Главная / Начальные классы / конспект урока русского языка на тему "Глагол" (4 класс)

конспект урока русского языка на тему "Глагол" (4 класс)

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Глагол"

Цели:

1) Обучающая:

  • закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола,

  • закрепить правописание безударных личных окончаний глагола;

  • способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.

  • обучать учащихся приёмам самооценивания, взаимооценивания.

2) Коррекционная:

  • развивать аналитико-синтетическую деятельность через работу с анаграммами;

  • развивать объем внимания через разгадывание кроссворда;

  • развивать речь; орфографическую зоркость;

  • активизировать словарный запас.

3) Воспитывающая:

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь;

  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: карточки с анаграммами, обложка журнала «Глагол», дневник самооценки у детей, названия отделов на партах, карточки с заданиями для отделов, словарные слова (журналист, реклама), толковый словарь, табло и красные наклейки, магнитофон и а/запись «Времена года. Апрель».

Ход урока

1. Организационный момент.

- Сегодня у нас урок необычный. К нам пришли гости. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь нашим гостям. И пусть хорошее настроение сохранится на весь урок.

2. Тема и цель урока. На доске на карточках

УАМСМ (сумма) СИМНУ (минус))

АОЛЛГГ (глагол) ОВРАН (равно)

- Расшифруйте анаграммы, найдите, «лишнее» слово. (Лишнее слово – глагол. Остальные относятся к математике)

- Сегодня мы присутствуем на заседании редакционного совета журнала “Глагол”. Наша цель - проверить свои знания и решить, достаточно ли мы подготовлены к выпуску апрельского номера. (открывается обложка журнала)

3. Минутка чистописания.

- Редакторы и помощники готовы? Тогда откроем свои ежедневники и подготовим руку и глаза к письму. (пальчиковая гимнастика: «Рыбки», )

- Посмотрите на образцы букв, которые у вас прописаны. У каждого свои буквы, в написании которых вы допускаете ошибки.

- Обратите внимание на наклон, высоту, ширину букв. Пропишите.

- Не забывайте о правилах посадки.

- Определите, к какой части речи относится слово, которое писали? (глагол)

4. Введение в тему.

- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Говорят, что глагол самая “деловая” часть речи, так как всегда расскажет, что делает существительное.

- Подберите глаголы к существительному журналист (учащиеся по цепочке называют действия) (карточка со словом на доске)

Вывод: - Так какую же роль играет глагол в речи? (Обозначает действие предмета)

5. Теоретическая пятиминутка. (карточки 1 с заданиями на столах)

- Для того чтобы качественно выполнять работу, сотрудники всех отделов должны хорошо разбираться в теории. Поэтому сейчас теоретическая пятиминутка Работа в парах. Пара состоит из редактора и его помощника.

- У каждого из вас есть бланк с вопросами и ответами. Ваша задача: проверить теоретические знания своего партнёра, за каждый верный ответ ставите по 1 баллу в дневник самооценки. Вопросы задаются поочерёдно, начинают редакторы.

- Заполните дневник самооценки.

- Поднимите руку, кто получил 5 баллов. Молодцы!

- С теоретической подготовкой всё в порядке!

6. Работа в группах. (баночки с горохом на столах)

- Значит, можно переходить к практической части нашего заседания.

- Найдите в баночке с горохом инструкцию и найдите свой конверт с заданием.

(Отдел рекламы получает своё задание)

- Профессиональный сотрудник журнала должен быть очень эрудированным человеком, поэтому ваша работа заключается в том, чтобы узнать как можно больше информации. Приступили к работе.

- Отдел писем и отдел новостей у вас на столах лежит материал, который необходимо поместить в номер журнала, но над ним надо ещё поработать.

- Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат всей группы.

(время работы - 6 минут)

- Проверяем работу групп. (1 от отдела отчитывается)

- Закончили работу в группах.

- Поставьте в дневник самооценки по 3 балла за практический блок

7. Гимнастика для глаз для снятия напряжения (релакс под а/запись «Апрель»)

Китайский пальцевый массаж (3), самомассаж (3), пальминг

- Закройте глаза. Вслушайтесь в музыку. Услышьте, как просыпается природа, пробивается первый подснежник, снег тает и собирается в ручейки.

8. Работа в парах сменного состава.

- Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною… (А.Н.Плещеев)

- Переходим к работе в парах сменного состава. Игра “Ручеёк” (Карточка 3)

Редакторы выходят в статичный ряд, помощники в динамичный ряд.

Задание: Определите спряжение и гласную, которую надо писать в безударном личном окончании глагола

Оцените себя:

  1. не допустил ни одной ошибки – 2 б.

  2. допустил до 3 ошибок – 1 б.

  1. сделал более 3 ошибок – 0 б.

9. Словарная работа.

- Ребята, название каждого отдела мы видим на ваших табличках, только одна группа скрывает его.

- Давайте предоставим им слово. (1 от отдела читает и разгадывает загадку)


- Чтобы привлечь внимание к нашему журналу, нужна реклама.

- Каково значение этого слова? (отвечает представитель отдела)

- Объясните орфограмму. (Вывешивается слово). Запишите слово, подчеркните орфограмму.

- Подберите однокоренные слова. Запишите. (Рекламный, рекламировать)

- У группы было домашнее задание: придумать рекламу для нашего журнала. Пожалуйста.

Домашнее задание: Объявляется конкурс на лучшую рекламу для других отделов!

10. Лексическая работа.

- Ребята, для того, чтобы отредактировать, подготовить материал к печати, редактору необходимо иметь большой словарный запас. Он должен умело пользоваться синонимами, антонимами

- Вспомните, а что такое синоним, антоним?

- Запишите синонимы и антонимы к глаголам:

Грустить – печалиться, унывать – радоваться, веселиться.

Бранить – ругать – хвалить.

Бледнеть – белеть – краснеть.

10. Итог урока.

- Цель нашего урока была – проверить свои знания по теме «Глагол».

- А сейчас с помощью грамматического лото, определим, как мы поработали на уроке. (работа в группе)

- Возьмите табло, которое лежит на столах и цветные наклейки) (Карточка 4)

Следуйте моей инструкции:

  1. Определи время глагола – позвал.

  2. Укажи форму глагола – открывать.

  3. Определи время глагола – выскочит.

  4. Определи спряжение глагола – любит.

  5. Определи лицо глагола – думают.

  6. Определи лицо глагола – согреваешь.

  7. Определи род глагола – перекусил.

  8. Определи время глагола – учит

  9. Укажите, каким членом предложения является глагол.

  10. Определи спряжение глагола - бегаешь.

  11. Какой формообразующий суффикс есть у глагола - прыгал.


- Поработали мы “отлично”. (вывесить табло на доску)

- Ребята, так как же называется наш журнал?

- Что такое глагол?

- Как изменяется глагол?

- Посмотрите в дневник самооценки и оцените свою работу

- Подсчитайте баллы:

10 и более – я понял все темы, которые раскрывает журнал “Глагол”

7-9 – я многое понимаю, но некоторые вопросы не помешает уточнить

менее 7 – мне нужна помощь.

- Кто хорошо понял темы, которые раскрывает журнал “Глагол”?

- Как вы думаете, достаточно ли мы подготовлены к выпуску апрельского номера журнала?

- Главный редактор согласен и разрешает готовить материал к печати.

- Заседание редакционного совета журнала “Глагол” считаю закрытым.

- Спасибо за работу.

















Приложение

Опросный лист редактора.

  1. Что такое глагол?

Ответ: Это часть речи.

  1. Что обозначает глагол?

Ответ: Действие предмета.

  1. Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

Ответ: Глагол в предложении бывает сказуемым.

  1. На какие вопросы отвечает глагол в неопределённой форме?

Ответ: Глагол в неопределённой форме отвечает на вопросы

Что делать? Что сделать?

  1. Какие глаголы относятся к I спряжению?

Ответ: В личных окончаниях гласная Е, во мн.ч. 3 лице – УТ, -ЮТ.


Опросный лист помощника.

1. На какие вопросы отвечает глагол?

Ответ: Глагол отвечает на вопросы Что делает? Что сделает?

2. Как изменяются глаголы?

Ответ: а) по временам,

б) в наст. и буд. времени по лицам и числам,

а в прош. времени по родам и числам.

3. Что такое спряжение?

Ответ: Изменение глаголов по числам и лицам

4. Как пишется отрицательная частица не с глаголами?

Ответ: Отрицательная частица НЕ с глаголом пишется раздельно.

6. Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Ответ: В личных окончаниях гласная И, во мн.ч. 3 лице – АТ, -ЯТ.


ОТДЕЛ ПИСЕМ

- К вам в отдел пришло письмо от постоянного читателя нашего журнала, он прислал заметку об апреле месяце.

Ваша задача: глаголы из текста разделить на 3 группы. По какому признаку разделили?

Найдите лишнее слово и объясните, почему вы так думаете.

Апрель.

Апрель слово латинское, римляне его называли априлис, от глагола «аперире» - открывать. Славяне называли его цветень – месяц, в который всё зацветает.

По – весеннему запели синицы, славит весну чижик.4 Радуется, что перезимовал. А крошечный королёк ещё выше задрал задорный хвостик, выскочит откуда – то на кучу хвороста и зальётся. Летят птицы. И везде на голос птичьих стай откликается голос воды: по снегу и под снегом шумит апрель – водолей.


ОТДЕЛ НОВОСТЕЙ

- Наш корреспондент из Японии прислал кроссворд, в котором надо найти глаголы, определить время.


А

Ч

К

А

Ч

А

Л

С

Я

Я

О

Е

Р

Т

Ю

Й

А

Щ

Р

Ч

Г

Р

Е

М

И

Ш

Ь

Ё

В

Я

Ь

Н

Ф

С

Е

П

Л

Г

К

З

Ж

Е

Э

П

О

К

Ш

Ы

А

Ъ

У

Е

Х

А

З

В

Е

Н

Я

Т

Ж

Ш

У

Ф

П

С

Ц

Н

К

Р

Ж

Ь

Д

У

Е

Т

В

Ф

М

Ё

И

С

Ф

Е

М

Р

Ё

Н

Е

Т

М

С

П

О

Ю

Ш

Л

Ь

Ю

Т



ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ

Отгадайте загадку.

Когда мультфильмы я смотрю внимательно,

Она прервёт на самом интересном обязательно.

Расхвалит «Сникерс», «Орбит», «Милки Уэй»,

Чтоб мамы покупали нам скорей.

Хвалить товар она затем старается,

Что в магазине он быстрее раскупается. (…….)


Найдите в словаре значение этого слова, подберите однокоренные слова. Запишите их, объясните орфограмму.

Придумайте рекламу нашему весеннему журналу «Глагол».

Выписать глаголы, определить время.


РУЧЕЕК.

Спорит, ходит, привозит, светит, чистит, отдыхает, верит, тает, греет, зацветает, летает, порхает.


Табло.



Кто? Что?




Что делает?

Что сделает?

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?


Что будет делать?


Подлежащее

Прошедшее время

глагола


Ед.ч., ср.р.


3 лицо

Настоящее

время

глагола


Сказуемое


Неопределённая

форма



1 лицо


2 лицо


Несовершенный

вид


I спряжение

Будущее

время

глагола


II спряжение


М.р.



Суффикс -ТЬ


Суффикс – Л


Изменение по временам


Приставка

Безударные

личные

окончания


Корень слова

Изменение

по лицам

и числам




Дневник самооценки


Раздел урока

Самооценка

Взаимооценка

(оценка товарища)

Рекомендации учителя










конспект урока русского языка на тему "Глагол" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цели:

1) Обучающая:

  • закрепить знания учащихся о глаголе как части речи, о грамматических признаках глагола,
  • закрепить правописание безударных личных окончаний глагола;
  • способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.
  • обучать учащихся приёмам самооценивания, взаимооценивания.

2) Коррекционная:

  • развивать аналитико-синтетическую деятельность через работу с анаграммами;
  • развивать объем внимания через разгадывание кроссворда;
  • развивать речь; орфографическую зоркость;
  • активизировать словарный запас.

3) Воспитывающая:

 

  • воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. 
Автор Даулетова Гульмира Муратовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 942
Номер материала 2748
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓