Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока русского языка на тему "Основа слова" (3 класс)

Конспект урока русского языка на тему "Основа слова" (3 класс)

Скачать материал

МКОУ Архиповская СОШ

Савинского района Ивановской области

 

 

 

Тема:

«Основа слова. Разбор слова по составу»

 

 

                     Учитель начальных классов

Копырялова Алевтина Николаевна,

I квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

2014 год.

Тема урока: «Основа слова. Разбор слова по составу»

(УМК «Школа России», учебник «Русский язык 3 класс» В.П.Канакина, В.Г. Горецкий)

Тип урокаИзучение нового материала.

Цель урока: формировать умения выделять основу в словах, разбирать слова по составу

Задачи урока:

ü  развивать умения находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами основу (простые случаи),  окончание, корень, приставку, суффикс;

ü  развивать умения подбирать слова с заданной морфемой;

ü  развивать умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

Планируемые результаты:

Предметные :       1) выделять основу слова;

                                2)  наблюдать за способами образования однокоренных слов.

Метапредметные:1) понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя.

                               2) оценивать результат.

Личностные:          1) проявлять интерес к русскому языку.

 

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащих-

ся

УУД

1.Организационный

момент

Учитель приветствует детей, мотивирует на учебную деятельность.

Учащиеся настраиваются на урок.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  личностные: наличие мотивации к труду, работе на результат

2. Актуализация зна-

ний и фиксация за-

труднений в

деятельности.

Предлагает прочитать слова.

-Прочитайте, пожалуйста, слова и объедините каждый столбик  одной темой.

лес                лесник
леса              лесной
в лесу           лесовичок
        

 

 

 

 

-Что можно сказать о словах первого столбика?

-Докажите

 

 

 

 

-Как назовём слова второго столбика?

 

-Давайте выделим составные части данных родственных слов, прокомментируем и запишем в тетради.

 

 Читают слова, предлагают варианты.

 

 

-Это однокоренные слова.

 

 

-Это разная форма одного и того же слова «лес».

Здесь изменяется только окончание.

Самостоятельно разбирают слова по составу..

(дети выделяют окончание и корень данных слов)

 

Отвечают. (Однокоренные или родственные слова).Приводят свои аргументы.

Записывают в тетрадь. Выделяют части слова.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; регулятивные:

контролировать процесс результаты своей деятельности; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи;

 личностные: развитие самостоятельности

 

 

3.Самоопределение к деятельности.

 Предлагает открыть  учебник на странице 73, рассмотреть схему.

- Со всеми ли частями слова мы познакомились?

 

 

-Предлагает назвать часть слова, с которой мы еще не знакомы.

-Предлагает сформулировать тему урока

 

 

 

 

Рассматривают схему на с.73, находят часть слова, с которой не знакомились.

 

-Основа

 

Отвечают:

-Тема нашего урока «Основа слова»

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной  форме для решения коммуникативных задач;

познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи ; личностные:  развитие самостоятельности

4.Постановка

учебной задачи.

Создаёт проблемную ситуацию.

 

-Сейчас, ребята я выделю в данных словах  основу. Вы, наблюдая и анализируя мои действия, должны сделать вывод: что называется основой 

 

 

 

 

 

 

 

Спрашивает:

-Какую задачу мы ставим себе на данный урок?

 

Предлагает самостоятельно научиться выделять основу слова.

 

 

 

 

 - В конце урока мы разберем  по составу данные  слова, выделив все его составные части, в том числе и основу, таким образом, проверив себя.

 

 

 

 

Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу:

-Основа  – это составная часть слова, в которую входит корень, приставка, суффикс. Т.е. все слово без окончания и является основой.

 

Отвечают.

-Научиться выделять основу слова.

 

 

Выделяют основу слова.

 

Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи

5.Построение

проекта выхода из за

труднения.

Первичное

закрепление

каждого понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает открыть  учебник на странице 95 и прочитайте правило тётушки Совы.

- Всё ли мы правильно сказали про основу слова? Что дополнительно сообщила нам тётушка Сова?

 

 

 

Предлагает поработать в парах.

-Найдите упражнение 181 на странице 96.

Мы работаем парами.




 

 

 

 

 

 

 

- А сейчас немного отдохнем

Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем. 

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

 

Отвечают

-Мы сделали правильные выводы. Но тётушка Сова нас дополнила, что в основе  слова заключено его лексическое значение.

 

Работа в парах. Взаимопроверка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; Регулятивные:

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной  форме для решения коммуникативных задач;

познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности

6.Самостоятельная работа

с самопроверкой

по эталону.

Организует самостоятельную работу упр.179.

 

 

 

Просит  поработать в парах и сделать вывод об основе слова в формах одного и того же слова и в однокоренных слова.

 

 

 

 

 

Предлагает ознакомиться с упр.123 рабочей тетради для домашнего задания.

Самостоятельная работа

с самопроверкой

по эталону.

 

Обсуждают в парах, выделяют признаки однокоренных слов. Делают вывод, что у разных форм слова основы совпадают, а у однокоренных слов они разные.

 

Читают задание, комментируют способ выполнения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем;

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности;

осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать самостоятельно простые выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности;

7.Рефлексия

деятельности

Итог урока.

Спрашивает, с какой частью слова познакомились на уроке, что о ней узнали.

 

 

Предлагает выделить основу в словах на доске.

Сад, садовник, садовый.

 

 

-Кто хочет выставить свою оценку в классный журнал, может со своей  тетрадью подойти к учителю для анализа оценки и  своей классной  работы.

 

 

 

-Мы узнали, что называется основой слова, и научились ее выделять в словах.

 

Проверяют правильность выделения основы.

 

 

Самооценка на полях тетради при помощи  цвета.

Регулятивные:

контролировать процесс и результаты своей деятельности;

делать самостоятельно выводы; познавательные:

строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка на тему "Основа слова" (3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по учету энергопотребления

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК школа России, учебник В.П.Канакина, В.Г. Горецкий) по теме "Основа слова". Конспект составлен в сооответствии с требованиями ФГОС НОО: прописаны все этапы урока, деятельность учителя и обучающихся, формируемые УУД, а также планируемые предметные, метапредметные и личностные результы. Работа на уроке строится таким образом, что учащиеся самостоятельно определяют тему урока и ставят учебные задачи.На уроке ученики работают индивидуально и в парах, решают проблемные задачи, поставленные учителем.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 748 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.03.2020 219
    • DOCX 31.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бондарева Лариса Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бондарева Лариса Валентиновна
    Бондарева Лариса Валентиновна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79997
    • Всего материалов: 221

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Каллиграфия. Искусство красивого почерка

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1465 человек из 83 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 126 человек из 44 регионов

Курс повышения квалификации

Развитие критического мышления у младших школьников в условиях обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 27 регионов

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интеллектуальная собственность: медиа и фотографии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов