- 03.10.2020
- 918
- 1
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Конспект
открытого урока
по русскому языку во 2 г классе
по теме : « Слова, которые выражают различные чувства, и их роль в речи»
Цели:
-познакомить учащихся со словами, которые выражают чувства, но не называют их;
- показать роль этих слов в речи;
- учить выражать свои чувства в речевой деятельности;
- воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
- развивать интерес к родному языку
I. Самоопределение к деятельности
1. Приветствие гостей.
2. Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Он полон открытий
И полон тревог.
Ты учителя слушай,
Чтоб задания выполнить смог.
- С какими частями речи мы познакомились на прошлых уроках? ( существ., прилаг., глагол)
- А всё ли мы сейчас знаем в русском языке?
-А хотите узнать?
- тогда, вперёд! Нас ожидают новые открытия!
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
- Прочитайте слова на доске. Подумайте, на какие группы можно их разделить?
Стол, весёлый, ах, лежит, большой, ох, лист.
( на прилагательные, глаголы, существительные) Прикрепляю карточки
Дети делят слова и задают к ним вопросы
- А почему остались ох и ах? Куда же можно отнести их.
III. Постановка учебной задачи
- Можно ли их отнести к сущ,? К прил.? К глаг? Почему?
- Как бы вы их назвали? Попробуйте придумать им название и записать фломастером на листочке.
(Вывешиваю детские листочки)
- У нас получилось много разных версий, как вы думаете почему?
( мы ничего не знаем про них)
- Какую цель поставим сегодня перед собой на уроке?
( Узнать что это за слова)
( На доске Цель: узнать)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Как же всё обстоит на самом деле? Давайте разберёмся! Помогут нам в этом два брата, которых я пригласила. Я не буду вам их представлять, они это сделают сами.
VI. Поиск решения.
1.Просмотр мультфильма « Ах и Ох».
- Как вы думаете Ох и Ах – это слова? Какие есть мнения?
-Как звали братьев?
- Что обозначают Ах и Ох? ( это имена)
- А вот в предложениях « Ах, какое утро!», « Ох, встал я рано!»
« ах» и« ох» - тоже имена? ( нет)
- Что же они обозначают? Интересная возникает ситуация: в одних предложениях Ах и Ох – имена, а в других ах и ох вроде бы ничего не обозначают. Может ли это быть? Что же это за слова такие?
Обратимся к нашему помощнику – учебнику. Возможно, он поможет нам решить эту проблему?
2. Работа с учебником ( с.66)
-Рассмотрите новый кадр. Что увидели Катя Персикова и Вова Колесников? ( подснежник)
- Какие чувства они испытывают? ( ответы детей)
-Как вы думаете, что они сказали о цветке. Мальчики выскажитесь за Вову, девочки – за Катю. Расскажите свои предложения сначала друг другу, а затем послушаем ваши предложения. ( Выслушиваем варианты ответов)
- А знаете, что сказали мне сегодня утром Катя и Вова?
- Ах, какая прелесть!
- Ой. Обычный цветок!
-Кто из детей мог сказать первое предложение, а кто второе?
- Как вы догадались, что первое предложение сказала Катя, а второе – Вова? ( восхищение, безразличие)
- Что в предложениях помогло нам понять, какие чувства испытывают Катя и Вова к цветку? ( Слова ах и ох)
Вывод: Ах и ох – это слова, но они особенные.
- В чем же их особенность? Давайте понаблюдаем!
3. Упражнение 103, с 66
- Прочитайте предложения.
- Найдите и прочитайте слова, которые выражают различные чувства. - Ах! – радость, удовольствие
Ох! – неудовольствие
-Ух, - страх, испуг
- А как вы догадались? Разве слова ах, ох, ух назвали эти чувства?
( нет, выражали их)
- Сделайте вывод, о каких словах идет речь на уроке. ( О словах, которые выражают чувства, но не называют их)
- Придумайте название нашему уроку
4. Сообщение темы урока.
- Тема нашего урока звучит так (открываю запись)
- Прочитайте хором ( Слова, которые выражают различные
чувства, но не называют их).
- Наши мнения как видите, совпадают.
-Слова, которые выражают различные чувства, но не называют их,
называются в русском языке междометиями. Это особая часть речи. (Прикрепить.)
- В переводе с латинского языка это слово обозначает « брошенное между».
- Так в какую же группу отнесем наши слова, которые остались в начале урока? ( междометия) (Прикрепляю их)
5. Работа с определением. ( учебник с.68)
- Давайте узнаем, что о междометии говорит учебник ( Дети читают вслух).
- Прочитайте первое предложение. Что нужно запомнить? Прочитайте второе предложение. Что вы узнали о словах – междометиях?
- Какие вы молодцы! Учебник подтвердил правильность ваших предположений. С третьей частью этого определения мы будем работать на следующем уроке.
- Интересно узнать, а какую роль играют междометия в речи? Давайте понаблюдаем вместе.
V. Первичное закрепление
Открываю записи и рисунок на доске: ( Слайд № 1)
1вариант
__ , как прекрасно !
__! Завтра каникулы!!!
2вариант
__ , ну и трудная работа!
__, растяпа …
- Прочитайте эти предложения. Какие чувства в них выражены?
( радости, восхищение, усталости, разочарования)
- Какие слова пропущены? ( междометия, Устный разбор по предложениям)
- Назовите « опасные места» в словах
- Запишите предложения по вариантам, вставив недостающие
слова – междометия. Опасные места подчеркните
Слайд №2 (проверка).
- Прочитайте предложения, которые вам понравились
- Найдите и прочитайте слова, которые выражают различные чувства.
- Какие это чувства?
Ах – восхищение
Ура – радость, восторг Эталон прикрепляю к доске
Ох – усталость
Фу – разочарование Ух - страх, испуг
- Сделайте вывод, какое значение в речи имеют междометия.
Слайд № 3
Вывод: с помощью междометий можно выразить различные чувства; эти слова делают речь ярче, богаче, эмоциональнее.
VI. Самостоятельная работа.
- Возьмите белую карточку.)
- А теперь самостоятельно в карточках вставьте в предложения подходящие местоимения. ( если выполнили – встаёте)
1. ___ , устал я сегодня.
2. ___! Наш класс занял первое место!
3. ___ , грязнуля …
4. ___ , какая прелесть!
Слайд № 4 Проверка по образцу ( у кого правильно ставит + , если нет ?
- У кого все плюсики встаньте?
- Где возникло затруднение, почему? ( Эталон)
- Что интересного вы видите читая и записывая предложения с междометиями? ( ставится запятая в конце предложения . ! …)
Слайд № 5 Физминутка для глаз
VII. Включение в систему знаний.
-Давайте выполним задание в зеленых карточках
- Прочитайте задание.
- Что нужно сделать?
- Это задание нам знакомо? Оно трудное?
- Возьмите ручку и цифрами укажите порядок слов в предложениях.
Прочитай. Из слов каждой строчки составь предложения этого текста
Запиши свой текст. Придумай последнее предложение так, чтобы в нём было междометие.
Докажи, что у тебя получился текст.
Почему выделенное слово написано с большой буквы?
Удивительный слонёнок.
на, удивительный, жил, свете, Гаврюша, слонёнок.
поднимался, он, на , ноги, танцевал, задние, вальс, и.
и, кружился, кланялся, Гаврюша.
VIII. Рефлексия деятельности ( Итог урока)
- Итак, с какими словами мы познакомились на уроке?
- Кто запомнил, как они называются?
- Приведите примеры слов – междометий.
- Для чего в нашей речи нужны междометия? ( с помощью междометий можно выразить различные чувства, делают речь ярче, богаче, эмоциональнее)
- А теперь я расскажу вам стихотворение о междометии, а вы будете мне помогать.
- Мне, - сказало Междометье, -
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье, похвалу, упрёк, запрет.
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносят слово… ( Ах!)
У кого тяжелый вздох,
Произносят слово… ( Ох!)
Кто встречается с бедой,
Произносит слово … ( Ой!)
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово … ( Эй!)
У кого захватит дух,
Произносит слово …( Ух!)
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!
- Запишите в тетрадь все междометия, которые вы услышали на уроке и запомнили. ( проверка один ученик читает)
- А теперь оцените свою работу за весь урок, если у вас всё получилось, то прикрепите магнитик с улыбкой к радостному Пушистику. Если получилось не всё, то к этому Пушистику.
IX. Домашнее задание.
- Домашнее задание в синих карточках
- Придумайте 2 предложения с междометиями и запишите их в тетрадь.
Задание на карточках:
- Какие чувства будет выражать междометие « ах» в следующих предложениях?
1. Ах, какая красота: кукла в пёстром платье!
2. Ах, милый мой кот, ты хорош и пригож.
3. Ах, едва я стою на ногах…
4. Ах, тётенька – тётенька, это придирка – и в сушке. И в бублике тоже есть дырка!
5. Ах, как я боюсь!
6 625 797 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Никифорова Ольга Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.