План урока русского языка в 10 классе
Цель
урока:
усвоение знаний в системе, приведение единичных знаний в систему.
Задачи:
1)
образовательные:
- повторить основные правила написания приставок;
- совершенствовать орфографические умения учащихся;
- познакомиться со значением и правописанием некоторых
продуктивных и непродуктивных приставок;
- расширить словарный запас;
2) развивающие:
-
развивать умение учащихся самостоятельно получать знания;
-
развивать внимание, память, логическое мышление, познавательные и творческие
возможности, языковое чутье;
-
развивать умение находить, обрабатывать и представлять информацию;
3) воспитательные:
-
воспитывать коммуникативные способности, эстетический вкус;
-
вызвать интерес к художественному слову.
Оборудование: раздаточный материал,
различные виды словарей, оценочные листы, мультимедийная установка.
Ход урока.
Эпиграфы.
Совершенно ясно, что если все
будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга.
Академик Л.Щерба
Приставки придают речи
столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере
зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.
К.И.Чуковский
1) Организация начала урока.
- Здравствуйте, ребята.
Садитесь. Говоря «здравствуйте», я пожелала вам здоровья. А еще очень важно
человеку чувствовать себя успешным. Пусть внимание, знание и стремление к
познанию приведут вас сегодня к успеху! Посмотрите на стенд, на доску,
вспомните, что вам нужно было повторить дома, и сформулируйте тему урока.
(слайд 1)
-Что такое приставка?
2) Мотивация учебной
деятельности.
- Приставки, как правило,
пишутся слитно со словами, кроме приставки кое-. Сравни написание слов рас-
стояние и расстояние у М.Цветаевой. Как вы думаете, возможно ли и оправданно ли
такое написание слов? Постараемся решить эту проблему в конце урока.
- Тема урока для вас знакома,
поэтому попробуем сформулировать цели сегодняшнего урока. Для этого обратимся к
вспомогательным словам «знаю – хочу узнать – узнал».
(слайд 2)
- А зачем нам знать правило? (обращение
к первому эпиграфу)
3) Проверка знания
теоретического материала (дом. зад.)
- Предлагаю проверить
теоретические знания с помощью опорного конспекта, кластера (вариативное зад.)
Вам необходимо вставить ключевые слова на месте пропусков.
Проверка (заслушивание
ответа).
- Сверьте свои записи с
материалом на слайде и оцените свою работу, выставьте оценки в оценочные листы.
(слайд 3)
- Были ли у вас трудности при
выполнении этого задания? С чем они связаны? Что нужно сделать, чтобы устранить
пробелы в теоретической части? Какое задание выполнить?
4) Самостоятельная
(диагностическая) работа, применение полученных знаний.
Распределите слова в три
столбика и с помощью цифры укажите группу, к которой относится данное слово.
Взаимопроверка, оценивание.
(слайды 4,5,6)
В словах третьей группы
встретились новые приставки: непродуктивная
пра- (со значением давности
явлений, лиц) и приставки рас-, роз-, правописание которых зависит от ударения.
Запомните их.
- Какие слова вы не должны
были выписать? Почему? (здесь, близсидящий, презентабельный, презумпция,
привередливый)
-Предлагаю … поработать с
этими словами, используя словари.
(слайд 7)
- Слова какой группы вызвали
наибольшие затруднения? Что нужно сделать, чтобы сомнений стало меньше?
(поработать со значением слов с пре- и при-)
5) Диктант на замену
(замените данные слова или выражения одним словом с пре- и при-), индивид.
работа со справочным материалом (презентабельный, презумпция, привередливый).
Для слабых – подсказки.
Заслушивание ответа
исследователей (остальные – записывают слова и их лексические значения)
Проверка и самооценка
диктанта на замену.
(слайд 8)
- На все ли вопросы мы с вами
ответили? (возвращение к проблеме)
6) Разрешение проблемной
ситуации.
- Послушайте стихотворение
М.Цветаевой, посвященное Б.Пастернаку.
- Что показалось необычным в
звучании стихотворения? (звучит напряженно, отрывисто)
- Почему автор делит
некоторые значимые слова, разрывает их? (дробя слова, передает разрыв,
оторванность от любимого человека; членит то, что неделимо) Сделаем вывод:
такое написание приставок возможно только в художественных текстах для лучшего
понимания смысла, авторской идеи.
7) Итоги урока, рефлексия.
- Вернемся к схеме «знаю-хочу
узнать - узнал».
-Что узнали, поняли? Чему
научились? Какие изменения произошли во взглядах на приставку? Над чем еще
предстоит поработать дома?
8) Домашнее задание (параграф
27, 28 повторить, упр. 152 или 153 – для тех, кто выполнил на уроке все или
почти все правильно; творческая работа с текстом (лексико-стилистический
эксперимент) – для сильных; для слабых – индивидуальное задание на правописание
приставок всех групп).
(слайд 9)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.