Главная / Русский язык и литература / Конспект урока русского языка в 10 классе "Правописание приставок"

Конспект урока русского языка в 10 классе "Правописание приставок"

План урока русского языка в 10 классе

Цель урока: усвоение знаний в системе, приведение единичных знаний в систему.

Задачи:

  1. образовательные:

- повторить основные правила написания приставок;

- совершенствовать орфографические умения учащихся;

- познакомиться со значением и правописанием некоторых продуктивных и непродуктивных приставок;

- расширить словарный запас;

2) развивающие:

- развивать умение учащихся самостоятельно получать знания;

- развивать внимание, память, логическое мышление, познавательные и творческие возможности, языковое чутье;

- развивать умение находить, обрабатывать и представлять информацию;

3) воспитательные:

- воспитывать коммуникативные способности, эстетический вкус;

- вызвать интерес к художественному слову.

Оборудование: раздаточный материал, различные виды словарей, оценочные листы, мультимедийная установка.

Ход урока.



Эпиграфы.

Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга.

Академик Л.Щерба

Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.

К.И.Чуковский

1) Организация начала урока.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Говоря «здравствуйте», я пожелала вам здоровья. А еще очень важно человеку чувствовать себя успешным. Пусть внимание, знание и стремление к познанию приведут вас сегодня к успеху! Посмотрите на стенд, на доску, вспомните, что вам нужно было повторить дома, и сформулируйте тему урока.

(слайд 1)

-Что такое приставка?

2) Мотивация учебной деятельности.

- Приставки, как правило, пишутся слитно со словами, кроме приставки кое-. Сравни написание слов рас- стояние и расстояние у М.Цветаевой. Как вы думаете, возможно ли и оправданно ли такое написание слов? Постараемся решить эту проблему в конце урока.

- Тема урока для вас знакома, поэтому попробуем сформулировать цели сегодняшнего урока. Для этого обратимся к вспомогательным словам «знаю – хочу узнать – узнал».

(слайд 2)

- А зачем нам знать правило? (обращение к первому эпиграфу)

  1. Проверка знания теоретического материала (дом. зад.)

- Предлагаю проверить теоретические знания с помощью опорного конспекта, кластера (вариативное зад.) Вам необходимо вставить ключевые слова на месте пропусков.

Проверка (заслушивание ответа).

- Сверьте свои записи с материалом на слайде и оцените свою работу, выставьте оценки в оценочные листы.

(слайд 3)

- Были ли у вас трудности при выполнении этого задания? С чем они связаны? Что нужно сделать, чтобы устранить пробелы в теоретической части? Какое задание выполнить?

4) Самостоятельная (диагностическая) работа, применение полученных знаний.

Распределите слова в три столбика и с помощью цифры укажите группу, к которой относится данное слово.

Взаимопроверка, оценивание.

(слайды 4,5,6)

В словах третьей группы встретились новые приставки: непродуктивная

пра- (со значением давности явлений, лиц) и приставки рас-, роз-, правописание которых зависит от ударения. Запомните их.

- Какие слова вы не должны были выписать? Почему? (здесь, близсидящий, презентабельный, презумпция, привередливый)

-Предлагаю … поработать с этими словами, используя словари.

(слайд 7)

- Слова какой группы вызвали наибольшие затруднения? Что нужно сделать, чтобы сомнений стало меньше? (поработать со значением слов с пре- и при-)

5) Диктант на замену (замените данные слова или выражения одним словом с пре- и при-), индивид. работа со справочным материалом (презентабельный, презумпция, привередливый). Для слабых – подсказки.

Заслушивание ответа исследователей (остальные – записывают слова и их лексические значения)

Проверка и самооценка диктанта на замену.

(слайд 8)

- На все ли вопросы мы с вами ответили? (возвращение к проблеме)

6) Разрешение проблемной ситуации.

- Послушайте стихотворение М.Цветаевой, посвященное Б.Пастернаку.

- Что показалось необычным в звучании стихотворения? (звучит напряженно, отрывисто)

- Почему автор делит некоторые значимые слова, разрывает их? (дробя слова, передает разрыв, оторванность от любимого человека; членит то, что неделимо) Сделаем вывод: такое написание приставок возможно только в художественных текстах для лучшего понимания смысла, авторской идеи.

7) Итоги урока, рефлексия.

- Вернемся к схеме «знаю-хочу узнать - узнал».

-Что узнали, поняли? Чему научились? Какие изменения произошли во взглядах на приставку? Над чем еще предстоит поработать дома?

8) Домашнее задание (параграф 27, 28 повторить, упр. 152 или 153 – для тех, кто выполнил на уроке все или почти все правильно; творческая работа с текстом (лексико-стилистический эксперимент) – для сильных; для слабых – индивидуальное задание на правописание приставок всех групп).

(слайд 9)























Конспект урока русского языка в 10 классе "Правописание приставок"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока: усвоение знаний в системе, приведение единичных знаний в систему.

Задачи:

1)    образовательные:

- повторить основные правила написания приставок;

- совершенствовать орфографические умения учащихся;

- познакомиться со значением и правописанием некоторых продуктивных и непродуктивных приставок;

- расширить  словарный  запас;

       2) развивающие:

- развивать умение учащихся самостоятельно получать знания;

- развивать внимание, память, логическое мышление, познавательные и творческие возможности, языковое чутье;

- развивать  умение находить, обрабатывать и представлять информацию;

         3) воспитательные:

- воспитывать коммуникативные способности, эстетический вкус;

- вызвать интерес к художественному слову.

Оборудование: раздаточный материал, различные виды словарей, оценочные листы, мультимедийная установка.

Ход урока.

 

Эпиграфы.

Совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга.

                                                                Академик Л.Щерба

Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.

                                                                  К.И.Чуковский

1) Организация начала урока.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Говоря «здравствуйте», я пожелала вам здоровья. А еще очень важно человеку чувствовать себя успешным. Пусть внимание, знание и стремление к познанию приведут вас сегодня к успеху! Посмотрите на стенд, на доску, вспомните, что вам нужно было повторить дома, и сформулируйте тему урока.

(слайд 1)

-Что такое приставка?

2) Мотивация учебной деятельности.

- Приставки, как правило, пишутся слитно со словами, кроме приставки кое-. Сравни написание слов рас- стояние и расстояние у М.Цветаевой. Как вы думаете, возможно ли и оправданно ли такое написание слов? Постараемся решить эту проблему в конце урока.

- Тема урока для вас знакома, поэтому попробуем сформулировать цели сегодняшнего урока. Для этого обратимся к вспомогательным словам «знаю – хочу узнать – узнал».

(слайд 2)

- А зачем нам знать правило? (обращение к первому эпиграфу)

3)    Проверка знания теоретического материала (дом. зад.)

- Предлагаю проверить теоретические знания с помощью опорного конспекта, кластера (вариативное зад.) Вам необходимо вставить ключевые слова на месте пропусков.

Проверка (заслушивание ответа).

- Сверьте свои записи с материалом на слайде и оцените свою работу, выставьте оценки в оценочные листы.

(слайд 3)

- Были ли у вас трудности при выполнении этого задания? С чем они связаны? Что нужно сделать, чтобы устранить пробелы в теоретической части? Какое задание выполнить?

4) Самостоятельная (диагностическая) работа, применение полученных знаний.

Распределите слова в три столбика и с помощью цифры укажите группу, к которой относится данное слово.

Взаимопроверка, оценивание.

(слайды 4,5,6)

В словах третьей группы встретились новые приставки: непродуктивная

 пра- (со значением давности явлений, лиц) и приставки рас-, роз-, правописание которых зависит от ударения. Запомните их.

- Какие слова вы не должны были выписать? Почему? (здесь, близсидящий, презентабельный, презумпция, привередливый)

-Предлагаю … поработать с этими словами, используя словари.

(слайд 7)

- Слова какой группы вызвали наибольшие затруднения? Что нужно сделать, чтобы сомнений стало меньше? (поработать со значением слов с пре- и при-)

5) Диктант на замену (замените данные слова или выражения одним словом с пре- и при-), индивид. работа со справочным материалом (презентабельный, презумпция, привередливый). Для слабых – подсказки.

Заслушивание ответа исследователей (остальные – записывают слова и их лексические значения)

Проверка и самооценка диктанта на замену.

(слайд 8)

- На все ли вопросы мы с вами ответили? (возвращение к проблеме)

6) Разрешение проблемной ситуации.

- Послушайте стихотворение М.Цветаевой, посвященное Б.Пастернаку.

- Что показалось необычным в звучании стихотворения? (звучит напряженно, отрывисто)

- Почему автор делит некоторые значимые слова, разрывает их? (дробя слова, передает разрыв, оторванность от любимого человека; членит то, что неделимо) Сделаем вывод: такое написание приставок возможно только в художественных текстах для лучшего понимания смысла, авторской идеи.

7) Итоги урока, рефлексия.

- Вернемся к схеме «знаю-хочу узнать - узнал».

-Что узнали, поняли? Чему научились? Какие изменения произошли во взглядах на приставку?  Над чем еще предстоит поработать  дома?

8) Домашнее задание (параграф 27, 28 повторить, упр. 152 или 153 – для тех, кто выполнил на уроке все или почти все правильно; творческая работа с текстом (лексико-стилистический эксперимент) – для сильных; для слабых – индивидуальное задание на правописание приставок всех групп).

(слайд 9)

 

Автор Макурина Светлана Дмитриевна
Дата добавления 29.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1102
Номер материала 55247
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы