Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка по теме "Междометие" 2класс УМК «Школа 2100» Учебник «Русский язык»Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина

Конспект урока русского языка по теме "Междометие" 2класс УМК «Школа 2100» Учебник «Русский язык»Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина




Пояснительная записка


Альмухаметова Рузалия Галимзяновна

МБОУ ««Бардымская средняя общеобразовательная школа№2»

УМК «Школа 2100» Учебник «Русский язык»Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина

Русский язык . Тема урока «Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи. Междометия»

2класс























Тема: «Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи. Междометия»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Познакомить учащихся с междометиями, раскрыть их роль в речи.

Задачи:

1.познакомить учащихся с междометиями;

2. выяснить, какова роль междометий в речи;

3. рассмотреть какие чувства могут выражать междометия;

4.совершенствовать орфографические навыки;

5.развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

Умение эмоционально выражать свои чувства и понимать переживания других, умение сочувствовать, сопереживать;

осознание практической важности умения узнавать и использовать в речи междометия.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Умение определять и формировать тему и цель деятельности с помощью учителя;

умение высказывать свое предположение;

умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные:

Умение пользоваться словарем для получения необходимой информации;

умение делать выводы в результате совместной деятельности.

Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли;

слушать и понимать речь других людей;

учиться работать в паре.

Предметные результаты:

Умение видеть и выделять изученные орфограммы;

развитие умения ставить вопросы к изученным частям речи;

умение опираться на свои знания и опыт при открытии новых знаний;

умение узнавать и использовать в своей речи междометия.

Оборудование: отрывок из мультфильма «Ох и Ах идут в поход»(режиссер Юрий Прытков), карточки с заданиями (приложение №1), презентация к уроку, видеоролик для озвучивания (составления предложений с междометиями), видеоролик для физкультминутки.

Список использованных источников и литературы:

1. Отрывок из мультфильма «Ох и Ах идут в поход»(режиссер Юрий Прытков)

2. Музыка В.Высоцкого «Утренняя зарядка»

3. Песня «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот»(музыка композитора Владимира Шаинского , автор текста: М. Пляцковский)

4.Фотографии из семейного архива и из Интернета неизвестных авторов.

Ход урока:.

1.Оргмомент(1мин)

-Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Будем вместе развивать

у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша

любознательность.

2.Словарная работа(3мин)

-Возьмите карточки№1. Прочитайте , из каждого предложения найдите и выпишите слова, которые отвечают на вопросы кто? что?(слайд №1)

Ах, стоит чудесная погода!

Ого, предстоит тяжелая работа…

Ой, идет злая собака!

Ребята выписывают слова погода ,собака, работа.

-Поставьте ударения, выделите орфограммы.


3.Введение в тему урока (Определяем основной вопрос урока)(6мин)

4.Открытие новых знаний на основе актуализаций изученного.

-А сейчас мы вернёмся к нашим предложениям на карточках№1 и

распределим слова в предложениях в группы. Работаем в рабочих тетрадках. В первый столбик запишите все слова, которые обозначают названия предметов. Во второй столбик запишите все слова, которые обозначают названия признаков. В третий столбик запишите все слова, которые обозначают названия действий. (слайд №2)

Учащиеся распределяют слова в три столбика. (Проверка по слайду №3)

-Какие слова записали в первый столбик? (во второй, в третий)

-Как вы определили, что это слова, обозначающие предметы? (действия? признаки?)(дети отвечают: Задавали вопросы)

- Все ли слова распределили по группам?

- Какие возникли трудности? (слова«ах, ого, ой»)

-Почему эти слова не попали ни в одну из групп?

-А может какой-то другой вопрос можно задать к этим словам? (дети пытаются подобрать разные вопросы)

В ходе рассуждения приходим к выводу, что к этим словам нельзя поставить вопрос.(слайд №4)

4.Работа над темой урока. Наблюдение за ролью междометий(15мин).

- А теперь поработайте в парах и попытайтесь самостоятельно сформулировать тему урока. О чем мы будем сегодня говорить?( О словах, к которым нельзя поставить вопросы)

-Как эти слова называются, вы узнаете сами. У вас на столах лежат карточки №2 с выпиской из толкового словаря. Прочитайте друг-другу, как эти слова называются (слайд №5)и что они обозначают (МЕЖДОМЕТИЕ- неизменяемое слово, непосредственно выражающее эмоциональную реакцию, чувство, ощущение.) (слайд №5, второй щелчок)

Попробуйте предположить, чем сегодня будем заниматься на уроке. Предположения детей: - будем узнавать, что за эти слова, зачем они нужны и т.д. В ходе рассуждения учитель на доске фиксирует основные вопросы к уроку. Если дети затрудняются, задает подводящие к диалогу вопросы для определения задач урока. На доске появляется запись:

Тема урока- Междометия.

1.Что такое междометие?

2. Роль междометий в речи (Зачем нужны?)

3. Какие бывают междометия?

-Сегодня на уроке мы познакомимся с междометиями и выясним их роль, будем учиться употреблять эти слова в нашей речи.

-Решить одну из задач урока помогут герои следующего сюжета. Будьте внимательны и понаблюдайте, какими словами герои выражают свои чувства.

( просмотр фрагмента м\ф «Ах и Ох»)

- как звали героев мультфильма?

(На слайде появляются картинки с изображением ОХ и АХ)

Эти герои сегодня пришли к нам на урок и они хотят с нами поработать. (слайд №6)

-Какой был герой Ах?(жизнерадостный, весёлый) (слайд №7)

-Как он выражал свои чувства жизнерадостности, веселья?(говорил Ах!)

(-в жизни такого человека называют оптимистом)

-Каким был герой Ох?(недовольный, усталый) (слайд №8)

-А как он выражал свои чувства недовольства, усталости?(говорил Ох!)

(-в жизни такого человека называют пессимистом)

- назовите ёще раз слова, которые помогли героям выразить свои чувства.

(дети называют ОХ, АХ, УХ- междометия)

-значит, для чего используются междометия?

Дети делают вывод: междометия используются для выражения чувств(слайд №9)

Обращаем внимание детей к записи на доске- На какой вопрос нам помогли ответить герои Ах и Ох? Дети: 2 . Роль междометий в речи (Зачем нужны?) (слайд №9-второй щелчок))

-А чтобы узнать, с помощью каких слов можно ещё выражать свои чувства ,какие еще междометия бывают, Ах и Ох приготовили для вас отрывки из произведений, (слайды №10-13)которые взяли из учебника по литературному чтению. Прочитайте и найдите здесь междометия и подчеркните их. Попробуйте догадаться, какое это произведение, кто автор( Дети работают в парах с карточками №3)

На слайде- отрывки:

1.Ура, Вообразилия!

Моя Вообразилия!

У всех, кому захочется,

Там вырастают крылья

(Б.Заходер «Моя Вообразилия»

(Ура-радость)

2.И только тот, кто начисто

Лишён воображения,-

Увы, не знает, как войти

В её расположение!..

(Б.Заходер «моя Вообразилия»

(Увы-сожаление)

Ой, Конёчек-Горбуночек!

прибегай скорей, дружочек!

(П.Ёршов «Конёк-Гобунок»

ой-жаль,неодобрение,сомнение)

«Ай, хозяин ,отличился!»

Говорит ему Конёк.

(П.Ёршов «Конёк-Гобунок»

ай-восхищение)

-А теперь попробуйте прочитать друг-другу в парах отрывки , пропуская междометия. Какой вариант вам больше понравился- с междометиями или без них?

Вывод: -Мы увидели, что использование междометий в сказках, в стихотворениях делают произведение ярче, выразительнее.

Дальше дети сами пробуют назвать междометия самостоятельно.

После этого на доске появляется слайд№14 с междометиями.

(увы,ого, эх, ох,ура, ух, фу, ой, ай, о, ха-ха-ха, хи-хи-хи….)

Молодцы! Наши герои Ах и Ох вами довольны.

5. Физминутка (1-2мин.)

Наш герой Ох говорит , что устал и предлагает нам отдохнуть.

C нами физкультминутку будут делать и герои следующего видеосюжета. Дети выполняют движения в сопровождении видеофильма под музыку В.Высоцкого «Утренняя зарядка»

5.Развитие учебно-языковых и речевых умений(10 мин)

Развивается умение наблюдать за оттенками чувства, которые выражают междометия.

1)Работа в парах. (слайд №15)

На партах лежат карточки№4 с предложениями , где пропущены междометия. Детям предлагается прямо на карточках вставить вместо пропущенных слов подходящие по смыслу междометия.

__________,как хорошо!

__________,и устал я сегодня…

__________,как страшно!

(Пропущенные междометия -ах, ух, ох. Но если ребенок подобрал какое то другое междометие , такой вариант тоже рассматривается)

Если позволяет время, можно самопроверку провести по учебникам:

-В учебниках на странице 77 в упражнении 103 получились следующие предложения. Прочитайте. Обращайте внимание на знаки в конце предложений. (слайд №16)

2)Упражнение в умении использовать полученные знания в речи.

-Вы очень хорошо поработали. А сейчас мы с вами совсем ненадолго отправимся в страну Вообразилию.1ряд закрыли глаза и представили, что

вы получили первое место в конкурсе поделок.

-Какие у вас будут чувства? Как вы их передадите?

2ряд закрыли глаза и представили, что вам не досталось первое место.

-А какие у вас будут чувства? Как вы их передадите?

3ряд – закрыли глаза и представили, что вас не берут в цирк.

-Какие у вас будут чувства? Как вы их передадите?

Составьте и запишите 1предложение, используя междометие.

Дети зачитывают свои предложения. Возможные варианты предложений:

Ура, мы получили первое место!

Эх, как жаль…

Ох, мы не пойдем в цирк!

-назовите слова, которые помогли вам выразить свои чувства.

Ура – какое чувство? - радость

Эх – какое чувство? – сожаление

Ох – какое чувство ? - огорчение

-какие паузы услышали в предложении?

- после междометия ставится запятая, поставьте.

3)Лингвистический эксперимент:

На слайде №17- предложения ,в которых сначала не указаны чувства, которые выражают междометия.

1.Ах, какая красота: всё белым-бело!

2.Ах, как я боюсь!

3.Ах, что же ты наделал?

4.Ах, как же я устала!

-Наш герой Ах придумал для вас свое задание. Он просит определить, какие чувства выражает слово Ах в каждом предложении?

После ответов детей на слайде появляются слова, называющие эти чувства (восхищение, страх, недовольство, усталость )

Вывод: одно и то же междометие может выражать разные чувства. (слайд №18)

4)Развитие творческих способностей на основе речевых умений.

Игра «Озвучивание мультфильма».Включается видеофильм без слов. Дети озвучивают с помощью междометий. Можно составить предложения с междометиями, можно просто по ходу произносить междометия, которые подходят по сюжету.

7. Итог урока (2 мин)

1.-Что узнали о междометиях? Ответили ли на вопросы, которые мы поставили в начале урока? (Возвращаемся к записи на доске- делаем вывод по записи)

- междометия-слова, которые выражают различные чувства, но не называют их. Они делают нашу речь эмоциональней.

2.На карточках №1 найдите междометия и подчеркните их.

8.Рефлексия.(1мин)

А теперь, используя междометия, придумайте предложения, выражающие ваше эмоциональное отношение к сегодняшнему уроку.

-А наши герои Ах и Ох вас благодарят за урок и тоже составили свое предложение. «Ах! Какие любознательные и старательные дети! Молодцы!»-говорят они.

8. Оценка работы учащихся(1мин) .

Самооценка.

-Перед вами лежат листочки с числовым отрезком от 1 до 10.Оцените свою работу на уроке по 10 балльной системе. То есть выберите то число, которое ,на ваш взгляд. соответствует вашим знаниям, полученным на сегодняшнем уроке.

Учитель выставляет свои оценки, опираясь на карточки и на свои собственные наблюдения за деятельностью ребенка на уроке.

9.Д\З(1 мин)

1. №104. с объяснением

2.по желанию: Выписать из учебника литературного чтения отрывок с междометиями из песенки Вини-Пуха.



Приложение1.

Карточка №1

Прочитайте , из каждого предложения найдите и выпишите слова, которые отвечают на вопросы кто? что? Поставьте ударения, выделите орфограммы.

Ах, стоит чудесная погода!

Ого, предстоит тяжелая работа…

Ой, идет злая собака!


Карточка №2

МЕЖДОМЕТИЕ- неизменяемое слово, непосредственно выражающее эмоциональную реакцию, чувство, ощущение.


Карточка №3

1.Ура, Вообразилия!

Моя Вообразилия!

У всех, кому захочется,

Там вырастают крылья.

2.И только тот, кто начисто

Лишён воображения,-

Увы, не знает, как войти

В её расположение!..

3.Ой, Конёчек-Горбуночек!

прибегай скорей, дружочек!

4.«Ай, хозяин ,отличился!»

Говорит ему Конёк.




Карточка №4

В предложениях поставьте вместо пропущенных слов подходящие по смыслу междометия.

__________,как хорошо!

__________,и устал я сегодня…

__________,как страшно!


Карточка №5 для самооценки

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10







Конспект урока русского языка по теме "Междометие" 2класс УМК «Школа 2100» Учебник «Русский язык»Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина
  • Начальные классы
Описание:

Тема: «Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи. Междометия»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Познакомить  учащихся с междометиями, раскрыть их роль в речи.

Задачи:

1.познакомить учащихся с междометиями;

2. выяснить, какова роль междометий в речи;

3. рассмотреть какие чувства могут выражать междометия;

4.совершенствовать орфографические навыки;

5.развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

Умение эмоционально выражать свои чувства и понимать переживания других, умение сочувствовать, сопереживать;

осознание практической важности умения узнавать и использовать в речи междометия.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные:

Умение определять и формировать тему и цель деятельности с помощью учителя;

умение высказывать свое предположение;

умение планировать, контролировать и  оценивать свои действия.

Познавательные:

Умение  пользоваться словарем для получения необходимой информации;

умение делать выводы в результате совместной деятельности.

Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли;

слушать и понимать речь других людей;

учиться работать в паре.

Предметные результаты:

Умение видеть и выделять изученные орфограммы;

развитие умения ставить вопросы к изученным частям речи;

умение опираться на свои знания и опыт при открытии новых знаний;

 

умение узнавать и использовать в своей речи междометия.

Автор Альмухаметова Рузалия Галимзяновна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1763
Номер материала 10385
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓