Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка "Как делаются слова. Что такое суффикс." (2 класс)

Конспект урока русского языка "Как делаются слова. Что такое суффикс." (2 класс)

Конспект урока русского языка во 2 классе

по программе «Перспективная начальная школа».

Учитель: РУБЦОВА ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА

МОУ «КУРИЛОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»







Тема урока. Как делаются слова.

Что такое суффикс.

Суффиксы слов, называющих предметы.




Цели урока. -Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью

суффиксов –ИК, -ОК, -ЁК.

-Формировать общие учебные умения: работа с учебником, работа

со словарем.

-Развивать устную речь учащихся.

-Воспитывать чувство прекрасного.




Оборудование. -Учебник по русскому языку №3.

-Учебник по русскому языку №2 (словари)..

-Тетрадь на печатной основе для самостоятельных работ №2.

-Карточки с названием темы урока.

-Загадки.

-Картинки с изображением паука, жука.

-Портреты Маши и Миши.



















I.Организационный момент.

1. Минута каллиграфии «ц*плёнок, ц*рк, ножниц*, ц*ркуль»

-Что общего в данных словах?( орфограмма «Ы,-И после Ц»; слова, обозначающие предметы) .Запишите правильно и красиво эти слова.

- Что вы знаете о словах, обозначающих предметы.

-Сегодня вы узнаете ещё новое о словах, называющих предметы. Помогать нам будет Весёлый паровозик и наши друзья Маша и Миша.

- А начнем наш урок с загадок.

-Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

(Картики жука, паука)

-Плетет он сеть, а не гамак.

Хотя он вовсе не рыбак.

И ставит сети не в реке,

А в уголке, на потолке. (Паук)


-К каким группам относятся эти животные?

-Назовем их ласково. Это новые слова? Они родственные? Докажите.

-Назовите с помощью какой частички слов мы образовали новые родственные слова?

- Так над чем мы сегодня будем работать?( Как образовываются ,делаются слова)

(На вагончике появляется - ОК)

II.Определение темы и целей урока.


-Тема урока состоит из трех предложений (открывать карточки одну за другой).

(Дети читают сначала про себя, потом хором вслух)


Как делаются слова


Что такое суффикс


Суффиксы слов, называющих предметы



III.Формирование новых знаний и умений.


  1. Работа в тетрадях. Запись слов ПАУК- ПАУЧОК(К/Ч), ЖУК-ЖУЧОК(К/Ч)
    Фронтальная работа. Работа по плакатам.( Образовать новые слова с –ОК)

2.Работа с учебником.

№20

-Какой словарь нам поможет изучить новую тему?

-Читаем, где его нужно открыть?

-Читаем слова на –ИК.

-Мы должны разобраться, от каких слов образовалось каждое слово.

Чтение и объяснение по «цепочке». (Лобик, зубик, кубик, клювик, садик, дождик, гвоздик, годик, ежик, чижик, ножик, тазик, арбузик, столик, домик, гномик)


-Маша и Миша просят показать письменно, как образовались слова на любых четырех примерах по образцу в учебнике.

-Вы заметили, что в словаре частичка –ИК выделена цветом?

-А где она находится в слове: до или после корня?

-Как изменилось значение слова ЁЖ, если к нему добавили частичку –ИК?

-В русском языке говорят, что такая частичка придает словам уменьшительно-ласкательный смысл.


Физкультминутка. Упражнения на осанку.



№21

-Найди в Обратном словаре на –К слова с основой на –ЁК.

-Скажи, от каких слов образовались все эти слова. Покажи письменно по образцу.

(уголек, пенек, огонек, конек, окунек, зверек, якорек)


Взаимопроверка с консультантами.


-Слова в парах родственные?

- Выдели в каждой паре общую часть (корень).

- Ты заметил, что в словаре частичка –ЁК выделена цветом?

-Где находится эта частичка в слове?

- Для чего она служит?

- С ее помощью образуются другие слова?


Вывод.

-Не можем ли сделать предположение о том, как делаются слова? (По 1-ой таблице темы)

-Может быть, кто-нибудь догадается, как называются эти частички?


Чтение плаката Летучей Мыши.


-Выделите суффиксы –ИК и –ЁК в ваших записях.


-Покажите уровень ваших знаний о том, что такое суффикс. (По 2-ой таблице темы)


-Вернемся к нашим друзьям на стр.22. Прочитайте пары слов. (Паук – паучок, жук – жучок). С помощью каких суффиксов образовалось одно из этих слов?


-С какими же суффиксами слов, называющих предметы мы сегодня встретились? (По 3-ей таблице темы)


3.Работа в тетради на печатной основе.

стр.18 №23

-Вместо слов в скобках впиши родственные слова с суффиксом –ОК-.

Баю-баюшки-баю. Не ложися на краю-

Придет серенький ___________ (волк),

Он ухватит за _______________ (бок),

Он ухватит за _______________ (бок),

И потащит во _______________ (лес)

Под ракитовый ______________ (куст).


Взаимопроверка с консультантами.


IV. Домашнее задание.

-ВЫУЧИТЬ такое суффикс по плакату Летучей Мыши.



Конспект урока русского языка "Как делаются слова. Что такое суффикс." (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока русского языка во 2 классе

по программе «Перспективная начальная школа»

 

Тема урока.              Как делаются слова.

                                   Что такое суффикс.

                                   Суффиксы слов, называющих предметы.

 

Цели урока.              -Дать первоначальное представление об образовании слов с помощью

                                   суффиксов –ИК, -ОК, -ЁК.

                                   -Формировать  общие учебные умения: работа с учебником, работа

                                   со словарем.

                                   -Развивать  устную речь учащихся.

                                   -Воспитывать чувство прекрасного.

 

 

Автор Рубцова Лариса Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1785
Номер материала 22329
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓