Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка по теме: "Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях" (2 класс)

Конспект урока русского языка по теме: "Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях" (2 класс)

Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях"

Дудина Любовь Васильевна, учитель начальных классов

Цели:

  • формировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных;

  • учить выделять в речи имена собственные, обозначающие географические названия, и писать их с заглавной буквы, упражнять в написании географических названий своего края;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Оборудование:

  • мультимедийная установка,

  • карточка № 1 с кроссвордами (у каждого ученика),

  • карточка № 2 с географическими названиями,

  • учебник “Русский язык. 2 класс. 2 часть” Т.Г. Рамзаевой,

  • сигнальне карточки светофора,

  • словарь Ожегова


Ход урока

1. Организационный момент. (Приложение Слайд 1).

Прозвенел сейчас звонок.

Он сказал: “Начнем урок!”

Девизом нашего урока я выбрала пословицу: “Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости”. Слайд 2.

Как вы понимаете смысл пословицы? (Каждый день мы узнаем что-то новое). Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня мы отправляемся за новым запасом знаний.


2. Проверка домашнего задания.

Стр. 15, упр. 245.

Какие предложения вы составили?

Как написали клички животных?


3. Чистописание.

Сегодня мы повторим написание буквы “Р” Слайд 3.

РРР Ро Ре Рье

Россия – моя

Какие звуки может обозначать эта буква? ([р] [р,] )

В каком буквосочетании буква “р” обозначает мягкий согласный звук. (Ре, рье)

Охарактеризуйте звук [р,] ([р ,] – согласный, мягкий, парный по твердости -мягкости, пара [р] -[р ,], звонкий, непарный по звонкости-глухости).

В каком буквосочетании буква “е” обозначает два звука (рье); один звук (ре)?

Прокомментируйте написание буквы. (Ставлю ручку на1/3 сверху в дополнительной строке, пишу наклонную до нижней линии рабочей строки. Выписываю клюшку. Ставлю ручку на 1/3 снизу в дополнительной строке, выписываю двойную клюшку).

Дети пишут букву.

Можно ли сказать, что на второй строке записано предложение? (Это не предложение, так мысль не закончена).

Спишите начало предложения (Россия – моя)

Чтобы дописать его, мы должны познакомиться с написанием нового словарного слова.


4. Словарная работа.

Сегодня вы познакомитесь с новым словарным словом. А что это за слово, вы узнаете, если правильно отгадаете кроссворд. Слайд 4.

Учащиеся записывают словарные слова с комментированием на карточке № 1.

hello_html_mac48a2a.png

1) Крупный населенный пункт, где есть заводы, фабрики. (Город) Слайд 5.

2) Главный город каждой страны (Столица) Слайд 6.

3) Населенный пункт, где люди занимаются сельским хозяйством (Деревня) Слайд 7.

4) Страна, в которой мы живем. (Россия) Слайд 8.

5) hello_html_5d9b79f5.png(Народ) Слайд 9.

6) Столица нашей родины. (Москва) Слайд 10.

Какое слово в выделенном столбике? (Родина)

Определите “опасное” место. (Родина: ударная гласная “о” в первом слоге. Значит во втором слоге “опасное” место: безударная “и”. Ее нужно запомнить.)

Посмотрим в словаре С. И. Ожегова его значение:

а) Отечество, родная страна”

б) Место рождения, происхождения кого-нибудь

Найдите дома пословицы и поговорки о Родине, запомните их.

Допишите предложение, укажите орфограммы: Слайд 11.


4. Сообщение темы урока.

Почему слово Россия, Москва написали с большой буквы? (Название страны, название города)

Где мы можем увидеть эти названия? (На географических картах)

Название стран, городов, деревень, рек – это географические названия.

Тема нашего урока: “Имена собственные. Написание названий стран, городов, деревень, улиц, рек”


5. Формирование новых знаний.

Открытие” новых знаний:

Подумайте, почему необходимо давать названия странам, городам, рекам? (Чтобы отличать их друг от друга)

Значит географические названия – это имена собственные или нарицательные? (Собственные).

Какое правило, о написании имен собственных мы знаем? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы)

Сделайте вывод о том, как же нужно писать названия стран, городов, деревень, улиц, рек?

(Названия стран, городов, деревень, улиц, рек нужно писать с большой буквы. Это имена собственные).

Патриотическая минутка

Мы с вами живем в замечательной стране, которая зовется… (Россия) Слайд 12.

(Подготовленный ребенок читает стихотворение)

За ясные зори, умытые росами.

За русое поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Россия…Россия…Раздолье…Равнины…

Выполним работу в карточке №2. Слайд 13.

Допишите название страны в карточке (страна Россия). Слайд 14.

Наша страна очень большая, в ней множество красивейших городов, но самый главный город, можно сказать, сердце страны это город… (Москва).

(Работа по карточке столица Москва) Слайд 15.

Но у каждого из нас есть еще и малая Родина. В каком крае она находится? (Пермский край)

(Работа по карточке Я живу в Пермском крае) Слайд 16.

- А как называется наша малая родина?

(Запись в карточке № 2:село Ошиб) Слайд 17.

Я думаю, что когда вы вырастите, получите профессию, вы будите делать все для того, чтобы наша страна и наша малая Родина становились еще краше.

- Послушайте стихотворение и скажите какое собственное имя вы услышите?

(Подготовленный ученик читает стихотворение) Слайд 18.


Есть земли – и красивы, и богаты,

Там солнце ткёт свои узоры-всходы.

Но моё сердце в круг лесов зажато,

Где жили мать с отцом, где корни рода.


И ты со мной везде подружка Парма,

Голубоглазка, с косами ржаными,

В зеленом пестрединовом дубасе,

Краса - девица, чье так звучно имя!

- Какое собственное имя вы услышали? (Парма).


6. Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде “раз”,

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде “два”.


7. Упражнение в написании географических названий.

а) работа с деформированным предложением : Слайд 19.

реки, на, стоит, берегу, село

Составьте предложение из этих слов (На берегу реки стоит село) Слайд 20.


Дополним это предложение именами собственными: на берегу какой реки расположено село Ошиб?

На берегу реки Велва стоит село Ошиб . Слайд 21.

Запишем это предложение с комментированием.

б) Списывание предложения со вставкой пропущенных букв:

Слайд 22.

Послушайте отрывок из стихотворения, которое написала наша землячка Бачева Галина Михайловна.

То потерялась вдруг, то вновь видна,

Как будто хочет сбить с пути она.

В ромашках поле, тропка завилась,

Вводит к речке каждого как раз…


Какая река протекает вдоль нашего села? (Река Велва) Слайд 23.

Запишите предложение о реке, объясняя орфограммы: Тихо журчит в*да (в) р*ке (В/в)елва. Слайд 24.

Проверьте свою работу. – Найдите основу предложения. (В предложении говорится о воде. Что? – вода. Это – подлежащее. Вода что делает? журчит. Это – сказуемое.) . Слайд 25.


8. Итог урока

Какие же новые знания вы положили сегодня в свой сундучок?

Игра “Самый внимательный”

Если вы согласны с моим утверждением, то поднимите зеленый светофор, если нет – красный.

Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы.

Названия животных пишутся с большой буквы.

Клички животных пишутся с маленькой буквы.

Географические названия пишутся с большой буквы.

Я называю имена собственные:

Дима, котенок, дядя, Аня, собака, Тихорецк, река.


Как нужно писать имена собственные?


Дети читают стихотворение. Слайд 26.


Имена: Андрей, Иван,

Саша, Коля и Степан,

Нина, Вера, Валентина,

Маргарита и Марина.


Все фамилии: Петров,

Николаев, Снегирев.


Клички: Барсик и Пушок,

Мурзик, Шарик и Дружок.


Города: Москва, Казань,

Тула, Краснодар, Рязань.

Вашингтон, Париж, Ханой –

Пишутся с буквы большой.


Вы сегодня все хорошо работали. Слайд 27.

Спасибо за урок! Сегодня вы все “Молодцы!”


9. Домашнее задание (работа по карточкам) . Слайд 28.


Написать свой адрес в мире.

Куда:

страна _______________

край _______________

район _______________

станица _______________

улица _______________

Кому:

фамилия _______________

имя _______________

отчество _______________


Конспект урока русского языка по теме: "Имена собственные. Заглавная буква в географических названиях" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

     Цели:

·        формировать навык правописания заглавной буквы в именах собственных;

·        учить выделять в речи имена собственные, обозначающие географические названия, и писать их с заглавной буквы, упражнять в написании географических названий своего края;

·        развивать орфографическую зоркость;

·        воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

     Оборудование:

·        мультимедийная установка,

·        карточка № 1 с кроссвордами (у каждого ученика),

·        карточка № 2 с географическими названиями,

·        учебник “Русский язык. 2 класс. 2 часть”  Т.Г. Рамзаевой,

·        сигнальне карточки светофора,

·        словарь Ожегова

 

Ход урока

1. Организационный момент. (Приложение Слайд 1).

Прозвенел сейчас звонок.

Он сказал: “Начнем урок!”

– Девизом нашего урока я выбрала пословицу: “Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости”. Слайд 2.

– Как вы понимаете смысл пословицы? (Каждый день мы узнаем что-то новое). Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня мы отправляемся за новым запасом знаний.

 

2. Проверка домашнего задания.

Стр. 15, упр. 245.

– Какие предложения вы составили?

– Как написали клички животных?

 

3. Чистописание.

– Сегодня мы повторим написание буквы “Р” Слайд 3.

РРР Ро Ре Рье

Россия – моя

– Какие звуки может обозначать эта буква? ([р] [р,] )

– В каком буквосочетании буква “р” обозначает мягкий согласный звук. (Ре, рье)

– Охарактеризуйте звук [р,] ([р ,] – согласный, мягкий, парный по твердости -мягкости, пара [р] -[р ,], звонкий, непарный по звонкости-глухости).

– В каком буквосочетании буква “е” обозначает два звука (рье); один звук (ре)?

– Прокомментируйте написание буквы. (Ставлю ручку на1/3 сверху в дополнительной строке, пишу наклонную до нижней линии рабочей строки. Выписываю клюшку. Ставлю ручку на 1/3 снизу в дополнительной строке, выписываю двойную клюшку).

      Дети пишут букву.

– Можно ли сказать, что на второй строке записано предложение? (Это не предложение, так мысль не закончена).

– Спишите начало предложения (Россия – моя)

– Чтобы дописать его, мы должны познакомиться с написанием нового словарного слова.

 

 

Автор Лесникова Лариса Валерьевна
Дата добавления 18.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1390
Номер материала 56613
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓