Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока русского языка на тему

Конспект урока русского языка на тему

Скачать материал

Урок русского языка

Тема: «Фразеологизмы»

Ход урока:

IМобилизующее начало урока. (Мотивация на познавательную деятельность)

-Начинаем урок русского языка. А начать его я предлагаю со слов, которые принадлежат нашему земляку великому русскому писателю Л.Н. Толстому. Прочтите их.

(1 слайд)                                             «Как богат русский язык!

                                                             Как много в нем метких слов»

-Вы хотите в этом убедиться или, может быть опровергнуть слова Толстого? В конце урока найдём ответ на этот вопрос.

II. Актуализация знаний. Открытие новых знаний

1 Создание проблемной ситуации

-Перед вами несколько предложений. Прочитайте их. (2 слайд)

·​ Делу – время, потехе – час.

·​ Друзья работали спустя рукава.

·​ Два щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке.

·​ Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней.

-Что , по вашему мнению, их объединяет? (все они относятся к одному виду творчества.) --Люди их не записывали, а передавали из уст в уста, то есть устно.

- Название вида творчества произошло от устаревшего слова уста.

- Как называется этот вид народного творчества? (устное народное творчество или фольклор).

- Распределим предложения по группам. Возьмите желтую карточку и подумайте, какие жанры фольклора вы увидели? Подпишите их.

- Какие жанры фольклора вы увидели? (пословицы, загадки, скороговорки. ПРИВОДЯТ ПРИМЕРЫ, НАЗЫВАЮТ,)

(Слайд 3) Спросить: "У всех так?" Что не так? (Одно предложение не вошло ни в одну из групп)

Пословица:

Делу – время, потехе – час.

Загадка:
Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней.

Скороговорка:

Два щенка щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

- Все предложения нашли своё место в группе? (нет, одно предложение осталось)

Друзья работали спустя рукава.

- Почему? (оно не подходит ни к одной из групп, не является жанром фольклора) Хорошо, но нужно это доказать.

-А вы хотите узнать, что это за предложение?

-Тогда - вперёд, к новым открытиям. Предлагаю провести исследование.

- А зачем взяли это предложение? (значит оно связано с темой урока)

- Вернёмся к этому предложению. Есть ли в нём элемент, который часто используется в устном народном творчестве?. Назовите его. (спустя рукава) Что означает это выражение? Как работали друзья? (неохотно, с ленью, не в полную силу)

-Конечно, таких выражений мы встречаем в жизни много и часто используем их в речи.

2. Давайте исследуем те выражения, которые представлены на карточках и попытаемся объяснить значение каждого. (Для этого соедините карточку с выражением с его значением)

Язык без костей – болтливый

Пускать пыль в глаза - обманывать

Гонять лодыря - бездельничать

Держать язык за зубами - молчать

Рукой подать - близко

Ломать голову – думать

  (слайд 4)

 (Проверка). Какую особенность этих выражений вы заметили? (Их нельзя понимать буквально, они имеют иносказательный смысл и т. д.)

-Кто-нибудь знает, как они называются?

 -Вот такие выражения, которые нельзя понимать буквально, называются фразеологизмы.

-Вы догадались,какая тема нашего урока? (Фразеологизмы) (слайд 5)

-А что такое фразеологизм?

-Где мы можем узнать значение этого слова? (толковый словарь) . (Катя, найди значение этого слова в словаре, прочти его). Фразеологизмы-это устойчивые выражения.

-Слово фразеологизм произошло путем сложения двух греческих слов phrasis+logo.

Phrasis-выражение.

Logos-слово.                 (слайд 6)

Таким образом, понятие фразеологизм означает слияние (соединение) нескольких слов в определенные устойчивые выражения, которые нельзя разделить.

-Почему нельзя разделить? СМЫСЛ ПОТЕРЯЕТСЯ.

III. Введение новых знаний в систему знаний.

Русский язык очень богат фразеологизмами. ДЛЯ ЧЕГО ОНИ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ В РЕЧИ? (Они украшают нашу речь, делают ее выразительнее. С их помощью человек ярче выражает мысли.)

-Давайте проверим, правы ли мы, делая такое предположение.

1. Посмотрите на экран( Слайд 7), прочитайте стихотворение и выпишите из него фразеологизмы. Объясните их значение

Глеб у доски повесил нос.                           Глеб у доски стоял грустный.

Краснеет до корней волос.                          Он покраснел от стыда.

Он в этот час как говорится,                       Он в этот час

Готов сквозь землю провалиться.              Готов спрятаться от всех подальше.

О чем же думал он вчера,                           О чём же он думал вчера,

Когда баклуши бил с утра?                        Когда с утра ничего не делал?

Сравните стихотворение с фразеологизмами и рассказ без них. Какой вывод можно сделать? (Фразеологизмы действительно украшают нашу речь и делают ее выразительнее)

(Слайд 8)

А как вы думаете, где можно узнать значение неизвестных вам фразеологизмов? (Знакомство с фразеологическим словарем)

4 Дифференцированная работа

Фразеологизмы мы нашли, значение их объяснили, теперь попробуем вставить их в предложения.

Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами из слов для справок.

1. Играйте, пожалуйста, спокойно, дети, и не мешайте мне.

2.Сёстры Маша и Катя очень похожи друг на друга.

3.Новая учительница сразу же понравилась ребятам.

4.Гости должны были прийти в самое ближайшее время.

5.В Третьяковскую галерею люди приезжают отовсюду.

Слова для справок: как две капли воды, не путайтесь под ногами, с первого взгляда, с минуты на минуту, со всех концов ( страны).

- Ребята, у каждого на а столе лежит карточка с числами. Если написано 1 – выполнить первое предложение, если 3,4- третье и четвертое предложение, если 2,5 – выполнить второе и пятое предложение.

( №1 – низкий уровень , №3,4 – средний уровень, № 2,5 – высокий уровень)

(Проверка с использованием условных знаков. У кого-нибудь возникли сомнения? )

Оцените свою работу самостоятельно.                  (слайд 9)

Физминутка

«Фразеологический зверинец»

-Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы? Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Упрям, как …(осёл).

Здоров, как … ( бык).

Колюч, как … (ёж).

О ком так говорят?

5 Работа в парах

- Что образуют несколько предложений, связанных между собой по смыслу? (текст)

- Вот и герой сказки Н.Носова составил текст о себе.(Слайд 10). В чём особенность текста? (В этом тексте он использовал много фразеологизмов.)

- Их оказалось так много, что его друзья не поняли смысл текста. Попробуем им помочь: заменим устойчивые сочетания слов, т.е. фразеологизмы, словами – синонимами.

- Выполнив задание, вы сможете назвать автора этого письма.


Я проснулся ни свет ни заря. Пошёл в мастерскую к Винтику, долго бил баклуши. Вернулся ни жив ни мертв, съел с горем пополам шесть котлет и пил томатный сок в час по чайной ложке.

Тут как снег на голову свалился Пилюлькин, метал молнии, велел зарубить на носу, что руки моют перед едой, а мне хоть кол на голове теши – я все ни в зуб ногой.

Я проснулся ________________________. Пошел в мастерскую к Винтику, долго ________________. Вернулся _______________, съел _______________ шесть котлет и пил томатный сок _______________.

Тут _______________ свалился Пилюлькин, _______________, велел ___________, что руки моют перед едой, а мне ______________ - я все ______________________.

Слова – подсказки: рано, не понимаю, неожиданно, безразлично, злился, уставший, еле-еле, запомнить, бездельничал, очень долго. Кому трудно придумать слова, которые нужно вставить самим, воспользуйтесь словами-подсказками.

- Узнали ли вы автора текста? (Незнайка)

- Конечно, это Незнайка.

- Начнём проверку. (Слайд 11). (Взаимопроверка.Оцените работу другой пары)

- Какой текст вам кажется наиболее интересным? (текст с фразеологизмами)

- Какой текст оказался более понятным? (текст без фразеологизмов)

- Какое пожелание вы дали бы Незнайке? (не перенасыщать речь фразеологизмами)

6 Индивидуальная работа

А сейчас вы посмотрите сказку. Будьте внимательны. Сосчитайте количество фразеологизмов и назовите их.

·​ Как белка в колесе

·​ Держать в ежовых рукавицах

·​ Как на часах стоял

·​ Вставлять палки в колёса

·​ Идти по горячим следам

·​ Как баран на новые ворота

·​ Взять быка за рога

·​ Весь мир на ладони

·​ Как селёдок в бочке

·​ Лить крокодиловы слёзы

·​ Рот разевать

·​ Остаться у разбитого корыта

7. Работа с пультами (проверочный тест)

А сейчас мы отправимся в картинную галерею фразеологизмов. Попробуйте по картинкам догадаться, какое значение имеют данные фразеологизмы.

Тянуть кота за хвост.

А. Делать коту больно.

Б. Делать очень медленно

Водить за нос.

А. Обманывать.

Б. Держаться за нос

Как курица лапой.

А. Быстро рыть землю.

Б. Писать неразборчиво.

Лить крокодиловы слезы.

А. Притворно, неискренне жаловаться.

Б. Сильно плакать.

Считать ворон.

А. Пересчитывать птиц.

Б. Бездельничать, глядеть по сторонам.

Льёт как из ведра.

А. Поливать огород.

Б. Идет проливной дождь.

Вставлять палки в колеса.

А. Ломать велосипед.

Б. Мешать в каком либо деле.

Сесть в галошу.

А. Оказаться в неловком положении.

Б. Сесть отдохнуть

Мастер кислых щей.

А. Хороший повар.

Б. Незадачливый, плохой мастер.

8 Итог урока       (слайд 12)

Вернемся к словам Л.Н. Толстого. Вы согласны со словами Л.Н.Толстого? Или можете опровергнуть их?  Почему прав Великий Л.Н. Толстой? (Они украшают нашу речь, делают более выразительной, с их помощью человек ярче выражает свои мысли)

9 Рефлексия       (слайд 13)

Мы не сидели сложа руки во время урока и не успели оглянуться, как он подошел к завершению.

Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы. (10 слайд)

Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения.

1 Я переливал из пустого в порожнее.

2 Я работал, не покладая рук.

3 Я устал, но взял себя в руки.

4 Я смотрел на работу класса в оба глаза.

5 Я устал и вышел из себя.

 Или

Оцените свою работу на уроке:

1если вы работали не покладая рук, то похлопайте себе.

2Если вы на уроке лодыря гоняли, то покачайте головой.

3Если сидели сложа руки, то ущипните себя за ушко.

10 Домашнее задание (11 слайд)

Задание по выбору.

Вы выбираете то, которое вас больше заинтересовало.

·​ Упр. № 1. Образовать пары фразеологизмов – синонимов.

·​ Упр. № 2. Образовать пары фразеологизмов – антонимов.

·​ Упр.№3. Расшифровать ребус и с полученным фразеологизмом составить предложение.

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1557/d-1556565/1556565_html_17aaea17.png

·​ Упр. № 4. Нарисовать фразеологизмы на альбомном листе.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель ремонтной службы

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок способствует усвоению понятия "Фразеологизмы", знакомит с отличительными особенностями устойчивых выражений. Развивает творческие способности учащихся. Обогощает речь учащихся фразеологическими оборотами.

IМобилизующее начало урока. (Мотивация на познавательную деятельность)

-Начинаем урок русского языка. А начать его я предлагаю со слов, которые принадлежат нашему земляку великому русскому писателю Л.Н. Толстому. Прочтите их.

                                             «Как богат русский язык!

                                                             Как много в нем метких слов»

-Вы хотите в этом убедиться или, может быть опровергнуть слова Толстого? В конце урока найдём ответ на этот вопрос.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 981 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 582
    • DOCX 37.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гусенкова Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гусенкова Людмила Николаевна
    Гусенкова Людмила Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 25945
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 351 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 166 человек

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 1 263 человека

Мини-курс

Основы теоретической механики

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: от планирования до реализации

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов

Мини-курс

Современные тренды в физкультуре и спорте: организация обучения и методика тренировок

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе