Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока русского языка в 3 классе

Конспект урока русского языка в 3 классе

Скачать материал

Урок русского языка в 3 классе                   

Тема: Творительный падеж имени существительного. Предлоги. (3 класс).

Цели: 1.  Познакомиться с особенностями творительного падежа.

           2. Учить правильно употреблять существительные в творительном паде

            3. Познакомиться с предлогами, которые употребляются в творительном падеже.

            4. Закрепить знание изученных падежей.

             5. Повторить правописание словарных слов.

Ход урока:

1.      Чистописание     Жж    ЖжЖ    жЖж   жж

Животное, ёжики, моржи, жужжит

- Какое правило объединяет все эти слова? (правописание жи).

- Подчеркните это сочетание.

2.  Словарно-картинный диктант.

- Я показываю картинку, а вы в тетради записываете через запятую словарное слово, которое эта картина обозначает. Ставите ударение, подчеркиваете безударную гласную.

Медве'дь, лиси'ца, за'яц, коро'ва, соба'ка, пету'х.

- Проверка: прочитать, объяснить орфограммы.

- Назовите, какие из животных, названия которых мы записали, домашние, а какие дикие?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Сегодня на уроке русского языка мы будем говорить о многих животных и диких и домашних, а сейчас:

3. Упражнения по распознаванию и правильном употреблении падежей имен существительных.

а) Послушайте сказку. Подумайте, о ком она:

«Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать именительный. Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось. Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным. Он всем стал предлагать свою помощь, о нём все заговорили и называют теперь предложным». (Эта сказка о падежах.)

- Сколько же падежей в русском языке? (6)

- Назовите их по порядку, вместе с основными вопросами.

- Как определить падеж имени существительного? Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого? (По основным вопросам, по предлогам, по окончаниям имен существительных, по роли в предложении.)

- Как в русском языке называют изменения имен существительных по падежам? (Склонение).

Иллюстрация кота

Тогда «Раз, два, три, четыре, пять – будем слово кот склонять».

- Послушайте стихотворение про кота:

«У норы добычи ждёт

Притаившись серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом,

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте».

- Из стихотворения выпишите в строчку через запятую слово кот в падежах, если перед словом кот есть предлог, то выпишите слово с предлогом, сразу указывая карандашом падеж, выделите окончание.

- Читаю второй раз.

-Выполняем коллективно.

- Какая же часть слова изменяется при склонении. (Окончание).

Иллюстрация коровы, молока

- А теперь просклоняем в тетради самостоятельно имена существительные корова и молоко. Выделим окончание. (И.п. (кто?) корова, (что?) молоко)

- Проверяем.

- Составьте предложение, употребив имя существительное корова в именительном падеже, а существительное молоко в винительном падеже.

(Корова дает вкусное, полезное молоко.)

- Запишите это предложение в тетрадь.

- Разберите предложение по членам. Каким членом предложения является слово молоко? Главным или второстепенным? (Второстепенным.) А на какой вопрос отвечает?

- В каком падеже употребили это слово? (Винительный падеж).

- Укажите падеж имени существительного корова. (Именительный падеж).

- Как отличается именительный падеж от винительного падежа? (По предлогу, если же его нет, то установить, каким членом предложения является имя существительное).

4. Наблюдение над именем существительным в творительном падеже. Иллюстрации вместо слов в тексте на доске.

а) Прочитайте стихотворение на доске, вместо картин называя существительные.

Наряжался бык утёнком,Медвежонок – жеребёнком.

Белка – волком, гусь – слоном,Грач – свиньей,

червяк – мартышкой.А индюк решил быть сразу

Львом, слоном и дикобразом.

На весёлый карнавал,Только суслик не попал.

- Определите падеж имен существительных, изображенных с помощью картинок. Есть ли в стихотворении другие имена существительных в творительном падеже. Назовите их.

- Выпишите имена существительные в творительном падеже, дополнив ими словосочетания. Нарядился (кем?) утёнком, жеребёнком, волком, ослом, собачкой, слоном, свиньёй, мартышкой. (Творительный падеж).

Решил быть (кем?) львом, слоном, дикобразом. (Творительный падеж).

- Выделите окончания.

- Итак, сегодня мы будем более подробно знакомиться с творительным падежом, с его основными и смысловыми вопросами, предлогами, которые употребляются с именем существительным в творительном падеже.

б) Назовите ещё раз основные вопросы творительного падежа. (Кем? Чем?)

А сейчас отгадайте загадку:

Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель).

- Записываем с комментированием.

- Прочитайте словосочетания с именем существительным в творительном падеже.

- Задайте вопрос. (Под чем?)

- Какой другой вопрос можно задать? (Где?)

- Это смысловой вопрос творительного падежа.

Итак, кроме основных вопросов кем? Чем? У творительного падежа есть ещё один вопрос где? – смысловой.

- Составьте и напишите словосочетания, изменяя существительные по смыслу (по вариантам).

I в – Дружит с (природа), ползали между (корни), лисичка со (скалочка), находился за (река).

II в – Пролетел над (поле), нашёл под (дерево), вертится перед (зеркало).

- Чтобы открыть скобки, в каком падеже нужно было употребить имя существительное? (В творительном падеже).

- Выделите окончания. Назовите предлоги, которые употребляют в творительном падеже.

в) – А теперь назовите, сравнив записанные у вас и на доске предлоги с таблицей

- Назовите предлоги, которые употребляются только в творительном падеже.

Над, перед, между.Дополните схему, используя таблицу.

                 Т.п.

За             ? (В.п.)

Т.п.

с            ? (Р.п.)

Под               Т.п.

                  ? (В.п.)                         

 

 г) Упр. 44

д) Итог. Как узнать падеж имени существительного.

- На какие вопросы отвечает имя существительное в творительном падеже.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка в 3 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка в 3 классе                   

Тема: Творительный падеж имени существительного. Предлоги. (3 класс).

Цели: 1.  Познакомиться с особенностями творительного падежа.

           2. Учить правильно употреблять существительные в творительном паде

            3. Познакомиться с предлогами, которые употребляются в творительном падеже.

            4. Закрепить знание изученных падежей.

             5. Повторить правописание словарных слов.

Ход урока:

1.      Чистописание     Жж    ЖжЖ    жЖж   жж

Животное, ёжики, моржи, жужжит

- Какое правило объединяет все эти слова? (правописание жи).

- Подчеркните это сочетание.

2.  Словарно-картинный диктант.

- Я показываю картинку, а вы в тетради записываете через запятую словарное слово, которое эта картина обозначает. Ставите ударение, подчеркиваете безударную гласную.

Медве'дь, лиси'ца, за'яц, коро'ва, соба'ка, пету'х.

- Проверка: прочитать, объяснить орфограммы.

- Назовите, какие из животных, названия которых мы записали, домашние, а какие дикие?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Сегодня на уроке русского языка мы будем говорить о многих животных и диких и домашних, а сейчас:

3. Упражнения по распознаванию и правильном употреблении падежей имен существительных.

а) Послушайте сказку. Подумайте, о ком она:

«Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать именительный. Родился – стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось. Он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным. Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным. Он всем стал предлагать свою помощь, о нём все заговорили и называют теперь предложным». (Эта сказка о падежах.)

- Сколько же падежей в русском языке? (6)

- Назовите их по порядку, вместе с основными вопросами.

- Как определить падеж имени существительного? Как, по каким признакам можно отличить один падеж от другого? (По основным вопросам, по предлогам, по окончаниям имен существительных, по роли в предложении.)

- Как в русском языке называют изменения имен существительных по падежам? (Склонение).

Иллюстрация кота

Тогда «Раз, два, три, четыре, пять – будем слово кот склонять».

- Послушайте стихотворение про кота:

«У норы добычи ждёт

Притаившись серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Удерёт в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом,

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о коте».

- Из стихотворения выпишите в строчку через запятую слово кот в падежах, если перед словом кот есть предлог, то выпишите слово с предлогом, сразу указывая карандашом падеж, выделите окончание.

- Читаю второй раз.

-Выполняем коллективно.

- Какая же часть слова изменяется при склонении. (Окончание).

Иллюстрация коровы, молока

- А теперь просклоняем в тетради самостоятельно имена существительные корова и молоко. Выделим окончание. (И.п. (кто?) корова, (что?) молоко)

- Проверяем.

- Составьте предложение, употребив имя существительное корова в именительном падеже, а существительное молоко в винительном падеже.

(Корова дает вкусное, полезное молоко.)

- Запишите это предложение в тетрадь.

- Разберите предложение по членам. Каким членом предложения является слово молоко? Главным или второстепенным? (Второстепенным.) А на какой вопрос отвечает?

- В каком падеже употребили это слово? (Винительный падеж).

- Укажите падеж имени существительного корова. (Именительный падеж).

- Как отличается именительный падеж от винительного падежа? (По предлогу, если же его нет, то установить, каким членом предложения является имя существительное).

4. Наблюдение над именем существительным в творительном падеже. Иллюстрации вместо слов в тексте на доске.

а) Прочитайте стихотворение на доске, вместо картин называя существительные.

Наряжался бык утёнком,Медвежонок – жеребёнком.

Белка – волком, гусь – слоном,Грач – свиньей,

червяк – мартышкой.А индюк решил быть сразу

Львом, слоном и дикобразом.

На весёлый карнавал,Только суслик не попал.

- Определите падеж имен существительных, изображенных с помощью картинок. Есть ли в стихотворении другие имена существительных в творительном падеже. Назовите их.

- Выпишите имена существительные в творительном падеже, дополнив ими словосочетания. Нарядился (кем?) утёнком, жеребёнком, волком, ослом, собачкой, слоном, свиньёй, мартышкой. (Творительный падеж).

Решил быть (кем?) львом, слоном, дикобразом. (Творительный падеж).

- Выделите окончания.

- Итак, сегодня мы будем более подробно знакомиться с творительным падежом, с его основными и смысловыми вопросами, предлогами, которые употребляются с именем существительным в творительном падеже.

б) Назовите ещё раз основные вопросы творительного падежа. (Кем? Чем?)

А сейчас отгадайте загадку:

Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель).

- Записываем с комментированием.

- Прочитайте словосочетания с именем существительным в творительном падеже.

- Задайте вопрос. (Под чем?)

- Какой другой вопрос можно задать? (Где?)

- Это смысловой вопрос творительного падежа.

Итак, кроме основных вопросов кем? Чем? У творительного падежа есть ещё один вопрос где? – смысловой.

- Составьте и напишите словосочетания, изменяя существительные по смыслу (по вариантам).

I в – Дружит с (природа), ползали между (корни), лисичка со (скалочка), находился за (река).

II в – Пролетел над (поле), нашёл под (дерево), вертится перед (зеркало).

- Чтобы открыть скобки, в каком падеже нужно было употребить имя существительное? (В творительном падеже).

- Выделите окончания. Назовите предлоги, которые употребляют в творительном падеже.

в) – А теперь назовите, сравнив записанные у вас и на доске предлоги с таблицей

- Назовите предлоги, которые употребляются только в творительном падеже.

Над, перед, между.Дополните схему, используя таблицу.

                 Т.п.

За             ? (В.п.)

Т.п.

с            ? (Р.п.)

Под               Т.п.

                  ? (В.п.)                         

 

 г) Упр. 44

д) Итог. Как узнать падеж имени существительного.

 

- На какие вопросы отвечает имя существительное в творительном падеже.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 210 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 817
    • DOCX 18.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кайль Наталья Семеновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кайль Наталья Семеновна
    Кайль Наталья Семеновна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 17247
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 286 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 102 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Мини-курс

Эволюция классической музыки до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ эффективности проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе