Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка на тему "Основа слова" (3 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Основа слова" (3 класс)

hello_html_m333ce02d.gifhello_html_6ea3dedd.gifМКОУ Архиповская СОШ

Савинского района Ивановской области







Тема:

«Основа слова. Разбор слова по составу»





Учитель начальных классов

Копырялова Алевтина Николаевна,

I квалификационная категория













2014 год.

Тема урока: «Основа слова. Разбор слова по составу»

(УМК «Школа России», учебник «Русский язык 3 класс» В.П.Канакина, В.Г. Горецкий)

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу

Задачи урока:

  • развивать умения находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи), окончание, корень, приставку, суффикс;

  • развивать умения подбирать слова с заданной морфемой;

  • развивать умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

Планируемые результаты:

Предметные : 1) выделять основу слова;

2) наблюдать за способами образования однокоренных слов.

Метапредметные:1) понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя.

2) оценивать результат.

Личностные: 1) проявлять интерес к русскому языку.


Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащих-

ся

УУД

1.Организационный

момент

Учитель приветствует детей, мотивирует на учебную деятельность.

Учащиеся настраиваются на урок.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат

2. Актуализация зна-

ний и фиксация за-

труднений в

деятельности.

Предлагает прочитать слова.

-Прочитайте, пожалуйста, слова и объедините каждый столбик одной темой.

лес лесник
леса лесной
в лесу лесовичок









-Что можно сказать о словах первого столбика?

-Докажите









-Как назовём слова второго столбика?



-Давайте выделим составные части данных родственных слов, прокомментируем и запишем в тетради.


Читают слова, предлагают варианты.





-Это однокоренные слова.





-Это разная форма одного и того же слова «лес».

Здесь изменяется только окончание.

Самостоятельно разбирают слова по составу..

(дети выделяют окончание и корень данных слов)



Отвечают. (Однокоренные или родственные слова).Приводят свои аргументы.

Записывают в тетрадь. Выделяют части слова.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные:

контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

личностные: развитие самостоятельности




3.Самоопределение к деятельности.

Предлагает открыть учебник на странице 73, рассмотреть схему.

- Со всеми ли частями слова мы познакомились?





-Предлагает назвать часть слова, с которой мы еще не знакомы.

-Предлагает сформулировать тему урока








Рассматривают схему на с.73, находят часть слова, с которой не знакомились.



-Основа



Отвечают:

-Тема нашего урока «Основа слова»












Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;

познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ; личностные: развитие самостоятельности

4.Постановка

учебной задачи.

Создаёт проблемную ситуацию.



-Сейчас, ребята я выделю в данных словах основу. Вы, наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой















Спрашивает:

-Какую задачу мы ставим себе на данный урок?



Предлагает самостоятельно научиться выделять основу слова.









- В конце урока мы разберем по составу данные слова, выделив все его составные части, в том числе и основу, таким образом, проверив себя.








Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу:

-Основа – это составная часть слова, в которую входит корень, приставка, суффикс. Т.е. все слово без окончания и является основой.



Отвечают.

-Научиться выделять основу слова.





Выделяют основу слова.


Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи

5.Построение

проекта выхода из за

труднения.

Первичное

закрепление

каждого понятия.


































Предлагает открыть учебник на странице 95 и прочитайте правило тётушки Совы.

- Всё ли мы правильно сказали про основу слова? Что дополнительно сообщила нам тётушка Сова?







Предлагает поработать в парах.

-Найдите упражнение 181 на странице 96.

Мы работаем парами.


















- А сейчас немного отдохнем

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.


Отвечают

-Мы сделали правильные выводы. Но тётушка Сова нас дополнила, что в основе слова заключено его лексическое значение.



Работа в парах. Взаимопроверка.



























Физкультминутка

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач;

познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности

6.Самостоятельная работа

с самопроверкой

по эталону.

Организует самостоятельную работу упр.179.







Просит поработать в парах и сделать вывод об основе слова в формах одного и того же слова и в однокоренных слова.











Предлагает ознакомиться с упр.123 рабочей тетради для домашнего задания.

Самостоятельная работа

с самопроверкой

по эталону.



Обсуждают в парах, выделяют признаки однокоренных слов. Делают вывод, что у разных форм слова основы совпадают, а у однокоренных слов они разные.



Читают задание, комментируют способ выполнения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем;

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности;

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности;

7.Рефлексия

деятельности

Итог урока.

Спрашивает, с какой частью слова познакомились на уроке, что о ней узнали.





Предлагает выделить основу в словах на доске.

Сад, садовник, садовый.





-Кто хочет выставить свою оценку в классный журнал, может со своей тетрадью подойти к учителю для анализа оценки и своей классной работы.






-Мы узнали, что называется основой слова, и научились ее выделять в словах.



Проверяют правильность выделения основы.





Самооценка на полях тетради при помощи цвета.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности;

делать самостоятельно выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности.























8


Конспект урока русского языка на тему "Основа слова" (3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК школа России, учебник В.П.Канакина, В.Г. Горецкий) по теме "Основа слова".

Конспект составлен в сооответствии с требованиями ФГОС НОО: прописаны все этапы  урока, деятельность учителя и обучающихся, формируемые УУД, а также планируемые предметные, метапредметные и личностные результы.

Работа на уроке строится таким образом, что учащиеся самостоятельно определяют тему урока и ставят учебные задачи.На уроке ученики работают индивидуально и в парах, решают проблемные задачи, поставленные учителем.

Автор Копырялова Алевтина Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 5806
Номер материала 2885
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓