Инфоурок Русский язык КонспектыКонспект урока русского языка с применением технологии критического мышления через чтение и письмо «Сердце матери»

Конспект урока русского языка с применением технологии критического мышления через чтение и письмо «Сердце матери»

Скачать материал

Конспект урока русского языка с применением технологии

критического мышления через чтение и письмо «Сердце матери»

Цель: поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать художественное произведение в процессе работы с текстом  и  словом в  технологии   РКМЧП

Задачи:

 

Ø Применяя технологию развития критического мышления, подготовить учащихся к написанию сочинения по тексту.

Ø Формировать умение работать с текстом, анализировать, вычленять главную информацию, развивать навык устного выступления, активизировать творческие способности.

Ø Воспитывать положительное отношение к предмету, нравственные нормы

Оборудование: мультимедийный проектор, распечатка текстов, цветная бумага

Вызов

Звучит стук сердца

Ученица  читает  стихотворение

Двадцать дней и двадцать ночей

Он жить продолжал, удивляя врачей,

Но рядом с ним была его мать

И смерть не могла его доломать.

Двадцать дней и двадцать ночей

Она не сводила с него очей.

Утром на двадцать первые сутки

Она заснула на полминутки.

И чтобы не разбудить ее,

Он сердце остановил свое…

Звучит песня «Мама»

Слово учителя

Мама – нет человека ближе и дороже на Земля, мама – первое главное слово, мама готова на всё ради своего ребёнка, а мы должны беречь сердце матери.

Так звучит тема нашего урока.

Любовь матери может творить чудеса, даже победить смерть. И даже, умирая мать думает о своём ребёнке.

Поэтому  для начала я предлагаю вам составить небольшой рассказ со словами: мама, сердце, любовь, сын, дочь

Осмысление

Слово учителя

Какие же проблемы могут быть  связаны с темой матери?

 Составление кластера

А теперь я предлагаю вам одной группе поработать с рассказом А. Платонова «Разноцветная бабочка», а другой с публицистическим текстом Ан. Алексина «Прости меня, мама».

 Заполните «Двойной дневник»: выпишите цитаты из текста, которые произвели на вас впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".

Комментарий: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала?

Размышление

К каким проблемам из нашего кластера подходят эти тексты?

Перед вами афоризмы, какие из них передают содержание ваших текстов и почему?

Много может любовь матери. А. Герцен

Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,  это мать.

 Н. Островский

Ответственность матери велика, обязанности её священны. Д. Писарев

Сердце матери – неисчерпаемый источник чудес. П. Беранже

Известно, мать на всё готова

Для счастья сына дорогого. И. Котляревский

Слово мама… великое слово человечье. Т. Шевченко

Восславим женщину-Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке – от лучей солнца  и от молока Матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни. М. Горький

 

Давайте изготовим сердца и напишем на них синквейн к слову «Мама»

А в завершении послушаем притчу «Бабочка»

Ребята, действительно всё в ваших рука, в том числе и счастье ваших мам, их сердца, подарите ваши сердечки с самыми тёплыми словами вашим мамам.

Приложение

 

Андрей Платонович Платонов

 

                          Разноцветная бабочка

  

На  берегу  Чёрного  моря, там, где Кавказские горы подымаются от берега к

небу,  жила  в  каменной  хижине одна старушка, по имени Анисья. Хижина стояла

среди  цветочного  поля,  на  котором росли розы. Невдалеке от цветочного поля

находился  пчельник,  и  там также издавна жил пчеловод дедушка Ульян. Дедушка

Ульян  говорил, что когда он ещё молод был и приехал на кавказскую сторону, то

Анисья  уже была старой бабушкой, и никто тогда не знал, сколько Анисье лет, с

каких  пор она живёт на свете. Сама Анисья тоже не могла этого сказать, потому

что  забыла. Помнила она только, что в её время горы были молодые и не покрыты

лесом.  Так  она  сказала  когда-то одному путешественнику, а тот напечатал её

слова в своей книге. Но и путешественник тот давно умер, а книгу все забыли.

 

  Дедушка  Ульян  приходил  раз в год в гости к Анисье; он приносил ей мёду,

чинил  ей  обувь, осматривал, не худым ли стало ведро, и перекладывал черепицу

на крыше хижины, чтобы внутрь жилища не проникал дождь.

 

    Потом  они  садились  на  камень  у  входа в жилище и беседовали по душам.

Старый Ульян знал, что едва ли он придёт в гости к Анисье на следующий год: он

уже был очень стар и знал, что ему наступала пора помирать.

 

    В  последний раз, как виделся Ульян с Анисьей, он рассмотрел, что железная

дужка  очков,  которые  носила  Анисья,  стала тонкой, слабее нитки, и вот-вот

сломается,  -  дужка  истёрлась  от  времени  о переносицу Анисьи. Тогда Ульян

укрепил  дужку  проволокой,  чтоб  очки  ещё  служили  и  через них можно было

смотреть на всё, что есть на свете.

 

    - А  что,  бабушка  Анисья:  нам  с  тобой срок жизни весь вышел, - сказал

Ульян.

    - Ан  нет,  у  меня  срок не вышел, - отозвалась Анисья. - У меня тут дело

есть, я сына ожидаю. Покуда он не вернётся, я жить должна.

 

    - Ну  живи,  - согласился Ульян. - А мне пора. Ульян ушёл и вскоре умер от

старости лет, а Анисья осталась жить и ожидать своего сына.

 

    * * *

 

 

    Сын  её  Тимоша  убежал  из  дома,  когда был ещё маленьким, а Анисья была

молодой,  и  с  тех  пор Тимоша не вернулся к матери. Он каждое утро убегал из

дома  в  горы,  чтобы играть там, разговаривать с камнями гор, отзывающихся на

его голос, и ловить разноцветных бабочек.

 

    К полудню Анисья выходила на тропинку, идущую в горы, и звала своего сына:

 

    - Тимоша, Тимоша!.. Ты опять заигрался, и ты забыл про меня.

 

    - Сейчас, мама, я только бабочку поймаю.

 

    Он  ловил  бабочку  и  возвращался  к  матери. Дома он показывал бабочку и

горевал, что она больше не летает, а только ходит тихо, понемногу.

 

    - Мама,  чего  она  не  летит?  -  спрашивал  Тимоша, перебирая крылышки у

бабочки. - Пусть она лучше летает. Она умрёт теперь?

 

    - Не умрёт и жить не будет, - говорила мать. - Ей надо летать, чтобы жить,

а  ты её поймал и взял в руки, крылышки ей обтёр, и она стала больная... Ты не

лови их!

 

    Каждый день Тимоша бегал в гору по старой тропинке. Мать Анисья знала, что

та  тропинка  через  малую  гору  идёт на большую, а с большой на высокую, где

всегда  на  вечер  собираются  облака,  а с той высокой горы - на самую лютую,

самую  страшную  вершину  всех  гор,  и  там  тропинка  выходит к небу. Анисья

слыхала,  что  тропинку  проложил  неизвестный человек, который ушёл по ней на

небо  через  самую высокую гору, - ушёл и более не вернулся; он был бездетный,

никого  не  любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли; осталась

от него лишь тропинка, и по тропинке той мало кто ходил после него.

 

    Только Тимоша бегал по этой тропинке за бабочками.

 

    Один  раз  Тимоша шёл домой: настало вечернее время, и цветы уже дремали в

сумерках  на  склоне  горы.  Возле тропинки росла одинокая былинка, её головка

выглядывала  из-под  обрыва  на  того,  кто шёл по земле, и на лице её блестел

маленький  чистый  свет.  Тимоша  увидел, что это упала капля росы на былинку,

чтобы она испила её.

 

    "Это добрая капля!" - подумал Тимоша.

 

    Здесь  разноцветная  большая  бабочка  села  на  эту былинку и затрепетала

крыльями.  Тимоша  испугался:  он никогда ещё не видел такой бабочки. Она была

велика,  словно  птичка,  и  крылья  её  были  в цветах, каких Тимоша не видел

никогда.  От  дрожания её крыльев мальчику казалось, что свет отходит от неё и

звучит, как зовущий его тихий голос.

 

    Тимоша  протянул  руку  за сияющей дрожащей бабочкой, но она перелетела на

большой камень. Тогда Тимоша сказал ей издали:

 

    - Давай поговорим!

 

    Бабочка  не  говорила  и  не  смотрела  на Тимошу: она только боялась его.

Должно быть, она была недобрая, но она была так хороша...

 

    Бабочка  поднялась с камня и полетела над тропинкой в гору. Тимоша побежал

за ней, чтобы ещё раз поглядеть на нее, потому что он не нагляделся.

 

    Он бежал за бабочкой по тропинке в горах, а ночь уже потемнела над ним. Он

не  сводил  глаз  с бабочки, летящей перед ним, и лишь по памяти не сбивался с

тропинки.

 

    Бабочка  летела  вольно, как хотела: она летела вперёд, назад, в сторону и

сразу  в  другую,  как  будто  её сдувал невидимый ветер, а Тимоша, задыхаясь,

бежал за нею следом.

 

    И вдруг он услышал голос матери:

 

    - Ты опять заигрался, ты опять забегался, и ты забыл про меня!

 

    - Сейчас,  мама,  -  ответил Тимоша. - Я одну только бабочку поймаю, самую

хорошую, последнюю.

 

    Бабочка   пролетела  мимо  самого  лица  Тимоши:  он  почувствовал  тёплое

дуновение её крыльев, а потом бабочки не стало нигде.

 

    Он  искал её глазами в воздухе и около земли, он побежал назад, но бабочки

не отыскал.

 

    Наступила ночь. Тимоша бежал по тропинке в гору. Ему казалось, что бабочка

светится  крыльями  невдалеке от него, и он протягивал руки за нею. Он миновал

уже  малые  и  большие  горы и подымался на самую страшную, голую вершину всех

гор, где тропинка выходит к небу.

 

    Тимоша  добежал до конца тропинки и оттуда сразу увидел всё небо, а близко

от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда.

 

    "А  я  звезду  схвачу! - подумал Тимоша. - Звезда ещё лучше, а бабочки мне

теперь не надо".

 

    Он забыл о земле, потянулся руками в небо и упал в пропасть.

 

    Наутро  Тимоша огляделся, где он. Кустарник рос по отвесу горы и выходил к

берегу  маленького  ручья. Ручей тот начинался родником у подножия горы, потом

протекал  недолго  внизу  по земле и впадал в небольшое озеро, а из озера вода

подымалась  туманным душным паром, потому что и утром было жарко в этом месте.

Кругом  стояли  голые  стены гор, уходящих до высокого неба, по которым никому

нельзя взойти, а можно только взлететь по воздуху, как бабочка.

 

    Горы огораживали дно пропасти, где очутился маленький Тимоша. Он весь день

ходил  по  дну этой пропасти, и везде была одна каменная стена гор, по которым

нельзя подняться и уйти отсюда. Здесь было жарко и томительно; Тимоша вспомнил

теперь, что дома у матери было прохладней.

 

    По  берегу  ручья  в  траве  и кустарнике жужжали и жили стрекозы, и всюду

летали  такие же светящиеся бабочки, какую хотел вчера поймать Тимоша. Бабочки

трепетали  над  жаркой землёй, и слышен был шум их крыльев, но Тимоша не хотел

их ловить, и скучно ему было смотреть на них.

 

    - Мама! - позвал он в каменной тишине и заплакал от разлуки с матерью.

 

    Он  сел  под  каменной  стеною  горы  и стал карябать её ногтями. Он хотел

протереть камень и сквозь гору уйти к матери.

 

    * * *

 

 

    С  тех  пор,  как мальчик Тимоша очутился на дне каменной пропасти, прошло

много лет. Тимоша вырос большим. Он нашёл куски самого крепкого камня, упавшие

когда-то  с  вершины горы, и наточил их о другие такие же крепкие камни. Этими

камнями он бил и крошил её, но гора была велика, и камень её тоже крепок.

 

    И  Тимоша работал целые годы, а выдолбил в кремнистой горе лишь неглубокую

пещеру,  и ему было ещё далеко идти сквозь камень домой. Оглядываясь от работы

назад,  Тимоша  видел  разноцветных  бабочек,  которые  летали целым облаком в

жарком  воздухе.  Ни  разу,  с самого детства, Тимоша не поймал более ни одной

бабочки,  и  когда  бабочка  нечаянно  садилась на него, он снимал её и бросал

прочь.

 

    Всё  реже  и реже он слышал голос матери, звучавший в его сердце: "Тимоша,

ты забыл про меня! Зачем ты ушёл и не вернулся?.."

 

    Тимоша плакал в ответ на тихий голос матери и ещё усерднее долбил и крошил

каменную гору.

 

    Просыпаясь  в  каменной пещере, Тимоша иногда забывал, где он живёт, он не

помнил,  что уже прошли долгие годы его жизни, он думал, что он ещё маленький,

как  прежде,  что  он  живёт  с  матерью  на берегу моря, и он улыбался, снова

счастливый,  и  хотел  идти  ловить бабочек. Но потом он видел, что возле него

камень и он один. Он протягивал руки в сторону своего дома и звал мать.

 

    А мать смотрела в звёздное небо, и ей казалось, что маленький сын её бежит

среди  звёзд.  Одна  звезда летит впереди него, он протянул к ней руку и хочет

поймать её, а звезда улетает от него всё дальше, в самую глубину чёрного неба.

 

    Мать  считала  время. Она знала, что если бы Тимоша бежал только по земле,

он  бы  уже давно обежал всю землю кругом и вернулся домой. Но сына не было, а

времени  прошло  много.  Значит,  Тимоша  ушёл дальше земли, он ушёл туда, где

летят звёзды, и он вернётся, когда обойдёт весь круг неба. Она выходила ночью,

садилась на камень около хижины и глядела в небо. И ей чудилось, что она видит

своего сына бегущим в Млечном Пути. Мать тихо говорила:

 

    - Вернись,  Тимоша, домой, уже пора... Зачем тебе бабочки, зачем тебе горы

и  небо? Пусть будут и бабочки, и горы, и звёзды, и ты будешь со мной! А то ты

ловишь  бабочек,  а они умирают, ты поймаешь звезду, а она потемнеет. Не надо,

пусть всё будет, тогда и ты будешь.

 

 

    А  сын  её  в то время по песчинке разрушал гору, и сердце его томилось по

матери.

 

    Но гора была велика, жизнь проходила, и Тимоша стал стариком.

 

    * * *

 

 

    И  вот  однажды  наступил  его срок. Он услышал изнутри каменной горы, как

загремело  ведро.  Тимоша  по  звуку  узнал,  что это было их ведро, ведро его

матери,  и  закричал,  чтоб  его  услышали.  И  правда,  это была мать Тимоши,

пришедшая  за  водой; она брала теперь всего четверть ведра, потому что больше

не могла унести.

 

    Мать услышала, что кто-то кричит из горы, но не узнала голоса своего сына.

 

    - Ты кто там? - спросила она. Тимоша узнал голос матери и ответил:

 

    - Мама, я забыл, кто я.

 

    Мать опустилась на каменную землю и прильнула к ней лицом.

 

    Сын  обрушил  последние  камни  в  горе и вышел на свет к матери. Но он не

увидел  её,  потому  что ослеп внутри каменной горы. Старая Анисья поднялась к

сыну и увидела перед собой старика. Она обняла его и сказала:

 

    - Родила  я  тебя, а ты ушёл. Не вырастила я тебя, не попитала и поласкать

не успела...

 

    Тимоша припал к маленькой, слабой матери и услышал, как бьётся её сердце.

 

 

    - Мама, я теперь всегда с тобой буду!

 

    - Да  ведь старая я стала, полтора века прожила, чтоб тебя дождаться, и ты

уже старый. Умру я скоро и не полюбуюсь тобой.

 

    Мать  прижала  его  к  своей груди; она хотела, чтобы всё дыхание её жизни

перешло к сыну и чтобы любовь её стала его силой и жизнью.

 

    И  она  почувствовала,  что Тимоша её стал лёгким. Она увидела, что держит

его  на  руках, и он был теперь опять маленьким, каким был тогда, когда убежал

за разноцветной бабочкой. Жизнь её любовью перешла к сыну.

 

    Старая  мать  вздохнула  последним  счастливым  дыханием,  оставила сына и

умерла.

 

Анатолий Алексин

Прости меня, мама…

(1) Мамы давно уже нет… (2) А я все еще мысленно говорю: (3) «Прости меня, мама…» (4) Она рассказывала близким и знакомым и даже не очень близким, какой у нее сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (5) Я в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы. (6) А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (7) Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (8) Случалось, забывал позвонить в назначенный час. (9) «Я понимаю, как ты занят!» (10) Иногда раздражался по пустякам… (11) «Я понимаю, как ты устал!» (12) Она все стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. (13) Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (14) Поздно.

(15) «Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: (17) «Берегите матерей так, как они берегут нас!» (18) Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. (19) Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. (20) Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: (21) «Не отдает ли нам мать последнее? (22) Не отдает ли то, без чего не может выжить на земле человек?»

(23) Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.

(24) «В муках мы мать вспоминаем», - писал Н.А. Некрасов. (25) И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. (26) Ничего страшного: я с тобой. (27) Все пройдет…» - шепчет мама. (28) И болезнь отступает, потому что рядом Она. (29) « Ах, если бы навеки так было!»

(30) Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (31) То в реальности, а то мысленно…

(32) Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать и сделать для них все доброе, что можем сделать. (33) Прости меня, мама…

(По А.Алексину)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка с применением технологии критического мышления через чтение и письмо «Сердце матери»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок руссского языка в 11 классе с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо, данная технология уместна для использования именно на уроке при подготовке к сочинению-рассуждению, так как способствует решению двух основных затруднений: выявлению проблемы и подбору аргументов. Данный урок соответствует структуре уорока по данной технологии: на стадии вызова исползуется прием- составление рассказа по ключевым слова, на стадии осмысления - двухчастный дневник, кластер, на стадии рефлексии - синквейн. Использование этих приёмов способствует развитию навыка составление текста, частичного анализа текста, творческих способностей учащихся. Урок был проведен в рамках районного семинара завучей и получил высокую оценку.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 903 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Памятка для урока русского языка "Особенности ЕГЭ 2021"
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Занятие 3 (Б). Понятие о совершенствовании (редактировании) текста
Рейтинг: 4 из 5
  • 04.10.2020
  • 1591
  • 43
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 847
    • DOCX 62.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хохлова Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хохлова Светлана Николаевна
    Хохлова Светлана Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 13536
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 42 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 91 человек

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Эффективная работа с Wildberries: от создания личного кабинета до выбора продукта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов