Инфоурок Литература КонспектыКонспект урока русского языка по теме "Виды предложений по цели высказывания" (5 класс)

Конспект урока русского языка по теме "Виды предложений по цели высказывания" (5 класс)

Скачать материал

Тема:  Синтаксис. Виды предложений по цели высказывания

 

Тип урока : урок открытия нового знания.

Цель: познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику предложения по цели высказывания,   зависимость цели высказывания от речевой ситуации; уметь определять вид предложения по цели высказывания;

 Метапредметные: овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации,  обрабатывать информацию и представлять в готовом виде;

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

 Необходимое оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор;

 «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля

Основные понятия: синтаксис, цель высказывания, повествовательные, вопросительные, побудительные предложения

 

Этапы урока

Ход урока

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

I. Мотивация

(самоопределение)

 к учебной  деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

 

1. Приём  «Верю - не верю» (учащиеся соглашаются  /не соглашаются с утверждениями, аргументируют свою точку зрения)

-Верите ли вы, что фонетика- это раздел науки о языке, изучающий правила построения словосочетаний и предложений?

-Словосочетание состоит  из подлежащего и сказуемого?

- В предложении всегда есть грамматическая основа?

- Это предложение? Ночь.

-  Главные члены предложения не являются словосочетанием?

-  Сочетание слов ПРИШЛИ ГОСТИ является словосочетанием?

-  В предложении ВОЗЬМЕМСЯ ЗА РУКИ, ДРУЗЬЯ! грамматическая основа состоит только из сказуемого ВОЗЬМЕМСЯ?

2.  Работа по карточкам (по итогам работы по карточкам проводится формирование групп).

Карточка № 1

1) Вставить нужные орфограммы:

Ч…совой стоит на п…сту.

2) Ч…совой - имя существительное, потому что:

а) …….;б)……….;в)…….   

 

                           Карточка № 2

1) Вставить нужные орфограммы:

Ч…совой механизм восст…новить было уд…вительно ле…ко.

1)      Ч…совой - имя прилагательное, потому что:

а)    ……..;б)………; в)…….

Карточка № 3

Чем различаются выделенные слова: внимательный часовой; часовой механизм:

а)   …                                  а)   …

б)   …                                  б)   …

в)   …                                   в)   ...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:  имеют мотивацию к учебной  деятельности

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач анализ, синтез, сравнение, классификацию, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

III. Введение в тему и формулирование проблемы урока

 -Внимательно посмотрите на тему урока. Как она звучит? (Виды предложений по цели высказывания)

- Подумайте, от какого слова образовалось слово “высказывание”? (Учащиеся делают предположения).

-Назовите однокоренные слова (сказать, рассказать, высказать).

- Да, действительно, всё это однокоренные слова с корнем  – сказ-. Составьте своё  небольшое высказывание на тему «Умные названия» (3-4 предложения).

После анализа высказываний учащихся,  учитель просит сформулировать вопрос (проблему) урока, его цель.

Из ответов учащихся:

- Узнать, почему предложения делятся на группы по цели высказывания;

- Чем отличаются друг от друга предложения по цели высказывания;

-Какие знаки ставятся в конце предложения в зависимости от цели высказывания;

- Правильно ставить знаки в конце предложений.

- Сегодня на уроке нам предстоит узнать, с какой целью мы сказываем, т.е.  произносим, говорим предложения.

 

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в дополнительных источниках

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки Коммуникативные: осознают  правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Класс разделен на 3 группы

Работа с лингвистическим текстом (Приложение 1). Групповое выполнение заданий. Представление результатов работы группы.

2.Заполнение концептуальной таблицы "Виды предложений по цели высказывания”.

Вывод: (дети делают сами, а потом сверяют с правильным ответом)

- Итак! Есть три вида предложений по цели высказывания: повествовательные, побудительные и вопросительные.

- Прежде чем надписать над предложенными группам предложениями эти названия, обратите внимание на корни слов. Сформулируйте правила, определение и надпишите названия видов предложений на пропущенные строчки.

- Для чего нужны такие виды предложений? (чтобы более точно донести до слушателя свои мысли)

- От чего зависит выбор того или иного вида предложений? (от ситуации)

 

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(поднять ладони над  головой

и махать, изображая ушки.)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке  холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

( потереть за предплечья.)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(прыгать на месте)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал,

Зайка тут же убежал.

(сесть на место за парту)

 

Личностные:осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах  своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками  или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Регулятивные:строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

V. Углубление знаний, развитие учебно­языковых и речевых умений

 

Задание 1.

Прочитать текст, определить его основную мысль. Как вы думаете, почему статья, из которой взят отрывок, называется «А,Б,В… (Мечты и фантазии»)?

Если бы меня вдруг сделали директором кондитерской фабрики, я бы выпускал для детишек конфеты «Азбука». Существуют же конфеты «Золотой ключик», «Мишки», «Забава», а будет еще и «Азбука». Не всё ли равно, что на бумажке печатать? А тут на одном фантике- буква  А и нарисован автобус или арбуз, на другом- буква Б и рядом белочка нарисована. А польза-то какая! Собирай такие фантики и учи азбуку! Совмещай приятное, сладкое и вкусное с полезным! (По Н.Носову)

 После прочтения текста учитель отмечает, что текст написан Н.Носовым в 60-е годы XX века.

-А какие названия конфет существуют в настоящее время? (ответы учащихся)

-Чем руководствуются современные производители сладкого, выбирая названия конфет?

-  Какое отношение данный текст имеет к теме сегодняшнего урока? (предположения учащихся, одно из предположений:  в начале урока было задание: составить высказывание на тему «Умные названия»).

- В каких предложениях текста содержится сообщение о чем-либо? В каких  - вопрос? В каких -побуждение к действию? ( учащиеся выбирают из текста повествовательные, вопросительные, побудительные предложения).

Задание 2. Работа со стихотворениями «Чудесный сон», «У меня возник вопрос», «О воспитании» (Приложение).

 

  

 

 

Личностные: понимают значение знаний для человека

Познавательные: приобретают умение использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют свои ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

VI. Итог урока

 

– Прочитайте ключевые слова темы (предложение, высказывание, цель, сообщение, интонация). Чем можно дополнить этот ряд? (ответы учащихся)

 

– Что удалось на уроке, было самым интересным?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении заданий?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените работу своей группы, опираясь на алгоритм самооценки.

 

1.    Выполнение этой работы понравилось (не понравилось), потому что…

2.    Наиболее трудным  показалось

3.    Самым интересным было …

4.    Если бы  еще раз выполняли эту работу, то бы сделали следующее …

5.    И напоследок о теме урока…

 

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых знаний и операционных исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу

VII. Домашнее задание

 

Домашнее задание:

1. Составьте и запишите побудительные предложения, используя следующие глаголы:

Посмотрите, положи, не сорите, думайте, прочитай.

2.Сочинение-миниатюра. А что бы вы предложили изображать на фантиках от конфет? Пофантазируйте! Напишите сочинение на тему «Если бы я был (а) директором кондитерской фабрики». Используй в своем тексте не только повествовательные, но и вопросительные, и побудительные предложения.

Отрывки из сочинений учащихся представлены в Приложении 2

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка по теме "Виды предложений по цели высказывания" (5 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Землеустроитель

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка по теме "Виды предложений по цели высказывания" построен с учетом требований ФГОС. В основе урока системно-деятельностный подход. Урок русского языка по теме « Виды предложений по цели высказывания» проводится в 5 классе в I четверти. Изучаемая тема находится в разделе учебника «Синтаксис и пунктуация». Количество часов в неделю 5 час. (175 часов в год). Программа: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. Русский язык: Программа 5-9 классы. Москва, Просвещение,2012 Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях». Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская. Москва, Просвещение, 2014

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.06.2020 314
    • DOCX 71 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шадрина Юлия Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шадрина Юлия Анатольевна
    Шадрина Юлия Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81499
    • Всего материалов: 197

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1529 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 886 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 400 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 261 человек

Мини-курс

After Effects: продвинутые техники

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек