Главная / Русский язык и литература / Конспект урока русского языка в 11 классе: Сложные бессоюзные предложения

Конспект урока русского языка в 11 классе: Сложные бессоюзные предложения

Тема урока: Сложные бессоюзные предложения

Класс: 11

Цель урока: повторение и систематизация знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях, формирование языковой и лингвистической культуры учащихся.


Задачи урока:

- продолжить формирование умения определять сложные бессоюзные предложения;

- продолжить формирование навыков постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;

- развивать умения грамотно использовать в речи бессоюзные сложные предложения;

- воспитывать любовь к окружающему миру, к природе.


Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Сложные бессоюзные предложения».


Вид урока: комбинир.


Формы организации ученической деятельности: анализ, наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, работа с интерактивной доской, тестирование.


Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.


Ход урока:


  1. Актуализация теоретических знаний. Повторение пройденных тем.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: к нам приехали гости. Поприветствуем их. (Приветствие)

Давайте познакомимся с эпиграфом урока. (Чтение эпиграфа)

Относитесь к русскому языку бережно и
любовно. Думайте о нем, изучайте его,
страстно любите его, и вам откроется мир
безграничных радостей, ибо безграничны
сокровища русского языка.
(Луговской)

Как вы понимаете эпиграф нашего урока? Вдумайтесь в значение этих слов и скажите, что нам хотел сказать автор?


Определите типы предложений, данных в эпиграфе урока, найдите грамматическую основу. (2 минуты)

(1-простое, односоставное; 2-сложное, ССП)


Лексическая тема: Жер-ананы сақтайық!

Давайте беречь природу!

Грамматическая тема нашего урока: повторение и систематизация знания о бессоюзных сложных предложениях.


Откроем тетради, запишем число, тему урока.


(Настрой учащихся на урок).

Правило работы в классе на уроке русского языка:

Мы должны работать быстро, ловко, умело, внимательно, четко, старательно.

У каждого из вас оценочный лист. На нем вы должны в конце урока поставить оценки, которые, по вашему мнению, вы заработали, записать что на уроке было главным, что на уроке было интересно.


Оценочный лист

Что на уроке было главным?

Что на уроке было интересно?

Я работал(а)

на «5»

на «4»

на «3»

на «2»









Приступим к работе.

  1. Работа с текстом. Чтение отрывка из стихотворения А.Фета. Музыка

(Жаксыбаева Альмира)

Уснуло озеро; безмолвен черный лес;

Русалка белая небрежно выплывает;

Как лебедь молодой луна среди небес

Скользит и свой двойник на влаге созерцает.


Уснули рыбаки у сонных огоньков;

Ветрило бледное не шевельнет ни складкой;

Порой тяжелый карп плеснет у тростников,

Пустив широкий круг бежать во влаге гладкой.


Как тихо… Каждый звук и шорох слышу я;

Но звуки тишины ночной не прерывают, -

Пускай живая трель ярка у соловья,

Как травы на воде русалки колыхают…

(А. Фет)


А) Найти в первой строфе сложные бессоюзные предложения. Объясните смысловые отношения между их частями.

Б) (Работа в тетрадях). Выделить грамматические основы в сложных бессоюзных предложениях. (Один ученик отвечает по желанию) (3 минуты)

В) (Анализ произведения)

Какие звуки мы слышим, какие образы возникают у нас, читая стихотворение А. Фета?


Почему автор пишет последние строки таким образом:

Пускай живая трель ярка у соловья,

Как травы на воде русалки колыхают…

(Если мы не можем ответить на этот вопрос сейчас, то мы постараемся ответить на вопрос в конце урока).


  1. Вернемся ещё раз к нашему эпиграфу урока. Прочитайте его про себя. 14. Автор этих строк просит нас любить язык.

  2. А можно ли полюбить Сложные бессоюзные предложения? Попробуем ответить на этот вопрос в течение урока.

  3. Знакомство с этапами урока. (1 минута)

Мы сегодня должны повторить, обобщить, систематизировать знания о сложных бессоюзных предложениях. Остановимся отдельно на каждом из типов бессоюзных сложных предложений.

  • Сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности.

  • Сложные бессоюзные предложения с отношениями сопоставления.

  • Сложные бессоюзные предложения с отношениями причины и следствия.

  • Сложные бессоюзные предложения с отношениями времени и условия.

  • Сложные предложения с отношениями пояснения и дополнения.

  • Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

  • Бессоюзные предложения в английском и казахском языках.

  • Бессоюзные предложения в творчестве.


1. Сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности

Первое задание: определить, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Объяснить расстановку знаков препинания.

(2 минуты)

1. В полдень солнце играет в зените,

Степь в причудливых ярких цветах,

Табуны лошадей в легкой дымке

На отстое меж сопок стоят.

2. Под снегом журчит вода, на полях появились проталины.

А теперь, проверьте себя!

(Проверь себя).


Домашним заданием было провести мониторинг, опрос знаний учащихся школы о БСП в старших классах.

Мониторинг анкетирования (ученик объясняет диаграмму).

(2 минуты)

2. Сложные бессоюзные предложения с отношениями сопоставления

Второе задание: определить, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Объяснить расстановку знаков препинания.

1. Зима кончается - весна начинается.

2. Не мудрено голову срубить – мудрено приставить. (Посл.)

(2 минуты)

(Проверь себя).


9. Сложные бессоюзные предложения с отношениями времени и условия

Третье задание: определить, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Объяснить расстановку знаков препинания.

1. Гуси высоко летят - воды будет много, низко - мало.

2. Бросился к лестнице - густые облака дыма поднялись мне навстречу. (М.Г.)

(2 минуты)

(Проверь себя).


10. Сложные бессоюзные предложения с отношениями пояснения и дополнения

Четвертое задание: найдите сложные бессоюзные предложения с отношениями пояснения и дополнения.

1. Я нашел для себя любимое дело: искать, открывать природу, прекрасные стороны души человека. (Пришв.)

(2 минуты)

(Проверь себя).


11. Увечья от БСП. Ученик рассказывает об ошибках, допускаемых людьми, при использовании БСП. (2 минуты)

Задание: найти ошибки.

1. Льется в комнаты солнечный воздух – шумят воробьи на сирени.

2. Не спеши языком: торопись делом.

3. Любишь кататься, люби и саночки возить.

4. Тихо пахать не годится, вместо хлеба трава родится.


Проверь себя!

1. Льется в комнаты солнечный воздух, шумят воробьи на сирени. (Отношения одновременности)

2. Не спеши языком - торопись делом. (Отношения сопоставления)

3. Любишь кататься - люби и саночки возить. (Отношения условия)

4. Тихо пахать не годится: вместо хлеба трава уродится. (Отношения причины)


Опрос знаний учащихся старших классов о расстановке знаков препинаний в бессоюзных сложных предложениях. (Ученик объясняет диаграмму). (2 минуты)


12. Заполнить таблицу. Какие знаки препинания мы ставим при определенных группах БСП. Привести примеры. (Учащиеся выходят по очереди) (4 минуты)


13. Заполнить таблицу. Как проверить знаки препинания.

(4 минут)


14. БСП в казахском и английском языках.

Скажите мне, есть ли бессоюзные сложные предложения в казахском и английском языках?

(2 минуты)

15. Творческая работа. (2 листа формата А4, клей, ножницы).

Из данного материала сделать дерево. Учитывается высота, стойкость, представление башни при помощи предложений из БСП. (5 минут).

Оценивают друг друга.

16. Тестирование. (Каждому ученику раздаются тестовые вопросы) (5 минут).

Взаимопроверка. Учащиеся проверяют работу соседа по парте.


15. А теперь, пожелания при подготовке к ЕНТ и, вообще на сегодня, Рафаэля Альвареса.(3 минуты)


18. Подведение итогов. Рефлексия. (2 минуты)

Вернемся к нашему вопросу, можно ли полюбить сложные бессоюзные предложения? Полюбить русский язык? Для чего?

Вы, наверное, поняли сегодня все слайды, стихотворения, примеры были под общей темой «Природа». К какому выводу мы можем прийти? Каким образом мы должны сохранить её, чтобы у нас был воздух, была вода, а главное наша общая земля?


Какие звуки мы слышим, какие образы возникают у нас при чтении стихотворения А.Фета.



Почему А.Ф. пишет последние строки таким образом:

Пускай живая трель ярка у соловья,

Как травы на воде русалки колыхают…


19. Домашнее задание: выписать из любой художественной литературы описание природы. Условие: наличие БСП.


Вы хорошо поработали. А теперь, скажите нам, какие вы себе оценки поставили? Почему?


Спасибо за работу. До свидания!


Конкурс «Воспитываем и учим, играя»

Дюсембаева Самал Наукановна, учитель русского языка и литературы Айыртауской средней школы Айыртауского района Северо-Казахстанской области Республики Казахстан





Конспект урока русского языка в 11 классе: Сложные бессоюзные предложения
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: Сложные бессоюзные предложения

Класс: 11

Цель урока: повторение и систематизация знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях, формирование языковой и лингвистической культуры учащихся.

 

Задачи урока:

- продолжить формирование умения определять сложные бессоюзные предложения;

- продолжить формирование навыков постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;

- развивать умения грамотно использовать в речи бессоюзные сложные предложения;

- воспитывать любовь к окружающему миру, к природе.

 

Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Сложные бессоюзные предложения».

 

Вид урока: комбинир.

 

Формы организации ученической деятельности: анализ, наблюдение, эксперимент, самостоятельная работа, работа с интерактивной доской, тестирование.

 

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.

 

Ход урока:

 

1.     Актуализация теоретических знаний. Повторение пройденных тем.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: к нам приехали гости. Поприветствуем их. (Приветствие)

Давайте познакомимся с эпиграфом урока. (Чтение эпиграфа)

                 Относитесь к русскому языку бережно и                       
          любовно. Думайте о нем, изучайте его,                          
          страстно любите его, и вам откроется мир    
          безграничных радостей, ибо безграничны      
          сокровища русского языка.
                                                             (Луговской)

Как вы понимаете эпиграф нашего урока? Вдумайтесь в значение этих слов и скажите, что нам хотел сказать автор? 

 

Определите типы предложений, данных в эпиграфе урока, найдите грамматическую основу. (2 минуты)

(1-простое, односоставное; 2-сложное, ССП)

 

Лексическая тема: Жер-ананы сақтайық!

                                Давайте беречь природу!

Грамматическая тема нашего урока: повторение и систематизация знания о бессоюзных сложных предложениях.

 

Откроем тетради, запишем число, тему урока.

 

(Настрой учащихся на урок).

Правило работы в классе на уроке русского языка:

Мы должны работать быстро, ловко, умело, внимательно, четко, старательно.

У каждого из вас оценочный лист. На нем вы должны в конце урока поставить оценки, которые, по вашему мнению, вы заработали, записать что на уроке было главным, что на уроке было интересно.

 

Оценочный лист

Что на уроке было главным?

Что на уроке было интересно?

Я работал(а)

на «5»

на «4»

на «3»

на «2»

 

 

 

 

 

 

 

 

Приступим к работе.

3.     Работа с текстом. Чтение отрывка из стихотворения А.Фета. Музыка

(Жаксыбаева Альмира)

Уснуло озеро; безмолвен черный лес;

Русалка белая небрежно выплывает;

Как лебедь молодой луна среди небес

Скользит и свой двойник на влаге созерцает.

 

Уснули рыбаки у сонных огоньков;

Ветрило бледное не шевельнет ни складкой;

Порой тяжелый карп плеснет у тростников,

Пустив широкий круг бежать во влаге гладкой.

 

Как тихо… Каждый звук и шорох слышу я;

Но звуки тишины ночной не прерывают,  -

Пускай живая трель ярка у соловья,  

Как травы на воде русалки колыхают…

                                              (А. Фет)

 

А) Найти в первой строфе сложные бессоюзные предложения. Объясните смысловые отношения между их частями.

Б) (Работа в тетрадях). Выделить грамматические основы в сложных бессоюзных предложениях. (Один ученик отвечает по желанию) (3 минуты)

В) (Анализ произведения)

Какие звуки мы слышим, какие образы возникают у нас, читая стихотворение А. Фета?

 

Почему автор пишет последние строки таким образом:

Пускай живая трель ярка у соловья,

Как травы на воде русалки колыхают…

(Если мы не можем ответить на этот вопрос сейчас, то мы постараемся ответить на вопрос в конце урока).

 

4.     Вернемся ещё раз к нашему эпиграфу урока. Прочитайте его про себя.  14. Автор этих строк просит нас любить язык.

5.     А можно ли полюбить Сложные бессоюзные предложения? Попробуем ответить на этот вопрос в течение урока.

6.     Знакомство с этапами урока. (1 минута)

Мы сегодня должны повторить, обобщить, систематизировать знания о сложных бессоюзных предложениях. Остановимся отдельно на каждом из типов бессоюзных сложных предложений.

n  Сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности.

n  Сложные бессоюзные предложения с отношениями сопоставления.

n  Сложные бессоюзные предложения с отношениями причины и следствия.

n  Сложные бессоюзные предложения с отношениями времени и условия.

n  Сложные предложения с отношениями пояснения и дополнения.

n  Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.

n  Бессоюзные предложения в английском и казахском языках.

n  Бессоюзные предложения в творчестве.

 

1. Сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности

Первое задание: определить, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Объяснить расстановку знаков препинания.

(2 минуты)

1.   В полдень солнце играет в зените,

      Степь в причудливых ярких цветах,

      Табуны лошадей в легкой дымке

       На отстое меж сопок стоят. 

2. Под снегом журчит вода, на полях появились проталины.

 

А теперь, проверьте себя!

(Проверь себя).

 

Домашним заданием было провести мониторинг, опрос знаний учащихся школы о БСП в старших классах.

Мониторинг анкетирования (ученик объясняет диаграмму).

(2 минуты)

2. Сложные бессоюзные предложения с отношениями сопоставления

Второе задание: определить, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Объяснить расстановку знаков препинания.

1. Зима кончается - весна начинается.

2. Не мудрено голову срубить – мудрено приставить. (Посл.)

(2 минуты)

(Проверь себя).

 

9. Сложные бессоюзные предложения с отношениями времени и условия

Третье задание: определить, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Объяснить расстановку знаков препинания.

1. Гуси высоко летят - воды будет много, низко - мало. 

2. Бросился к лестнице - густые облака дыма поднялись мне навстречу. (М.Г.)

(2 минуты)

(Проверь себя).

 

10. Сложные бессоюзные предложения с отношениями пояснения и дополнения

Четвертое задание: найдите сложные бессоюзные предложения с отношениями пояснения и дополнения.

1. Я нашел для себя любимое дело: искать, открывать природу, прекрасные стороны души человека. (Пришв.)

(2 минуты)

(Проверь себя).

 

11. Увечья от БСП. Ученик рассказывает об ошибках, допускаемых людьми, при использовании БСП. (2 минуты)

Задание: найти ошибки.

1. Льется в комнаты солнечный воздух – шумят воробьи на сирени.

2. Не спеши языком: торопись делом.

3. Любишь кататься, люби и саночки возить.

4. Тихо пахать не годится, вместо хлеба трава родится.

 

Проверь себя!

1. Льется в комнаты солнечный воздух, шумят воробьи на сирени. (Отношения одновременности)

2. Не спеши языком - торопись делом. (Отношения сопоставления)

3. Любишь кататься - люби и саночки возить. (Отношения условия)

4. Тихо пахать не годится: вместо хлеба трава уродится. (Отношения причины)

 

Опрос знаний учащихся старших классов о расстановке знаков препинаний в бессоюзных сложных предложениях. (Ученик объясняет диаграмму). (2 минуты)

 

12. Заполнить таблицу. Какие знаки препинания мы ставим при определенных группах БСП. Привести примеры. (Учащиеся выходят по очереди) (4 минуты)

 

13. Заполнить таблицу. Как проверить знаки препинания.

(4 минут)

 

14. БСП в казахском и английском языках.

Скажите мне, есть ли бессоюзные сложные предложения в казахском и английском языках?

(2 минуты)

15. Творческая работа. (2 листа формата А4, клей, ножницы).

Из данного материала сделать дерево. Учитывается высота, стойкость, представление башни при помощи предложений из БСП. (5 минут).

Оценивают друг друга.

16. Тестирование. (Каждому ученику раздаются тестовые вопросы) (5 минут).

 Взаимопроверка. Учащиеся проверяют работу соседа по парте. 

 

15. А теперь, пожелания при подготовке к ЕНТ и, вообще на сегодня, Рафаэля Альвареса.(3 минуты) 

 

18. Подведение итогов. Рефлексия. (2 минуты)

Вернемся к нашему вопросу, можно ли полюбить сложные бессоюзные предложения? Полюбить русский язык? Для чего?

Вы, наверное, поняли сегодня все слайды, стихотворения, примеры были под общей темой «Природа». К какому выводу мы можем прийти? Каким образом мы должны сохранить её, чтобы у нас был воздух, была вода, а главное наша общая земля? 

 

Какие звуки мы слышим, какие образы возникают у нас при чтении стихотворения А.Фета.

 

 

Почему А.Ф. пишет последние строки таким образом:

Пускай живая трель ярка у соловья,

Как травы на воде русалки колыхают…

 

19. Домашнее задание: выписать из любой художественной литературы описание природы. Условие: наличие БСП.

 

Вы хорошо поработали. А теперь, скажите нам, какие вы себе оценки поставили? Почему?

 

Спасибо за работу. До свидания!

 

Автор Дюсембаева Самал Наукановна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1396
Номер материала 30571
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓