Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока русского языка в 10 классе по теме «Языковой анализ текста. Подготовка к написанию сочинения (ЕГЭ часть С)»

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Языковой анализ текста. Подготовка к написанию сочинения (ЕГЭ часть С)»

Скачать материал

 

Урок русского языка  в 10 классе, посвященный подготовке к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Урок проводится во 2 полугодии, когда учащиеся уже знакомы с требованиями к написанию сочинений. Цель его – закрепить и обобщить знания о написании сочинений, отработать навык анализа текста, умение формулировать проблему, поднятую в тексте, и позицию автора. Данный урок может быть проведен и в 11 классе; задания и виды работы рассчитаны на среднего ученика, готовящегося к сдаче ЕГЭ.

Мозголова Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №10.

 

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме:

«Языковой анализ текста. Подготовка к написанию сочинения  (ЕГЭ часть С)»

Цель урока: осознать требования к сочинению в части «С» единого экзамена, научиться формулировать проблему, поставленную в тексте, определять позицию автора прочитанного текста, выражать свое мнение по проблеме.

Оборудование: раздаточные материалы (тестовые задания), текст очерка

 В. Астафьева, аудиозапись полонеза Огинского.

Ход урока

 

План

Содержание работы

1.Орг. момент.

 

2. Взаимопроверка домашнего задания.

Приветствие, сообщение целей и задач урока

 

На дом был задан тест, дети осуществляют взаимопроверку по предложенным ключам, выставляют друг другу оценки. Встают те, кто получил «5», «4», «3».

 На дом задается сразу же работа над ошибками теста и сочинение по тексту, с которым сегодня будем работать.

 

 

2. Знакомство с текстом В.Астафьева (читает учитель)

 

 

 3. Планирование, выделение ключевых слов, краткий пересказ текста.(парная самостоятельная работа) Во время работы звучит музыка 5 минут

 

 

 

 

 

Сразу после чтения дети получают задание составить на полях план текста и выделить текстовыделителем ключевые для понимания основной мысли слова и фразы, а также перечитать текст и кратко его пересказать.

 

 

 

План учителя за доской, проверить планы учащихся, сравнить с образцом, выслушать 1-2  кратких пересказа, опирающихся на ключевые слова.

Оценка отвечающим.

Спросить, у кого план получился наиболее приближенным к моему.

? А для чего мы составляли план, пересказывали, выделяли ключевые слова, ведь таких заданий в части «С» нет?

 

 

4. Выполнение тестовых заданий. (Индивидуальная работа по вариантам)

4 мин.

Во.        Во время работы звучит полонез Огинского

  1. Какое заглавие подойдет к этому тексту?    

Н)   Полонез Огинского — символ любви к Польше.

О)   Разное звучание скрипки и органа.

П)   Музыка о любви к родине.

Р)   Музыка — средство уйти от реальности.

      2.   Сколько микротем в данном тексте?

            Н)   1.

            О)   2.

            П)   3.

            Р)   4.

       3.   Закончите предложение: «Музыка может заставить…

             М)   сесть и успокоиться

             Н)   вернуться на родину

             О)  что-нибудь делать

             П)   тушить пожары

       4.   Какая из характеристик не свойственна данному тексту?

             А)   Текст рассчитан на широкий круг читателей.

             Б)   Лексика текста может быть понятна только специалисту.

             В)   Цель автора — поделиться удивительным чувством, появившимся после прослушивания музыки.

             Г)    Этот текст — яркий образец художественного стиля речи.                                                                                                           

      5.   Какое суждение не соответствует содержанию текста?

           З)   Полонез Огинского может говорить о неистребимой любви к родине.

           И)   Гениальное музыкальное творение может пережить самого автора.

            К)   Музыка пробуждает не только чувства, но стремление совершать хорошие поступки.

             Л)  Музыка помогает забыть об отвратительной реальности и отправить человека в мир грез.

      6.   Какие типы речи представлены в предложениях 25—34?

            Д)   описание

            Е)  рассуждение и повествование

            Ж)   повествование

            З)   рассуждение и описание

      7.  В 32 предложении текста используется______________ («не прорастала жалостью»).

             Л)  эпитет

             М)  метафора

             Н)  сравнительный оборот

             О)   ирония

     8. В каком предложении выражена основная мысль текста?

              А)   12.              Б)    21.

              В)   24              Г)   34

 

В результате проверки работы на доске появляется запись «ПРОБЛЕМА» (буквы открываются, как в поле чудес)

5. Определение проблем, поставленных автором текста, и позиции автора.(надо смотреть на время, можно и без позиции (Формулировка, как в тексте сочинения.  (Работа в четверках)

Проверяем работу всех групп. Отвечает по одному человеку из каждой группы.

6. Упражнения, направленные на понимание структуры сочинения.

(Устная работа)

 

 

 

 

 

2 человека у доски, остальные работают с мест

Я прошу 1-2 человек произнести по памяти  общий план сочинения, затем его проверяем по доске.

 к данному плану присоединить фразы, вводящие тот или иной абзац:

1 …по мнению автора,  

2 …эти вопросы ставит в своем тексте…

3… во-первых,…

4 …очень актуальна в наше время…

5  …я, безусловно, согласен…

6   автор глубоко заблуждается…

7   я не понимаю…

 

7. Выражение собственного мнения по проблеме. Аргументация. (индивидуальная самост. работа)

Письменно, если есть время, и устно, если времени мало

Прослушиваем несколько мнений.

8* Чтение образцов работ по этому тексту.

 

 

 

 

 

 

 

 

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок.
(2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку — скрипку. (3)На ней играл Ва-
ся-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом.
(6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне.
(8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят не-
пробудным сном на кладбище!

(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек,
которого лишили самого дорогого. (11 )Если у человека нет матери, нет отца, но
есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, го-
речь утрат, даже боль от ран, — но никогда не проходит и не гаснет тоска по ро-
дине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе,
прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет
композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую
никто не может отнять, жива до сих пор».

(17)«Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» —
(19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю,
этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не
было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала
музыка о неистребимой любви к родине. (24)А Енисей, не спящий даже ночью,
молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий на-
перекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто
из металла,— это и была моя родина.

(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пу-
шек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)И
вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта
музыка разбередила воспоминания. (ЗО) Когда-то мне хотелось умереть от не-
понятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского.
(31 )Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и
закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так
же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорас-
тала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы по-
тухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не
подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя го-
родом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце чело-
век, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней.       (По В. Астафьеву)

ТЕСТ     1 вариант

1. Какое заглавие подойдет к этому тексту?    

Н)   Полонез Огинского — символ любви к Польше.

О)   Разное звучание скрипки и органа.

П)   Музыка о любви к родине.

Р)   Музыка — средство уйти от реальности.

       2.   Закончите предложение: «Музыка может заставить…

             М)   сесть и успокоиться

             Н)   вернуться на родину

             О)  что-нибудь делать

             П)   тушить пожары 

      3   Какое суждение не соответствует содержанию текста?

           З)   Полонез Огинского может говорить о неистребимой любви к родине.

           И)   Гениальное музыкальное творение может пережить самого автора.

            К)   Музыка пробуждает не только чувства, но стремление совершать хорошие поступки.

             Л)  Музыка помогает забыть об отвратительной реальности и отправить человека в мир грез.

     4  В 32 предложении текста используется___________ («не прорастала жалостью»).

             Л)  эпитет

             М)  метафора

             Н)  сравнительный оборот

             О)   ирония

 

ТЕСТ 2 вариант

1.   Сколько микротем в данном тексте?

            Н)   1.

            О)   2.

            П)   3.

            Р)   4. 

2 .  Какая из характеристик не свойственна данному тексту?

             А)   Текст рассчитан на широкий круг читателей.

             Б)   Лексика текста может быть понятна только специалисту.

             В)   Цель автора — поделиться удивительным чувством, появившимся после прослушивания музыки.

             Г)    Этот текст — яркий образец художественного стиля речи.                                                                                                            

3.   Какие типы речи представлены в предложениях 25—34?

            Д)   описание

            Е)  рассуждение и повествование

            Ж)   повествование

            З)   рассуждение и описание

4.  В каком предложении выражена основная мысль текста?

              А)   12.

              Б)    21.

              В)   24

              Г)   34

 

 

 

План текста В. Астафьева

1. Первое знакомство с музыкой.

2. Любовь к родной земле не гаснет.

3. Музыка о любви к родине.

4. Музыка, зовущая к действию.

 

 

План урока.

  1. Взаимопроверка д/з.
  2. Знакомство с текстом В. Астафьева.
  3. Планирование, выделение ключевых слов.
  4. Тест(с/р)4 мин.
  5. Формулировка проблемы текста и позиции автора.(4-и).
  6. Работа с клише сочинения.
  7. Выражение собственного мнения. Аргументация.

8*. Знакомство с образцами сочинений по данному тексту.

Д/з  сочинение по тексту В. Астафьева.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Языковой анализ текста. Подготовка к написанию сочинения (ЕГЭ часть С)»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Патентовед

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка  в 10 классе, посвященный подготовке к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Урок проводится во 2 полугодии, когда учащиеся уже знакомы с требованиями к написанию сочинений. Цель его – закрепить и обобщить знания о написании сочинений, отработать навык анализа текста, умение формулировать проблему, поднятую в тексте, и позицию автора. Данный урок может быть проведен и в 11 классе на уроках развития речи, при подготовке к написанию сочинения в формате ЕГЭ; задания и виды работы рассчитаны на среднего ученика, готовящегося к сдаче ЕГЭ. В работе предполагается использование аудиофрагмента, но Интернет позволяет легко решить данную проблему.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 795
    • DOCX 54 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мозголова Надежда Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 68437
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 147 человек из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Стимулирование интереса к обучению у детей дошкольного возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Вероятность и статистика в рамках обновленного ФГОС

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе