Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка по теме " Правописание слов с безударными гласными" ( 2 класс)

Конспект урока русского языка по теме " Правописание слов с безударными гласными" ( 2 класс)

МБОУ СОШ №6











КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ПО ТЕМЕ « ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ»,

ПРОВЕДЕННОГО ВО 2А КЛАССЕ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ НЕДЕЛИ















ПРОВЕЛА:

учитель 1 кв.категории

Широкова И.А.











Сасово, 2014

Тема: Правописание слов с безударными гласными.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Учебная цель: узнать правило правописания слов с безударными гласными, освоить алгоритм правописания слов с безударными гласными, сформировать умение правильно писать слова с безударными гласными.

Педагогическая цель: организовать учебную деятельность учащихся по ознакомлению с правилом правописания слов с безударными гласными, по освоению алгоритма правописания слов с безударными гласными, организовать работу по формированию у учащихся умения правильно писать слова с безударными гласными.

Цель считается достигнутой, если: ученик может воспроизвести правило правописания слов с безударными гласными, шаги алгоритма правописания слов с безударными гласными в той последовательности, в которой они выполняются; умеет правильно писать слова с безударными гласными.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, эталон « Правописание слов с безударными гласными»,

эталон « Правила работы в парах», карточки с тестом, светофорчики для рефлексии, веер гласных букв, орфографический словарь.



Ход урока:


  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.


Учитель: Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету вам скажу: « Будет интересно!»

Будем мы читать, писать, строить предложения,

Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла.


- У меня сегодня хорошее настроение, потому что мы вместе. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.


  1. Мотивация к учебной деятельности.


Учитель: Наш урок мне бы хотелось начать со слов великого писателя Константина Георгиевича Паустовского: « Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни»

- Что хотел сказать поэт этими словами? ( Мы должны учить русский язык )

- Можем ли мы русский язык назвать родным языком?

- Почему важно хорошо знать свой родной язык? ( Для того, чтобы быть грамотным.)

- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотным.

- Где это пригодиться нам в жизни? ( в дальнейшем….)

- Поднимите руки, кто хочет быть грамотным?

- Сегодня мы сделаем еще один шаг на пути к грамотности.


  1. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии.


Учитель: С чего мы обычно начинаем урок? ( с повторения)

- Итак, мы начинаем наш урок с повторения знаний, которые будут необходимы при открытии нового.

- Над какой темой мы работали несколько уроков? ( Ударение)

- Что такое ударение? ( Ударение-это выделение голосом одного из слогов в слове)

- Как называется слог, на который падает ударение? ( ударный слог)

- Как называется слог, на который ударение не падает?( безударный слог)

- Чем ударный слог отличается от безударного? ( Ударный слог тянется дольше, произносится громче, сильнее)

- Для чего нужно ударение? ( Чтобы правильно понять смысл слов)

- Где ставится ударение? ( В слове над буквой, которая обозначает ударный гласный звук)


Пробное действие.

Учитель: Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы , поставьте ударение.

Слова на слайде : Гр…за, н…сы, л…цо, в…лна, сл…ды, пл..чо, п…ро, к…рмушка, с…лач.


Учитель: Какие буквы вставил…? ( отметить на слайде)

- У кого другой ответ? (отметить на слайде)

- У вас получились разные ответы.

- С чем мы столкнулись? ( с затруднением)

- Давайте разбираться.

- Какие буквы пропущены гласные или согласные? ( гласные)

- Падает ли ударение на пропущенные гласные? (нет)

- Как называются гласные, на которые не падает ударение?

( безударные)

- Кто догадался, какая тема урока? ( безударные гласные)

- Какую цель поставим на урок? ( научиться писать слова с безударными гласными)

- Итак, тема нашего урока « Правописание слов с безударными гласными». Цель: узнать правило правописания слов с безударными гласными и научиться правильно писать слова с безударными гласными. СЛАЙД 2


  1. Открытие нового знания ( построение проекта выхода из затруднения)


Учитель: Предлагаю вам составить алгоритм правильного написания слов с безударными гласными. СЛАЙД 3


Работа с ИД ( алгоритм выстраивается на доске)

- Перед вами шаги этого алгоритма. Прочитайте их. Все шаги алгоритма перепутаны. Нам нужно поставить шаги в нужном порядке.

- С какого шага нужно начать? ( прочитай слово)

- Какой шаг будет следующий? ( поставь ударение)

- Что будет далее? ( Найди в слове безударную гласную )

- Какой следующий шаг? ( Измени слово так, чтобы безударная гласная стала ударной)

- Какой шаг будет последним? ( запиши слово правильно)

- При выполнении каких заданий вы будете пользоваться данным алгоритмом? ( при написании слов с безударными гласными)


  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Учитель: Посмотрим, как работает данный алгоритм. Вернемся к словам, в которых были пропущены безударные гласные.

( Алгоритм на доске с обратной стороны, раскрыть)

СЛАЙД 1

- Порассуждаем над первым словом. ( Слово – гроза. Ударение падает на букву а. В первом слоге безударная гласная. Изменю слово, чтобы безударная гласная стала ударной – грозы. Значит, в слове гроза пишется безударная гласная о.) и т.д. комментируя все слова.

- Как вы думаете, если какой-то шаг алгоритма пропустить, получиться правильно написать слово?

- К чему может привести невыполнение шага: измени слово так, чтобы безударная стала ударной? ( Мы не сможем правильно написать слово)

- Что будет, если шаги поменять местами? ( допустим ошибки в написании)

- Каждый шаг в алгоритме важен. Нужно выполнять шаги только в нужной последовательности.

- Послушаем нашего помощника- профессора Самоварова (шаг 3)

  1. Физминутка



  1. Самостоятельная работа с самопроверкой.


Учитель: Мы поработали все вместе, как теперь нам необходимо поработать? ( в парах)

- Вспомним правила работы в парах. Эталон перед вами. ( Эталон на доску)


Учебник стр.94 упр.142 – выполнение, проверка у доски в паре.


- У кого все сделано так, как мы проверили, поставьте знак +, у кого допущены ошибки – минус.

- Поднимите руки, у кого +. Какой вывод делаем? ( мы умеем правильно писать слова с безударными гласными)

- Поднимите руки, у кого -. Какой вывод делаем? ( Нам нужно еще потренироваться в написании слов с безударными гласными)

- Вы работали в парах, а как же понять, что каждый из вас умеет правильно писать слова с безударными гласными? ( Нужно поработать самостоятельно)

- Предлагаю выполнить тест. Помните:


Мы под удареньем пишем

Без сомненья то, что слышим.

Если ж звук без ударения-

Вызывает он сомнения.

Сосна, вода, дела, трава-

Проверить надо все слова.

Безударный гласный-

Стоп!

Писать опасно! Слуху вы не доверяйте-

Удареньем проверяйте: Сосны, воды , травы, дело,

А теперь пишите смело.




ТЕСТ


Обведите правильный ответ

  1. В слове ч…сло пишется безударная гласная

е

и

  1. В слове ств..лы пишется безударная гласная

о

а

  1. В слове сп…на пишется безударная гласная

е

и

  1. В слове ск…ла пишется безударная гласная

а

о

  1. В слове …кно пишется безударная гласная

о

а

  1. В слове др…зды пишется безударная гласная

о

а

  1. В слове д..ска пишется безударная гласная

а

о


Проверка теста на ИД ( тест со звуком)


- Кто при выполнении теста не допустил ошибок?


  1. Включение в систему знаний.


Работа с деформированными предложениями. СЛАЙД


- Выполним задание со слайда. Составим и напишем предложения с данными словами, вставляя пропущенные буквы.


Дуют, ветры, х…лодные

Часто,д..жди , идут

С, хл..ба, д…вно, убрали, п..лей


- Вспомним, как оформляется предложение на письме? ( Начало с большой буквы, в конце ставится точка, восклицательный или вопросительный знак)


- Какие предложения по цели высказывания записали?

- Какие они по интонации?


  1. Итог урока. Рефлексия.


Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги. Вспомним, какую цель ставили в начале урока? СЛАЙД

- Достигли мы поставленных целей?

- Почему вы считаете, что мы достигли поставленных целей?

- Для чего нужно уметь проверять безударные гласные? ( чтобы грамотно писать слова)

- Ребята, все ли слова с безударными гласными можно проверить?

- Как узнать правильное написание слов с непроверяемыми безударными гласными? (обратиться к орфографическому словарю)

Показ словаря.

- Где вам пригодятся знания, полученные на уроке? ( При выполнении любой письменной работы)

- У вас на столе конверты. Оцените свою работу с помощью светофорчиков.

Зеленый – тему понял, трудностей не возникало.

Желтый- тему понял, но возникали небольшие трудности.

Красный – тему не понял, нужна помощь учителя.


- Какие трудности возникли…?


Оценивание учащихся. Дом.задание – стр.93 упр.141


- Урок окончен. Всем спасибо за работу. СЛАЙД




ЕСЛИ ПОЗВОЛЯТ ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ


Орфографический тренинг. Отработка умения проверять безударную гласную.

Сейчас вам нужно отгадать загадку, показать на веере букв безударную гласную и назвать проверочное слово.

Летом зеленеет,
Осенью желтеет. (Трава, проверочное слово травы.)


В лесу темно, все спят давно.
Одна птица не спит, на суку сидит,
Мышей сторожит. (Сова, проверочное слово совы.)


Летом я летаю, мёд собираю.
Но когда меня подразнишь,
Тогда кусаю. (Пчела, проверочное слово пчёлы.)


– Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
– Облетел я всю Сибирь,
– Как зовут тебя? (Снегирь, проверочное слово снег.)


Тройка, тройка прилетела!
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. (Зима, проверочное слово зимний.)






































Конспект урока русского языка по теме " Правописание слов с безударными гласными" ( 2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Тема:   Правописание слов с безударными гласными.

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Учебная цель: узнать правило правописания слов с безударными гласными, освоить алгоритм правописания слов с безударными   гласными, сформировать умение правильно писать слова с безударными гласными.

Педагогическая цель: организовать учебную деятельность учащихся по  ознакомлению с правилом правописания слов с безударными гласными, по освоению алгоритма правописания слов с безударными гласными, организовать работу по формированию у учащихся умения правильно писать слова с безударными гласными.

Цель считается достигнутой, если: ученик может воспроизвести правило правописания слов с безударными гласными,  шаги алгоритма правописания слов с безударными гласными в той последовательности, в которой они выполняются; умеет правильно писать слова с безударными гласными.

Оборудование: мультимедийный  проектор, компьютер, интерактивная доска, эталон « Правописание слов с безударными гласными»,

эталон « Правила работы в парах», карточки с тестом, светофорчики для рефлексии, веер гласных букв, орфографический словарь.

 

Ход урока:

 

1.     Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

 

Учитель:   Все расселись по местам, никому не тесно,

                   По секрету вам скажу: « Будет интересно!»

                   Будем мы читать, писать, строить предложения,

                   Чтоб сегодня, как всегда, в руки к нам удача шла.

 

- У меня сегодня хорошее настроение, потому что мы вместе. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

 

2.     Мотивация к учебной  деятельности.

 

Учитель:  Наш урок мне бы хотелось начать со слов великого писателя Константина Георгиевича Паустовского: « Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни»

- Что хотел сказать поэт этими словами? ( Мы должны учить русский язык )

- Можем ли мы русский язык назвать родным языком?

- Почему важно хорошо знать свой родной язык?  ( Для того, чтобы быть грамотным.)

- Нам нужно  учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотным.

- Где это пригодиться нам в жизни? ( в дальнейшем….)

- Поднимите руки, кто хочет быть грамотным?

- Сегодня мы сделаем еще один шаг на пути к грамотности.

 

3.     Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

 

Учитель:  С чего мы обычно начинаем урок? ( с повторения)

- Итак, мы начинаем наш урок с повторения знаний, которые будут необходимы при открытии нового.

- Над какой темой мы работали несколько уроков? ( Ударение)

- Что такое ударение? ( Ударение-это выделение голосом  одного из слогов в слове)

- Как называется слог, на который падает ударение? ( ударный слог)

- Как  называется слог, на который ударение не падает?( безударный слог)

- Чем ударный слог отличается от безударного? ( Ударный слог тянется дольше, произносится громче, сильнее)

- Для чего нужно ударение? ( Чтобы правильно понять смысл слов)

- Где ставится ударение? ( В слове над буквой, которая обозначает  ударный гласный звук)

 

Пробное действие.

Учитель: Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы , поставьте ударение.

 

Слова на слайде :  Гр…за, н…сы,  л…цо, в…лна, сл…ды, пл..чо, п…ро, к…рмушка,  с…лач.

 

Учитель: Какие буквы вставил…? ( отметить на слайде)

- У кого другой ответ? (отметить на слайде)

-  У вас получились разные ответы.

-  С чем мы столкнулись? ( с затруднением)

- Давайте разбираться.

- Какие буквы пропущены гласные или согласные? ( гласные)

- Падает ли ударение  на пропущенные гласные? (нет)

-  Как называются гласные, на которые не падает ударение?

 ( безударные)

- Кто догадался, какая тема урока? ( безударные гласные)

- Какую цель поставим на урок? ( научиться писать слова с безударными гласными)

- Итак, тема нашего урока « Правописание слов с безударными гласными». Цель: узнать правило правописания слов с безударными гласными и научиться правильно писать слова с безударными гласными.  СЛАЙД 2

 

4.     Открытие нового знания ( построение проекта выхода из затруднения)

 

Учитель:  Предлагаю вам составить алгоритм правильного написания слов с безударными гласными.  СЛАЙД 3

 

Работа с ИД ( алгоритм выстраивается на доске)

 

- Перед вами шаги этого алгоритма. Прочитайте их. Все шаги алгоритма перепутаны. Нам нужно поставить шаги в нужном порядке.

- С какого шага нужно начать? ( прочитай слово)

- Какой шаг будет следующий? ( поставь ударение)

-  Что будет далее? ( Найди в слове безударную  гласную )

- Какой следующий шаг? ( Измени слово так, чтобы безударная гласная стала ударной)

- Какой шаг будет последним? ( запиши слово правильно)

- При выполнении каких заданий вы будете пользоваться данным алгоритмом? ( при написании слов с безударными гласными)

 

5.     Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

Учитель:  Посмотрим, как работает данный алгоритм. Вернемся к словам,  в которых были пропущены безударные гласные.

( Алгоритм  на доске с обратной стороны,  раскрыть)

СЛАЙД 1

- Порассуждаем над первым словом. (  Слово – гроза. Ударение падает на  букву а. В первом слоге безударная гласная. Изменю слово, чтобы безударная гласная стала ударной – грозы. Значит, в слове гроза пишется  безударная гласная  о.)  и т.д. комментируя все слова.

- Как вы думаете, если какой-то шаг алгоритма пропустить, получиться правильно написать слово?

- К чему может привести невыполнение шага: измени слово так, чтобы безударная стала ударной? ( Мы не сможем правильно написать слово)

- Что будет, если шаги поменять местами? ( допустим ошибки в написании)

- Каждый шаг в алгоритме важен. Нужно выполнять шаги только в нужной последовательности.

- Послушаем нашего помощника- профессора Самоварова (шаг 3)

6.     Физминутка

 

 

7.     Самостоятельная работа  с самопроверкой.

 

Учитель: Мы поработали все вместе, как теперь нам необходимо поработать? ( в парах)

- Вспомним правила работы в парах. Эталон перед вами. (   Эталон  на доску)

 

Учебник стр.94 упр.142 – выполнение, проверка у доски в паре.

 

- У кого все  сделано так, как мы проверили, поставьте знак +, у кого допущены ошибки – минус.

- Поднимите руки, у кого +. Какой вывод делаем? ( мы умеем правильно писать слова с безударными гласными)

- Поднимите руки, у кого -. Какой вывод делаем? ( Нам нужно еще потренироваться в написании слов с безударными гласными)

- Вы работали в парах, а  как же понять, что каждый из вас умеет правильно писать слова с безударными гласными? ( Нужно поработать самостоятельно)

- Предлагаю выполнить тест. Помните:

 

Мы под удареньем пишем

Без сомненья то, что слышим.

Если ж звук без ударения-

Вызывает он сомнения.

Сосна, вода, дела, трава-

Проверить надо все слова.

Безударный гласный-

Стоп!

Писать опасно! Слуху вы не доверяйте-

Удареньем проверяйте: Сосны, воды , травы, дело,

А теперь пишите смело.

 

 

ТЕСТ

 

Обведите правильный ответ

1.     В слове  ч…сло пишется безударная гласная

е

и

2.     В слове  ств..лы пишется безударная гласная

о

а

3.     В слове  сп…на пишется безударная гласная

е

и

4.     В слове  ск…ла пишется безударная гласная

а

о

5.     В слове  …кно пишется безударная гласная

о

а

6.     В слове   др…зды пишется безударная гласная

о

а

7.     В слове  д..ска  пишется безударная гласная

а

о

  

 

Проверка теста на ИД   SMART ( тест со звуком)

 

- Кто при выполнении теста не допустил ошибок?

 

8.     Включение в систему знаний.

 

Работа с деформированными предложениями. СЛАЙД

 

- Выполним задание со слайда. Составим и напишем предложения с данными словами, вставляя пропущенные буквы.

 

Дуют, ветры, х…лодные

Часто,д..жди , идут

С, хл..ба, д…вно, убрали, п..лей

 

-   Вспомним,  как оформляется предложение на письме? ( Начало с большой буквы, в конце ставится точка, восклицательный или вопросительный знак)

 

- Какие предложения по цели высказывания записали?

- Какие они по интонации?

 

9.     Итог урока. Рефлексия.

 

Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги. Вспомним, какую цель ставили в начале урока? СЛАЙД

- Достигли мы поставленных целей?

- Почему вы считаете, что мы достигли поставленных целей?

- Для чего нужно уметь проверять безударные гласные? ( чтобы грамотно писать слова)

- Ребята, все ли слова с безударными гласными можно проверить?

- Как узнать правильное написание слов с непроверяемыми безударными гласными? (обратиться к орфографическому словарю)

Показ словаря.

- Где вам пригодятся знания, полученные на уроке? ( При выполнении любой письменной работы)

-  У вас на столе конверты. Оцените свою работу с помощью светофорчиков.

Зеленый – тему понял, трудностей не возникало.

Желтый- тему понял, но возникали небольшие трудности.

Красный – тему не понял, нужна помощь учителя.

 

- Какие трудности возникли…?

 

Оценивание учащихся. Дом.задание – стр.93 упр.141

 

- Урок окончен. Всем спасибо за работу. СЛАЙД

 

 

 

Автор Широкова Ирина Александровна
Дата добавления 02.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 630
Номер материала 6242
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы