Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка Тема: "Правописание имён существительных с шипящими на конце слова"

Конспект урока русского языка Тема: "Правописание имён существительных с шипящими на конце слова"


Дисциплина: Русский язык


Класс: 2


Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце слова.



Цель: формирование умений написания имён существительных с шипящими на конце


Методы и приёмы:

словесный, наглядный, игровой, практический, частично-поисковый, «паучок».


Ход урока


I. Психологический настрой

II. Актуализация опорных знаний


Знания


Минутка чистописания: ж ш ч ц щ

- Определите, какая буква лишняя. ( Буква ц)

- Почему? (Все буквы обозначают шипящие звуки)

- Запишите эти буквы в тетрадь.

Словарная работа

- Угадайте слово:

1 буква - обозначает согласный, твёрдый, глухой парный звуку /г/;

2 буква - начало алфавита;

3 буква - стоит между буквами, обозначающие сонорные звуки /л/ и /н/;

4 буква - стоит между буквами, которые не обозначают звуков;

5 буква - обозначает согласный, глухой парный звуку /ж/;

- Какое слово у вас получилось? (Камыш)

- Запишите это слово, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

- Что обозначает слово «камыш»? (Высокое водное или болотистое растение семейства осоковых).

- Подберите однокоренные слова, запишите их, выделите корень.

- Составьте словосочетание.

- Составьте предложение.

Повторение

- К какой части речи относится слово камыш?

- Что такое имя существительное?

- Дополни правило:


Имя существительное – это часть …, которая обозначает … , отвечает на вопросы … , изменяется по … , имеет ….

III. Изучение нового материала

Понимание

(Работа в группах)


- На доске записаны слова: ежи, вещи, мыши, лучи.

- Что общего у этих слов?(Это имена существительные, они стоят во множественном числе.)

- Запишите эти слова в единственном числе.

- А теперь давайте проверим вашу работу.

- Что вас удивило? (Мы написали слова по-другому)

- Задание было одно, а написали по-разному. Почему же так вышло? (Мы не знаем, как правильно.)

- Слова какой части речи записаны? ( Имена существительные)

- По какому принципу можно разделить эти слова? (Одушевлённые и неодушевлённые, имена существительные м.р. и ж. р., с мягким знаком и без мягкого знака)

Вещь еж

мышь луч

- Прочитайте слова первого столбика. Что у них общего?

- Прочитайте слова второго столбика. Что у них общего?

- Почему у имён существительных первого столбика на конце написан мягкий знак.

- Сформулируйте вывод о правописании имён существительных с шипящими на конце?

- Попробуйте в группах составить алгоритм (Приём «Паучок»)


hello_html_44efa05c.gif

Имя сущ.


hello_html_m526fd202.gifhello_html_723c15c.gif

hello_html_m63a932b5.gifhello_html_m63a932b5.gif

hello_html_m77dae311.gifhello_html_1514ed48.gifж. р. м. р.

hello_html_m5f0cb230.gifhello_html_4a0a6f12.gifhello_html_m508ed86d.gifhello_html_3d6fbe04.gifhello_html_1bd876f3.gif

hello_html_3e2e2dd9.gif

hello_html_5124d0bb.gifж ш щ ч ж ш щ ч

Ь Ь



Физминутка

IV. Закрепление


Применение


- Теперь я предлагаю вам применить полученные знания на практике.


1) Игра « Четвёртый – лишний»

Брошь, врач, дочь, молодёжь.

Грач, ёрш, помощь, шалаш.

3) (Работа в парах)

Установите соответствие.

Ночная марш

спелая глушь

свежий вещь

4) (Индивидуальная работа)

Спишите предложения, вставляя, где нужно мягкий знак, определите род.

Взаимопроверка

Анализ

- Напишите ответы в строчку через запятую.

Синтез

(Работа по вариантам)

Творческая работа

- Придумайте рифмовки с данными словами:


Оценка

V. Итог урока

Рефлексия

- Оцените собственную работу на уроке, продолжив предложения.

Сегодня на уроке я узнал …

Я научился …

У меня получилось …

У меня не получилось …, потому что…

VI. Домашнее задание

Запишите не менее трёх пословиц, в которых есть имена существительные с шипящим на конце слова.

Конспект урока русского языка Тема: "Правописание имён существительных с шипящими на конце слова"
  • Начальные классы
Описание:

Дисциплина: Русский язык 

 

Класс: 2

 

Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце слова.

 

 

Цель: формирование умений написания имён существительных с шипящими на конце

 

Методы и приёмы:

словесный, наглядный, игровой, практический, частично-поисковый, «паучок».

 

Ход урока

 

I. Психологический настрой

II. Актуализация опорных знаний

 

Знания

 

Минутка чистописания:  ж    ш    ч    ц    щ    

- Определите, какая буква лишняя. ( Буква ц)  

-  Почему? (Все буквы обозначают шипящие звуки)

- Запишите эти буквы в тетрадь.

Словарная работа   

- Угадайте слово:

1 буква - обозначает согласный, твёрдый, глухой парный звуку  /г/;

2 буква - начало алфавита;

3 буква - стоит между буквами, обозначающие сонорные звуки /л/  и  /н/;

4 буква - стоит между буквами, которые не обозначают звуков;

5 буква - обозначает согласный,  глухой  парный звуку  /ж/;

- Какое слово у вас получилось?   (Камыш)   

- Запишите это слово, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.

- Что обозначает слово «камыш»? (Высокое водное или болотистое растение семейства осоковых).

- Подберите однокоренные слова, запишите их, выделите корень.

- Составьте словосочетание.

- Составьте предложение.

Повторение   

- К какой части речи относится  слово камыш?

- Что такое имя существительное?

- Дополни правило:            

 

Имя существительное – это часть …, которая обозначает … , отвечает на вопросы … , изменяется по …  ,  имеет ….

III. Изучение нового материала

Понимание

(Работа в группах)

 

- На доске записаны слова:  ежи, вещи, мыши, лучи.  

- Что общего у этих слов?(Это имена существительные, они  стоят во множественном числе.)

- Запишите эти слова в единственном числе.

- А теперь давайте проверим вашу работу.

- Что вас удивило?  (Мы написали слова по-другому)

- Задание было одно, а  написали по-разному. Почему же так вышло? (Мы не знаем,  как правильно.)

- Слова какой части речи записаны? ( Имена существительные)

- По какому принципу можно разделить эти слова? (Одушевлённые и неодушевлённые, имена существительные м.р. и ж. р., с мягким  знаком и без мягкого знака)   

 

Вещь           еж

мышь         луч

- Прочитайте слова первого столбика. Что у них общего?

- Прочитайте слова второго столбика. Что у них общего?

- Почему у имён существительных первого столбика на конце написан мягкий знак.

- Сформулируйте вывод о правописании имён существительных с шипящими на конце?    

-  Попробуйте в группах составить алгоритм  (Приём «Паучок»)  

 

                                              Имя  сущ.         

 

       
   

 

 

 

                      

                    ж. р.                                             м. р.   

                   
         
 
 

 

 

 

 

        ж      ш       щ        ч                         ж       ш         щ       ч

                        Ь                                                     Ь                   

 

 

Физминутка  

IV. Закрепление

 

Применение

 

- Теперь я предлагаю вам применить полученные знания на практике.

 

1) Игра « Четвёртый – лишний» 

                   Брошь, врач, дочь, молодёжь.   

Грач, ёрш, помощь, шалаш.                                              

3) (Работа в парах)

 Установите соответствие.                                   

Ночная      марш

спелая        глушь

свежий       вещь

4) (Индивидуальная работа)

Спишите предложения, вставляя, где нужно  мягкий знак, определите род.

Взаимопроверка                                                                     

Анализ

- Напишите ответы в строчку через запятую.         

Синтез

(Работа по вариантам)

Творческая работа

- Придумайте рифмовки с данными словами: 

 

Оценка

V.   Итог урока

Рефлексия

- Оцените собственную работу на уроке, продолжив предложения.

Сегодня на уроке я узнал …

Я научился …

У меня получилось …

У меня не получилось …, потому что…

VI. Домашнее задание  

 

Запишите не менее трёх пословиц, в которых есть имена существительные с шипящим на конце слова.

Автор Матерова Юлия Викторовна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2119
Номер материала 3788
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓