Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока русского языка на тему "Что такое склонение? Три склонения имён существительных." ( 4 класс).

Конспект урока русского языка на тему "Что такое склонение? Три склонения имён существительных." ( 4 класс).

Скачать материал

Русский язык. 4 класс.

Образовательная система «Школа 2100».

 

Дата проведения: 27 ноября.

Тема: Что такое склонение? Три склонения имён существительных..

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Деятельностная цель: составление алгоритма определения склонения имён

                                         существительных и развитие умения работать по алгоритму.

Содержательная цель: осмысление нового понятия склонение, основных признаков       

                                          склонения.

Задачи:

1.      направленные на достижение предметных результатов:

·   совершенствовать орфографические умения (написание словарных слов);

·   накапливать опыт по выявлению грамматических признаков имён существительных;

·   развивать слуховую, зрительную и кинестетическую память.

2.      направленные на достижение метапредметных результатов:

·  совершенствовать умение ставить цели, планировать и оценивать свою

деятельность;

·   развивать умения анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения;

·   обогащать словарный запас;

·  развивать умение строить речевое высказывание;

·   учить планировать учебное сотрудничество.

3.      направленные на достижение личностных результатов:

·  формировать умение делать выбор заданий относительно своих   

         возможностей;

·  способствовать формированию адекватной самооценки.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Оборудование:

·         презентация,

·         раздаточный материал,

·         толковые словари.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

Этапы урока

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудо

вание

1 Этап актуализации и пробного учебного действия.

Цели: включение в совместную деятельность, актуализация субъектного опыты учащихся.

 

2. Выявления места и причины затруднения.

Цель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность  знаний, умений или способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Построение проекта выхода из затруднения

Цели: постановка целей учебной деятельности; выбор способа и средств их реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Реализации построенного проекта.

Цели: построение учащимися нового способа действий;
формирование умений его применять как при решении задачи,
вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого  типа вообще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия.

 

 

 

6. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.

Цель: развитие учебно-языковых умений.

7. Включения в систему знаний
и повторения. Цель:
организация работы в зоне ближайшего развития; формирование осознанности изучаемого материала, глубины его понимания.

 7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:  фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности

Фрон- тальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая

1.Предлагает задания для повторения: запись под диктовку, построение схемы, определение рода и падежа у однородных имён существительных, выделение окончаний.

ДАРЬЯ СЕРГЕЕВНА ВОЛНОВАЛАСЬ О СЕСТРЕ И ДОЧЕРИ.

 

 

 

1. Создаёт проблемную ситуацию с написанием окончаний в словах СЕСТРЕ, ДОЧЕРИ.

Учитель при необходимости помогает учащимся наводящими вопросами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Учитель, используя наводящие вопросы, помогает учащимся сформулировать чему им нужно научиться, направляет при выборе способа и средств достижения цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организуют групповую деятельность учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

2. Организует работу, помогает проанализиро-

вать выполненные задания.

 

 

 

 

 

3. Поясняет понятие ОДНОТИПНЫЕ, используя транскрипцию.

 

 

 

4. В случае необходимости помогает наводящими вопросами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организует работу по определению склонений имён существительных, ПЕЧАЛЬ, КОЛЕНО, ТРЕВОГА, ПАССАЖИР;

 

КАПИТАН, СЕРЕБРО, КРОВАТЬ, ГАЗЕТА, ТЕТРАДЬ («с окошечками»).

 

 

 

 

 

 

1.Организует индивидуальную деятельность учащихся. В случае необходимости помогает учащимся в выполнении  заданий.

ПРОФЕССИЯ, ОБЛАКО, ЛАДОНЬ, ШОРОХ.

 

 

1. Организует беседу по таблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предлагает способы рефлексии.

2. В случае необходимости помогает учащимся с выставлением отметок.

 

 

 

1. Учащиеся записывают предложение. Выполняют грамматические задания. Сравнивают результат с эталоном, оценивают свою работу.

 

 

 

 

1. Учащиеся анализируют шаг за шагом с опорой на знаковую запись, что и как они делали;

фиксируют шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения), соотносят свои действия на этом шаге с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает
для решения исходной задачи (причина затруднения).

 

 1. Учащиеся формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину
возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания
им нужно построить и чему научиться);

выбирают способ построения нового знания (как?);

выбирают средства для построения нового знания (с помощью чего? - изученные понятия, способы записи.

 

 

1.Учащиеся изменяют по падежам слова  СТРАНА, ЗЕМЛЯ;

ВОВА, ДЯДЯ;

ОКНО, ПОЛЕ;

ОГОНЬ, СЛОН;

ПЕЧЬ, СТЕПЬ.  

2. Представляют результаты работы группы.

3. Сравнивают окончания, делят слова на 3 группы.

4. Фиксируют  своё открытие:

1              2               3

ж.р.       с.р.           ж.р.

м.р.     –о –е            ь

-а –я      м.р.

5. Работают с правилом на с.141.

6. Отвечают на основной (проблемный) вопрос урока.

7. Выводят алгоритм определения склонения, опираясь на слова О СЕСТРЕ, О ДОЧЕРИ.

1) неопределённая форма,

2) род,     

                    склонение                         

3) окончание.

 

 

1.                     Записывают слова, сверяют написание с эталоном. Определяют склонение имён существительных. Проговаривают все шаги в соответствии с составленным ранее алгоритмом.

 

2. Взаимопроверка групповой работы. Объяснение ошибок.

 

 

1.Записывают слова по памяти, сверяют правописание с эталоном.

2. Используя алгоритм, определяют склонение. Самопроверка.

 

 

 

1. Фиксируют границы применения нового знания. Определяют направления для дальнейшей работы (алгоритм определения правильного написания окончаний)

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Соотносят цель и результаты своей деятельности (подсчитывают количество баллов, соотносят с отметкой, отмечают на шкале трудность заданий).

2. Выбирают задания для самоподготовки (домашнее задание разной степени сложности).

3. Оценивают работу своей группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема

тичная запись проблемы урока:

им.сущ

род+

падеж+

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись плана:

-изменить слова по падежам;

-сравнить окончания;

-выявить закономерности написания окончаний; -сформули

ровать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки со словами на группу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схематич

ная  запись алгоритма на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллы

 

 

 

 

 

Карточки со словами для групповой работы.

 

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллы

 

 

 

 

 

Таблица на слайде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллы

 

 

 

 

 

 

С.142№160,

с.143 №161.

 

 

 

Карточки для рефлексии

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка на тему "Что такое склонение? Три склонения имён существительных." ( 4 класс)."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Нутрициолог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    Урок открытия новых знаний.

   Деятельностная цель: составление алгоритма определения склонения имён существительных и развитие умения работать по алгоритму.

   Содержательная цель: осмысление нового понятия склонение, основных признаков склонения.

   На уроке использованы различные формы работы (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная).

На этапе актуализации знаний закреплялось умения определять однородные члены предложения, составлять схему предложения. В течение всего урока совершенствовалось умение писать слова из словаря.

Учащиеся сами сформулировали проблему, с помощью учителя составили план выхода из затруднительной ситуации, на протяжении всего урока отслеживали и оценивали результаты своей деятельности. Вся эта работа была направлена на формирование регулятивных УУД.

Совершенствование познавательных УУД чётко просматривалось на все этапах урока, потому что учащиеся анализировали речевой материал, формулировали выводы, применяли новые знания на практике.

Групповая и парная формы работы были направлены на развитие навыков сотрудничества, умений коротко и ясно излагать свои мысли.

Выбор заданий по степени сложности позволил учащимся оценить свои возможности.

Учащиеся показали себя на уроке как партнёры, мыслители, ораторы, активные слушатели. Роль учителя – координатор деятельности, консультант.

   

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 985 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2442
  • 357
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3154
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 381
    • DOCX 93.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Комкина Галина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Комкина Галина Александровна
    Комкина Галина Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5032
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 213 человек из 54 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 28 регионов

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов

Мини-курс

Волонтерство: история, типы и роль в образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стартап: от идеи к успеху

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 14 регионов