Главная / Русский язык и литература / Конспект урока русского языка в 10 классе "Стили речи"

Конспект урока русского языка в 10 классе "Стили речи"

1. Покладите тетради на стол. 2.Взятничество – бич нашего времени 3.В подтве...
1.Покладите тетради на стол. (Положите тетради на стол – морфологическая оши...
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) пятисотым годом до ...
У ручья вымахала красавица Роза. На ветку перед ней взгромоздился Соловей. С...
1.Вставить пропущенные слова А. В научном стиле речи обычно … средства худож...
Проведи соответствия между текстами и названиями стилей: 1. Курангышев Дмитр...
Сравните тексты Берёза – род деревьев и кустарников семейства берёзовых. Окол...
Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печальный...
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в м...
Исправник вынул из кармана довольно замаранный лист бумаги, развернул его с ...
Страна, по имени столицы своей Горюхином называемая, занимает на земном шаре...
Соотнесите тропы и их определения. 1) метафора а) перенос значения с одного я...
Ответы 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б.
 Ответы: 1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г.
Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа...
ТЕКСТ Тематическое единство: тема, ключевые слова, основная мысль (идея) и ра...
-В языке художественной литературы в соответствии с авторским замыслом могут...
Домашнее задание 1.Персидский поэт и мыслитель 13 века Саади писал: Умён ты ...
Спасибо за внимание!
1 из 24

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 1. Покладите тетради на стол. 2.Взятничество – бич нашего времени 3.В подтвержд
Описание слайда:

1. Покладите тетради на стол. 2.Взятничество – бич нашего времени 3.В подтверждение этому приведу такой пример 4.Кто же не слышал об этом юном вундеркинде?

№ слайда 2 1.Покладите тетради на стол. (Положите тетради на стол – морфологическая ошибка
Описание слайда:

1.Покладите тетради на стол. (Положите тетради на стол – морфологическая ошибка). 2.Взятничество – бич нашего времени. (Взяточничество – бич нашего времени – словообразовательная ошибка). 3.В подтверждение этому приведу такой пример. (В подтверждение этого приведу такой пример – синтаксическая ошибка). 4.Кто же не слышал об этом юном вундеркинде? (Кто же не слышал об этом вундеркинде? – речевая ошибка).

№ слайда 3 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) пятисотым годом до наш
Описание слайда:

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) пятисотым годом до нашей эры 2) гибридные сорта 3) группа турок 4) более веселее 2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Обломав сухие ветки , 1) Аксинья увидела сквозь них сторожку. 2) почувствовала боль от царапин и порезов. 3) захотелось поскорее сложить из них костер и согреться. 4) хорошо стало видно вокруг.

№ слайда 4 У ручья вымахала красавица Роза. На ветку перед ней взгромоздился Соловей. С во
Описание слайда:

У ручья вымахала красавица Роза. На ветку перед ней взгромоздился Соловей. С восхищением он уставился на Розу, расхваливая её красоту. Соловьиные верещания звучали над ручьём, и тот поддакивал им тихим бульканьем.

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6 1.Вставить пропущенные слова А. В научном стиле речи обычно … средства художест
Описание слайда:

1.Вставить пропущенные слова А. В научном стиле речи обычно … средства художественной выразительности. Б. Неподготовленность, непринуждённость, неполнота выражений – особенности … стиля. В. Для художественного стиля характерно единство коммуникативной и … функций. Г. Воздействие на мысли и чувства адресата – цель … стиля. 2. Отметьте ошибочное утверждение А. Нейтрально окрашенные слова могут употребляться в текстах любых функциональных стилей. Б.Употребление просторечных слов в книжных стилях является стилистической ошибкой. В. Воздействие на чувства и мысли читателей с помощью создания образа – цель публицистического стиля. Г. Отвлечённость, конкретность, обобщённость, объективность - особенности научного стиля.

№ слайда 7 Проведи соответствия между текстами и названиями стилей: 1. Курангышев Дмитрий,
Описание слайда:

Проведи соответствия между текстами и названиями стилей: 1. Курангышев Дмитрий, ученик 10класса, учится в МБОУ «СОШд.ПочинокСутер Кукморского района РТ» с 5 класса... 2.Не волнуйтесь, доехал я хорошо. Мне попался очень интересный попутчик... 3. Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык?! Словородной –волшебное слово. Оно.. 4.Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми. 5.Среди густого леса замер пруд, усыпанный опавшими листьями...   Художественный     Научный     Публицистический     Разговорный     Официально-деловой    

№ слайда 8 Сравните тексты Берёза – род деревьев и кустарников семейства берёзовых. Около 1
Описание слайда:

Сравните тексты Берёза – род деревьев и кустарников семейства берёзовых. Около 120 видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют берёза бородавчатая и берёза пушистая.  Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой… С. Есенин

№ слайда 9 Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печальный св
Описание слайда:

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печальный свет она. (А.С. Пушкин.)

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11 Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в мину
Описание слайда:

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса… («Станционный смотритель»)

№ слайда 12 Исправник вынул из кармана довольно замаранный лист бумаги, развернул его с важ
Описание слайда:

Исправник вынул из кармана довольно замаранный лист бумаги, развернул его с важностью и стал читать нараспев: «Приметы Владимира Дубровского, составленные по сказкам бывших его дворовых людей. От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось». («Дубровский»)

№ слайда 13 Страна, по имени столицы своей Горюхином называемая, занимает на земном шаре бо
Описание слайда:

Страна, по имени столицы своей Горюхином называемая, занимает на земном шаре более 240 десятин. Число жителей простирается до 63 душ. К северу граничит она с деревнями Дериуховом и Перкуховом, коего обитатели бедны, тощи и малорослы, а гордые владельцы преданы воинственному упражнению заячьей охоты. К югу река Сивка отделяет ее от владений карачевских вольных хлебопашцев – соседей беспокойных, известных буйной жестокостью нравов… К востоку примыкает она… к непроходимому болоту, где произрастает одна клюква… («История села Горюхина»)

№ слайда 14 Соотнесите тропы и их определения. 1) метафора а) перенос значения с одного явле
Описание слайда:

Соотнесите тропы и их определения. 1) метафора а) перенос значения с одного явления на другое по смежности 2) метонимия б) сильное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета 3) парафраза в) употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений 4) ирония г) замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 5) литота д) употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки

№ слайда 15 Ответы 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б.
Описание слайда:

Ответы 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б.

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17  Ответы: 1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г.
Описание слайда:

Ответы: 1-в, 2-д, 3-б, 4-а, 5-г.

№ слайда 18 Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с
Описание слайда:

Старика старуха забранила: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше-то совсем раскололось». («Сказка о рыбаке и рыбке»)

№ слайда 19 ТЕКСТ Тематическое единство: тема, ключевые слова, основная мысль (идея) и развё
Описание слайда:

ТЕКСТ Тематическое единство: тема, ключевые слова, основная мысль (идея) и развёрнутость текста: подтемы, микротемы. Последовательность: композиция. Тип текста: повествование, описание, рассуждение. Связность текста: а) лексический повтор, б) синонимические замены, в) употребление местоимений и наречий вместо предшествующего слова, г) единство временных форм глаголов-сказуемых, д) употребление союзов для связи предложений и частей текста е) вид связи: цепная, параллельная. Завершённость и цельность текста: стилистическое единство

№ слайда 20 -В языке художественной литературы в соответствии с авторским замыслом могут ис
Описание слайда:

-В языке художественной литературы в соответствии с авторским замыслом могут использоваться все языковые средства других стилей, ведь в произведении могут быть показаны все явления и стороны человеческой жизни. - В языке художественной литературы используются разнообразные лексические средства, синтаксические конструкции – при их помощи создается художественный образ. Именно по языку художественной литературы можно судить о богатстве национального языка.  

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22
Описание слайда:

№ слайда 23 Домашнее задание 1.Персидский поэт и мыслитель 13 века Саади писал: Умён ты или
Описание слайда:

Домашнее задание 1.Персидский поэт и мыслитель 13 века Саади писал: Умён ты или глуп, Велик ты или мал,  Не знаем мы, пока Ты слово не сказал. Подготовьте сообщение на тему «Разговорная речь, её нормы» 2.Приведите примеры обращения из романа «Герой нашего времени»

№ слайда 24 Спасибо за внимание!
Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Конспект урока русского языка в 10 классе "Стили речи"
  • Русский язык и литература
Описание:

УРОК «Стили речи. Художественный стиль»

Цели урока: обобщить и систематизировать знания о стилях речи русского языка.

 

1. Образовательные:

-вспомнить и повторить с  учащимися стили речи и присущие им признаки;

-научиться применять стили речи по ситуации, научиться обобщать и систематизировать

 изученное.

2. Развивающие:

-актуализировать  знания учащихся  о функциональных стилях речи и сфере их использования.

-закрепить умение определять стиль речи.

3. Воспитательные:

-воспитание культуры умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.

 

Тип урока: урок обобщения и  систематизации знаний.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Формы: Коллективная, групповая, индивидуальная

1.Оганизационный момент. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас урок не совсем обычный, так как присутствуют гости. Но не волнуйтесь, все вы умеете думать, хорошо отвечать и сумеете показать это. Все у вас получится.

Язык,  как знаковая система, может претерпевать изменения в зависимости от сферы использования или функции, мы должны опираться на речевую ситуацию, учитывать сферу употребления, тему и цель высказывания.

 -Что же  позволит нам правильно отобрать и использовать языковые средства,  наиболее пригодные в конкретной ситуации?

  -Стили речи. О них мы и поговорим сегодня.

- Ребята, с какой целью вы сегодня пришли на урок?  Просмотрите свои задания-карточки и сформулируйте цели нашего урока.

 

 

      2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

        Общие вопросы по теме.

- Как вы понимаете слово стиль?

-Однозначное ли это слово?

- Вспомните, каково происхождение этого слова?

 

В русском языке сравнительно недавно оформилась научная дисциплина – стилистика, которая изучает особенности употребления средств языка в зависимости от речевой ситуации.

Знаете ли вы, что некоторые ваши сенсорные сотовые телефоны тоже управляются с помощью «палочки»,  а называется она стилус! И вы так же можете писать стилусом и стирать написанное, чтобы написать еще лучше.

2. Проверка домашнего задания

Задание 2. Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите слова и словосочетания, которые в равной  степени могут быть употреблены во всех стилях. Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные).

1.        Уведомление, дубликат, город, рефлекс, симпозиум, ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка, пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция.

2.        Уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.

 

научный

Официально-деловой

Разговорный

Город

Рефлекс

симпозиум

Уведомление

Дубликат

Город

Симпозиум

Уполномочен сообщить

Конституция

Обоснованный вывод

Город

Ингредиент

Иммунитет

Бестия

Книжка

Пятый

Ворчун

Дрыхнуть

синий

Сорвиголова

Строить

 

 

 

Задание 3. К каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).

 

СТИЛЬ

книжный

 разговорный

Стиль художественной литературы

научный

деловой

публицистический

тезисы

протокол

очерк

реплика

Повесть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

 

 

3.Терминологический диктант.  Запишите слова под мою диктовку

n  Ст..листика, функц..ональные стили,  л..т..ратурный язык, ст..листические сре..тва  языка, ст..листическая   (о,а)краска, ст..листическая  с..ч..таемость, ст..листическая  норма, ст..листическая  оши..ка.

n  Объясните правописание пропущенных букв.

Выполнение теста.   

1.Вставить пропущенные слова

А. В научном стиле речи обычно … средства художественной выразительности.

Б. Неподготовленность, непринуждённость, неполнота выражений – особенности … стиля.

В. Для художественного стиля характерно единство коммуникативной и … функций.

Г. Воздействие на мысли и чувства адресата –  цель … стиля.

       2. Отметьте ошибочное утверждение

 А. Нейтрально окрашенные слова могут употребляться в текстах любых функциональных стилей.

 Б.Употребление просторечных слов в книжных стилях  является стилистической ошибкой.

В. Воздействие на чувства и мысли читателей с помощью создания образа – цель публицистического стиля.

Г.  Отвлечённость, конкретность, обобщённость, объективность  -  особенности научного стиля.

6.Проверка теста  (слайд)

 

НА ЭКРАНЕ

Проведи соответствия между текстами и
 названиями стилей:

 

 

n  Текст 1. Курангышев Дмитрий, ученик 10класса, учится  в МБОУ «СОШ д.Починок Сутер Кукморского района РТ»

       с 5 класса... 

n  Текст 2.Не волнуйтесь, доехал я хорошо. Мне попался очень интересный попутчик...

n  Текст 3. Что может быть ближе и дороже нам, чем родной язык?! Слово родной – волшебное слово. Оно..

n  Текст 4.Недра нашей страны богаты полезными ископаемыми. 

n  Текст 5.Среди густого леса замер пруд, усыпанный опавшими листьями...

 

n  Художественный

 

 

n  Научный

 

 

n  Публицистический

 

 

n  Разговорный

 

 

n  Официально-деловой

 

 

 

n  Устная работа. Определить стили речи, обосновать своё мнение. (Можно пользоваться  таблицей, в которой обобщены сведения учебника о функциональных стилях речи.)

n   

n  А. Я, Александр Ефимович Екимцев,  родился 30 августа 1929 года в селе Акуличи Брянской области. Окончил школу, служил на Дальнем Востоке. После демобилизации поступил в Московский институт культуры. С 1960 года живу и работю в Ставрополе. Первая подборка моих стихов появилась в журнале «Мурзилка» в 1962 году…

n   

n  Б. Светает быстро. В тёплом доме тишина. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света. И брёвна загораются, как слоистый янтарь. Восходит весёлое солнце.                                                                                         Г. Паустовский

n   

n  В.Понятие стиля тесно связано с понятием речевая ситуация (о чём? где? с кем? зачем? говорят). Правильные ответы на эти вопросы помогут определить, где этот текст может быть использован: в средствах массовой информации, в художественном произведении,  в учебнике или научной  монографии. Таким образом,  сфера применения, задачи,  типы речи, лексические особенности -  ведущие стилевые черты.

n   

n  Г. Я люблю своё село, хотя в нём нет особенных красот. Здесь часто дует пронизывающий ветер. А летом такая жарища, что и нос страшно высунуть на улицу. Зато весной какой аромат акаций и сирени! А как хороши поля золотой пшенички! Так и ахнешь, ослепнув от блеска золотых просторов!

Умения

Примеры

 

Пр.1 Смотрите и не говорите потом, что вы никогда не видели! Отпрашивайтесь с работы, сбегайте с уроков… Впрочем, умные начальники и учителя сами должны предупредить своих подчинённых о наступлении часа «Х». Столь же полное солнечное затмение на территории России можно было наблюдать 25 лет назад – в 1981 году. Следующего придётся ждать до 2015. Ради такого нынешнего чуда из Северной Америки только в российские астрообсерватории приехали 1000 астрономов. По данным американских газет, десятки тысяч человек купили специальные солнечные туры в Египет и Турцию, чтобы поглазеть, как Луна будет находить на Солнце.

 

Определи стиль речи по речевой ситуации и языковым средствам, пользуясь таблицей.

 

1.      Данный текст публицистического стиля, так как используется в условиях массовой коммуникации, адресован многим лицам, в официальной обстановке. Этот текст можно встретить в газете, в нём автор привлекает внимание читателей к предстоящему астрономическому событию. Задача речи – воздействие на чувства.

2.      Высказывание злободневно по тематике, яркое, эмоциональное. Языковое выражение этих особенностей следующее:

q  Смешение книжных (территория, астрообсерватория, наступление часа «Х») и разговорных (поглазеть, наползать) слов, экспрессивная лексика (нынешнее чудо).

q  Помимо повествовательных предложений побудительные, восклицательные предложения, по строению основы - односоставные (Смотрите и не говорите потом, что вы никогда не видели!), неполные (Следующего придётся ждать до 2015.); с вводными конструкциями (впрочем, по данным американских газет); параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов.

 

Пр.2 Справка

дана Коровниковой Анне Викторовне в том, что она действительно учится в МС(к)ОУ «Школа №154» .

Дата: 11.01.07.

Директор школы: Мамаева Л.М.

 

Определи стиль речи по речевой ситуации и языковым средствам, пользуясь таблицей.

 

1.      Данный текст делового стиля, так как используется в сфере деловых, служебных отношений, в деловых бумагах, в официальной обстановке. Задача речи – сообщение информации.

2.      Языковые средства этого текста следующие:

Строгость изложения, наличие клише (штампов), употребление слов в прямом значении.

  1. Работа в группах.

Класс делится на пять групп. Каждая группа получает журналы, газеты, книги.

Задача группы – найти примеры на каждый стиль. Устно объяснить свой выбор.

 

  1. Работа с иллюстрациями.

      Посмотрите на иллюстрации  и ответьте: какой стиль речи соответствует каждой     иллюстрации? Дано 10 слайдов.

Или

     3. Анализ эпизода из произведения Н.В. Гоголя « Мертвые души». Данное задание выполняется в парах, но в начале учащиеся работают самостоятельно, для анализа учащимся предлагается шаблон:

Мне для анализа предложен отрывок из произведения....

Тема отрывка/проблема...

Для раскрытия ... автор использует или автором используется....

  1. Обсуждение в паре.
  2. Обсуждение в классе.
  3.  Вывод (устно). Рассмотрение концептуального вопроса -Влияют ли языковые средства на  развитие читательского интереса? (принцип дифференциации усложнение)

 

 

4.  Найди неуместные по стилистической окраске слова.

 

У ручья вымахала красавица Роза. На ветку перед ней взгромоздился Соловей. С восхищением он уставился на Розу, расхваливая её красоту. Соловьиные верещания звучали над ручьём, и тот поддакивал им тихим бульканьем.

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, о какой разновидности языка пойдет речь сегодня? Запишите тему урока и выделите ключевое слово.

- Определите значение слова «особый».

(Особый – не такой, как все, отличный от других, стоящий особняком, отдельный).

- Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

(Выяснить, в чем заключается особенность языка художественной литературы, каково назначение этой разновидности языка).

- Как вы думаете, почему язык художественной литературы называют особой разновидностью языка?

(Ученики начинают выдвигать различные гипотезы: есть  различные художественные средства,  характерные жанры, воздействие на чувства и мысли читающего или слушающего).

- Все, что вы сказали, правильно, однако только принадлежность текста к определенному жанру не является убедительным доводом, воздействовать на чувства и мысли других людей могут также публицистический и разговорный стили, выразительность свойственна многим стилям, к тому же встречаются произведения, в которых присутствует минимальное количество средств художественной изобразительности, например стихотворение А.С.Пушкина «Я вас любил…».

 Поможет нам разобраться в вопросе, КАК писатель воздействует на чувства и мысли читателя (а в этом и заключается главная особенность языка художественной литературы), еще одно произведение нашего замечательного поэта.

Учитель читает стихотворение «Цветок» (1828):

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

                        И вот уже мечтою странной

                        Душа наполнилась моя:

 

                        Где цвел? когда? какой весною?

                        И долго ль цвел? и сорван кем,

                        Чужой, знакомой ли рукою?

                        И положён сюда зачем?

 

                        На память нежного ль свиданья,

                        Или разлуки роковой,

                        Иль одинокого гулянья

                        В тиши полей, в тени лесной?

 

                        И жив ли тот, и та жива ли?

                        И нынче где их уголок?

                        Или уже они увяли,

                        Как сей неведомый цветок?

  Стихотворный текст распечатан для каждого ученика. Система вопросов, предложенных учителем, поможет учащимся решить поставленную перед ними задачу:

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

- Что послужило поводом для его создания?

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

(Стихотворение проникнуто печалью, грустью).

- Какие слова помогли вам понять состояние лирического героя?

(«Засохший, безуханный», «забытый», «разлуки роковой», «увяли», «жив ли тот», «та жива ли»).

- Какие иллюстрации к стихотворению вы могли бы создать?

  Какие картины, какие образы возникли у вас при чтении

  произведения?

- При помощи каких художественных средств автору удалось

  создать эти картины?

( Риторические вопросы во 2-4 строфах, антитеза («чужой-знакомый», «свиданье- разлука»), анафора в 3-4 строфах, эпитеты («роковой», «нежный»)

- Какие мысли вызвал у лирического героя цветок, случайно

  найденный в книге?

- Почему мечту, которой его «душа наполнилась», он называет

  «странной»? Подберите синонимы к этому слову.

(Странный – необычный, непонятный, вызывающий недоумение).

- В чем заключается странность мечты?

(Поэтическая мысль развивается таким образом, что, размышляя над судьбой цветка     в    первых   двух    строчках   второй   строфы,  лирический   герой

постепенно начинает соотносить жизнь цветка с жизнью человека, и заключительные две строки стихотворения, содержащие в себе прямое сравнение, подтверждают горестное суждение лирического героя о  бренности всего живого на земле. Такой композиционный прием называется параллелизмом).

            - Заметили ли вы еще какие-нибудь особенности композиции?

            Обратите внимание на начало и конец стихотворения.

( Стихотворение   начинается   и   заканчивается  одним  и  тем  же  словом  –

«цветок».   Учащиеся   отмечают,  что  в  начале  произведения   речь   идет  о

потерявшем  свежесть  и  аромат  цветке   (эпитеты  «засохший,  безуханный»

помогают  подчеркнуть  его  безжизненность),  в  конце  глагол  «увяли»  уже

употребляется  и    по   отношению   к   неведомым   героям.   Размышляя  над

значением слов «вянуть», «вялый» – лишенный бодрости, энергии, то есть по

сути  жизни,  они  еще  раз  убеждаются  в  точности  употребленной  поэтом

метафоры).

- Сравните значение слова «цветок» в начале и в конце стихотворения.

Оно одно и то же или у слова появилось новое значение?

(В начале стихотворения слово употреблено в своем обычном, прямом значении, в конце – в переносном).

            - Какое новое значение появилось у слова «цветок»?

(У слова появилось несколько новых значений. Цветок воспринимается как символ памяти, символ скоротечности жизни, символ любви и счастья, символ разлуки и одиночества).

            - Благодаря поэту обычное понятие, обычное слово превратилось в образ. И это не случайно. У слова в художественном произведении, кроме прямого значения, появляется еще другое, иное, добавочное – слово «начинает значить больше, чем оно значит в обычной речи, оставаясь внешне тем же словом» [1]; прямое значение слова проникается идейным смыслом произведения.

Зажжённый искрой Божьей свет таланта

Обласкан созерцанием тысяч глаз,

В веках тот дар для нас - всегда константа

В движеньях кисти, в звуках, в ритме фраз.

 

Не быть ему никем приговорённым

Ни временем, ни лживостью в хулах.

Мгновением восторга окрылённый,

Венец его останется в веках.

 

Талант - причина зависти и мести,

Он падает, из пепла восстаёт...

И даже если ждёт от смерти вести,

Он на дуэль за честь свою идёт.

 

Стремился он взлететь, подняться выше,

И что в пути уже успел создать –

Нам помогает быть добрее, чище,

И миру это суждено признать.

            - Так в чем же заключается особая роль слова в художественном произведении?

 (Слово в художественном тексте служит средством создания образа, передачи художественного смысла произведения).

            - У Б.Пастернака очень точно сказано о роли слова в художественном произведении: «образ мира, в слове явленный» («Август»). И А.С.Пушкин в стихотворении «Цветок» создал при помощи слов такую картину жизни, такие образы, что мы с вами невольно вслед за лирическим героем тоже начинаем размышлять над теми вопросами, которые он себе задает, тоже начинаем испытывать те же чувства, что и он переживает в данный момент.

-В чем же заключается назначение языка художественной литературы?

(Назначение языка художественной литературы –  воздействовать на чувства и мысли читателей при помощи созданных автором художественных  образов).

            - Ученые определяют основную функцию языка художественной литературы как функцию эмоционально-образного воздействия на читателя или слушателя, то есть эстетическую. Образность, выразительность языка свойственны и другим стилям, но для языка художественной литературы являются главными, основными. Чтобы понять, насколько важна образность в художественном тексте, обратимся к происхождению слова.

            - Подберите к слову «образ» однокоренные слова.

(Образец, образцовый, образование, безобразный, поразить, вообразить, преображение, сообразительный, изобразить…).

            - Подумайте, как произошло это слово, какой корень раньше в нем выделялся.

(Корень - раз - . Его можно найти в словах «сражение», «поразить»).

            - Значение корня поможет нам выяснить «Школьный этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанского, Т.А.Бобровой.

( Учащиеся находят нужную словарную статью: «Образ. Общеслав. Производное от образити – «изобразить, нарисовать», префикс. образования от разити («резать»)» [2]).

            - Каково значение слова «разить»?

(Бить, ударять).

            - В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля указывается 5 значений слова «разить», выделим из них два: «бить, ударять»; «поражать, дивить, озадачивать странностью, необычайностью, нечаянностью» [3]. Приставка «об» в русском языке имеет значение «укладывать в круг», «приводить в порядок», «доводить до конца» (облачать, обустраивать»). «Образ – это нечто сделанное, доведенное до законченной формы с помощью целенаправленных движений (ударов). «Удар» здесь надо понимать либо в прямом смысле (удары инструментов скульптора, высекающего статую), либо в образно-переносном («ударами» кисти по холсту живописец создает образы на полотне, «ударами» пера по бумаге поэт пишет, воплощая в словах и фразах свой художественный мир)». [4] Художественный образ и должен нас поразить, призван воздействовать на нас.

            - Остановимся еще на одной особенности языка художественной литературы. Поможет нам в этом задание, вновь связанное с творчеством А.С.Пушкина (карточки с заданием можно распечатать или вывести текст на экран):

 

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,         Бразды пушистые взрывая,

На дровнях обновляет путь;                Летит кибитка удалая;

Его лошадка, снег почуя,                     Ямщик сидит на облучке

Плетется рысью как-нибудь;               В тулупе, в красном кушаке…

 

Почему эти строки из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» так сильно удивили критиков и позволили им обвинить поэта в неслыханной творческой дерзости?                                       

 

(Рядом находятся слова разной стилистической окраски «торжествуя», «бразды» и «плетется», «кушак»; неуместным, может быть, показалось соседство слов высокого стиля со словами «крестьянин», « тулуп», «дровни», «кушак». При необходимости учитель проводит с классом лексическую работу по разъяснению значений слов «бразды», «кушак», «дровни»).

            - А.С.Пушкин, как вы верно заметили, соединил в одном тексте слова книжной и разговорной речи («язык книги» и «язык народа» - по В.Г.Костомарову), позволил при обращении к «низкой природе» ввести слова

высокого стиля, потому что, по его мнению, такой язык больше соответствовал создаваемому им образу.

«…Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят…» Гоголь «Мертвые души»

 

(Во время выполнения  учащимися аналитической работы предлагаем задания присутствующим  на занятии педагогам).

– Уважаемые педагоги, нам очень приятно видеть Вас на занятии. Я  думаю, что многие из Вас в совершенстве владеют разнообразными видами анализа.  Предлагаю с пользой провести время – произвести комплексный анализ текста. Обратите, пожалуйста, внимание на лист № 3 с текстом «Дневник Фокса Микки» Саши Черного. За каждый правильный ответ буду поощрять цветами, вырезанными из бумаги.

Текст  для анализа

«…Осень. Хлюпает дождик. Как ему не надоест целый день хлюпать? Желтые листья все падают, и скоро деревья будут совсем лысые. А потом пойдут туманы, – большая собака заберется в будку и будет храпеть с утра до вечера. Я иногда хожу к ней в гости, она глупая и необразованная: когда я с ней играю и осторожно цапаю за хвост, она бьет меня лапой по голове и хватает зубами поперек живота.
Деревенщина!...»

Вопросы:

  1. Найдите в тексте разговорные слова. (Слова: хлюпать, дождик,  лысый, цапаю,  будка).
  2. Определите тип второго предложения по цели высказывания. (Вопросительное).
  3. Приведите пример односоставного предложения. (1).
  4. Сколько звуков в слове «я»? (2).
  5. Определите число слова ЛИСТЬЯ. (Множественное).
  6. Определите тему текста. Меняется ли она?  (В начале текста предметом рассуждения является осень, во второй части текста – собака. Рассуждение принадлежит Фоксу Микки, поэтому в нем нарушена логическая связь между частями текста).

– Молодцы, вы прекрасно справились с заданием. Не менее сложный анализ производят и учащиеся

2) Стилистический эксперимент.

3. Комплексный анализ текста

Цель: совершенствование навыков комплексного анализа текста, развитие аналитических и творческих способностей учащихся.

Задание:  произведите  анализ предложенного текста.

–  Стилистический анализ текста;
–  Композиционно-содержательный;
–  Типологический;
–  Языковой;

(Приложение 1. Слайд 5 – порядок стилистического  анализа текста, композиционно-содержательного, типологического, языкового).

Текст

(Текст типа повествования с элементами описания и рассуждения публицистического  стиля  речи).

Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине  личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку  – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень почувствовал: встреча не сулила ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
– Зачем?
– А просто так… Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?  

 

 

- Предлагаю вам выполнить небольшую исследовательскую работу. Определите, элементы каких стилей присутствуют в приведенных ниже отрывках из произведений А.С.Пушкина. С какой целью эти элементы введены? (Тексты распечатаны или выведены на экран. Организуется работа в парах).

 

 

1)                                Воротился старик ко старухе,

                                   Рассказал ей великое чудо:

                                   «Я сегодня поймал было рыбку,

                                   Золотую рыбку, не простую;

                                   По-нашему говорила рыбка,

                                   Домой в море синее просилась,

                                   Дорогою ценою откупалась:

                                   Не посмел я взять с нее выкуп;

                                   Так пустил ее в синее море».

                                   Старика старуха забранила:

                                   «Дурачина ты, простофиля!

                                   Не умел ты взять выкупа с рыбки!

                                   Хоть бы взял ты с нее корыто,

                                   Наше-то совсем раскололось».

                                                                                  («Сказка о рыбаке и рыбке»)

 

(В отрывке встречаются элементы разговорного стиля: представлен диалог героев, поэтому и речь их простая, естественная, конкретная; для разговорного стиля характерны повторы слов («рыбка», «откупалась», «взять»), использование частиц («бы», «-то»), восклицательных предложений (в реплике старухи). Речь героев помогает лучше понять их характеры: о грубости, невежестве старухи говорят употребляемые ею слова «дурачина» (просторечное), «простофиля», реплика старика больше соответствует общему разговорному языку, мало чем отличается от речи сказителя и напоминает язык устного народного творчества своей певучестью, повторами слов, использованием постоянных эпитетов («синее море»), слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом («рыбка»).

 

2)         Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса…

                                                                                  («Станционный смотритель»)

 

(В отрывке присутствуют элементы публицистического стиля: рассказчику необходимо выразить свое отношение к судьбе станционных смотрителей и вызвать у читателей сочувствие к «сущему мученику четырнадцатого класса», риторические вопросы придают речи эмоциональность и помогают рассказчику привлечь внимание читателей к волнующему его вопросу).

 

3)         Исправник вынул из кармана довольно замаранный лист бумаги, развернул его с важностью и стал читать нараспев:

            «Приметы Владимира Дубровского, составленные по сказкам бывших его дворовых людей.

            От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось».

                                                                                              («Дубровский»)

 

(В отрывке присутствуют элементы официально-делового стиля: бумага, которую читает исправник, содержит в себе деловую информацию и оформлена в соответствии со стандартом, точность и достоверность – признаки делового стиля, поэтому все слова употреблены в прямом значении. Бумага помогает охарактеризовать и речь героя – представителя власти).

 

4)         Страна, по имени столицы своей Горюхином называемая, занимает на земном шаре более 240 десятин. Число жителей простирается до 63 душ. К северу граничит она с деревнями Дериуховом и Перкуховом, коего обитатели бедны, тощи и малорослы, а гордые владельцы преданы воинственному упражнению заячьей охоты. К югу река Сивка отделяет ее от владений карачевских вольных хлебопашцев – соседей беспокойных, известных буйной жестокостью нравов… К востоку примыкает она… к непроходимому болоту, где произрастает одна клюква…

                                                                                  («История села Горюхина»)

 

(В отрывке присутствуют элементы научно-популярного стиля: рассказчик точно указывает месторасположение села Горюхина, название столицы, площадь, количество проживающих на данной территории и в то же время стремится сделать описание более доступным (использует общенаучную лексику), занимательным и выразить свое отношение к некоторым фактам  (в тексте встречаются  эпитеты «воинственному», «беспокойных», «буйной»). Неуместность некоторых определений и ненужные подробности («примыкает… к болоту, где произрастает одна клюква») говорят о недостаточной образованности и простодушии рассказчика и вызывают улыбку автора).

 

            - Какой вывод о языковых особенностях языка художественной литературы мы можем сделать на основании наших наблюдений?

(В языке художественной литературы в соответствии с авторским замыслом могут использоваться все языковые средства других стилей, ведь в произведении могут быть показаны все явления и стороны человеческой жизни).

            - В языке художественной литературы используются разнообразные лексические средства, синтаксические конструкции – при их помощи создается художественный образ. Именно по языку художественной литературы можно судить о богатстве русского языка.

 

            - Сделайте вывод о том, какую особую роль играет язык в художественной литературе, в чем заключается его назначение, какие  средства используются в этой разновидности языка.

            - Какие открытия сделали мы с вами на уроке?

            - Что вызвало у вас интерес?

            - Что показалось трудным?

 

 

Этап подведения итогов урока.

Сегодня мы хорошо поработали и смогли выполнить ряд заданий, опираясь на наши знания. Рассмотрели примеры стилей речи во всем их, пусть не богатом, но разнообразии. Для различных ситуаций оптимальными будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить внимание при создании текста – язык Вашей аудитории и удобный для нее стиль. Акцент на этих двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном дыхании, а, следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение поставленной перед текстом задачи. Давайте ответим на вопрос: зачем нам нужны стили речи?

       Почему в языке не может быть один стиль?

– Уважаемые  ребята, педагоги, я благодарю всех за плодотворную работу. Уважаемые коллеги, я бы попросила Вас написать на бумажных цветах несколько слов по поводу сегодняшнего урока и прикрепить на доску, создадим прекрасное настроение в этот осенний день. Спасибо. (На двери букет без цветов. Учителя при выходе прикрепляют цветы).

 

 

Домашнее задание:

Повторить материал о функциональных стилях речи (таблица)

Написать сочинение на тему:

 «Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся,

                                                   И нам сочувствие даётся

  Как нам даётся благодать»

                                   Фет.

 

Написать сказку (отрывок) «Колобок» в одном из стилей.

 



 

 

Автор Шайфутдинова Роза Миннехановна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3322
Номер материала 17372
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓