Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка по теме: «Предлог как слово и его роль в речи.» (2 класс)

Конспект урока русского языка по теме: «Предлог как слово и его роль в речи.» (2 класс)

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15 х. Садовый



Предмет: русский язык.

Класс: 2 класс (программа 1-4).

УМК «Школа России»

Тема урока: Предлог как слово и его роль в речи.

Оборудование: мультимедиа проектор; экран; компьютер; монитор; доска; видеофильм; учебник Т. Г. Рамзаевой «Русский язык 2 класс» 2 часть; индивидуальные задания по русскому языку (разработанные учителем); карточки.


http://cs411218.vk.me/v411218760/a094/yPXmnEt7pac.jpg














Редкозубова Татьяна Петровна

учитель начальных классов,

Ставропольский край,

Минераловодский район





2014 год

Интегрированный урок. 2 класс

Тема: Раздельное написание предлогов со словами. Масленица.

Цели урока: формирование навыков грамотного осознанного письма.

Задачи урока (УУД):

Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

Сформировать опыт выполнения и устранения пробного действия, выявления и устранения причины затруднения на основе рефлексивного метода.

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость, память, внимание; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, рассуждать, мыслить, сравнивать, обобщать и делать выводы из полученной информации.

Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка, математика, литературное чтение; воспитание уважения к традициям русского народа и культуру общения. Планируемые результаты: развитие умения раздельно писать предлоги с другими словами в предложении;

Ожидаемый результат: расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи. Учащимися показаны умения: правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения. Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах; выполнение индивидуальных заданий. В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.

Оборудование: видеопрезентация; учебник “Русский язык. 2 класс.” Авторы: Т. Г. Рамзаева; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; бортовой журнал; алфавит; картинный словарь; чучело масленицы; блины-жетоны; приглашение.

Контингент участников: учащиеся 2-го класса (9 лет).

Тип урока:  открытие новых знаний.

План урока

1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

3.Постановка учебной задачи.

4.Открытие «нового» знания. Первичное закрепление во внешней речи.

5.Реализация построенного проекта. Структурирование полученных знаний.

6.Первичное закрепление нового способа действия.

7.Рефлексия УДД на уроке.


Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.(2 мин.)

Прозвенел звонок весёлый.
Все готовы? Всё готово?

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться

Будем думать, рассуждать

Можем мы урок начать.

У нас сегодня в классе присутствуют гости, и мы, как гостеприимные хозяева, должны уделить им внимание.
Ученица: Мы рады приветствовать Вас в классе нашем!
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Ученик: Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Ученица: Поручено нам Вас сегодня встречать. И знаниями нашими вас покорять.
Учитель: Так что же, ребята, начнём наш урок, Улыбнитесь друг другу, за дело, дружок!

-Я желаю вам успешной работы на уроке и приятного общения. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Контроль правильной осанки:
Руки? – НА МЕСТЕ!
Ноги? – НА МЕСТЕ!
Локти? – У КРАЯ!
Спина? – ПРЯМАЯ!

2. Чистописание. (4 мин.)

Работа с алфавитом.

- Кроме реальных гостей нас с вами ждет еще встреча со сказочной гостьей, отгадаете, кто это?

-Предлагаю поиграть. Запишите заглавную и строчную буквы соответствующие числам: 14, 1, 19, 13, 6, 15, 10, 24, 1.

Мм Аа Сс Лл Ее Нн Ии Цц Аа

http://school.xvatit.com/images/3/3c/T21a.jpeg

Какое слово у вас получилось? (Масленица).

- Правильно, это Масленица.

Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.

(Появляется Масленица (чучело)).

-Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинов себе горячих напечём –
Нам метели и морозы нипочём!

А чтобы блины у нас получились вкусными, нужно правильно тесто поставить. Масленица предлагает нам решить грамматическую задачу.

На Масленка – ка + ной повеселел – ел + ись, да блин + ком угол – л + стись=

На Масленой повеселись, да блинком угостись.

Комментировано записать пословицу.


-Этот праздник пришел из старины,
Из нашей древней глубины.
К восходу весны золотой,
К уходу зимы лютой.


Да
вным-давно это был языческий праздник поклонения богу солнца Ярила, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длится праздник целую неделю, по всей России уже началась масленая неделя.  Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней.

- Ребята, Сударыня Масленица за хорошую работу на уроке будет вас блинами угощать, а в конце урока мы с вами подведем итоги, кто больше всех блинов получит, у того будет хорошая оценка. А еще мы сегодня узнаем много нового об этом празднике. Сколько дней гуляет Масленица?

-Правильно, Масленица – семь дней гуляет. И каждый день нас ждет новое задание.

ПОНЕДЕЛЬНИК  день для встречи,
В гости все к друзьям идут.

3. Словарная работа (5 мин.)

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

- Масленица - это маскарад. Участники маскарада – ряженные в костюмах животных, птиц. А мы к празднику нарядимся, а мы к празднику обрядемся. (Дети отгадывают загадку, записывают отгадку, ставят ударение, выделяют безударные гласные; учитель надевает на них шапочку с изображением птицы или животного в зависимости от отгадки).

-Летом серый, а зимой белый. (Заяц).

- Рыжая, с пушистым хвостом,
живет в лесу под кустом. (Лисица).

-У меня отличный слух,
Умный взгляд и тонкий нюх.
Сразу лезу с кошкой в драку,
Потому что я ... (Собака).

-Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь).

-Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова).

-Кто раньше всех встает? (Петух).

-В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей).

-Все блестящие вещицы 
Очень любит эта птица! 
И она вам всем знакома, 
Как зовут ее? (Ворона).

-Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... (Сорока). - Зимой спит,
Летом с медвежатками - ульи ворошит.. (Медведица).

-Молодцы, ребята. Теперь мы настоящие участники карнавала. Продолжаем наш праздник. Нас ждет второй день Масленицы – вторник.

4. Актуализация знаний (2 мин.)

" А во ВТОРНИК  песни, пляски.
Заигрышем день зовут.

- И этот день Масленица приготовила для вас следующее задание. (Прослушивание стихотворения о предлоге. Видеослайд 21).

- Скажите, о какой части речи идет разговор в стихотворении?

- Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами. Но не говорили о них подробно.

-В русском языке очень много тайн, в т.ч. и о предлоге, наша задача на уроке раскрыть еще одну тайну данной части речи.

Скажите, что вы узнали о предлоге, прослушав стихотворение.

Сформулируйте тему урока.





5. Объявление темы урока. Целевая установка. (1 мин.)

- Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи и зависит ли написание предлога от его произношения.

Но прежде чем перейти к новой теме мы должны вспомнить все то, что мы уже знаем. Перед вами бортовые журналы. Я прошу вас поработать в них. Работа в бортовых журналах.

-Отметьте в 1 колонке то, что вы уже знаете о предлоге.

6. Подготовка к изучению нового материала. (3 мин.)

Тут СРЕДА подходит  "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники
  всё им удаётся.
Пироги и блинчики
  всё на стол мечи!

-Продолжаем пополнять копилку наших знаний о предлоге.

(Слайды видеоурока 8, 10, 12, 20).

-Что нового вы узнали о предлоге?

Учитель. Предлог – это служебная часть речи. В русском языке около двухсот предлогов и они занимают четвертое место по частотности употребления. Чаще других употребляются предлоги: о, об, по, под, от, около, за, на, над, с, к, из, в, без, и др. «Предлог» в переводе с греческого означает «перед словом». К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

7. Физкультминутка (музыкальная). (2 мин.)

А в ЧЕТВЕРГ – раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек – суженых своих.


Блины

Мы печем блины с утра,
Чтобы их была ГОРА!
Хлоп!
Хватит всем друзьям, знакомым!
Первый блин, конечно, комом.
Хлоп!
Будет пир у нас горой!
Подгорел слегка второй.
Хлоп!
Тут за дело взялся папа –
Третий блин скатился на пол.
Хлоп!
Брат решил испечь один –
Разорвал четвертый блин.
Хлоп!
Бабушка взялась за пятый –
Получился он помятый!
Хлоп!
А шестой пекла сестра –
Ужинать пришла пора!
Хлоп!
Дедушка седьмой испёк –
Сразу блин стащил щенок!
Хлоп!
Остальные делал я –
Тесто кончилось, друзья!
Хлоп! Ну, а мама прокричала:
«Завтра всё начнем сначала!»

8.Построение и реализация проекта выхода из затруднения. (5 мин.)

ПЯТНИЦА настала  "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Работа в парах.

-Перед вами карточки с текстом. Прочитайте текст.

- Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

- Чего не хватает в тексте? Как установить связь слов в предложениях?

-Вставьте подходящие по смыслу предлоги. Прочитайте текст с предлогами.

Карточка.

1 ряд: Обычай праздновать Масленицу берет начало …(с) древнейших времен от обрядов славян – язычников. Самой популярной забавой …(в) дни масленицы считались катания … (на) санках. Впервые … (про) эту забаву отмечали еще … (при) Иване Грозном.

Слова для справок: про, на, в, с, при.

2 ряд: Затейником … (в) народных праздниках прослыл Петр I. Особенно он любил потехи … (в) масленицу. Каждую зиму он устраивал шумные и веселые катания … (на) Москве – реке, вдоль кремлевской стены, …(у) Красных ворот. Сам царь открывал праздник.

Слова для справок: у, на, в.

3 ряд: Катальные горы, карусели, качели строились … (на) площадях … (для) народа … (во) всю масленицу. Эти увеселения устраивались и … (в) Москве … (при) Покровском дворце, куда Екатерина II любила ездить и веселиться всем двором.

Слова для справок: для, на, во, в, при.

- Установилась ли связь слов в предложениях?

- Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

- Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи. 

- Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?

- Правильно, предлоги дружат с именами существительными, прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. 

- Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно. 

- Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами, что нужно помнить?

- Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

- Прочитайте правило на с. 39, 40.

Предлоги пишутся раздельно с другими словами в предложении.

Написание предлогов не зависит от их произношения.

9. Закрепление изученного материала. (7 мин.)
Близится СУББОТА  "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

Комментированное письмо.

-Выполнение упражнения № 285, с. 39.

10. Итог.  (3 мин.)

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное
  Зимушку  сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...



Заполнение бортового журнала (2 часть).
Работа в парах. Кластер «Предлог».

Ребята, вы славно все здесь занимались!

Хочу сказать спасибо вам!

А также угостить блинами  

И пожелать здоровья всем!

         До свидания!

11. Домашнее задание. (1 мин.):

Правило с. 39, 40. Упражнение № 287. Выделить орфограммы.

12. Рефлексия. (2 мин.)

Лесенка достижений

  • Сегодня на уроке я научился…

  • Мне было интересно..

  • Мне было трудно…

  • Я понял, что…

  • Я почувствовал, что…

  • Больше всего мне понравилось…

  • Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

13. Оценка учащихся. (1 мин.)

-Оценим свою деятельность. Посчитаем, сколько блинов вы заработали за урок.


Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!




ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Бортовой журнал

Я знаю о предлоге

Я узнал о предлоге

1.Предлоги со словами пишутся отдельно.

1.Предлоги со словами пишутся отдельно.

2.Предлог – это служебная часть речи.

2.Предлог – это служебная часть речи.

3.Написание предлогов не зависит от их произношения.

3.Написание предлогов не зависит от их произношения.

4.Предлоги служат для связи слов в предложении.

4.Предлоги служат для связи слов в предложении.

5.Предлоги не изменяются и не отвечают на вопросы.

5.Предлоги не изменяются и не отвечают на вопросы.

6.Предлоги не употребляются перед глаголами.

6.Предлоги не употребляются перед глаголами.

7. В русском языке около двухсот предлогов.

7. В русском языке около двухсот предлогов.

8. «Предлог» в переводе с греческого означает «перед словом».

8. «Предлог» в переводе с греческого означает «перед словом».

9. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

9. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.


  1. Карточки

Карточка № 1: Обычай праздновать Масленицу берет начало … древнейших времен … обрядов славян – язычников. Самой популярной забавой … дни масленицы считались катания … санках. Впервые … эту забаву отмечали еще … Иване Грозном.

Слова для справок: про, на, в, с, при, от.

Карточка № 2: Затейником … народных праздниках прослыл Петр I. Особенно он любил потехи … масленицу. Каждую зиму он устраивал шумные и веселые катания … Москве – реке, вдоль кремлевской стены, … Красных ворот. Сам царь открывал праздник.

Слова для справок: у, на, в.

Карточка № 3: Катальные горы, карусели, качели строились … площадях … народа … всю масленицу. Эти увеселения устраивались и … Москве … Покровском дворце, куда Екатерина II любила ездить и веселиться всем двором.

Слова для справок: для, на, во, в, при.

  1. Лесенка достижений

  • Сегодня на уроке я научился…

  • Мне было интересно..

  • Мне было трудно…

  • Я понял, что…

  • Я почувствовал, что…

  • Больше всего мне понравилось…

  • Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…


14


Конспект урока русского языка по теме: «Предлог как слово и его роль в речи.» (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Предмет: русский язык.

Класс: 2 класс (программа 1-4).

 

УМК «Школа России»

Цели урока: формирование навыков грамотного осознанного письма.

Задачи урока (УУД):

Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

Сформировать опыт выполнения и устранения пробного действия, выявления и устранения причины затруднения на основе рефлексивного метода.

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость, память, внимание; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, рассуждать, мыслить, сравнивать, обобщать и делать выводы из полученной информации.

Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка, математика, литературное чтение; воспитание уважения к традициям русского народа и культуру общения.           

Автор Редкозубова Татьяна Петровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1465
Номер материала 42871
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓