Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока русского языка на тему

Конспект урока русского языка на тему

Скачать материал

 

Конспект

открытого урока

по русскому языку во 2 г классе

по теме : « Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»

 

 

Цели:

-познакомить учащихся со словами, которые выражают чувства, но не называют их;

- показать роль этих слов в речи;

- учить выражать свои чувства в речевой деятельности;

- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

- развивать интерес к родному языку

 

 

 

I.  Самоопределение к деятельности

                           1. Приветствие гостей.

2. Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Он полон открытий

И полон тревог.

Ты учителя слушай,

Чтоб задания выполнить смог.

 

- С какими частями речи мы познакомились на прошлых уроках? ( существ., прилаг., глагол)

- А всё ли мы сейчас знаем в русском языке?

-А хотите узнать?

- тогда, вперёд! Нас ожидают новые открытия!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

-  Прочитайте слова на доске. Подумайте, на какие группы можно их разделить?

Стол, весёлый, ах, лежит, большой, ох, лист.

( на прилагательные, глаголы, существительные) Прикрепляю карточки

 Дети делят слова и задают к ним вопросы

- А почему остались ох и ах? Куда же можно отнести их.

III. Постановка учебной задачи

- Можно ли их отнести к сущ,? К прил.? К глаг? Почему?

- Как бы вы их назвали? Попробуйте придумать им название и записать фломастером на листочке. 

                          (Вывешиваю детские листочки)

- У нас получилось много разных версий, как вы думаете почему?

                              ( мы ничего не знаем про них)

- Какую цель поставим сегодня перед собой на уроке?

                                         ( Узнать что это  за слова)

( На доске Цель: узнать)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

 - Как же всё обстоит на самом деле? Давайте разберёмся! Помогут нам в этом два брата, которых я пригласила. Я не буду вам их представлять, они это сделают сами.

VI.  Поиск решения.

1.Просмотр мультфильма « Ах и Ох».

- Как вы думаете Ох и Ах – это слова? Какие есть мнения?

-Как звали братьев?

- Что обозначают Ах и Ох? ( это имена)

- А вот в  предложениях « Ах, какое утро!», « Ох, встал я рано!»

 « ах» и« ох» - тоже имена? ( нет)

- Что же они  обозначают? Интересная возникает ситуация: в одних предложениях Ах и Ох – имена, а в других ах и ох вроде бы ничего не обозначают. Может ли это быть? Что же это за слова такие?

 Обратимся к нашему помощнику – учебнику. Возможно, он поможет нам решить эту проблему?

2. Работа с учебником ( с.66)

-Рассмотрите  новый кадр. Что увидели Катя Персикова и Вова Колесников? ( подснежник)

- Какие чувства они испытывают?  ( ответы детей)

-Как вы думаете, что они сказали о цветке.  Мальчики выскажитесь за Вову, девочки – за Катю. Расскажите свои предложения сначала друг  другу, а затем послушаем ваши предложения. ( Выслушиваем варианты ответов)

- А знаете, что сказали мне сегодня утром Катя и Вова?

- Ах, какая прелесть!

- Ой. Обычный цветок!

-Кто из детей мог сказать первое предложение, а кто второе?

- Как вы догадались, что первое предложение сказала Катя, а второе – Вова?       ( восхищение, безразличие)

- Что в предложениях помогло нам понять, какие чувства испытывают Катя и Вова к цветку?      ( Слова ах и ох)

Вывод: Ах и ох – это слова, но они особенные.

- В чем же их особенность? Давайте понаблюдаем!

3. Упражнение 103, с 66

- Прочитайте предложения.

- Найдите и прочитайте слова, которые выражают различные чувства.                                 - Ах! – радость, удовольствие

Ох! – неудовольствие

-Ух, - страх, испуг

- А как вы догадались? Разве слова ах, ох, ух назвали эти чувства?

( нет, выражали их)

- Сделайте вывод, о каких словах идет речь на уроке. ( О словах, которые выражают чувства, но не называют их)

- Придумайте название нашему уроку

4. Сообщение темы урока.

- Тема нашего урока звучит так (открываю запись)

-  Прочитайте хором ( Слова, которые выражают различные

чувства, но не называют их).

- Наши мнения как видите, совпадают.

- Слова, которые выражают различные чувства, но не называют их,

называются в русском языке междометиями. Это особая часть речи.           (Прикрепить.)

- В переводе с латинского языка это слово обозначает « брошенное между».

- Так в какую же группу отнесем наши слова, которые остались в начале урока?  ( междометия)         (Прикрепляю их)

 5. Работа с определением. (  учебник с.68)

- Давайте узнаем, что о междометии говорит учебник ( Дети читают вслух).

- Прочитайте первое предложение. Что нужно запомнить? Прочитайте второе предложение. Что вы узнали о словах – междометиях?

- Какие вы молодцы! Учебник подтвердил правильность ваших предположений. С третьей частью этого определения мы будем работать на следующем уроке.

- Интересно узнать, а какую роль играют междометия в речи? Давайте понаблюдаем вместе.

V. Первичное закрепление

Открываю записи и рисунок на доске: ( Слайд № 1)

1вариант

__ , как прекрасно !

__! Завтра каникулы!!!

 

2вариант

__ , ну и трудная  работа!

__, растяпа …

- Прочитайте эти предложения. Какие чувства в них выражены?

( радости, восхищение, усталости, разочарования)

- Какие слова пропущены? ( междометия,  Устный разбор по предложениям)

- Назовите « опасные места» в словах

- Запишите предложения по вариантам, вставив недостающие

слова – междометия. Опасные места подчеркните          

 Слайд №2 (проверка).

- Прочитайте предложения, которые вам понравились

- Найдите и прочитайте слова, которые выражают различные чувства.

- Какие это чувства?

  Ах – восхищение

  Ура – радость, восторг                             Эталон прикрепляю к доске

  Ох – усталость

  Фу – разочарование  Ух -  страх, испуг

- Сделайте вывод, какое значение в речи имеют междометия.

Слайд № 3

Вывод: с помощью междометий можно выразить различные чувства; эти слова делают речь ярче, богаче, эмоциональнее.

VI. Самостоятельная работа.

- Возьмите белую карточку.)

- А теперь самостоятельно в карточках вставьте в предложения подходящие местоимения. ( если выполнили – встаёте)

1.   ___ , устал я сегодня.

2.   ___! Наш класс занял первое место!

3.   ___ , грязнуля …

4.   ___ , какая прелесть!

 Слайд № 4 Проверка по образцу ( у кого правильно ставит + , если нет ?

- У кого все плюсики встаньте?

- Где возникло затруднение, почему?  ( Эталон)

- Что интересного вы видите читая и записывая предложения с междометиями? ( ставится запятая в конце предложения . ! …)

 Слайд № 5            Физминутка для глаз

VII. Включение в систему знаний.

-Давайте выполним задание в зеленых карточках

- Прочитайте задание.

- Что нужно сделать?

- Это задание нам знакомо?  Оно  трудное?

- Возьмите ручку и цифрами укажите порядок слов в предложениях.

·         Прочитай. Из слов каждой строчки составь предложения этого текста

·         Запиши свой текст.  Придумай последнее предложение так, чтобы в нём было междометие.

·         Докажи, что у тебя получился текст.

·         Почему выделенное слово написано с большой буквы?

Удивительный слонёнок.

   на, удивительный, жил, свете, Гаврюша, слонёнок.

   поднимался, он, на , ноги, танцевал, задние, вальс, и.

   и, кружился, кланялся, Гаврюша.

 

VIII. Рефлексия деятельности ( Итог урока)

- Итак,  с какими словами мы познакомились на уроке?

- Кто запомнил, как они называются?

- Приведите примеры слов – междометий.

- Для чего в нашей речи нужны междометия?  ( с помощью междометий можно выразить различные чувства, делают речь ярче, богаче, эмоциональнее)

- А теперь я расскажу вам стихотворение о междометии, а вы будете мне помогать.

- Мне, - сказало Междометье, -

Интересно жить на свете.

Выражаю поощренье, похвалу, упрёк, запрет.

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет…

Те, кого охватит страх,

 Произносят слово… ( Ах!)

У кого тяжелый вздох,

Произносят слово… ( Ох!)

Кто встречается с бедой,

Произносит слово … ( Ой!)

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово … ( Эй!)

У кого захватит дух,

Произносит слово …( Ух!)

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья!

- Запишите в тетрадь все междометия, которые вы услышали на уроке и запомнили. ( проверка один ученик читает)

- А теперь оцените свою работу за весь урок, если у вас всё получилось, то   прикрепите магнитик с улыбкой к радостному Пушистику.  Если получилось не всё, то к этому Пушистику.

 

IX. Домашнее задание.

- Домашнее задание в синих карточках

- Придумайте 2 предложения с междометиями и запишите их в тетрадь.

Задание на  карточках:

- Какие чувства будет выражать междометие « ах» в следующих предложениях?

1.  Ах, какая красота: кукла в пёстром платье!

2. Ах, милый мой кот, ты хорош и пригож.

3. Ах, едва я стою на ногах…

4. Ах, тётенька – тётенька, это придирка – и в сушке. И в бублике тоже есть дырка!

5. Ах, как я боюсь!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект

открытого урока

по русскому языку во 2 г классе

по теме : « Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»

 

 

Цели:

-познакомить учащихся со словами, которые выражают чувства, но не называют их;

- показать роль этих слов в речи;

- учить выражать свои чувства в речевой деятельности;

- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;

- развивать интерес к родному языку

 

 

 

I.  Самоопределение к деятельности

                           1. Приветствие гостей.

2. Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Он полон открытий

И полон тревог.

Ты учителя слушай,

Чтоб задания выполнить смог.

 

- С какими частями речи мы познакомились на прошлых уроках? ( существ., прилаг., глагол)

- А всё ли мы сейчас знаем в русском языке?

-А хотите узнать?

- тогда, вперёд! Нас ожидают новые открытия!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

-  Прочитайте слова на доске. Подумайте, на какие группы можно их разделить?

Стол, весёлый, ах, лежит, большой, ох, лист.

( на прилагательные, глаголы, существительные) Прикрепляю карточки

 Дети делят слова и задают к ним вопросы

- А почему остались ох и ах? Куда же можно отнести их.

III. Постановка учебной задачи

- Можно ли их отнести к сущ,? К прил.? К глаг? Почему?

- Как бы вы их назвали? Попробуйте придумать им название и записать фломастером на листочке. 

                          (Вывешиваю детские листочки)

- У нас получилось много разных версий, как вы думаете почему?

                              ( мы ничего не знаем про них)

- Какую цель поставим сегодня перед собой на уроке?

                                         ( Узнать что это  за слова)

( На доске Цель: узнать)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

 - Как же всё обстоит на самом деле? Давайте разберёмся! Помогут нам в этом два брата, которых я пригласила. Я не буду вам их представлять, они это сделают сами.

VI.  Поиск решения.

1.Просмотр мультфильма « Ах и Ох».

- Как вы думаете Ох и Ах – это слова? Какие есть мнения?

-Как звали братьев?

- Что обозначают Ах и Ох? ( это имена)

- А вот в  предложениях « Ах, какое утро!», « Ох, встал я рано!»

 « ах» и« ох» - тоже имена? ( нет)

- Что же они  обозначают? Интересная возникает ситуация: в одних предложениях Ах и Ох – имена, а в других ах и ох вроде бы ничего не обозначают. Может ли это быть? Что же это за слова такие?

 Обратимся к нашему помощнику – учебнику. Возможно, он поможет нам решить эту проблему?

2. Работа с учебником ( с.66)

-Рассмотрите  новый кадр. Что увидели Катя Персикова и Вова Колесников? ( подснежник)

- Какие чувства они испытывают?  ( ответы детей)

-Как вы думаете, что они сказали о цветке.  Мальчики выскажитесь за Вову, девочки – за Катю. Расскажите свои предложения сначала друг  другу, а затем послушаем ваши предложения. ( Выслушиваем варианты ответов)

- А знаете, что сказали мне сегодня утром Катя и Вова?

- Ах, какая прелесть!

- Ой. Обычный цветок!

-Кто из детей мог сказать первое предложение, а кто второе?

- Как вы догадались, что первое предложение сказала Катя, а второе – Вова?       ( восхищение, безразличие)

- Что в предложениях помогло нам понять, какие чувства испытывают Катя и Вова к цветку?      ( Слова ах и ох)

Вывод: Ах и ох – это слова, но они особенные.

- В чем же их особенность? Давайте понаблюдаем!

3. Упражнение 103, с 66

- Прочитайте предложения.

- Найдите и прочитайте слова, которые выражают различные чувства.                                 - Ах! – радость, удовольствие

Ох! – неудовольствие

-Ух, - страх, испуг

- А как вы догадались? Разве слова ах, ох, ух назвали эти чувства?

( нет, выражали их)

- Сделайте вывод, о каких словах идет речь на уроке. ( О словах, которые выражают чувства, но не называют их)

- Придумайте название нашему уроку

4. Сообщение темы урока.

- Тема нашего урока звучит так (открываю запись)

-  Прочитайте хором ( Слова, которые выражают различные

чувства, но не называют их).

- Наши мнения как видите, совпадают.

-Слова, которые выражают различные чувства, но не называют их,

называются в русском языке междометиями. Это особая часть речи.           (Прикрепить.)

- В переводе с латинского языка это слово обозначает « брошенное между».

- Так в какую же группу отнесем наши слова, которые остались в начале урока?  ( междометия)         (Прикрепляю их)

 5. Работа с определением. (  учебник с.68)

- Давайте узнаем, что о междометии говорит учебник ( Дети читают вслух).

- Прочитайте первое предложение. Что нужно запомнить? Прочитайте второе предложение. Что вы узнали о словах – междометиях?

- Какие вы молодцы! Учебник подтвердил правильность ваших предположений. С третьей частью этого определения мы будем работать на следующем уроке.

- Интересно узнать, а какую роль играют междометия в речи? Давайте понаблюдаем вместе.

V. Первичное закрепление

Открываю записи и рисунок на доске: ( Слайд № 1)

1вариант

__ , как прекрасно !

__! Завтра каникулы!!!

 

2вариант

__ , ну и трудная  работа!

__, растяпа …

- Прочитайте эти предложения. Какие чувства в них выражены?

( радости, восхищение, усталости, разочарования)

- Какие слова пропущены? ( междометия,  Устный разбор по предложениям)

- Назовите « опасные места» в словах

- Запишите предложения по вариантам, вставив недостающие

слова – междометия. Опасные места подчеркните         

 Слайд №2 (проверка).

- Прочитайте предложения, которые вам понравились

- Найдите и прочитайте слова, которые выражают различные чувства.

- Какие это чувства?

  Ах – восхищение

  Ура – радость, восторг                             Эталон прикрепляю к доске

  Ох – усталость

  Фу – разочарование  Ух -  страх, испуг

- Сделайте вывод, какое значение в речи имеют междометия.

Слайд № 3

Вывод: с помощью междометий можно выразить различные чувства; эти слова делают речь ярче, богаче, эмоциональнее.

VI. Самостоятельная работа.

- Возьмите белую карточку.)

- А теперь самостоятельно в карточках вставьте в предложения подходящие местоимения. ( если выполнили – встаёте)

1.   ___ , устал я сегодня.

2.   ___! Наш класс занял первое место!

3.   ___ , грязнуля …

4.   ___ , какая прелесть!

 Слайд № 4 Проверка по образцу ( у кого правильно ставит + , если нет ?

- У кого все плюсики встаньте?

- Где возникло затруднение, почему?  ( Эталон)

- Что интересного вы видите читая и записывая предложения с междометиями? ( ставится запятая в конце предложения . ! …)

 Слайд № 5            Физминутка для глаз

VII. Включение в систему знаний.

-Давайте выполним задание в зеленых карточках

- Прочитайте задание.

- Что нужно сделать?

- Это задание нам знакомо?  Оно  трудное?

- Возьмите ручку и цифрами укажите порядок слов в предложениях.

  • Прочитай. Из слов каждой строчки составь предложения этого текста

  • Запиши свой текст.  Придумай последнее предложение так, чтобы в нём было междометие.

  • Докажи, что у тебя получился текст.

  • Почему выделенное слово написано с большой буквы?

Удивительный слонёнок.

   на, удивительный, жил, свете, Гаврюша, слонёнок.

   поднимался, он, на , ноги, танцевал, задние, вальс, и.

   и, кружился, кланялся, Гаврюша.

 

VIII. Рефлексия деятельности ( Итог урока)

- Итак,  с какими словами мы познакомились на уроке?

- Кто запомнил, как они называются?

- Приведите примеры слов – междометий.

- Для чего в нашей речи нужны междометия?  ( с помощью междометий можно выразить различные чувства, делают речь ярче, богаче, эмоциональнее)

- А теперь я расскажу вам стихотворение о междометии, а вы будете мне помогать.

- Мне, - сказало Междометье, -

Интересно жить на свете.

Выражаю поощренье, похвалу, упрёк, запрет.

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет…

Те, кого охватит страх,

 Произносят слово… ( Ах!)

У кого тяжелый вздох,

Произносят слово… ( Ох!)

Кто встречается с бедой,

Произносит слово … ( Ой!)

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово … ( Эй!)

У кого захватит дух,

Произносит слово …( Ух!)

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья!

- Запишите в тетрадь все междометия, которые вы услышали на уроке и запомнили. ( проверка один ученик читает)

- А теперь оцените свою работу за весь урок, если у вас всё получилось, то   прикрепите магнитик с улыбкой к радостному Пушистику.  Если получилось не всё, то к этому Пушистику.

 

IX. Домашнее задание.

- Домашнее задание в синих карточках

- Придумайте 2 предложения с междометиями и запишите их в тетрадь.

Задание на  карточках:

- Какие чувства будет выражать междометие « ах» в следующих предложениях?

1.  Ах, какая красота: кукла в пёстром платье!

2. Ах, милый мой кот, ты хорош и пригож.

3. Ах, едва я стою на ногах…

4. Ах, тётенька – тётенька, это придирка – и в сушке. И в бублике тоже есть дырка!

5. Ах, как я боюсь!

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 797 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 445
    • DOCX 25.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Никифорова Ольга Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Никифорова Ольга Анатольевна
    Никифорова Ольга Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7823
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие творческих способностей для дошкольников и младших школьников

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 27 регионов

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 140 человек из 40 регионов

Мини-курс

Искусство переговоров: стратегии и тактики в различных сферах жизни

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов

Мини-курс

Event-менеджмент и видеопродакшн: от концепции до успешной реализации

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 20 регионов