«Правописание слов с
разделительными Ь и Ъ»
Цели урока.
·
Предметные:
·
наблюдение за позицией написания разделительных ъ и ь знаков,
решение орфографической задачи – в каких случаях пишется разделительный ъ, в
каких разделительный ь;
·
развитие умения применять теоретический материал в письменной
речи, развитие логического мышления;
·
обогащение словарного запаса учащихся, развитие связной речи;
·
воспитание интереса к предмету через содержание учебного
материала;
·
формирование УУД.
·
Познавательные: использование знаково-символические средства
моделирования для решения задач, осуществление анализа и синтеза
объектов.
·
Личностные: развитие учебно-познавательного интереса к
новому учебному материалу, ориентация на самоанализ и самоконтроль результата,
способность к самооценке.
·
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи,
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
·
Коммуникативные: воспитывать способность сохранять
доброжелательные отношения друг к другу, умение аргументировать свое предложение.
Ход урока:
Мобилизующий этап.
-Настроим организм на работу !
(Проводится сеанс мобилизующего дыхания, дети при этом стоят.)
Вдох
|
-
|
пауза
|
-
|
выдох
|
4
с
|
-
|
2
с
|
-
|
4
с
|
5
с
|
-
|
2
с
|
-
|
4
с
|
6
с
|
-
|
2
с
|
-
|
4
с
|
-На доске написан девиз нашего урока.
Прочитаем его хором . ( «Друзья, ученье нас объединяет !» )
-Сформулируйте тему урока,
подсказка – в его девизе.
- Девочки и мальчики, разминаем
пальчики ! ( самомассаж пальцев рук – каждый палец разминается от
основание вверх )
Чистописание : записать буквосочетания по
алфавиту, исключив « лишнее».
съ
дъ бъ еъ въ
Дети :« Лишнее» сочетание еъ,
так как Ъ пишется после согласных.
-Вспомните и
запишите приставки с данными согласными на конце ( в, об, под, над, с ).
-Запишите девиз
урока, обозначьте все орфограммы.
Актуализация
знаний
-Послушайте стихотворение-загадку
С.Маршака ( читает подготовленный ученик, дети слушают стоя ) :
Было сели, стало съели.
Догадаться вы
сумели,
Почему
случилось так ?
Кто виновник ?
( Ъ )
Ъ нам нужен
тоже,
Без него
писать не сможем:
Съезд,
съедобный, объяснение,
и подъезд, и
объявление.
- Назовите свои
слова с Ъ.
-С какой
орфограммой нельзя путать ?
-Как различить
случаи употребления разделительных Ь и Ъ ?
Игра
«Доскажи словечко» (стоя) : закончите предложения словами с разделительными Ь
или Ъ.
l
На столбе
висит... ( объявление )
l
Серёжа
живёт в третьем ... ( подъезде )
l
Осенью на
деревьях желтеют ... ( листья )
l
Когда
Даша вырастет , её будут звать ... ( Дарья )
-Запишите слова с
Ь и Ъ по памяти в тетради (один ученик пишет на доске за шторой , самопроверка
)
Игра «
Собиралки» : из букв г, н, о, о, к, ь, и , россыпью расположенных по
контуру доски, собрать слово ( «огоньки» )
Физкультминутка
для глаз « Цветные огоньки» : Кружки красного, жёлтого, зелёного
и синего цветов расположены равномерно по верхней кромке доски. Дети стоят и по
команде учителя переводят взгляд с одного цветного кружка на другой.
-Как слово «
огоньки» связано с темой нашего урока ? ( В слове есть Ь, но не
разделительный, а смягчающий. Он пишется на конце слов или между согласными. )
Самостоятельная
работа - Упражнение « Найди пару»
-На стенах и в
углах класса находятся карточки с парами слов. Составьте словосочетания,
запишите их, вставив, где нужно, пропущенные буквы. Объясните графически
написание орфограмм.
лис_я
колдун_я c_едобный в_юнок зла_я нора
пол_ю
коч_ку кукол_ное гриб об_ехал плат_е
Ученикам,
выполнившим задание быстрее других , предлагается составить предложения с
получившимися словосочетаниями. Проверка работы проходит стоя. Дети поясняют
связь встретившихся орфограмм с темой урока.
«Русский
в темноте»
-Опустите головы
на парты, закройте глаза. Послушайте орфографическое стихотворение и дайте к нему
задание. Тот, кто готов это сделать, - «просыпается».
Воробьи,
подъём, ручьи,
Волчья, съели,
листья, чьи,
Въехать,
осенью, семья,
Объяснил,
польём, друзья.
Дети :Надо определить в каких
словах нужно писать Ь, а в каких -Ъ.
Ученики работают
с карточками , на которых стихотворение записано с пропуском букв Ь и Ъ.
Проводится взаимопроверка
по цепочке : у первых 1-2 справившихся учеников работу проверяет
учитель, если всё сделано верно, то ученик имеет право сам проверить следующего
закончившего задание. Так продолжается, пока работа каждого из учеников не
будет проверена ( проверяющие передвигаются по классу ).
Проверив
товарища, ученик садится на место и получает карточку с заданием-
«шифром» : нужно заменить транскрипцию слов на запись слова буквами. Разрешается
парная работа и взаимопроверка.
[
мад'эл'й'эр ] [ брат'й'а ] [ падй'ом ] [ сй'ожылс'а ]
Итог
урока.
-Какие орфограммы
слов русского языка были главными на нашем уроке ? ( разделительные Ь и Ъ,
случаи смягчения согласных Ь )
-Как они
взаимосвязаны ?
Домашнее
задание:
(может быть
дифференцированным или на выбор учащихся ) :
а) упр. 209 с.122
(определить, есть ли в словах приставки, вставить Ь и Ъ, обозначить орфограммы
)
б) сочинить
рассказ, в котором встретится как можно больше слов с Ь и Ъ
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.