Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка по теме "Текст. Что это?" (3 класс)

Конспект урока русского языка по теме "Текст. Что это?" (3 класс)

Урок русского языка

Предмет: русский язык

Учитель: Тумаева В.Г.

Тема: Текст. Что это?

Класс: 3

УМК: Перспективная начальная школа

Цель урока: формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков

Задачи урока:

образовательные:

  • совершенствовать приёмы работы с текстом на основе осознания его основных признаков;

  • формировать знания о важности порядка предложений в тексте;

  • совершенствовать работу с деформированным текстом

развивающие:

  • развивать логическое мышление при работе с текстом;

  • развивать чувство языка, умение понимать значимость структуры текста;

  • развивать речь обучающихся

воспитательные:

  • воспитывать интерес к русскому языку, внимательное и доброжелательное отношение к ответам и рассказам одноклассников.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, компьютер, проектор, индивидуальные карточки с текстом, толковый словарь В.И.Даля, картинки: солнышко, тучка.

Ход урока.

  • Вхождение в тему урока

Слайд. Стихотворение А.С.Пушкина

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг.

- Почему мы начали урок с этих слов? /Нам предстоит сделать какие-то открытия/

  • Словарная работа

- объясните орфограммы и значения слов гений, парадокс, просвещенье

- Обратимся к толковому словарю В.И.Даля

/гений – человек, обладающий талантом; парадокс – неожиданность, странность; просвещенье – знания, образование; чудный – необычный/

- Подберите и запишите однокоренные слова к слову чудный. Обозначьте корень.

/Один ученик работает на доске, остальные в тетрадях/

- Подберите устно синонимы и антонимы к слову чудный.

С

20, 6, 12, 19, 20

слоги

лайд. Набор слов:



звуки

слова



предложения





/Мышкой на экране восстанавливают цепочку/

- Какую цепочку можно составить из этих слов? /звуки, слоги, слова, предложения/

- В этой цепочке не хватает одного слова. Оно зашифровано цифрами.

В

текст

спомните алфавит и определите, какое слово зашифровано. /текст/

- Почему слово текст выделено красным цветом? /Это тема урока/

  • Раскрытие темы урока

1.- Прочитайте главный вопрос урока

/на слайде: Текст – что это такое?/

- Можно ли назвать текстом стихи Пушкина? Приведите доказательства.

/Можно выделить основную мысль. Основная мысль этого текста – говорится об открытиях/

2.Работа со схемой-рисунком «Яркие признаки текста»

- Давайте вспомним, какие признаки имеет текст.

hello_html_m7a2c8c9e.gifhello_html_5affb010.gifhello_html_36381a00.gifhello_html_ac4bd9d.gifhello_html_m2b38cbcd.gifhello_html_4bb28d47.gifhello_html_1a362cb4.gif



























- Объясните каждый признак текста

/Тема – это то, о чём или о ком говорится в тексе. Основная мысль – самое важное, главное, о чём говорит нам текст. Заголовок – заглавие, название. Начало, основная часть, концовка – структура текста. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль. Ключевые (опорные) слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста./

- Какой признак должен быть обязательно в тексте? /Тема. Основная мысль/

3.Работа с деформированным текстом на интерактивной доске

/На доске справа – деформированный текст, слева (закрыт шторкой) – правильный текст./

*Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина.

**Выскочила одна горошина. Обезьяна несла две полные горсти гороху.

Обезьяна хотела поднять её и Она бросилась поднимать и просыпала все.

просыпала 20 горошин. Обезьяна хотела поднять её и просыпала 20

Она бросилась поднимать и горошинок.

рассыпала все. Тогда она рассердилась и разбросала весь горох.

***…

- Прочитайте предложения справа на доске. Можно ли назвать это текстом?

- Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений.

- /Открывается текст слева/ Посмотрите на эти предложения. Что заметили?

- Придумайте заглавие и концовку. /Ей стало весело, и обезьяна стала играть горошинами/

- Докажите, что это текст.

- Кто может ответить на главный вопрос урока: что такое текст.

- Запишите текст в тетрадь.

4. Корректировка текста. Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определённую последовательность.

- Перед вами на листочках записан текст. Прочитайте его.

Никита – охотник.

Есть у Никиты деревянный тигр ещё есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.

- Легко ли было читать текст? Почему нелегко?

/Граница – линия раздела между предложениями. Знаки препинания человек придумал в ХṾ веке после изобретения книгопечатания. Великий русский учёный М.В.Ломоносов высказал мысль о том, что знаки препинания нужно ставить по смыслу, как диктует текст. Знаки препинания ставятся по силе разума./

- Представьте себе, что вы – корректоры. Возьмите в руки карандаш. Определите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите заглавные буквы, где это необходимо.

- Проверьте друг у друга. Сколько получилось предложений? Прочитайте. Докажите, что это текст.

- Сделайте вывод. /Предложения имеют границы и определённую последовательность/

  • Проверка усвоения темы. Тест «Верные и неверные высказывания»

/Задание на слайде/

1.Текст состоит из предложений

+

2.К тексту нельзя придумать заглавие

-

3.Все предложения в тексте имеют границы

+

4.Предложения в тексте не имеют определённой последовательности

-

5.В тексте всегда о чём-то или о ком-то говорится

+

6.Текст можно разделить на части

+

7.Каждая новая часть текста записывается с красной строки

+

  • Итог урока.

- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

- Если вы считаете, что урок был для вас полезным, необычным, поднимите солнышко, если нет – поднимите тучку /На партах у каждого ребёнка лежит изображение солнышка и тучки/

  • Домашнее задание.

- Придумать и записать свой текст на любую тему.

  • Физминутка к уроку. Спал цветок и вдруг проснулся /поворот туловища вправо и влево/

Больше спать не захотел /наклоны вперёд, назад/

Шевельнулся, потянулся /руки вверх – потянулись/

Взвился вверх и полетел /руки вверх, влево, вправо/

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся /круговые движения/

Конспект урока русского языка по теме "Текст. Что это?" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

     Цель урока:формирование общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков.

     Вхождение в тему урока на основе стихотворения А.С.Пушкина "О, сколько нам открытий чудных...".

     Словарная работа с объяснением орфограмм и значения слов из стихотворения.

     По набору слов определяется проблема урока, которая раскрывается в ходе работы со схемой-рисунком "Яркие признаки текста", на основе деформированного текста с использованием интерактивной доски, корректируют текст, определяя границы предложений.

     Проверка усвоения тему урока осуществляется тестом "Верные и неверные высказывания".

Автор Тумаева Валентина Григорьевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2691
Номер материала 36124
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓