Организационный момент. Введение в тему
-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок мы
начнем с игры «День – Ночь»: когда я говорю слово «день», то вы внимательно
смотрите на доску и запоминаете, что увидели. А когда – «ночь», то вы
закрываете глазки
( «ночь», «день» -появляется снеговик
«ночь», «день»- снеговик в форме матроса
«ночь», «день» - снеговик в форме пожарного
«ночь», «день» - снеговик в форме
полицейского)
- Что вы заметили? У нас был один и тот же
снеговик? А что изменялось?
- А знаете, ребята, ведь нашего снеговика
слепила волшебница-зима, для того, чтобы он принял участие в Новогоднем
карнавале в волшебном лесу. Она долго думала, а какой же костюм подобрать
снеговику, сначала решила сделать его матросом, потом – пожарным или
полицейским. А потом подумала и поняла, что снеговик то только что
слепленный, маленький, ещё ничего не умеет.
- А у кого еще бывает форма?
- Знаете, а ведь Зима и придумала одеть
нашего снеговика в школьную форму, но при условии, что он чему-нибудь
научится. Поэтому снеговик и пришёл сегодня к нам на урок, он хочет
поучиться, чтобы оправдать надежды зимы. Давайте ему поможем. Зима ему
приготовила разные задания, поможем снеговику с ними справиться? Он должен
получить сегодня на уроке как можно больше снежков за свою работу.
Тема урока
- А как вы думаете, может ли у слова быть
разная форма?
- Вот об этом мы и поговорим сегодня на
уроке и узнаем две новые части слова.
Русский язык – живой организм. Слова в нем
меняются и язык наш изменяется. Слова русского языка меняют свое значение,
форму в зависимости от того кто, как и зачем произносит эти слова.
( давайте договоримся – сначала думаем,
потом говорим)
1.-Как вы думаете, есть ли среди этих слов
одно и тоже слово, но которое имеет разную форму?
Доска1:
Снегу, снежок, снегом, снеговик, снег, (о)
снеге
- Назовите эти слова
-Кто может это доказать?
- Правильно! Эти слова отличаются только
одной частью слова, где она находится, а как называется?
-А какое окончание будет у слова снег, кто
догадался?
Вывод 1: Окончание
может быть нулевым «спрятанным под шапкой невидимкой», т.е не выраженное
звуком.
Итак:
Вывод 2: та часть, которая изменяет
только форму слова и cама изменяется, называется
окончанием. А часть слова без окончания – это основа.
-От какого слова она получила своё название
Основа – это очень значимая часть слова,
основная, в ней заключается значение данного слова - фундамент
Их отмечают так: (показ графического
изображения). Отметим их в словах
-Нам надо найти окончание и основу в слове:
Доска2:
зима
- Кто догадался, а как это можно сделать?
Вывод 3: чтобы найти окончание, надо
изменить слово, т.е. назвать его формы, затем выделить часть слова без
окончания – это основа
плакат
Есть
Нет
Рад
Вижу
Любуюсь
Один - много
|
Зима (зимы, зиме, зиму, зимой, о зиме, зимы)
Лес (…….)
- Значит, какое окончание у слова зима?
1. Задание, которое получил снеговик
- А сейчас вы поработаете в паре:
изменяя слово – выделите в нем окончание и основу. Пользуйтесь карточкой -
помощницей
Карточка в конверте на столе
Мороз снежинка
-----------------------------------------------
------------------------------------------------
-------------------------------------------------
Снеговик тоже выполнил это задание (Доска3)
-Молодец снеговик
-У кого также выполнено задание
-Молодцы, помогли снеговику.
Применение полученных знаний – первичное
закрепление
2. Задание для
снеговика, которое проверит, как снеговик внимательно слушал и запомнил всё
по теме урока.
Доска 4
улетел
прилетел
улетела
отлетел
улетели
улетело
- Сколько форм одного и того же слова
записано на доске? Снеговик мне шепчет неуверенно, что их 6
- А вы как думаете? Давайте объясним
снеговику?
Как изменялись эти слова – действия
Карточка – помощница:
Он
Она
Оно
Они
А теперь ещё и покажем
Физ. Пауза «Снежинки»
Вывод 5: когда мы ищем формы одного и
того же слова нужно обращать внимание на значение слова
- А в какой части слова заключено значение
слова?
Схема:
Значение + окончание = форма слова
3. Задание:
(конверты у снеговика)
Он очень растерялся, ему не справиться.
Помогите снеговику ребята!
-У вас в конвертах даны основы слов, а на
доске наборы окончаний. Поработайте в паре. Распределите основы в два
столбика: в первый – те, к которым подойдет первый набор, а во второй – другой
Доска 5
-ая, яя -ем, им
-ый, ий,ой -ешь, ишь
-ое, ее -ете, ите
-ые, ие -ет, ит
-ут(ют),
ат(ят)
разноцветн, хрустальн, лет, беж,
Проверяем, докажите
Молодцы!
-Что общего у слов первого столбика?
-Как они могут изменяться? Карточки
помощницы
+
я мы
ты вы
он(она, оно) они
Вывод 6: слова разных частей речи изменяются
по-разному и имеют свой набор окончаний
4. Задание снеговику.
А у вас самостоятельная работа. Спишите слова. В данных словах выделите
основу и окончание.
Доска 6
разные, снежок, катаем
Помните, что слова разные и изменяются они
по-разному
Предметы Признаки Действия
Самопроверка, (снежинки (9))
Доска 6 – проверка (выделены окончания и
основы
-Внимание: сейчас мы проверим ещё
одно (5) задание, которое выполнил снеговик. Его зима попросила
придумать и записать предложение со словом «снег», посмотрим, что сделал
снеговик:
Доска 7
«Пушистая снег покрывают всю земля в лес»
Правильно?
-Что надо сделать со словами в предложении,
чтобы исправить его ошибки?
Запишите правильно это предложение в свою
тетрадь.
- Для чего нужно окончание словам?
Вывод 4: окончание это тоже значимая
часть слова и она служит для связи слов в предложении
Выделим окончания и основы в словах этого
предложения.
Устно: какие предложения можно составить на
тему зима.
Молодцы.
Итог урока:
- Мы сегодня познакомились с двумя значимыми
частями слова, с какими?
-Что такое окончание?
-Для чего оно нужно?
-Что такое основа?
-В какой части слова заключен главный смысл
данного слова?
Рефлексия
Вы молодцы!
Спасибо за работу! Снеговик доволен, много
узнал, снежки собрал. Может с гордостью носить школьную форму
Снежки каждому: если вам понравилось, было
интересно, много узнали – весёлая мордочка…
5 задание (дополнительное)
Восстановите текст.
Тихо зима на лесной полянке.
В берлога сладко спим медведь.
Под куча хвороста уснул ежа.
Пришла морозное зима.
Шестое задание (дополнительное, если
остается время)
В стихотворении пропали окончания
Снеговик тоже выполнил задание. Проверим
Доска 6
Проплясал… по снегам
Снежн… метели
Снегири снеговик…
Песню просвистел….
У заснеженной рек…
В снежн… переулке
Звонко носятся снежк…
Режут снег снегурки.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.