Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка на тему: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но». (4 класс)

Конспект урока русского языка на тему: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но». (4 класс)

МОБУ СОШ № 6 имени М.А.Киняшова г. Благовещенска Республики Башкортостан

Номинация: разработка конспекта по русскому языку

Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но».

Луговая Любовь Петровна, учитель начальных классов, 4 класс

Цели:

Образовательные:

  • Научить детей с помощью чего соединяются части сложного предложения;

  • Показать какую роль в сложном предложении играют союзы и, а, но;

  • Продолжать формировать умение ставить запятую между частями сложного предложения, соединёнными союзами и, а, но;

  • Работать над развитием устной и письменной речи учащихся, отрабатывать орфографические навыки.

Развивающие:

  • Развивать умение конструировать предложения, составлять схемы простых и сложных предложений;

  • Прививать интерес к русскому языку;

  • Развивать пунктуационные навыки.

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к русскому языку.

  • Воспитывать у детей такие качества, как: взаимопомощь и товарищество;

  • Воспитывать умение объективно оценивать свою работу и работу других.

Оборудование:

Рабочие тетради, учебник, карточки для индивидуальной работы, интерактивная доска, толковый словарь и другие справочники.


Ход урока.

I. Организационный момент.


а). Вступительное слово учителя

Прозвенел звонок,

Начинается урок русского языка.

- Повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь! Садитесь!

Русский – для многих стал родным языком.

Потому что люди разных национальностей могут общаться на нём.


А.С.Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими».


Мы должны знать русский язык, потому что он является языком межнационального общения.

Итак, начинаем!

II. Минутка чистописания.


а). Пальчиковая гимнастика.

Откройте тетради и запишите

23 октября.

Классная работа.

Помните о правилах письма:

Тетрадь я правильно кладу,

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу,

На отлично напишу!


б). Загадка о букве:

- О какой букве идёт речь?

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла,

До того она кругла,

Покатиться бы могла. (О букве О).

в). Запись заглавной буквы О.

г).На что похожа буква О в горизонтальном положении?

Остров – относительно небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой.


hello_html_42e0339b.jpg


д). Запишите слова,
которые начинаются с буквы О.

Оратор, общение, окружной.

- Разберите слово окружной по составу.

III.Словарная работа.


а). Знакомство с новым словарным словом.

-О каком слове идёт речь, вы определите по лексическому значению.

Прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы. Что это? (Алмаз)

-Запишите слово, определите ударный слог, подчеркните гласную, которую нужно запомнить.

- Какая орфограмма встретилась в этом слове? (Парный согласный на конце слова или сомнительный согласный).

-Проверьте, запишите рядом проверочное слово. (Алмазы)

- Образуйте имя прилагательное.

-Какое слово получилось? (Алмазный).

- Выделите корень во всех словах.


б). Немного из истории предмета.

Знаете ли вы?

Что алмаз – простой углеводород. Его родственник сажа в трубе, графит. Первые алмазы были найдены в Индии около 3000 лет до н.э.

в). Работа с деформированным предложением.

- Составьте предложение из слов: алмазным, удар, вспыхнула, грома, блеском, и, молния, раздался.

- Работаем в парах.

- Запишите предложение, выделите грамматическую основу.

- Составьте схему.

(Вспыхнула алмазным блеском молния, и раздался удар грома.)

[ ], и [ ].


hello_html_m5d964b55.png

г). Актуализация знаний.

- Дайте характеристику предложения. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из двух простых предложений, соединённых союзом и, распространённое).

- С помощью чего мы соединили части сложного предложения? (союза и.)

- Что такое союз? (Служебная часть речи).

История языка. Работа над определениями союза в словарях В.И.Даля и С.И.Ожегова.

- В 19 веке в Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даль так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, сцепление…; часть речи, частичка, связующая слова».

- В 20 веке в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой слово «союз» было определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».


- Сравните определения союза.

-Чем они отличаются?


Различие объясняется тем, что наука о языке постоянно развивается, и в 20 веке учёные лингвисты знали о языке и его законах больше, чем учёные 19 века, что и отразилось в словарях.


- Какие вы знаете союзы? (а, но).

- Союзы и, а, но называются сочинительными.

- Какую роль в сложном предложении играют союзы и, а, но? (Соединяют части сложного предложения.)

- А в простом предложении? (Связывают однородные члены).

д). Постановка проблемы.

Прочитайте предложения.


Вот уж осень улетела и примчалась к нам зима.

Мир строит а война разрушает.

Звёзды ещё сверкали но небо уже стало светлеть.


- Какие это предложения по составу (простые или сложные?)

- Докажите. (2 грамматические основы)

- Что такое сложное предложение?

-Как связаны между собой простые предложения в составе сложного?

- Нужна ли запятая в сложном предложении с союзами и, а, но?

- Какова смысловая роль союзов и, а, но?


IV. По схеме назовите тему урока.

[ ] [ ].


,и ,а ,но



Тема урока: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.


V. Поиск решения.


1). Наблюдение по учебнику. Стр.47 упр. 72

Ученики читают по два предложения, одно из левого столбика, другое из правого

сравнивают: оба предложения сложные, состоят из двух частей,

в левом столбике части соединены союзом а, но, и,

в правом бессоюзная связь. Запятая ставится в любом случае.

- Выполните схемы к предложениям левого столбика.

Сделайте вывод:

На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом.


VI. Физминутка

Мы поставили пластинку

И выходим на разминку.

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш метров через 200!

Раз-два! Раз-два! (3 раза)

Хватит- хватит, прибежали,

Потянулись, подышали!

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли в пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Выдох, вдох,

Выдох, вдох.


VII. Первичное закрепление. Стр.48. упр.73(1).

1). - Прочитайте предложения. Спишите, подчеркните грамматические основы и поставьте пропущенные запятые.

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит. (Ф.Тютчев)


1). [ ] , [ ], [ ]. (Сложное, из 3-х простых предложений, соединённых при помощи интонации.)


2). [ ] , и [ ]. (Сложное, части сложного предложения соединяются при помощи интонации и союза и.)


2). Работа над правилом стр. 49.


Части сложного предложения соединяются при помощи интонации и союзов или только при помощи интонации.


На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы и, а, но, запятая ставится перед союзом.




VIII. Работа по карточкам. Сравнительный анализ предложений.


- Соедини линиями части предложения и подбери союз.

-Составь и запиши сложные предложения, поставь запятые.

- Выполни разбор одного из предложений.


hello_html_5905334d.gifhello_html_m54e136e9.gifhello_html_m75498e95.gifhello_html_m54e136e9.gifhello_html_m54e136e9.gif

Наступила золотая осень и к вечеру погода улучшилась.


С утра шёл дождь а им помешал дождь.


Ребята собирались в лес но на осинках поредела листва.

hello_html_m7eaa7d36.gif

hello_html_5905334d.gif


-Чем отличаются по смыслу сложные предложения, когда их части соединены союзами И, НО? ( В предложении с союзом (но) действия предметов противопоставляются, а с союзом (и) действия предметов перечисляются, показано, одновременно или последовательно происходят действия).



Какова смысловая роль союзов и, а, но ?



У союза и

Соединительная

роль или роль перечисления


У союза а

Разделительная роль


У союза но

противительная роль



IХ.Итог урока (на карточках отвечают или устно вслух)

- Что нового узнали на уроке?

1). Как соединяются части сложного предложения?

2). Зависит ли постановка запятой от того, какой именно союз соединяет части сложного предложения?

3). Какая информация была для вас совершенно новой?

4). Какие термины вы запомнили на уроке, которые помогали вам успешно работать на уроке?


Х.Рефлексия урока.

1.Урок полезен, все понятно.

2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

3.Еще придется потрудиться.

4.Да, трудно все-таки учиться!


XI. Заключительное слово учителя.

-Ребята, чтобы знать русский язык, понимать его силу и красоту нужно любить и обязательно его учить. Умело пользоваться справочниками и словарями. (Выставка книг).


«Учите русский – годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждёт великая награда,

И та награда в нём самом!


XII. Домашнее задание стр. 55 упр.3.


- Благодарю всех за работу! Оценки получают…

Конспект урока русского языка на тему: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но». (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цели:

Образовательные:

·        Научить детей с помощью чего соединяются части сложного предложения;

·        Показать какую роль  в сложном предложении играют союзы и, а, но;

·        Продолжать формировать умение ставить запятую между частями сложного предложения, соединёнными союзами и, а, но;

·        Работать над развитием устной и письменной речи учащихся, отрабатывать орфографические навыки.

Развивающие:

·        Развивать умение конструировать предложения, составлять схемы простых и сложных предложений;

·        Прививать интерес к русскому языку;

·        Развивать пунктуационные навыки.

Воспитательные:

·        Воспитывать любовь к русскому языку.

·        Воспитывать у детей такие качества, как: взаимопомощь и товарищество;

·        Воспитывать умение объективно оценивать свою работу и работу других.

Оборудование:

Рабочие тетради, учебник, карточки для индивидуальной работы, интерактивная доска, толковый словарь и другие справочники.

 

Автор Луговая Любовь Петровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1965
Номер материала 46644
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓