нём все заговорили и называют теперь предложным». (Эта сказка о падежах.)
- Сколько же падежей в русском языке? (6)
- Назовите их по порядку, вместе с основными вопросами.
- Как определить падеж имени существительного? Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого? (По основным вопросам, по предлогам, по окончаниям имен существительных, по роли в предложении.)
- Как в русском языке называют изменения имен существительных по падежам? (Склонение).
Иллюстрация кота
Тогда «Раз, два, три, четыре, пять – будем слово кот склонять».
- Послушайте стихотворение про кота:
«У норы добычи ждёт
Притаившись серый кот.
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от кота.
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая – и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом,
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о коте».
- Из стихотворения выпишите в строчку через запятую слово кот в падежах, если перед словом кот есть предлог, то выпишите слово с предлогом, сразу указывая карандашом падеж, выделите окончание.
- Читаю второй раз.
-Выполняем коллективно.
- Какая же часть слова изменяется при склонении. (Окончание).
Иллюстрация коровы, молока
- А теперь просклоняем в тетради самостоятельно имена существительные корова и молоко. Выделим окончание. (И.п. (кто?) корова, (что?) молоко)
- Проверяем.
- Составьте предложение, употребив имя существительное корова в именительном падеже, а существительное молоко в винительном падеже.
(Корова дает вкусное, полезное молоко.)
- Запишите это предложение в тетрадь.
- Разберите предложение по членам. Каким членом предложения является слово молоко? Главным или второстепенным? (Второстепенным.) А на какой вопрос отвечает?
- В каком падеже употребили это слово? (Винительный падеж).
- Укажите падеж имени существительного корова. (Именительный падеж).
- Как отличается именительный падеж от винительного падежа? (По предлогу, если же его нет, то установить, каким членом предложения является имя существительное).
4. Наблюдение над именем существительным в творительном падеже. Иллюстрации вместо слов в тексте на доске.
а) Прочитайте стихотворение на доске, вместо картин называя существительные.
Наряжался бык утёнком,Медвежонок – жеребёнком.
Белка – волком, гусь – слоном,Грач – свиньей,
червяк – мартышкой.А индюк решил быть сразу
Львом, слоном и дикобразом.
На весёлый карнавал,Только суслик не попал.
- Определите падеж имен существительных, изображенных с помощью картинок. Есть ли в стихотворении другие имена существительных в творительном падеже. Назовите их.
- Выпишите имена существительные в творительном падеже, дополнив ими словосочетания. Нарядился (кем?) утёнком, жеребёнком, волком, ослом, собачкой, слоном, свиньёй, мартышкой. (Творительный падеж).
Решил быть (кем?) львом, слоном, дикобразом. (Творительный падеж).
- Выделите окончания.
- Итак, сегодня мы будем более подробно знакомиться с творительным падежом, с его основными и смысловыми вопросами, предлогами, которые употребляются с именем существительным в творительном падеже.
б) Назовите ещё раз основные вопросы творительного падежа. (Кем? Чем?)
А сейчас отгадайте загадку:
Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель).
- Записываем с комментированием.
- Прочитайте словосочетания с именем существительным в творительном падеже.
- Задайте вопрос. (Под чем?)
- Какой другой вопрос можно задать? (Где?)
- Это смысловой вопрос творительного падежа.
Итак, кроме основных вопросов кем? Чем? У творительного падежа есть ещё один вопрос где? – смысловой.
- Составьте и напишите словосочетания, изменяя существительные по смыслу (по вариантам).
I в – Дружит с (природа), ползали между (корни), лисичка со (скалочка), находился за (река).
II в – Пролетел над (поле), нашёл под (дерево), вертится перед (зеркало).
- Чтобы открыть скобки, в каком падеже нужно было употребить имя существительное? (В творительном падеже).
- Выделите окончания. Назовите предлоги, которые употребляют в творительном падеже.
в) – А теперь назовите, сравнив записанные у вас и на доске предлоги с таблицей
- Назовите предлоги, которые употребляются только в творительном падеже.
Над, перед, между.Дополните схему, используя таблицу.
Т.п.
За ? (В.п.)
Т.п.
с ? (Р.п.)
Под Т.п.
? (В.п.)
г) Упр. 44
д) Итог. Как узнать падеж имени существительного.
- На какие вопросы отвечает имя существительное в творительном падеже.
6 663 210 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Кайль Наталья Семеновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72/108 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.