Главная / Русский язык и литература / Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Языковой анализ текста. Подготовка к написанию сочинения (ЕГЭ часть С)»

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Языковой анализ текста. Подготовка к написанию сочинения (ЕГЭ часть С)»


Урок русского языка в 10 классе, посвященный подготовке к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Урок проводится во 2 полугодии, когда учащиеся уже знакомы с требованиями к написанию сочинений. Цель его – закрепить и обобщить знания о написании сочинений, отработать навык анализа текста, умение формулировать проблему, поднятую в тексте, и позицию автора. Данный урок может быть проведен и в 11 классе; задания и виды работы рассчитаны на среднего ученика, готовящегося к сдаче ЕГЭ.

Мозголова Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №10.


Конспект урока русского языка в 10 классе по теме:

«Языковой анализ текста. Подготовка к написанию сочинения (ЕГЭ часть С)»

Цель урока: осознать требования к сочинению в части «С» единого экзамена, научиться формулировать проблему, поставленную в тексте, определять позицию автора прочитанного текста, выражать свое мнение по проблеме.

Оборудование: раздаточные материалы (тестовые задания), текст очерка

В. Астафьева, аудиозапись полонеза Огинского.

Ход урока


План

Содержание работы

1.Орг. момент.


hello_html_m3f5ef65c.gif2. Взаимопроверка домашнего задания.

Приветствие, сообщение целей и задач урока


На дом был задан тест, дети осуществляют взаимопроверку по предложенным ключам, выставляют друг другу оценки. Встают те, кто получил «5», «4», «3».

На дом задается сразу же работа над ошибками теста и сочинение по тексту, с которым сегодня будем работать.


2. Знакомство с текстом В.Астафьева (читает учитель)



3. Планирование, выделение ключевых слов, краткий пересказ текста.(парная самостоятельная работа) Во время работы звучит музыка 5 минут






Сразу после чтения дети получают задание составить на полях план текста и выделить текстовыделителем ключевые для понимания основной мысли слова и фразы, а также перечитать текст и кратко его пересказать.




План учителя за доской, проверить планы учащихся, сравнить с образцом, выслушать 1-2 кратких пересказа, опирающихся на ключевые слова.

Оценка отвечающим.

Спросить, у кого план получился наиболее приближенным к моему.

? А для чего мы составляли план, пересказывали, выделяли ключевые слова, ведь таких заданий в части «С» нет?



4. Выполнение тестовых заданий. (Индивидуальная работа по вариантам)

4 мин.

Во. Во время работы звучит полонез Огинского

  1. Какое заглавие подойдет к этому тексту?

Н) Полонез Огинского — символ любви к Польше.

О) Разное звучание скрипки и органа.

П) Музыка о любви к родине.

Р) Музыка — средство уйти от реальности.

2. Сколько микротем в данном тексте?

Н) 1.

О) 2.

П) 3.

Р) 4.

3. Закончите предложение: «Музыка может заставить…

М) сесть и успокоиться

Н) вернуться на родину

О) что-нибудь делать

П) тушить пожары

4. Какая из характеристик не свойственна данному тексту?

А) Текст рассчитан на широкий круг читателей.

Б) Лексика текста может быть понятна только специалисту.

В) Цель автора — поделиться удивительным чувством, появившимся после прослушивания музыки.

Г) Этот текст — яркий образец художественного стиля речи.

5. Какое суждение не соответствует содержанию текста?

З) Полонез Огинского может говорить о неистребимой любви к родине.

И) Гениальное музыкальное творение может пережить самого автора.

К) Музыка пробуждает не только чувства, но стремление совершать хорошие поступки.

Л) Музыка помогает забыть об отвратительной реальности и отправить человека в мир грез.

6. Какие типы речи представлены в предложениях 25—34?

Д) описание

Е) рассуждение и повествование

Ж) повествование

З) рассуждение и описание

7. В 32 предложении текста используется______________ («не прорастала жалостью»).

Л) эпитет

М) метафора

Н) сравнительный оборот

О) ирония

8. В каком предложении выражена основная мысль текста?

А) 12. Б) 21.

В) 24 Г) 34


В результате проверки работы на доске появляется запись «ПРОБЛЕМА» (буквы открываются, как в поле чудес)

5. Определение проблем, поставленных автором текста, и позиции автора.(надо смотреть на время, можно и без позиции (Формулировка, как в тексте сочинения. (Работа в четверках)

Проверяем работу всех групп. Отвечает по одному человеку из каждой группы.

6. Упражнения, направленные на понимание структуры сочинения.

(Устная работа)






2 человека у доски, остальные работают с мест

Я прошу 1-2 человек произнести по памяти общий план сочинения, затем его проверяем по доске.

к данному плану присоединить фразы, вводящие тот или иной абзац:

1 …по мнению автора,

2 …эти вопросы ставит в своем тексте…

3… во-первых,…

4 …очень актуальна в наше время…

5 …я, безусловно, согласен…

6 автор глубоко заблуждается…

7 я не понимаю…


7. Выражение собственного мнения по проблеме. Аргументация. (индивидуальная самост. работа)

Письменно, если есть время, и устно, если времени мало

Прослушиваем несколько мнений.

8* Чтение образцов работ по этому тексту.









(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок.
(2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Ва-
ся-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом.
(6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне.
(8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят не-
пробудным сном на кладбище!

(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек,
которого лишили самого дорогого. (11 )Если у человека нет матери, нет отца, но
есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, го-
речь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по ро-
дине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе,
прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет
композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую
никто не может отнять, жива до сих пор».

(17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» —
(19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю,
этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не
было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала
музыка о неистребимой любви к родине. (24)А Енисей, не спящий даже ночью,
молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий на-
перекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто
из металла,— это и была моя родина.

(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пу-
шек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И
вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта
музыка разбередила воспоминания. (ЗО) Когда-то мне хотелось умереть от не-
понятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского.
(31 )Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и
закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так
же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорас-
тала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы по-
тухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не
подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя го-
родом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце чело-
век, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)

ТЕСТ 1 вариант

1. Какое заглавие подойдет к этому тексту?

Н) Полонез Огинского — символ любви к Польше.

О) Разное звучание скрипки и органа.

П) Музыка о любви к родине.

Р) Музыка — средство уйти от реальности.

2. Закончите предложение: «Музыка может заставить…

М) сесть и успокоиться

Н) вернуться на родину

О) что-нибудь делать

П) тушить пожары

3 Какое суждение не соответствует содержанию текста?

З) Полонез Огинского может говорить о неистребимой любви к родине.

И) Гениальное музыкальное творение может пережить самого автора.

К) Музыка пробуждает не только чувства, но стремление совершать хорошие поступки.

Л) Музыка помогает забыть об отвратительной реальности и отправить человека в мир грез.

4 В 32 предложении текста используется___________ («не прорастала жалостью»).

Л) эпитет

М) метафора

Н) сравнительный оборот

О) ирония


ТЕСТ 2 вариант

1. Сколько микротем в данном тексте?

Н) 1.

О) 2.

П) 3.

Р) 4.

2 . Какая из характеристик не свойственна данному тексту?

А) Текст рассчитан на широкий круг читателей.

Б) Лексика текста может быть понятна только специалисту.

В) Цель автора — поделиться удивительным чувством, появившимся после прослушивания музыки.

Г) Этот текст — яркий образец художественного стиля речи.

3. Какие типы речи представлены в предложениях 25—34?

Д) описание

Е) рассуждение и повествование

Ж) повествование

З) рассуждение и описание

4. В каком предложении выражена основная мысль текста?

А) 12.

Б) 21.

В) 24

Г) 34




План текста В. Астафьева

1. Первое знакомство с музыкой.

2. Любовь к родной земле не гаснет.

3. Музыка о любви к родине.

4. Музыка, зовущая к действию.



План урока.

  1. Взаимопроверка д/з.

  2. Знакомство с текстом В. Астафьева.

  3. Планирование, выделение ключевых слов.

  4. Тест(с/р)4 мин.

  5. Формулировка проблемы текста и позиции автора.(4-и).

  6. Работа с клише сочинения.

  7. Выражение собственного мнения. Аргументация.

8*. Знакомство с образцами сочинений по данному тексту.

Д/з сочинение по тексту В. Астафьева.

























Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Языковой анализ текста. Подготовка к написанию сочинения (ЕГЭ часть С)»
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка  в 10 классе, посвященный подготовке к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Урок проводится во 2 полугодии, когда учащиеся уже знакомы с требованиями к написанию сочинений. Цель его – закрепить и обобщить знания о написании сочинений, отработать навык анализа текста, умение формулировать проблему, поднятую в тексте, и позицию автора. Данный урок может быть проведен и в 11 классе на уроках развития речи, при подготовке к написанию сочинения в формате ЕГЭ; задания и виды работы рассчитаны на среднего ученика, готовящегося к сдаче ЕГЭ. В работе предполагается использование аудиофрагмента, но Интернет позволяет легко решить данную проблему.

Автор мозголова Надежда Александровна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2475
Номер материала 16019
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓