Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока русского языка по теме "Части слова. Окончание и основа"

Конспект урока русского языка по теме "Части слова. Окончание и основа"

Скачать материал

Участие в районном конкурсе «Учитель года»

Урок русского языка

3 класс

Тема: «Части слова. Основа и окончание.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цели урока:

  • познакомить учащихся с новыми частями слова – основой и окончанием
  • формировать первичный навык нахождения в слове окончания и основы

Задачи:

  • Образовательная - познакомить учащихся с новыми частями слова, с понятием форма слова, показать общий способ действия при нахождении окончания, показать то, что слова разных частей речи изменяются разным способом, дать понятие грамматического значения окончания.
  • Развивающая - развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитывающая – воспитывать чувство коллективизма и доброжелательного отношения друг к другу.

№пп

Ход урока

Деятельность уч-ся

1

3мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

Организационный момент. Введение в тему

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок мы начнем с игры «День – Ночь»: когда я говорю слово «день», то вы внимательно смотрите на доску и запоминаете, что увидели. А когда – «ночь», то вы закрываете глазки

( «ночь», «день» -появляется снеговик

«ночь», «день»- снеговик в форме матроса

«ночь», «день» - снеговик в форме пожарного

«ночь», «день» - снеговик в форме полицейского)

- Что вы заметили? У нас был один и тот же снеговик? А что изменялось?

- А знаете, ребята, ведь нашего снеговика слепила волшебница-зима, для того, чтобы он принял участие в Новогоднем карнавале в волшебном лесу. Она долго думала, а какой же костюм подобрать снеговику, сначала решила сделать его матросом, потом – пожарным или полицейским. А потом подумала и поняла, что снеговик то только что слепленный, маленький, ещё ничего не умеет.

- А у кого еще бывает форма?

- Знаете, а ведь Зима и придумала одеть нашего снеговика в школьную форму, но при условии, что он чему-нибудь научится. Поэтому снеговик и пришёл сегодня к нам на урок, он хочет поучиться, чтобы оправдать надежды зимы. Давайте ему поможем. Зима ему приготовила разные задания, поможем снеговику с ними справиться? Он должен  получить сегодня на уроке как можно больше снежков за свою работу.

Тема урока

- А как вы думаете, может ли у слова быть разная форма?

- Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке и узнаем две новые части слова.

Русский язык – живой организм. Слова в нем меняются и язык наш изменяется. Слова русского языка меняют свое значение, форму в зависимости от того кто, как и зачем произносит эти слова.

( давайте договоримся – сначала думаем, потом говорим)

1.-Как вы думаете, есть ли среди этих слов одно и тоже слово, но которое имеет разную форму?

Доска1:

Снегу, снежок, снегом, снеговик, снег, (о) снеге

- Назовите эти слова

-Кто  может это доказать?

 

 

- Правильно! Эти слова отличаются только одной частью слова, где она находится, а как называется?

 -А какое окончание будет у слова снег, кто догадался?

Вывод 1: Окончание может быть нулевым «спрятанным под шапкой невидимкой», т.е не выраженное звуком.

Итак:

Вывод 2: та часть, которая изменяет только форму слова и cама изменяется, называется окончанием. А часть слова без окончания – это основа.

-От какого слова она получила своё название

Основа – это очень значимая часть слова, основная, в ней заключается значение данного слова - фундамент

Их отмечают так: (показ графического изображения). Отметим их в словах

-Нам надо найти окончание и основу в слове:

Доска2:

зима

- Кто догадался, а как это можно сделать?

Вывод 3: чтобы найти окончание, надо изменить слово, т.е. назвать его формы, затем выделить часть слова без окончания – это основа

плакат

Есть

Нет

Рад

Вижу

Любуюсь

Говорю о

Один - много

Зима (зимы, зиме, зиму, зимой, о зиме, зимы)

Лес (…….)

- Значит, какое окончание у слова зима?

1. Задание, которое получил снеговик

- А сейчас вы поработаете в паре: изменяя слово – выделите в нем окончание и основу. Пользуйтесь карточкой - помощницей

Карточка в конверте на столе

Мороз                                 снежинка   

-----------------------------------------------

 ------------------------------------------------

 -------------------------------------------------

Снеговик тоже выполнил это задание (Доска3)

-Молодец снеговик

-У кого также выполнено задание

-Молодцы, помогли снеговику.

Применение полученных знаний – первичное закрепление

2.  Задание для снеговика, которое проверит, как снеговик внимательно слушал и запомнил всё по теме урока.

Доска 4

улетел

прилетел

улетела

отлетел

улетели

улетело

- Сколько форм одного и того же слова записано на доске? Снеговик мне шепчет неуверенно, что их 6

- А вы как думаете? Давайте объясним снеговику?

Как изменялись эти слова – действия

Карточка – помощница:

Он

Она

Оно

Они

 

А теперь ещё и покажем

Физ. Пауза «Снежинки»

Вывод 5: когда мы ищем формы одного и того же слова  нужно обращать внимание на значение слова

- А в какой части слова заключено значение слова?

Схема:

Значение + окончание = форма слова

 

3. Задание: (конверты у снеговика)

Он очень растерялся, ему не справиться. Помогите снеговику ребята!

-У вас в конвертах даны основы слов, а на доске наборы окончаний.  Поработайте в паре. Распределите основы в два столбика: в первый – те, к которым подойдет первый набор, а во второй – другой

Доска 5

-ая, яя                            -ем, им

-ый, ий,ой                   -ешь, ишь

-ое, ее                           -ете, ите

-ые, ие                            -ет, ит

                                       -ут(ют), ат(ят)

разноцветн, хрустальн, лет, беж,

Проверяем, докажите

Молодцы!

-Что общего у слов первого столбика?

-Как они могут изменяться? Карточки помощницы

+

я мы

ты вы

он(она, оно) они

Вывод 6: слова разных частей речи изменяются по-разному и имеют свой набор окончаний

4. Задание снеговику. А у вас самостоятельная работа. Спишите слова. В данных словах выделите основу и окончание.

Доска 6

разные, снежок, катаем

Помните, что слова разные и изменяются они по-разному

Предметы                   Признаки                  Действия

Самопроверка,  (снежинки (9))

Доска 6 – проверка (выделены окончания и основы

-Внимание: сейчас мы проверим ещё одно (5) задание, которое выполнил снеговик. Его зима попросила придумать и записать предложение со словом «снег», посмотрим, что сделал снеговик:

Доска 7

«Пушистая снег покрывают всю земля в лес»

Правильно?

-Что надо сделать со словами в предложении, чтобы исправить его ошибки?

Запишите правильно это предложение в свою тетрадь.

- Для чего нужно окончание словам?

Вывод 4: окончание это тоже значимая часть слова и она служит для связи слов в предложении

Выделим окончания и основы в словах этого предложения.

Устно: какие предложения можно составить на тему зима.

Молодцы.

Итог урока:

- Мы сегодня познакомились с двумя значимыми частями слова, с какими?

-Что такое окончание?

-Для чего оно нужно?

-Что такое основа?

-В какой части слова заключен главный смысл данного слова?

Рефлексия

Вы молодцы!

Спасибо за работу! Снеговик доволен, много узнал, снежки собрал. Может с гордостью носить школьную форму

Снежки каждому: если вам понравилось, было интересно, много узнали – весёлая мордочка…

5 задание (дополнительное)

Восстановите текст.

Тихо зима на лесной полянке.

В берлога сладко спим медведь.

Под куча хвороста уснул ежа.

Пришла морозное зима.

 

Шестое задание (дополнительное, если остается время)

В стихотворении пропали окончания

Снеговик тоже выполнил задание. Проверим

Доска 6

Проплясал… по снегам

Снежн… метели

Снегири снеговик…

Песню просвистел….

 

У заснеженной рек…

В снежн… переулке

Звонко носятся снежк…

Режут снег снегурки.

 

Играют, соблюдая правила

 

 

 

 

 

 

 

Снеговик один, а форма разная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да, нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Снег, снегу, снегом, о снеге

- Говорим об одном и том же предмете, но изменяется только конец слова

-Его нет или оно невидимое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Изменить слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окончание -а

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка по теме "Части слова. Окончание и основа""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Участие в районном конкурсе «Учитель года»

Урок русского языка

3 класс

Тема: «Части слова. Основа и окончание.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цели урока:

  • познакомить учащихся с новыми частями слова – основой и окончанием
  • формировать первичный навык нахождения в слове окончания и основы

Задачи:

 

  • познакомить учащихся с новыми частями слова, с понятием форма слова, показать общий способ действия при нахождении окончания, показать то, что слова разных частей речи изменяются разным способом, дать понятие грамматического значения окончания.
  • развивать устную и письменную речь учащихся.
  • воспитывать чувство коллективизма и доброжелательного отношения друг к другу.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 185 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 391
    • DOCX 64.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гренштейн Ольга Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гренштейн Ольга Юрьевна
    Гренштейн Ольга Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 28009
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 223 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 560 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 483 человека

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 89 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 60 человек

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы игровой деятельности дошкольников: роль игр в развитии детей

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек