Главная / Русский язык и литература / Конспект урока русского языка "Сложное предложение" (5 класс)

Конспект урока русского языка "Сложное предложение" (5 класс)

hello_html_5ed59832.gif2

Сложное предложение



Цели:

  • Познавательные: вспомнить основные признаки сложного предложения, приемы распознавания сложного предложения (нахождение грамматических его основ) и пунктуационному оформлению на письме.

  • Развивающие: способствовать развитию познавательной активности, творческого мышления, воображения, эмоциональной сферы детей; развивать речевую и коммуникативную активность ребят; формировать и развивать у учащихся умение высказывать и обосновывать свою точку зрения на рассмотренную проблему; учить слушать других учеников, оценивать правильность их ответов.

  • Воспитывающие: воспитывать у учащихся чуткость к богатству и выразительности родной речи, гордость за родной язык, интерес к его изучению; способствовать воспитанию личности сложной, многогранной, креативной; приучать детей работать как коллективно, так и в малых группах; учить взаимодействовать в группе, вежливо и доброжелательно общаться друг с другом, воспитывать взаимопомощь, чувство ответственности не только за свои собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса.







Оборудование:

  • компьютер, проектор, экран для презентации MicrosoftPowerPoint

  • карточки с заданиями,

  • листы ватмана









3

Ход урока

I Организационный момент

Здравствуйте, ребята, сегодня урок у вас проведу я. Меня зовут Лариса Николаевна, я работаю в Верхнемакеевской школе. Я надеюсь, что мы с Вами найдем общий язык, и урок у нас пройдет очень хорошо.

У вас есть карточки, на которых изображен грустный и веселый человечек, подумайте и покажите с каким настроением вы пришли на урок.

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране “Синтаксис”. “Синтаксис”– одна из самых красивых и богатых стран в мире. Это удивительная страна, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения. И отправимся в путьв город «Сложное предложение». Этот город необычный: улицы названы вашими именами и фамилиями. (Написать свою фамилию на рис.), город наш поделен на районы. Их у нас три. Вы должны выбрать в своем районе главу администрации, который будет координировать ваши действия. Но посмотрите, ребята, в нашем городе застроена только центральная площадь, на которой стоит прекрасный дворец. И больше никакого здания, т е. к концу урока вы должны заселить город. А сделать мы это можем, только выполняя все задания на уроке.

И еще это очень чистый город. Он не любит, когда на его улицах мусорят, наводят грязь. Поэтому будьте внимательны, охраняйте вверенную вам территорию.

Ребята, вы готовы отправиться в путь?

III. Работа по теме.

Ребята, в наш город идут нежданные гости, посмотрите, можно ли их пропускать на территорию города?

Задание 1



4

Объяснить, в чем нелепость данных предложений. Как их исправить? (обсуждаем в группах, исправляем ошибки, какая группа справится, поднимает руку)

  1. На полке лежит только что купленный Роман.

  2. Во дворе стоял отремонтированный и покрашенный москвич.

  3. У порога двери разлегся лохматый шарик.

- Какую ошибку допустили наши гости?

- Какое правило они не знали?

- Чем отличаются имена собственные от нарицательных?

- В чем особенность написания слова москвич во втором предложении?

Задание 2

Сопоставьте два предложения. Подчеркните предикативные основы в обоих предложениях. Начертить их схемы. Объяснить постановку знаков препинания; дать характеристики предложениям.

  1. Снег на улицах лежит плотным ковром и искрится на солнце.

  2. По обе стороны улицы зажигались фонари, и в окнах домов показались огни.

1-е предложение простое, повествовательное, невосклицательное, полное, распр., двусоставное, грамматическая основа – снег лежит и искрится

Схема: [ – = и =] .

2-е предложение имеет 2 грам.основы, значит 2 простых предложения, т.е. 1– ое простое, 2-ое простое.

Схема: [ – = ] , и [ – = ] .

Б) Делаем вывод. (работа в группах).

Ответы учащихся:

В первом предложение – одна грамматическая основа. Это простое предложение; во 2-м – две грамматические основы, два простых предложения, их соединили вместе, сложили.

5

Это сложное предложение. В сложном предложении несколько грамматических основ.

- Ребята, почему в первом предложении перед союзом И нет запятой, а во втором – есть?

Задание 3

прочитать предложения, ответить на вопрос : «На какие две группы можно разбить эти предложения?»

- Какие предложения можно объединить в одну общую тему?

От группы выступают по одному ученику (2 выступления), а остальные осуществляют взаимопроверку в группе.

- Списать по 2 предложения в каждую группу, подчеркнуть грамматические основы.

Карточка

  1. Удивительна по своему своеобразию и красоте природа Кашарского района.

  2. Город Ростов-на-Дону по праву считается столицей Южного Федерального округа.

  3. Гремел гром, и шёл дождь.

  4. Наша школа расположена в селе Кашары.

  5. Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают годы.

  6. Иногда мы кукушонка выпускали, он летал по комнате.



Беседа:

- Как простые предложения соединяются в сложные?

IV.Физкультминутка

V. Закрепление темы урока.

Сочинение – миниатюра

Тема «Наш край»

6

Беседа:

- О чем можно написать?

- Для нас родной край это что?

Методика проведения: один придумывает первое предложение, второй – второе и т.д., чтобы получился связный рассказ. Использовать как простые, так и сложные предложения.

VI. Подведение итогов

1.Наше путешествие подходит к концу.– А сейчас последняя игра “Закончи предложение”.

  • Теперь я умею …”

  • Я знаю, что …”

Дополнительное задание

Игра «Я учитель»

Найти и исправить ошибки, свой выбор объяснить

- В каких предложениях связь осуществляется при помощи интонации и союза, а в каких только при помощи интонации?

Карточка 2

  1. Три дня небыло мороза и туман невидимо работал над снегом.

  2. Нынче жарко парит на дваре тепло.

  3. Иногда сонце пекло так жарко что нагревалась даже трава.

  4. Ниские тучи бежали по небу дул сильный ветер.

  5. Сад выл и шумел, в воздухе кружылись желтые мокрые листья.



2. Награждение команд.

3.Скаким настроением вы уходите с урока? (показать)

Спасибо за работу на уроке. Удачи Вам.

МОУ Верхнемакеевская СОШ











Конкурсный урок

(обобщение по теме)





Урок подготовил

Учитель русского языка

Шевченко Л.Н.













С. Верхнемакеевка

2010 г

Конспект урока русского языка "Сложное предложение" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный конспект урока помогает реализовать на уроке следующие цели:

  • Познавательные:вспомнить основные признаки сложного предложения, приемы распознавания сложного предложения (нахождение грамматических его основ) и пунктуационному оформлению на письме.
  • Развивающие: способствовать развитию познавательной активности, творческого мышления, воображения, эмоциональной сферы детей; развивать речевую и коммуникативную активность ребят; формировать и развивать у учащихся умение высказывать и обосновывать свою точку зрения на рассмотренную проблему; учить слушать других учеников, оценивать правильность их ответов.
  • Воспитывающие: воспитывать у учащихся чуткость к богатству и выразительности родной речи, гордость за родной язык, интерес к его изучению; способствовать воспитанию личности сложной, многогранной, креативной; приучать детей работать как коллективно, так и в малых группах; учить взаимодействовать в группе, вежливо и доброжелательно общаться друг с другом, воспитывать взаимопомощь, чувство ответственности не только за свои собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса. 
Автор Шевченко Лариса Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1145
Номер материала 25162
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓