Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка на тему: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» (4 класс)

Конспект урока русского языка на тему: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» (4 класс)

Урок русского языка в 4 классе

Тема урока: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и с бессоюзной связью»

Цель урока: Формирование умения расставлять знаки препинания в сложном предложении.

Задачи: 1. Уметь находить в предложениях грамматическую основу, отличать сложное предложение от простого предложения и простого с однородными членами, уметь расставлять знаки препинания в предложениях данного типа.

2. Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас языка, развивать внимание, логическое мышление, воображение, зрительную и слуховую память.

3. Содействовать в воспитании любви к родному слову, к русскому языку.

Этапы урока.

Содержание.

Время.

Примечание.

I







Организационный момент.

1.Активизация внимания.

- Прозвенел звонок, и мы начинаем урок русского языка. Давайте постараемся сделать так, чтобы нам было комфортно от нашего общения, приятно за наши знания, удивительно за наши старания.

2. Оценка предыдущей деятельности.

- Откройте, пожалуйста, свои тетради, посмотрите на результаты предыдущих работ. Встаньте, пожалуйста, те, кто получил особую отметку за свои труды. Спасибо, я надеюсь, что таких отметок завтра будет больше.

3. Запись числа.

2 мин.











Дети записывают число в тетради.

II

Минутка чистописания.

1.Работа по числовой таблице (зрительный диктант), поиск числа, соответствующий букве русского алфавита.

9

21

6

13

5

14


2

20

15

18

32

27

19

30

31

24

7

10

29

28

1

26

22

3

4

33

12

8

25

11

23

16

17


- Найдите верхний левый угол, три клеточки направо, две клеточки вниз, две клеточки налево, четыре клеточки вниз, одна клеточка направо, три клеточки вверх, две налево и одна вверх.

- Найдите эту букву в алфавите. (Рр)

2. Запись буквы, соединений, слов с буквой р.

р ре ру ро ра

рукопись рукоделие рукотворный радушие

3. Работа над смыслом слов.

- Прочитайте слова. Что между ними общего?

- Какое слово здесь «лишнее»? Почему? (Объяснение нескольких вариантов)

- Как вы понимаете лексическое значение каждого слова?

4. Работа над предложением.

В детском уме моем произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир.

(С. Аксаков)


10 мин.



На доске числовая таблица.













Запись букв, соединений, слов, предложения.



- Прочитайте предложение.

- Откуда эти строки?

- О чем, по вашему мнению, говорит автор?

- Для кого этот мир всегда открыт?

- Что вы можете сказать об этом предложении? (Оно повествовательное, невосклицательное, распространенное, сложное.)

- Докажите.



Поиск грамматических основ, начертание схемы, объяснение знаков препинания в предложении.


III

Сообщение цели урока.

- Ребята, чему мы продолжим сегодня учиться? Сформулируйте задачи урока. (Отличать простые предложения от сложных предложений, находить грамматическую основу, расставлять знаки препинания в таких предложениях).


1 мин.



Физминутка.



IV

Отработка навыков.

1.Работа со схемами.


[ – = ] и [ – = ].

[ – = ], а [ – = ].

[ – = ],но, [ – = ].

[ – = ], [ – = ].

[ – = ], [ – = ] и [ – = ].


- Найдите ошибки, расставьте там, где нужно запятые.

2. Формулирование правила, опираясь на схемы.

3. Письмо по памяти.

Выпал первый снег.

Скоро наступит зима.

Дети вышли на улицу.

Они лепят снеговика.

  • Что общего у этих предложений? Докажите.

  • Сделайте так, чтобы эти предложения превратились в сложные.




4. Работа над деформированными предложениями.

- Ребята, вы знаете, что тексты в Древней Руси писались без пробелов. Почему?

- Восстановите предложение.

Утробылочудесноесвежийпушистыйснегукрывалземлю

- Какое предложение у нас получилось?

- А вот это веселое стихотворение писал явно не летописец, но явно человек с хорошим чувством юмора.

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина.

- Что нужно сделать для того, чтобы вернуть смысл этому творению?

- Какую роль запятые играют в предложении?

Вывод. ( Запятые отделяют части сложного предложения, устанавливают смысл в предложении)

20 мин.



На доске схемы предложений.



1 человек работает

у доски.



Учитель показывает карточки с предложениями.


Запись предложений, подчеркивание грамматических основ, начертание схем.




Поиск грамматических основ, начертание схемы.


Расстановка знаков препинания.



V


Проверка знаний.

Диктант без записи предложений.

Краски осени.

1. На прощание дарит осень деревьям яркие краски.

2. На осинке висят золотые монетки, в медь оделся дуб.

3. Клен нарядился и стоит в резной оранжевой рубахе.

4. Скупое солнышко скользит по серой глади реки, а молодая травка тянет к нему в надежде согреть свою зеленую щетинку.

5. Скоро наступит холодная зима.


5 мин.


Учитель диктует предложения, учащиеся не записывая предложения, чертят схему каждому предложению, определяют, какое оно.


Проверка.


VI

Итог урока.

1. -Какие умения и навыки отрабатывали сегодня на уроке?

2. Самооценка.

3. Оценка деятельности учащихся учителем.

2 мин.


Оценка деятельности.

























Конспект урока русского языка на тему: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но» (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Урок  русского языка в 4 классе на тему: « Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но  и с бессоюзной связью"

 

В данной статье  представлен урок русского языка в 4 классе, который  направлен на формирование  умения у обучающихся расставлять знаки препинания в сложном предложении с союзами и, а, но.  Разнообразные виды заданий с элементами проблемного обучения, анализа   способствуют развитию важных навыков русского языка.    Дети учатся отличать простые предложения от сложных предложений, находить грамматическую основу, видеть однородные члены,  а, главное, расставлять знаки препинания в  предложениях разного типа.  

Автор Голянд Ольга Геннадьевна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1728
Номер материала 8095
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓