Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка на тему: "Учимся различать предлоги и приставки" Программа "Начальная шкеола XXI века" 2 класс

Конспект урока русского языка на тему: "Учимся различать предлоги и приставки" Программа "Начальная шкеола XXI века" 2 класс



Проект урока


Русский язык 2 класс (1-4)


Тема: Учимся различать предлоги и приставки.


Программа: «Начальная школа XXI века».


Тип урока: Объяснение нового материала.







Выполнил учитель

начальных классов

школы № 98

Канавинского района

Серова Т.Н.
















Тема урока: «Учимся различать предлоги и приставки».

Урок 72, стр.145-147.

Учебник «Русский язык» С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др., 2 класс., - М.Вентана-Граф.,2013 ч.1.


Цели и задачи урока:


  1. Познакомить учащихся с предлогом и способом различения предлогов и приставок.

  2. Орфографический тренинг в написании слов с предлогами и приставками. Сформировать навыки грамотного безошибочного письма.

  3. Развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации.

  4. Воспитывать любовь и интерес к языку, чувство коллективизма, взаимопомощи.


Оборудование:

Для учителя: карточки с надписями «всё будет хорошо», «я уверен в себе», «я боюсь», «у меня всё получится», «я не уверен в себе».

Для учащихся: учебник и рабочая тетрадь «Пишем грамотно», сигналы.














Этапы

урока

Ход урока

Теоретическое

обоснование



I.

Организа

ционный

момент.














II.

Повторение

пройденного





















III.

Минутка чистописания





































IV.

Разминка.

















V.

Словарно-орфографическая работа.




















































VI.

Изучение нового материала.































































VII.

Физкультминутка.









VIII.

Работа с учебником.















IX.

Первичное

Закрепление.













X.

Работа по дальнейшему углублению знаний.








































XI.

Подведение итога урока.

















XII.

Домашнее

задание

На доске карточки:

Всё будет хорошо.

Я уверен в себе.

Я боюсь.

У меня всё получится.

Я не уверен в себе.

У. Прочитайте. Какие из данных утверждений возьмём с собой на урок.

Д. Выбирают положительные высказывания:

Всё будет хорошо.

Я уверен в себе.

У меня всё получится.

Отрицательные высказывания учитель удаляет.

Сегодня на уроке мы узнаем новое и очень важное правило, которое необходимо для того, чтобы грамотно писать и пригодится вам в дальнейшей вашей учебной работе. Так же, мы будем повторять ранее изученные правила и упражняться в их применении.



На доске записаны два столбика слов:

налетел – полёт

посветлел – светло

забежал – забег

У. По каким признакам слова разделили на два столбика?

Д. Слова левого столбика состоят из трёх слогов, а слова правого столбика состоят из двух слогов.

Д. Слова левого столбика с орфограммой безударная гласная в корне слова, а слова правого столбика являются проверочными для слов левого столбика.

У. Какое слово лишнее в правом столбике?

Д. Лишнее слово «светло». Проверочное слово к слову посветлел – светит.

У. Что проверяют проверочные слова?

Д. Проверочные слова проверяют безударную гласную в корне слова.

У. А как не ошибиться при написании безударной гласной в приставке?

Д. Написание приставок надо запомнить.



У. На минутке чистописания мы будем писать две буквы. Одна из них является безударной гласной в корнях слов, с которыми мы сейчас работали. Другая встречается в каждом из слов левого столбика. Назовите эти буквы?

Д. Сегодня мы будем писать букву е. Она является безударной гласной для всех слов левого столбика.

Д. Мы будем писать букву л. Она есть во всех словах левого столбика.

Запись на доске:

hello_html_2ad4da69.gif

hello_html_33c8381c.gif

У. Определите порядок букв в данной цепочке.

Д. После строчной буквы л пишется строчная буква е

В каждом звене цепочки количество строчных букв е увеличивается на одну.

У. Запишите и продолжите эту цепочку.

(Те, кто выполнит это задание раньше – дополнительно написать эту цепочку букв в обратной последовательности)


У. Вернёмся к словам правого столбика, с которыми мы работали. Прочитайте их.

Д. Полёт, светло, забег.

У. Какое из этих слов лишнее?

Д. Светло.

У. По какому признаку?

Д. В этом слове нет приставки.

Д. Слово светло отвечает на вопрос как? а слова полет, забег отвечают на вопрос что?

У. Запишите слова полёт и забег, разделив их узором для переноса.

Образец на доске:

hello_html_33c8381c.gif

hello_html_33c8381c.gif

Детям, которые быстро написали, дополнительное задание: придумайте и запишите свои два слова по данному образцу.



Сейчас сделаем гимнастику для пальчиков, чтобы они отдохнули и помогали нам в дальнейшем красиво писать.

Учитель показывает, а дети повторяют.

  • Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо.

  • С силой сжимать и разжимать пальцы, пока не устанут.

  • Выпрямить пальцы. Большой палец отвести в сторону и выполнить круговые движения сначала влево, а потом вправо.

  • Развести прямые пальцы. Начиная с мизинца последовательно (веерообразным движением) сжать все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение.

  • Сжать пальцы в кулак. Разгибать и сгибать отдельно каждый палец.



hello_html_m3beb506.gif


У. Внимательно посмотрите на это изображение. Мысленно зачеркните непарные согласные по твёрдости – мягкости, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Д. Это слово адрес.

У.Как вы понимаете, что такое адрес?

Д. Это место проживания, домашний адрес: город, улица, номер дома и квартиры.

У. Правильно, это данные, указывающие на точное место пункта назначения.

Учитель зачитывает отрывок из рассказа А.П.Чехова «Ванька».

У. Получит ли дедушка письмо от своего внука?

Д. Нет. Ванька не написал название деревни, улицы и номера дома.

У. Найдите слово адрес в орфографическом словарике в конце тетради «Учусь писать без ошибок».

Какую особенность в написании этого слова вы заметили?

Д. В слове адрес непроверяемая безударная гласная е.

У. Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную, запомните правописание этого слова. Составьте и запишите предложение с этим словом. Прочитайте, какие предложения записали.

Д. Наташа правильно написала на конверте домашний адрес.

Д. Ваня не знал адреса своего дедушки.


На доске записаны транскрипции слов:

[в а р о н а]

[г о р а т]

, и р , о з а]

, и р , э в н , а]

[м а л , и н а]

[а ф т о б у с]

, и р о й , ]

[д а р о г а]

У.Давайте прочитаем эти слова. Вспомните, как эти слова пишутся орфографически. Что это за слова?

Д. Это словарные слова.

У. Запишите эти слова группируя их по любому признаку. По каким признакам сгруппировали слова?

Д. Слова берёза,деревня,герой с непроверяемой безударной гласной е в корне слова.

Д. Слова малина, автобус с непроверяемой безударной гласной а в корне слова.

Д. Слова ворона, город, дорога с непроверяемой безударной гласной о в корне слова.



На доске запись: (до)ехал (до)города

(с)летел (с)дерева

(по)бежал (по)тропинке

(на)писал (на)доске

У. Внимательно прочитайте написанные словосочетания. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.

Д. Сегодня на уроке мы будем учиться писать слова с приставками и предлогами.

У. Молодцы, правильно! Мы будем учиться различать приставки и предлоги. Составьте с любым из словосочетаний предложение.

Заслушиваются предложения детей, и одно из них записывается на доске, а дети записывают его в тетради. В записи предложения учитель допускает ошибки.


Автобус до? ехал до?города.


Дети возражают.

Д. У Вас на доске ошибки.

У. Где ошибки? Какие?

Д. В слове доехал до – приставка. Надо писать слитно, а до города до – предлог. Надо писать раздельно.

Я сомневаюсь и ставлю «?»

У. Для того, чтобы разрешить наши сомнения давайте проведём исследование.

Прочитайте записанные на доске предложения.


Митя побежал по тропинке.

Митя побежал по узкой тропинке.



У. Найдите слова с приставкой и с предлогом. Что заметили? Чем первое предложение отличается от второго?

Д. Во втором предложении между предлогом по и словом тропинке стоит слово узкой.

У. Сравним следующие два предложения.

Запись на доске:


Орёл слетел с дерева.

Орёл слетел с высокого дерева.


У. Чем различаются эти предложения?

Д. Во втором предложении между с дерева стоит слово высокого.

У. Давайте сделаем вывод, как мы можем определить, что перед нами - приставка или предлог?

Д. Попытаемся вставить другое слово. Если можно, то- предлог, пишем отдельно, а если нельзя, то перед нами приставка. Пишем её слитно.

У. Верно. Вернёмся к нашему предложению и разрешим наши сомнения.

Д. Первый «?» убираем и пишем слитно так, как между до и ехал нельзя вставить слово – до – приставка. На месте второго «?» ничего не пишем так, как до – предлог. Можно вставить до большого города.

Ученик у доски убирает «?», исправляет ошибки.



На доске записаны слова:

для друга, набег, в доме, зашел, в углу, по оврагу, заплясал, потекут, до опушки, запустил, покатил, от берега, с горы.

У. Если я назову слово с предлогом, вы наклоняетесь вперёд, кончиками пальцев рук доставая до пола. Если прозвучит слово с приставкой, вы приседаете, руки – на поясе.


У. Откройте учебник на странице 145.

Найдите правило. Прочитайте о приставке. Повторите, что прочитали о приставке? (спрашиваю слабого ученика).

Д. Приставка – это часть слова. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово.

У. Прочитайте о предлоге. Повторите что такое предлог? (спрашиваю слабого ученика).


Д. Предлог это самостоятельное слово. Между предлогом и следующим словом можно поставить другое слово.

У. Совпал наш вывод с тем, что мы прочитали в учебнике?

Д. Да.



Тетрадь «Пишем грамотно» стр.42 упр.1.

Откройте тетрадь, прочитайте задание: используя слова – подсказки вставь подходящие имена прилагательные.

hello_html_7d227518.gifhello_html_7d227518.gifзабежал за дом


hello_html_7d227518.gifhello_html_7d227518.gifпобежал по дороге


hello_html_7d227518.gifhello_html_7d227518.gifдописал до конца


hello_html_7d227518.gifhello_html_7d227518.gifнарисовал на листе

Слова – подсказки: соседний, большом, самого, лесной.



У. А сейчас работаем по группам.

Первая группа (высокий уровень) учебник стр.146, упр.1.

Спиши текст, раскрывая скобки, между предлогом и именем существительным обязательно вставь подходящее по смыслу имя прилагательное (загляни в слова для справок).


(На)ступила весна, лёд (на)реке лопнул, и льдинки (по)плыли вниз. (С)берегов (с)летались (на)льдины се­рые птички трясогузки. Скоро речка вышла (из)бере-гов, и льдины вынесло (в)луга.

Слова для справок: своих, широкой, большие, крутых, залитые водой.


Вторая группа (средний уровень) тетрадь «Пишем грамотно» стр.42, упр.3.

Определи, в каком случае нужно дописать приставку по-, в каком – предлог по. В скобках запиши форму слова без предлога.


hello_html_5fd200fd.gif

После выполнения задания в тетради на печатной основе ученики записывают в обычной тетради свои четыре слова с приставками и с предлогами, в скобках указывая форму слова без предлога.


Третья группа (низкий уровень). Выполняют то же упражнение что и вторая группа только по заданию в тетради.

В это время под контролем учителя учащиеся второй группы проверяют сделанное задание.



У. Что нового узнали на уроке?

Д. Научились различать предлоги и приставки в словах.

У. Расскажите своему соседу по парте способ различения предлогов и приставок.

У. Посмотрите свою классную работу и возле задания, на полях, которое было для вас трудным, поставьте знак ☼.

Возле задания, которое понравилось, нарисуйте ☺


Поднимите красный светофор те, кто хорошо усвоил материал урока.

Спасибо. Опустите.

Поднимите зелёный светофор те, кому нужна была помощь, кто пользовался алгоритмом.

Спасибо. Опустите.




Тетрадь «Пишем грамотно» стр.43, упр.4

Дети низкого уровня работают по образцу к упражнению.

Среднего уровня – составляют и записывают в обычной тетради по пять слов с приставками и предлогами, указывая форму слов без предлога. Дополнительно к упражнению.

Высокого уровня – составляют и записывают рассказ или несколько предложений с данными словами из упражнения.




Развитие познавательной мотивации на основе социальной. Развитие чувства уверенности в собственные силы.

Настроить детей на учебную деятельность, привлечь внимание.



Постановка учебной задачи.






Иллюстративный метод, работа с доской


Развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, обобщения.

Развитие орфографической зоркости и произвольного внимания.

Форма работы

фронтальная.







Совершенствование каллиграфических навыков, развитие логического мышления.

Операционный компонент учебной деятельности.

Форма работы фронтальная.


Во время письма учитель обращает внимание на осанку детей, на то, как держат ручку.





Дифференциация по объёму.


Освоение способа выделения общих и отличительных признаков сравниваемых объектов.



Развитие мелкой моторики руки, формирование навыка плавного безотрывного письма.




Дифференциация по объёму, уровня творчества и сложности.


Упражнения на релаксацию мышц кистей рук.



















Развитие аналитико-синтетического мышления и оперативной памяти.
















Развитие умения работать со словарём.












Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения и классификации.

Развитие орфографической зоркости, орфографическое проговаривание по методу Тоцкого. Расширение лексического запаса слов. Фронтальная форма работы.

Дифференциация по степени помощи.






Развитие познавательной мотивации. Частично поисковый метод. Поэтапное усвоение материала по методу Талызиной и Гальперина.

Пошаговый самоконтроль.

Фронтальная беседа.

Развитие логического мышления, анализа и синтеза, сравнения, обобщения.


Постановка проблемной ситуации.





























Формирование умений выполнять умозаключения.



Кольцевая композиция урока.

Актуализация полученных знаний.






Охрана здоровья детей. Развитие внимания.







Развитие памяти, внимания. Вопросно-ответная форма беседы. Дифференциация по степени овладения учебным материалом.












Работа в парах с использованием алгоритма данного в учебнике.

Взаимопроверка.









Развитие самоконтроля анализа, синтеза, установление причинно-следственных связей.

Самостоятельная работа по степени овладения учебным материалом.

Дифференциация по степени сложности, по объёму.




















Часть упражнения выполняется этой группой детей фронтально с подробным комментированием, а потом самостоятельно по образцу.







Работа в парах, формирование коммуникативных умений и навыков.

Развитие взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.










Дифференциация по степени трудности.


План урока


№ п/п

План урока

Время


I.


II.


III.


IV.


V.


VI.


VII.


VIII.


IX.


X.


XI.


XII.


Организационный момент


Повторение пройденного


Минутка чистописания


Разминка


Словарно-орфографическая работа


Изучение нового материала


Физминутка


Работа с учебником


Первичное закрепление


Работа по дальнейшему углублению знаний


Подведение итогов урока


Домашнее задание



1 мин


3 мин


3 мин


1 мин


6 мин


7 мин


2 мин


2 мин


5 мин


10 мин


3 мин


2 мин















Самоанализ урока


Считаю, что урок получился результативным, все дети справились с предложенными заданиями и упражнениями. Темп урока был высоким, выполнен большой объём работы. При подборе заданий учитывались психологические особенности детей, осуществлялся индивидуальный подход. Формы организации и методы работы были подобраны так, что оказали положительные результаты и способствовали продуктивной деятельности учащихся.

В течение урока, разнообразными приёмами поддерживался интерес, в результате частично-поисковой работы дети самостоятельно анализировали, обобщали, делали выводы, что привело к хорошему усвоению нового материала.

При изучении учебного материала пользовалась методиками Бакулиной, Талызиной, Гальперина.

Оборудование урока помогало учащимся в освоении новым материалом и закреплении изученного ранее.

Считаю, что поставленных целей урок достиг. Он имел познавательный, развивающий и воспитательный характер.

На уроке реализованы следующие принципы программы «Школа XXI века»

  1. принцип адаптивности (каждый ученик работал на своём уровне сложности, имел возможность получить подсказку);

  2. принцип развития реализовывался на всех этапах урока;

  3. принцип психологической комфортности (учитель старался создать атмосферу творчества и доверия, снять возможные стрессовые факторы учебного процесса;

  4. принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с ранее изученным материалом;

  5. принцип ориентированной функции знаний (ученики осознали, необходимость приобретённого знания).

Конспект урока русского языка на тему: "Учимся различать предлоги и приставки" Программа "Начальная шкеола XXI века" 2 класс
  • Начальные классы
Описание:

 

 

Проект урока

 

Русский язык 2 класс (1-4)

 

Тема: Учимся различать предлоги и приставки.

 

          Программа: «Начальная школа XXI века».

 

           Тип урока: Объяснение нового материала.

                

 

 

 

 

 

 

                                                   Выполнил учитель

                                                   начальных классов

                                        школы № 98

                                                                  Канавинского района

                                      Серова Т.Н.

                                                                

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Учимся различать предлоги и приставки».

Урок 72, стр.145-147.

Учебник «Русский язык» С.В.Иванов, А.О.Евдокимова и др., 2 класс., -    М.Вентана-Граф.,2013 ч.1.

 

Цели и задачи урока:

 

  1. Познакомить учащихся с предлогом и способом различения предлогов и приставок.

  2. Орфографический тренинг в написании слов с предлогами и приставками. Сформировать навыки грамотного безошибочного письма.

  3. Развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, сравнения и классификации.

  4. Воспитывать любовь и интерес к языку, чувство коллективизма, взаимопомощи.

     

    Оборудование:

    Для учителя: карточки с надписями «всё будет хорошо», «я уверен в себе», «я боюсь», «у меня всё получится», «я не уверен в себе».

    Для учащихся: учебник и рабочая тетрадь «Пишем грамотно», сигналы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

Этапы

урока

Ход урока

Теоретическое

обоснование

 

 

I.

Организа

ционный

момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.

Повторение

 пройденного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.

Минутка чистописания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.

Разминка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.

Словарно-орфографическая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.

Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII.

Физкультминутка.

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII.

Работа с учебником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IX.

Первичное

 Закрепление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X.

Работа по дальнейшему углублению знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XI.

Подведение итога урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XII.

Домашнее

 задание

На доске карточки:

Всё будет хорошо.

Я уверен в себе.

Я боюсь.

У меня всё получится.

Я не уверен в себе.

У. Прочитайте. Какие из данных утверждений возьмём с собой на урок.

Д. Выбирают положительные высказывания:

Всё будет хорошо.

Я уверен в себе.

У меня всё получится.

Отрицательные высказывания учитель удаляет.

Сегодня на уроке мы узнаем новое и очень важное правило, которое необходимо для того, чтобы грамотно писать и пригодится вам в дальнейшей вашей учебной работе. Так же, мы будем повторять ранее изученные правила и упражняться в их применении.

 

 

На доске записаны два столбика слов:

налетел – полёт

посветлел – светло

забежал – забег

У. По каким признакам слова разделили на два столбика?

Д. Слова левого столбика состоят из трёх слогов, а слова правого столбика состоят из двух слогов.

Д. Слова левого столбика с орфограммой безударная гласная в корне слова, а слова правого столбика являются проверочными для слов левого столбика.

У. Какое слово лишнее в правом столбике?

Д.  Лишнее слово «светло». Проверочное слово к слову посветлел – светит.

У. Что проверяют проверочные слова?

Д.  Проверочные слова проверяют безударную гласную в корне слова.

У. А как не ошибиться при написании безударной гласной в приставке?

Д. Написание приставок надо запомнить.

 

 

У. На минутке чистописания мы будем писать две буквы. Одна из них является безударной гласной в корнях слов, с которыми мы сейчас работали. Другая встречается в каждом из слов левого столбика. Назовите эти буквы?

 

Д. Сегодня мы будем писать букву е. Она является безударной гласной для всех слов левого столбика.

Д. Мы будем писать букву л. Она есть во всех словах левого столбика.

Запись на доске:

                                                                                   

 

 

 

         

 

 


У. Определите порядок букв в данной цепочке.

Д. После строчной буквы л пишется строчная буква е

В каждом звене цепочки количество строчных букв е  увеличивается на одну.

У. Запишите и продолжите эту цепочку.

(Те, кто выполнит это задание раньше – дополнительно написать эту цепочку букв в обратной последовательности)

 

У. Вернёмся к словам правого столбика, с которыми мы работали. Прочитайте их.

Д.  Полёт, светло, забег.

У. Какое из этих слов лишнее?

Д. Светло.

У. По какому признаку?

Д.  В этом слове нет приставки.

Д. Слово светло отвечает на вопрос как? а слова полет, забег отвечают на вопрос что?

У. Запишите слова полёт и забег, разделив их узором для переноса.

Образец на доске:

 

 

         

 

 


Детям, которые быстро написали, дополнительное задание: придумайте и запишите свои два слова по данному образцу.

 

 

Сейчас сделаем гимнастику для пальчиков, чтобы они отдохнули и помогали нам в дальнейшем красиво писать.

Учитель показывает, а дети повторяют.

·                   Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо.

·                   С силой сжимать и разжимать пальцы, пока не устанут.

·                   Выпрямить пальцы. Большой палец отвести в сторону и выполнить круговые движения сначала влево, а потом вправо.

·                   Развести прямые пальцы. Начиная с мизинца последовательно (веерообразным движением) сжать все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение.

·                   Сжать пальцы в кулак. Разгибать и сгибать отдельно каждый палец.

 

 

 

У. Внимательно посмотрите на это изображение. Мысленно зачеркните непарные согласные по твёрдости – мягкости, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Д. Это слово адрес.

У.Как вы понимаете, что такое адрес?

Д. Это место проживания, домашний адрес: город, улица, номер дома и квартиры.

У. Правильно, это данные, указывающие на точное место пункта назначения.

Учитель зачитывает отрывок из рассказа А.П.Чехова «Ванька».

У. Получит ли дедушка письмо от своего внука?

Д. Нет. Ванька не написал название деревни, улицы и номера дома.

У. Найдите слово адрес в орфографическом словарике в конце тетради «Учусь писать без ошибок».

Какую особенность в написании этого слова вы заметили?

Д. В слове адрес непроверяемая безударная гласная е.

У. Запишите это слово в тетрадь. Поставьте ударение. Подчеркните безударную гласную, запомните правописание этого слова. Составьте и запишите предложение с этим словом. Прочитайте, какие предложения записали.

Д. Наташа правильно написала на конверте домашний адрес.

Д. Ваня не знал адреса своего дедушки.

 

На доске записаны транскрипции слов:

[в а р о н а]

[г о р а т]

[б , и р , о з а]

[д , и р , э в н , а]

[м а л , и н а]

[а ф т о б у с]

[г , и р о й , ]

[д а р о г а]

У.Давайте прочитаем эти слова. Вспомните, как эти слова пишутся орфографически. Что это за слова?

Д. Это словарные слова.

У. Запишите эти слова группируя их по любому признаку. По каким признакам сгруппировали слова?

Д. Слова берёза,деревня,герой с непроверяемой безударной гласной е в корне слова.

Д. Слова малина, автобус с непроверяемой безударной гласной а в корне слова.

Д. Слова ворона, город, дорога с непроверяемой безударной гласной о в корне слова.

 

 

На доске запись: (до)ехал (до)города

                              (с)летел (с)дерева

(по)бежал (по)тропинке

(на)писал (на)доске

У. Внимательно прочитайте написанные словосочетания. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока.

Д. Сегодня на уроке мы будем учиться писать слова с приставками и предлогами.

У. Молодцы, правильно! Мы будем учиться различать приставки и предлоги. Составьте с любым из словосочетаний предложение.

Заслушиваются предложения детей, и одно из них записывается на доске, а дети записывают его в тетради. В записи предложения учитель допускает ошибки.

 

Автобус до? ехал  до?города.

 

Дети возражают.

Д. У Вас на доске ошибки.

У. Где ошибки? Какие?

Д. В слове доехал  до – приставка. Надо писать слитно, а до города  до – предлог. Надо писать раздельно.

Я сомневаюсь и ставлю «?»

У. Для того, чтобы разрешить наши сомнения давайте проведём исследование.

Прочитайте записанные на доске предложения.

 

Митя побежал по тропинке.

Митя побежал по узкой тропинке.

 

 

У. Найдите слова с приставкой и с предлогом. Что заметили? Чем первое предложение отличается от второго?

Д. Во втором предложении между предлогом по и словом тропинке стоит слово узкой.

У. Сравним следующие два предложения.

Запись на доске:

 

Орёл слетел с дерева.

Орёл слетел с высокого дерева.

 

У. Чем различаются эти предложения?

Д. Во втором предложении между с дерева стоит слово высокого.

У. Давайте сделаем вывод, как мы можем определить, что перед нами -  приставка или предлог?

Д. Попытаемся вставить другое слово. Если можно, то- предлог, пишем отдельно, а если нельзя, то перед нами приставка. Пишем её слитно.

У. Верно. Вернёмся к нашему предложению и разрешим наши сомнения.

Д. Первый «?» убираем и пишем слитно так, как между до и ехал нельзя вставить слово – до – приставка. На месте второго «?» ничего не пишем так, как до – предлог. Можно вставить до большого города.

Ученик у доски убирает «?», исправляет ошибки.

 

 

На доске записаны слова:

для друга, набег, в доме, зашел, в углу, по оврагу, заплясал, потекут, до опушки, запустил, покатил, от берега, с горы.

У. Если я назову слово с предлогом, вы наклоняетесь вперёд, кончиками пальцев рук доставая до пола. Если прозвучит слово с приставкой, вы приседаете, руки – на поясе.

  

 

У. Откройте учебник на странице 145.

Найдите правило. Прочитайте о приставке. Повторите, что прочитали о приставке? (спрашиваю слабого ученика).

Д. Приставка – это часть слова. Между приставкой и корнем нельзя поставить другое слово.

У. Прочитайте о предлоге. Повторите что такое предлог? (спрашиваю слабого ученика).

 

Д. Предлог это самостоятельное слово. Между предлогом и следующим словом можно поставить другое слово.

У. Совпал наш вывод с тем, что мы прочитали в учебнике?

Д. Да.

 

 

Тетрадь «Пишем грамотно» стр.42 упр.1.

Откройте тетрадь, прочитайте задание: используя слова – подсказки вставь подходящие имена прилагательные.

забежал за                                     дом

 

побежал по                                    дороге

 

дописал до                                      конца

 

нарисовал на                                   листе

Слова – подсказки: соседний, большом, самого, лесной.

 

 

У. А сейчас работаем по группам.

Первая группа (высокий уровень) учебник стр.146, упр.1.

Спиши текст, раскрывая скобки, между предлогом и именем существительным обязательно вставь подходящее по смыслу имя прилагательное (загляни в слова для справок).

 

 (На)ступила весна, лёд (на)реке лопнул, и льдинки (по)плыли вниз. (С)берегов (с)летались (на)льдины се­рые птички трясогузки. Скоро речка вышла (из)бере-гов, и льдины вынесло (в)луга.

Слова для справок: своих, широкой, большие, крутых, залитые водой.

 

Вторая группа (средний уровень) тетрадь «Пишем грамотно» стр.42, упр.3.

Определи, в каком случае нужно дописать приставку по-, в каком – предлог по. В скобках запиши форму слова без предлога.

 

После выполнения задания в тетради на печатной основе ученики записывают в обычной тетради свои четыре слова с приставками и с предлогами, в скобках указывая форму слова без предлога.

 

Третья группа (низкий уровень). Выполняют то же упражнение что и вторая группа только по заданию в тетради.

В это время под контролем учителя учащиеся  второй группы проверяют сделанное задание.

 

 

У. Что нового узнали на уроке?

Д. Научились различать предлоги и приставки в словах.

У. Расскажите своему соседу по парте способ различения предлогов и приставок.

У. Посмотрите свою классную работу и возле задания, на полях, которое было для вас трудным, поставьте знак  ☼.

Возле задания, которое понравилось, нарисуйте ☺

 

Поднимите красный светофор те, кто хорошо усвоил материал урока.

Спасибо. Опустите.

Поднимите зелёный светофор те, кому нужна была помощь, кто пользовался алгоритмом.

Спасибо. Опустите.

 

 

 

Тетрадь «Пишем грамотно» стр.43, упр.4

Дети низкого уровня работают по образцу к упражнению.

Среднего уровня – составляют и записывают в обычной тетради по пять слов с приставками и предлогами, указывая форму слов без предлога. Дополнительно к упражнению.

Высокого уровня – составляют и записывают рассказ или несколько предложений с данными словами из упражнения.

 

 

 

Развитие познавательной мотивации на основе социальной. Развитие чувства уверенности в собственные силы.

Настроить детей на учебную деятельность, привлечь внимание.

 

 

Постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

Иллюстративный метод, работа с доской

 

Развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, обобщения.

Развитие орфографической зоркости и произвольного внимания.

Форма работы

фронтальная.

 

 

 

 

 

 

Совершенствование каллиграфических навыков, развитие логического мышления.

 Операционный компонент учебной деятельности.

Форма работы фронтальная.

 

Во время письма учитель обращает внимание на осанку детей, на то, как держат ручку.

 

 

 

 

Дифференциация по объёму.

 

Освоение способа выделения общих и отличительных признаков сравниваемых объектов.

 

 

Развитие мелкой моторики руки, формирование навыка плавного безотрывного письма.

 

 

 

Дифференциация по объёму, уровня творчества и сложности.

 

Упражнения на релаксацию мышц кистей рук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие аналитико-синтетического мышления и оперативной памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие умения работать со словарём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения и классификации.

Развитие орфографической зоркости, орфографическое проговаривание по методу Тоцкого. Расширение лексического запаса слов. Фронтальная форма работы.

Дифференциация по степени помощи.

 

 

 

 

 

Развитие познавательной мотивации. Частично поисковый метод. Поэтапное усвоение материала по методу  Талызиной и Гальперина.

Пошаговый самоконтроль.

Фронтальная беседа.

Развитие логического мышления, анализа и синтеза, сравнения, обобщения.

 

Постановка проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умений выполнять умозаключения.

 

 

Кольцевая композиция урока.

Актуализация полученных знаний.

 

 

 

 

 

Охрана здоровья детей. Развитие внимания.

 

 

 

 

 

 

Развитие памяти, внимания. Вопросно-ответная форма беседы. Дифференциация по степени овладения учебным материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах с использованием алгоритма данного в учебнике.

Взаимопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие самоконтроля анализа, синтеза, установление причинно-следственных связей.

Самостоятельная работа по степени овладения учебным материалом.

Дифференциация по степени сложности, по объёму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть упражнения выполняется этой группой детей фронтально с подробным комментированием, а потом самостоятельно по образцу.

 

 

 

 

 

 

Работа в парах, формирование коммуникативных умений и навыков.

Развитие взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференциация по степени трудности.

 

План урока

 

№ п/п

План урока

Время

 

I.

 

II.

 

III.

 

IV.

 

V.

 

VI.

 

VII.

 

VIII.

 

IX.

 

X.

 

XI.

 

XII.

 

Организационный момент

 

Повторение пройденного

 

 Минутка чистописания

 

Разминка

 

Словарно-орфографическая работа

 

Изучение нового материала

 

Физминутка

 

Работа с учебником

 

Первичное закрепление

 

Работа по дальнейшему углублению знаний

 

Подведение итогов урока

 

 Домашнее задание

 

 

1 мин

 

3 мин

 

3 мин

 

1 мин

 

6 мин

 

7 мин

 

2 мин

 

2 мин

 

5 мин

 

10 мин

 

3 мин

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока

 

Считаю, что урок получился результативным, все дети справились с предложенными заданиями и упражнениями. Темп урока был высоким, выполнен большой объём работы. При подборе заданий учитывались психологические особенности детей, осуществлялся индивидуальный подход. Формы организации и методы работы были подобраны так, что оказали положительные результаты и способствовали продуктивной деятельности учащихся.

В течение урока, разнообразными приёмами поддерживался интерес, в результате частично-поисковой работы дети самостоятельно анализировали, обобщали, делали выводы, что привело к хорошему усвоению нового материала.

При изучении учебного материала пользовалась методиками Бакулиной, Талызиной, Гальперина.

Оборудование урока помогало учащимся в освоении новым материалом и закреплении изученного ранее.

Считаю, что поставленных целей урок достиг. Он имел познавательный, развивающий и воспитательный характер.

На уроке реализованы следующие принципы программы «Школа XXI века»

  1. принцип адаптивности (каждый ученик работал на своём уровне сложности, имел возможность получить подсказку);

  2. принцип развития реализовывался на всех этапах урока;

  3. принцип психологической комфортности (учитель старался создать атмосферу творчества и доверия, снять возможные стрессовые факторы учебного процесса;

  4. принцип целостности содержания образования (на уроке прослеживалась связь с ранее изученным материалом;

  5. принцип ориентированной функции знаний (ученики осознали, необходимость приобретённого знания).

Автор Серова Татьяна Николаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2788
Номер материала 17356
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓