Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка по теме "Части слова. Окончание и основа"

Конспект урока русского языка по теме "Части слова. Окончание и основа"

Участие в районном конкурсе «Учитель года»

Урок русского языка

3 класс

Тема: «Части слова. Основа и окончание.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цели урока:

  • познакомить учащихся с новыми частями слова – основой и окончанием

  • формировать первичный навык нахождения в слове окончания и основы

Задачи:

  • Образовательная - познакомить учащихся с новыми частями слова, с понятием форма слова, показать общий способ действия при нахождении окончания, показать то, что слова разных частей речи изменяются разным способом, дать понятие грамматического значения окончания.

  • Развивающая - развивать устную и письменную речь учащихся.

  • Воспитывающая – воспитывать чувство коллективизма и доброжелательного отношения друг к другу.

№пп

Ход урока

Деятельность уч-ся

1

3мин



























2






























































3.
























4




























































5








6


Организационный момент. Введение в тему

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок мы начнем с игры «День – Ночь»: когда я говорю слово «день», то вы внимательно смотрите на доску и запоминаете, что увидели. А когда – «ночь», то вы закрываете глазки

( «ночь», «день» -появляется снеговик

«ночь», «день»- снеговик в форме матроса

«ночь», «день» - снеговик в форме пожарного

«ночь», «день» - снеговик в форме полицейского)

- Что вы заметили? У нас был один и тот же снеговик? А что изменялось?

- А знаете, ребята, ведь нашего снеговика слепила волшебница-зима, для того, чтобы он принял участие в Новогоднем карнавале в волшебном лесу. Она долго думала, а какой же костюм подобрать снеговику, сначала решила сделать его матросом, потом – пожарным или полицейским. А потом подумала и поняла, что снеговик то только что слепленный, маленький, ещё ничего не умеет.

- А у кого еще бывает форма?

- Знаете, а ведь Зима и придумала одеть нашего снеговика в школьную форму, но при условии, что он чему-нибудь научится. Поэтому снеговик и пришёл сегодня к нам на урок, он хочет поучиться, чтобы оправдать надежды зимы. Давайте ему поможем. Зима ему приготовила разные задания, поможем снеговику с ними справиться? Он должен получить сегодня на уроке как можно больше снежков за свою работу.

Тема урока

- А как вы думаете, может ли у слова быть разная форма?

- Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке и узнаем две новые части слова.

Русский язык – живой организм. Слова в нем меняются и язык наш изменяется. Слова русского языка меняют свое значение, форму в зависимости от того кто, как и зачем произносит эти слова.

( давайте договоримся – сначала думаем, потом говорим)

1.-Как вы думаете, есть ли среди этих слов одно и тоже слово, но которое имеет разную форму?

Доска1:

Снегу, снежок, снегом, снеговик, снег, (о) снеге

- Назовите эти слова

-Кто может это доказать?



- Правильно! Эти слова отличаются только одной частью слова, где она находится, а как называется?

-А какое окончание будет у слова снег, кто догадался?

Вывод 1: Окончание может быть нулевым «спрятанным под шапкой невидимкой», т.е не выраженное звуком.

Итак:

Вывод 2: та часть, которая изменяет только форму слова и cама изменяется, называется окончанием. А часть слова без окончания – это основа.

-От какого слова она получила своё название

Основа – это очень значимая часть слова, основная, в ней заключается значение данного слова - фундамент

Их отмечают так: (показ графического изображения). Отметим их в словах

-Нам надо найти окончание и основу в слове:

Доска2:

зима

- Кто догадался, а как это можно сделать?

Вывод 3: чтобы найти окончание, надо изменить слово, т.е. назвать его формы, затем выделить часть слова без окончания – это основа

плакат

Есть

Нет

Рад

Вижу

Любуюсь

Говорю о

Один - много

Зима (зимы, зиме, зиму, зимой, о зиме, зимы)

Лес (…….)

- Значит, какое окончание у слова зима?

1. Задание, которое получил снеговик

- А сейчас вы поработаете в паре: изменяя слово – выделите в нем окончание и основу. Пользуйтесь карточкой - помощницей

Карточка в конверте на столе

Мороз снежинка

-----------------------------------------------

------------------------------------------------

-------------------------------------------------

Снеговик тоже выполнил это задание (Доска3)

-Молодец снеговик

-У кого также выполнено задание

-Молодцы, помогли снеговику.

Применение полученных знаний – первичное закрепление

2. Задание для снеговика, которое проверит, как снеговик внимательно слушал и запомнил всё по теме урока.

Доска 4

улетел

прилетел

улетела

отлетел

улетели

улетело

- Сколько форм одного и того же слова записано на доске? Снеговик мне шепчет неуверенно, что их 6

- А вы как думаете? Давайте объясним снеговику?

Как изменялись эти слова – действия

Карточка – помощница:

Он

Она

Оно

Они


А теперь ещё и покажем

Физ. Пауза «Снежинки»

Вывод 5: когда мы ищем формы одного и того же слова нужно обращать внимание на значение слова

- А в какой части слова заключено значение слова?

Схема:

Значение + окончание = форма слова


3. Задание: (конверты у снеговика)

Он очень растерялся, ему не справиться. Помогите снеговику ребята!

-У вас в конвертах даны основы слов, а на доске наборы окончаний. Поработайте в паре. Распределите основы в два столбика: в первый – те, к которым подойдет первый набор, а во второй – другой

Доска 5

-ая, яя -ем, им

-ый, ий,ой -ешь, ишь

-ое, ее -ете, ите

-ые, ие -ет, ит

-ут(ют), ат(ят)

разноцветн, хрустальн, лет, беж,

Проверяем, докажите

Молодцы!

-Что общего у слов первого столбика?

-Как они могут изменяться? Карточки помощницы

+

я мы

ты вы

он(она, оно) они

Вывод 6: слова разных частей речи изменяются по-разному и имеют свой набор окончаний

4. Задание снеговику. А у вас самостоятельная работа. Спишите слова. В данных словах выделите основу и окончание.

Доска 6

разные, снежок, катаем

Помните, что слова разные и изменяются они по-разному

Предметы Признаки Действия

Самопроверка, (снежинки (9))

Доска 6 – проверка (выделены окончания и основы

-Внимание: сейчас мы проверим ещё одно (5) задание, которое выполнил снеговик. Его зима попросила придумать и записать предложение со словом «снег», посмотрим, что сделал снеговик:

Доска 7

«Пушистая снег покрывают всю земля в лес»

Правильно?

-Что надо сделать со словами в предложении, чтобы исправить его ошибки?

Запишите правильно это предложение в свою тетрадь.

- Для чего нужно окончание словам?

Вывод 4: окончание это тоже значимая часть слова и она служит для связи слов в предложении

Выделим окончания и основы в словах этого предложения.

Устно: какие предложения можно составить на тему зима.

Молодцы.

Итог урока:

- Мы сегодня познакомились с двумя значимыми частями слова, с какими?

-Что такое окончание?

-Для чего оно нужно?

-Что такое основа?

-В какой части слова заключен главный смысл данного слова?

Рефлексия

Вы молодцы!

Спасибо за работу! Снеговик доволен, много узнал, снежки собрал. Может с гордостью носить школьную форму

Снежки каждому: если вам понравилось, было интересно, много узнали – весёлая мордочка…

5 задание (дополнительное)

Восстановите текст.

Тихо зима на лесной полянке.

В берлога сладко спим медведь.

Под куча хвороста уснул ежа.

Пришла морозное зима.


Шестое задание (дополнительное, если остается время)

В стихотворении пропали окончания

Снеговик тоже выполнил задание. Проверим

Доска 6

Проплясал… по снегам

Снежн… метели

Снегири снеговик…

Песню просвистел….


У заснеженной рек…

В снежн… переулке

Звонко носятся снежк…

Режут снег снегурки.


Играют, соблюдая правила








Снеговик один, а форма разная



















Да, нет













-Снег, снегу, снегом, о снеге

- Говорим об одном и том же предмете, но изменяется только конец слова

-Его нет или оно невидимое















- Изменить слово













Окончание -а


Конспект урока русского языка по теме "Части слова. Окончание и основа"
  • Начальные классы
Описание:

Участие в районном конкурсе «Учитель года»

Урок русского языка

3 класс

Тема: «Части слова. Основа и окончание.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цели урока:

  • познакомить учащихся с новыми частями слова – основой и окончанием
  • формировать первичный навык нахождения в слове окончания и основы

Задачи:

 

  • познакомить учащихся с новыми частями слова, с понятием форма слова, показать общий способ действия при нахождении окончания, показать то, что слова разных частей речи изменяются разным способом, дать понятие грамматического значения окончания.
  • развивать устную и письменную речь учащихся.
  • воспитывать чувство коллективизма и доброжелательного отношения друг к другу.
Автор Гренштейн Ольга Юрьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 878
Номер материала 48547
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓