Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка " Сочетания -чк, чн"

Конспект урока русского языка " Сочетания -чк, чн"

Тема: правописание сочетаний –чк-; -чн-.



Цель: помочь детям усвоить, что звук Ч всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать; закреплять умения учащихся по правописанию слов с сочетаниями -чк-, -чн-; обогащать словарный запас учащихся,; совершенствовать каллиграфические навыки; развивать связную речь, образное и логическое мышление; воспитывать любовь к природе; бережное отношение к животным.


Оборудование: таблицы, иллюстрации, карточки для самостоятельной работы, плакат с рисунком лесной поляны, рисунок тучки.


Ход урока:


1. Организация класса.

- И вот наступила зима.

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Это самое трудное время для птиц и зверюшек. Но они постарались хорошо подготовиться к зиме: медведь лёг спать, белка насобирала орехов и грибов, а зайка поменял шубку.(Рисунки зверей на доску) Но посмотрите, что это? Заяц весь белый, а снег в лесу ещё не выпал. Издалека видно трусишку.


Нужно попросить тучку, чтобы она поскорее засыпала поляну снегом, спрятала зайчика от лисицы и волка.


Да только тучка не хочет работать одна, ей нужны дружные и трудолюбивые помощники. Поможем тучке? Она приготовила для вас задания, и каждое правильно выполненное - одна снежинка. Вот и посмотрим, что произойдёт к концу урока.


2. Актуализация опорных знаний учащихся.


1) Проверка домашнего задания.

- Итак, первая снежинка выпадет за выполнение домашнего задания в ваши тетради. Откройте их. Правильно выполнили домашнее задание…, красиво пишут…, нужно стараться… .


2) Каллиграфическая минутка.


На доске написаны ряд букв: е,ё,ю,я,и,ь.

- Найдите лишнюю букву в данном ряду.

- Лишняя буква ь, так как она не обозначает звука.

-Верно. Сегодня мы узнаем, в каких сочетаниях ь не пишется. А пока минутка чистописания. Определите порядок написания букв в данной цепочке:Ччь Ччьь, Ччььь

-Пишем заглавную и строчную букву ч, а ь знак прибавляется на одну в каждой ячейке.

- Напишите до конца строки в указанной последовательности.

- Какие слова начинаются на букву ч? Когда мы их будем писать с заглавной буквы? Эта буква нам сегодня понадобиться много раз.


3). Минутка орфографии.


А Б.

С неба падают з…мой Туч…, пуш…стый,

И кружатся над з…млёй в л…су, сн…жок,

Мягкие пуш…нки, притащ…

Белые сн…ж…нки.


- Нельзя, кое-как, положась на удачу, усвоить тему, решить задачу, правильно сшить костюм без примерки, каждое слово просит проверки!

Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов.

- Мы вспомнили почти все орфограммы, которые изучали.( Снежинки вручаю)


3.Сообщение темы и задач урока.

- Тучка довольна, что о ней вспомнили. Произнесите слово тучка. Какой звук слышится в середине слова?

- Что мы знаем о звуке [ч]? ( Согласный, всегда мягкий)

- Нужно ли указывать его мягкость мягким знаком? Значит, как мы будем писать сочетание –чк- в слове тучка? Какое ещё сочетание с буквой ч будем писать без ь? Приведите примеры слов.


- Правописание –чк-, -чн-, - это и есть тема нашего урока, а девиз такой:

« Знаем мы наверняка, как писать –чн-, -чк».

Мы будем записывать слова с этими сочетаниями, составлять предложения.

Поэтому нужно хорошо знать правило, о котором расскажет эта таблица.


чк чн нч нщ рщ

без ь

дочка птенчик

барабанщик скворечник

2) Словарная работа.

- Сочетание –чк- есть в словарном слове, которое мы недавно учили. Какое это слово? (Девочка)

- Запишите его, поставьте ударение. Какую букву нужно запомнить? Подчеркните её.

- Сегодня мы познакомимся с новым словом. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.


Е • • Д • • • • • • Д • • •


В • • • • Е • • • • • Ь • • • • • • •


М •


- Какое слово вы составили?

- Мы составили слово медведь.

- Кто такой медведь?

- Медведь- это крупное хищное животное.

- Какие важные признаки этого животного вы можете назвать? ( На доске картинка с изображением медведя.)

- У него длинная шерсть и толстые ноги.

- Скажите полностью, что обозначает слово медведь?

- Медведь- это крупное животное с длинной шерстью и толстыми ногами.

- Каким медведь изображается в сказках?

- В сказках медведь глуповатый, неуклюжий, косолапый.

- На самом деле медведь- это умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь. Если он от кого- либо убегает, его трудно догнать. Когда крадётся к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами.

А что делает медведь зимой?

- Медведь зимой спит.

- Верно, но при этом он лапу не сосёт. Это выдумки. В каком ещё смысле употребляется слово медведь?

- Медведем называют неуклюжего, неповоротливого человека.

- А ещё медведь- это мёд едящий( от слова еда) зверь. Зная это качество медведя, легко запомнить правописание этого слова. (мёд, еда)

-Прочитайте это слово орфографически, по слогам, как написано.

- А теперь произнесите правильно орфоепически.

- Написание какой буквы не совпадает с произношением звука?

- Записать, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную. Сделать звуковой анализ слова.

- Сколько слогов, букв, звуков. Почему?

- Составить предложение со словом медведь.

3.Первичное восприятие и осознание нового материала.


- Зима- это не только снег и зимние забавы, а и холодный, вьюжный ветер. Засвистел, закружил и перепутал все слова из следующего задания. Нужно привести их в порядок, записать в 2 столбика.

-чк- -чн-

Сонеч_ка, щёч_ка, Леноч_ка, цветоч_ница, яич_ница, задач_ник.


2) Работа с учебником.

- Я думаю, что составить вам словосочетания будет совсем просто. (упр. 182)

- Снег нужен и озимой пшенице. Укроет снежное одеяло маленькие росточки, и будут они спать до весны.

А вот птичкам зимой не спится. Почему? Как мы можем им помочь? Какие птицы могут прилететь к нашим кормушкам?


Прилетели к нам синичка,

Села прямо под окном.

Эту маленькую птичку

с нетерпением мы ждём.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочек сала

Мы повесим на сучки.

- Это стихотворение записано на карточках. Выпишите из него слова слова с –чк-.


3) Говори правильно.

- Слова с сочетанием –чк-, всегда произносится чётко, а вот –чн- в некоторых словах может прятаться, маскироваться.


Работа по таблице.


[ чн]

[шн]

точный

скучно

отличный

конечно

солнечный

нарочно

цветочный

яичница


- Чтобы лучше усвоить произношение слов второго столбика, послушаем стихотворение.

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе не нарочно

На ковёр кисель пролил.

Просто было очень скучно,

Но теперь-то я послушный.


4.Закрепление и осмысление знаний.

- Тучка довольна вашей работой, сыплются и сыплются снежинки, а задания становятся всё каверзнее.

Составьте слова по схемам.


щё

у

фор •

кос

Комментированное письмо.


5. Итог урока.

- Пока мы работали, все поля покрылись снегом, и зайчик спрятался.

Какое правило помогло нам сегодня.?

Почему ь в этих сочетаниях не пишется?


6. Домашнее задание.

Упр. 184.




Конспект урока русского языка " Сочетания -чк, чн"
  • Начальные классы
Описание:

Тема: правописание сочетаний –чк-; -чн-.

 

 

Цель: помочь детям усвоить, что звук Ч  всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать; закреплять умения учащихся по правописанию слов с сочетаниями -чк-, -чн-; обогащать словарный запас учащихся,; совершенствовать каллиграфические навыки; развивать связную речь, образное и логическое мышление; воспитывать любовь к природе; бережное отношение к животным.

 

Оборудование: таблицы, иллюстрации, карточки для самостоятельной работы, плакат с рисунком лесной поляны, рисунок тучки.

 

Ход урока:

 

1. Организация класса.

- И вот наступила зима.

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

           Это самое трудное время для птиц и зверюшек. Но они постарались хорошо подготовиться к зиме: медведь лёг спать, белка насобирала орехов и грибов, а зайка поменял шубку.(Рисунки зверей на доску) Но посмотрите, что это? Заяц весь белый, а снег в лесу ещё не выпал. Издалека видно трусишку.

 

Нужно попросить тучку, чтобы она поскорее засыпала поляну снегом, спрятала зайчика от лисицы и волка.

 

Да только тучка не хочет работать одна, ей нужны дружные и трудолюбивые помощники. Поможем тучке? Она приготовила для вас задания, и каждое правильно выполненное - одна снежинка. Вот и посмотрим, что произойдёт к концу урока.

 

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

 

     1) Проверка домашнего задания.

- Итак, первая снежинка выпадет за выполнение домашнего задания в ваши тетради. Откройте их. Правильно выполнили домашнее задание…, красиво пишут…, нужно стараться… .

 

     2) Каллиграфическая минутка.

 

На доске написаны ряд букв: е,ё,ю,я,и,ь.

- Найдите лишнюю букву в данном ряду.

- Лишняя буква ь, так как она не обозначает звука.

-Верно. Сегодня мы узнаем, в каких сочетаниях ь не пишется. А пока минутка чистописания. Определите порядок написания букв в данной цепочке:Ччь Ччьь, Ччььь

-Пишем заглавную и строчную букву ч, а ь знак прибавляется на одну в каждой ячейке.

- Напишите до конца строки в указанной последовательности.

- Какие слова начинаются на букву ч? Когда мы их будем писать с заглавной буквы? Эта буква нам сегодня понадобиться много раз.

 

3). Минутка орфографии.

 

А                                                                        Б.

С неба падают з…мой                                      Туч…, пуш…стый,

И кружатся над з…млёй                                   в л…су, сн…жок,

Мягкие пуш…нки,                                            притащ…

Белые сн…ж…нки.

 

- Нельзя, кое-как, положась на удачу, усвоить тему, решить задачу, правильно сшить костюм без примерки, каждое слово просит проверки!

Вставить пропущенные буквы, объяснить написание слов.

- Мы вспомнили почти все орфограммы, которые изучали.( Снежинки вручаю)

 

3.Сообщение темы и задач урока.

- Тучка довольна, что о ней вспомнили. Произнесите слово тучка. Какой звук слышится в середине слова?

- Что мы знаем о звуке [ч]? ( Согласный, всегда мягкий)

- Нужно ли указывать его мягкость мягким знаком? Значит, как мы будем писать сочетание –чк- в слове тучка? Какое ещё сочетание с буквой ч будем писать без ь? Приведите примеры слов.

 

- Правописание –чк-, -чн-, - это и есть тема нашего урока, а девиз такой:

« Знаем мы наверняка, как писать –чн-, -чк».

Мы будем записывать слова с этими сочетаниями,  составлять предложения.

Поэтому нужно хорошо знать правило, о котором расскажет эта таблица.

 

    чк   чн    нч    нщ    рщ

                 без  ь

    дочка             птенчик

барабанщик  скворечник

                                                                                                                  

2) Словарная работа.

- Сочетание –чк- есть в словарном слове, которое мы недавно учили. Какое это слово? (Девочка)

- Запишите его, поставьте ударение. Какую букву нужно запомнить? Подчеркните её.

-  Сегодня мы познакомимся с новым словом. Вы его сможете определить, если расположите  прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.

 

Е   •  •                    Д • • • • • •             Д • • •

 

В • • • •                  Е • • • • •                Ь • • • • • • •

 

М •

 

- Какое слово вы составили?

- Мы составили слово медведь.

- Кто такой медведь?

- Медведь- это крупное хищное животное.

- Какие важные признаки этого животного вы можете назвать? ( На доске картинка с изображением медведя.)

- У него длинная шерсть и толстые ноги.

- Скажите полностью, что обозначает слово медведь?

- Медведь- это крупное животное с длинной шерстью и толстыми ногами.

- Каким медведь изображается в сказках?

- В сказках медведь глуповатый, неуклюжий, косолапый.

- На самом деле медведь- это умный, ловкий, очень сильный, быстрый и хитрый зверь.  Если он от кого- либо убегает, его трудно догнать. Когда крадётся к своей добыче, ни одна веточка не хрустнет под его лапами.

А что делает медведь зимой?

- Медведь зимой спит.

- Верно, но при этом он лапу не сосёт. Это выдумки. В каком ещё смысле употребляется слово медведь?

- Медведем называют неуклюжего, неповоротливого человека.

- А ещё медведь- это мёд едящий( от слова еда) зверь. Зная это качество медведя, легко запомнить правописание этого слова. (мёд, еда)

-Прочитайте это слово орфографически, по слогам, как написано.

- А теперь произнесите правильно орфоепически.

- Написание какой буквы не совпадает с произношением звука?

- Записать, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную. Сделать звуковой анализ слова.

- Сколько слогов, букв, звуков. Почему?

- Составить предложение со словом медведь.

3.Первичное восприятие и осознание нового материала.

 

- Зима- это не только снег и зимние забавы, а и холодный, вьюжный ветер. Засвистел, закружил и перепутал все слова из следующего задания. Нужно привести их в порядок, записать в 2 столбика.

                       -чк-                           -чн-

Сонеч_ка, щёч_ка, Леноч_ка, цветоч_ница, яич_ница, задач_ник.

 

2) Работа с учебником.

 - Я думаю, что составить вам словосочетания будет совсем просто. (упр. 182)

- Снег нужен и озимой пшенице. Укроет снежное одеяло маленькие росточки, и будут они спать до весны.

А вот птичкам зимой не спится. Почему? Как мы можем им помочь? Какие птицы могут прилететь к нашим кормушкам?

 

Прилетели к нам синичка,

Села прямо под окном.

Эту маленькую птичку

 с нетерпением мы ждём.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочек сала

Мы повесим на сучки.

- Это стихотворение записано на карточках. Выпишите из него слова слова с –чк-.

 

3) Говори правильно.

- Слова с сочетанием –чк-, всегда произносится чётко, а вот –чн- в некоторых словах может прятаться, маскироваться.

 

Работа по таблице.

 

          

                     [ чн]                                

                         [шн]

  точный

      скучно

  отличный

      конечно

  солнечный

      нарочно

  цветочный

      яичница

 

 - Чтобы лучше усвоить произношение слов второго столбика, послушаем стихотворение.

     Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе не нарочно

На ковёр кисель пролил.

Просто было очень скучно,

Но теперь-то я послушный.

 

4.Закрепление и осмысление знаний.

- Тучка довольна вашей работой, сыплются и сыплются снежинки, а задания становятся всё каверзнее.

Составьте слова по схемам.

 

щё

у

фор          •

кос

Комментированное письмо.

 

5. Итог урока.

-  Пока мы работали, все поля покрылись снегом, и зайчик спрятался.

Какое правило помогло нам сегодня.?

 Почему ь в этих сочетаниях не пишется?

 

6. Домашнее задание.

   Упр. 184.

 

 

 

 

Автор Кузнецова Вера Сергеевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1245
Номер материала 44205
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓