Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка на тему ,,Правописание местоимений с предлогами” (4 класс)

Конспект урока русского языка на тему ,,Правописание местоимений с предлогами” (4 класс)

Конспект

урока русского языка на тему

,,Правописание местоимений с предлогами”

Класс 4

Программа ,,Школа России”

Задачи урока:

-закрепить знания о правописании местоимений с предлогами;

-отработать умение раздельного написания местоимений с предлогами

-продолжить развивать умение высказываться на определенную грамматическую тему

-совершенствовать умение оценивать чужое высказывание по определенным критериям

-развивать навыки учебного сотрудничества

План урока.

  1. Повторение изученного материала.

  2. Формулирование учащимися темы и цели урока

  3. Актуализация знаний.

  4. Минутка чистописания.

  5. Словарно-орфографическая работа.

  6. Физкультминутка.

  7. Тренировочные упражнения.

  8. Подведение итогов урока.

Оборудование.

  1. Карточки для парной работы

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.









  1. Пословицы и поговорки (запись на доске).

  1. Зовут к соседу на веселую беседу.

  2. Без соли, без хлеба худая беседа.

  3. Жить в соседях - быть в беседах.



  1. Таблица к упражнению 1 (запись на доске)

Местоимения

Предлоги

в

за

о

от

он

1

2

3

4

она

5

6

7

8

они

9

10

11

12

4,2,5,7,9,12,11



  1. Карточки к упражнению 2 для дифференцированной работы

Напишите текст. Вставьте в слова нужные буквы, раскройте скобки. Подберите название к тексту.

(У)краба десять ног. А ходит он на восьми. Передние ноги (у)него – это клешни. Они мешают ему идти прямо впере(д,т). И он ходит боком! Но глаза (у) него держатся на особых ст(е,и)бельках и могут см(о,а)треть (в)любую сторону.

И только кра(б,п) –сухопутный житель и ест кокосовые орехи. (За)ними он лезет (на)пальмы.



Ход урока.

  1. Повторение изученного материала.

Запись на доске

(перед)ним д

(к)нему с

он б

(о)нем а

(от)него е

(в)него е

У. Прочитайте записанные на доске слова. Расскажите об этих словах.

Д. На доске записаны формы личного местоимения он в форме единственного числа.

У. Расскажите о местоимении по плану:

1. Что такое местоимение?

2. Какие группы местоимений вы знаете?

3. Назовите личные местоимения.

Д. Местоимение - это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него. В русском языке есть несколько групп местоимений. Одна из групп указывает на лица, поэтому такие местоимения называются личными. Личные местоимения бывают 1, 2 и 3-го лица. Местоимения 1-го лица - я, мы; 2-го лица - ты, вы; 3-го лица - он, она, оно, они.

У. Оцените ответ своего товарища, пользуясь памяткой ,,Критерии оценки ответа на тему”.

1. Правильность ответа.

2.Полнота ответа

3.Наличие примеров.


  1. Формулирование учащимися темы и цели урока

У. Какое местоимение можно исключить из числа написанных? Обоснуйте ответ

Д. Из данных местоимений можно исключить местоимение ОН, так как оно употребляется без предлога.

У. Опираясь на слова, оставшиеся после исключения местоимения ОН, и учитывая особенность их записи, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Д. Тема сегодняшнего урока “Правописание местоимений с предлогами”

У. Учитывая тему урока и принимая во внимание то, что мы с этим материалом познакомились на прошлом уроке, сформулируйте цель нашего урока, используя для ответа слова

повтороить

учиться

Д. Сегодня на уроке мы повторим правило о написании местоимений с предлогами, будем учиться их правильно писать.

  1. Актуализация знаний учащихся

У. Приступаем к реализации первой цели урока. Расскажите, как пишутся местоимения с предлогами. Для примеров используйте слова, по которым вы определяли тему урока.

Д. Местоимения с предлогами пишутся раздельно. После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква Н. Например, перед ним, к нему, о нем, от него, в него.

(Учитель стирает скобки в записи на доске)

перед ним д

к нему с

он б

о нем а

от него е

в него е


  1. Минутка чистописания

(Используется запись местоимений на доске)

У. Мы напишем букву, которая находится в личном местоимении в форме дательного падежа и обозначает в нем согласный, непарный, звонкий твердый звук. Какая это буква? В каком местоимении находится?

Д. Мы будем писать букву м, она обозначает согласный, непарный, звонкий твердый звук и находится в личном местоимении он в форме дательного падежа к нему.

У. На что надо обратить внимание при написании этой буквы?

Д. Надо соблюдать наклон начального элемента этой буквы.

У. Напишите одну строчку буквы м.

На доске запись:

мм ммты мммвы

У. Посмотрите на эту запись и определите её закономерность.

Д. В каждой ячейке сначала пишется строчная буква м, потом любое личное местоимение. Количество букв м зависит от лица следующего за ней местоимения

У. Напишите ещё несколько сочетаний букв в рассмотренной закономерности.


  1. Словарно - орфографическая работа.

(Используется запись местоимений на доске)

перед ним д

к нему с

он б

о нем а

от него е

в него е



У. Каждой форме местоимения ОН соответствует определенная буква. С помощью этих букв вы сможете назвать новое слово для словарной работы, если правильно воспользуетесь шифром.



И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.







У. Выстройте эти местоимения в порядке их изменения по падежам и соедините буквы, написанные справа от местоимений.

(Учащиеся выполняют работу в парах).

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

б

е

с

е

д

а

У. Какое слово у вас получилось?

Д. Получилось слово беседа.

У. Как вы понимаете значение этого cлова?

Д. Беседа - это разговор нескольких лиц.

У. Напишите слова беседа, пользуясь орфографическим словарем. Что можете сказать о написании этого слова?

Д. В слове беседа пишется безударная гласная е в корне.

(Учитель дает установку на запоминание этого слова)

У. Прочитайте пословицы и поговорки



Зовут к соседу на веселую беседу.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Жить в соседях - быть в беседах.

У. Из данных пословиц и поговорок выберите ту, в которой нет глаголов. Объясните её смысл.

Д. Без соли, без хлеба худая беседа.

Смысл этой пословицы заключается в том, что беседа проходит оживленнее и интереснее за накрытым столом.

У. Прочитайте и объясните смысл пословицы, в которой нет прилагательных.

Д. Жить в соседях - быть в беседах.

Эта пословица означает, что соседи часто разговаривают друг с другом, общаются на самые разные темы.

У. Что можете сказать об оставшейся поговорке?

Д. В этой поговорке есть имена существительные, имя прилагательное, предлог.

Она означает, что кому-то предстоит интересное общение со своими друзьями.

У. Назовите встретившиеся в пословицах и поговорках предлоги.

У. Как пишутся имена существительные с предлогами?

У. Какая часть речи употребляется вместо имени существительного?

У. Как пишутся предлоги с местоимениями?



  1. Физкультминутка.

Сегодня физкультминутку вы будете проводить сами. Дежурные называют местоимения с предлогами и без предлогов. Все остальные приседают. Если услышат местоимение без предлога, и подпрыгивают, если услышат местоимение с предлогом. Постарайтесь сосчитать, сколько местоимений с предлогами будет названо.

  1. Тренировочные упражнения.

Упражнение 1.

Рассмотрите таблицу и цифры под ней.

Местоимения

Предлоги

в

за

о

от

он

1

2

3

4

она

5

6

7

8

они

9

10

11

12













4,2,5,7,9,12,11

У. Какое задание вам предстоит выполнить?

Д. Надо написать местоимения с предлогами в порядке, соответствующем цифрам под таблицей.

У. Какое местоимение вы напишите первым?

Д. Местоимение с предлогом от него.

У. Как напишите местоимение с предлогом?

Д. Местоимения с предлогами пишется раздельно

(Учащиеся выполняют задание).

Самопроверка.

Открывается запись на доске:

От него, за него, в неё, о ней, в них, от них, о них.



После выполнения основного задания детям с высоким и средним уровнем обучаемости предлагается выполнить дополнительное задание на выбор:

  1. Составить и записать словосочетания с личными местоимениями в косвенных падежах с предлогами.

  2. Составит и записать предложения с личными местоимениями в косвенных падежах с предлогами.

Упражнение 2. Работа с текстом.

(Дифференцированное)

1 уровень.

Напишите текст. Вставьте в слова нужные буквы, раскройте скобки. Подберите название к тексту.

(У)краба десять ног. А ходит он на восьми. Передние ноги (у)него – это клешни. Они мешают ему идти прямо впере(д,т). И он ходит боком! Но глаза (у) него держатся на особых ст(е,и)бельках и могут см(о,а)треть (в)любую сторону.

И только кра(б,п) –сухопутный житель и ест кокосовые орехи. (За)ними он лезет (на)пальмы.

2 уровень.

Прочитайте. Озаглавьте текст. Введите в текс предложение, найдя для него подходящее место. Раскройте скобки.

(У)краба десять ног. А ходит он на восьми. Передние ноги (у)него – это клешни. Они мешают ему идти прямо впере(д,т). И он ходит боком! Но глаза (у) него держатся на особых ст(е,и)бельках и могут см(о,а)треть (в)любую сторону.

И только кра(б,п) –сухопутный житель и ест кокосовые орехи. (За)ними он лезет (на)пальмы.



Крабы живут чаще всего в(воде), но могут выйти и на сушу.


3 уровень.

Прочитайте текст. Определите, о каком морском животном в нём идёт речь. Составьте предложение, в котором содержится информация об этом животном.

У____________ десять ног. А ходит он на в(а,о)сьми. Передние ноги (у)него – это клешни. Они мешают ему идти прямо впере(д,т). И он ходит боком! Но глаза (у) него держатся на особых ст(е,и)бельках и могут см(о,а)треть (в)любую сторону._________ живут чаще всего (в)воде, но могут жить и (на)суше.

И только__________–сухопутный житель и ест кокосовые орехи. (За)ними он лезет (на)пальмы.



  1. Подведение итогов урока.

У. Наш урок подошел к концу. Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы намеченной цели?





Конспект урока русского языка на тему ,,Правописание местоимений с предлогами” (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

 Тип урока - закрепления нового материала.Это второй урок по теме 'Правописание местоимений". Он подготовлен предшествующим материалом: местоимение как часть речи, местоимения 1,2,3-го лица единственного и множественного числа, склонение личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами.

Методика субъективизации, которая лежит в основе построения урока, помогает формировать навыки устной речи  одновременно с умственным развитием ребенка.

 Особенность урока состоит в том, что от первого до последнего этапа урока ученик должен высказываться преимущественно в виде текста. 

Автор Маннова Елена Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2549
Номер материала 52277
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓