Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка на тему

Конспект урока русского языка на тему

РУССКИЙ ЯЗЫК 2 КЛАСС


Тема: Части речи. Имя прилагательное.


Цели: Формирование умения выводить правило о новой единице языка на основе наблюдений.


Задачи: Формировать мотивацию успеха при работе в группе.

Формировать умение использовать схему для систематизации

информации.

Формировать первоначальное представление о грамматических

нормах русского языка.

Учить отличать имена прилагательные от других частей речи.





Планируемый результат: опорная схема «Имя прилагательное»,

способствующая систематизации знаний учащихся.




Ресурсы: учебник, интерактивная доска, карточки с групповыми заданиями.






ХОД УРОКА

Этап

урока

Цель

этапа

Содержание деятельности

Результат этапа

Методы и приёмы

Организационный

Настроить уч-ся на урок

Приветствие детей, проверка готовности к уроку.

Готовность

уч-ся к уроку


Мотивационный

Вызвать интерес к изучаемой теме

К нам поступил сигнал от жителей улицы Морфологии. Части речи обратились к нам за помощью: расселить жильцов в домики в соответствии с их признаками.

Положительная мотивация на восприятие материала


Актуализация знаний

Определить тему урока, вспомнить изученный ранее материал

Задание: работая в парах, посоветуйтесь, как расселить жильцов в домики.

Идёт, снег, плывёт, туча, замёрзла, река, пригревает, солнце.

- По какому признаку расселили слова?

- Кто определили тему урока ?

- Какие вопросы вы могли бы задать друг другу по этой теме?

( *Какие части речи вы знаете?

*Как различать части речи?

*На какие вопросы отвечают имена сущ-е (глаголы)?

*Что обозначают имена сущ-е(глаголы)?

*Какие бывают имена сущ-е?

*Как изменяются имена сущ-е (глаголы)? и др.)

Названа тема урока, выделены опорные знания

Приём «Кластер»

(позволяет вспомнить и систематизировать изученный ранее материал)


Работа с ИД активизирует деятельность учащихся, позволяет наглядно составить опорную схему «Части речи»

Создание проблемной ситуации

Активизация деятельности учащихся

Игра «Узнай словечко»

- Посоветуйтесь в группе, найдите слова, относящиеся к части речи, которая указана на карточке. Выпишите слова в тетрадь.

Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят перелетные птицы.

- Почему ни одна группа не выписала слово перелетные?

- Это ещё одна группа жителей улицы Морфологии – имена прилагательные. С ними нам предстоит сегодня познакомиться.

Выделение новой языковой единицы

Актуализация знаний уч-ся.

Отделение знания от незнания.

Целеполагание

Осознание того, для чего выполняется данная работа

- Какие вопросы возникли у вас по теме урока? Запишите их.

- Какие цели мы поставим перед собой по изучению этой темы ?

(Узнать: *Что такое имя прилагательное?

*Что оно обозначает?

*На какие вопросы отвечает?

Выяснить: *Чем имя прилагательное отличается от

существительных и глаголов?

*Как изменяется?

Исследовать: *С какой частью речи связано?

*Зачем нужны имена прилагательные?)

- В ходе дальнейшей работы мы постараемся ответить на ваши вопросы.

Поставлена цель

Вопрошающая деятельность уч-ся. Определение круга вопросов для дальнейшего исследования языкового материала.

Изучение нового материала

Применение новых знаний при выполнении заданий

- Чтобы узнать больше об именах прилагательных, предлагаю провести исследовательскую работу в группах (по карточкам №1). Задача групп: найти ответы на поставленные вопросы.

- По результатам исследования заполняется таблица-схема «Имена прилагательные», формулируется правило.

Имена прил-е: Отвечают …..

Обозначают …..

Изменяются ….

Согласуются ….


- Предлагаю провести в группах ещё одно исследование «Зачем нужны имена прилагательные?» (по карточкам №2)

Вывод: Имена прилагательные дополняют, точно описывают, украшают имя существительное. Помогают описать важное событие (загадочный сон, веселый праздник), назначение предмета (спальная комната, рыболовный крючок), его принадлежность (мамино платье, папина шляпа).


- Предложение без прилагательного, как торт без украшения – совсем пустое, скучное, невыразительное. Эта незаменимая часть речи делает язык ярким, красочным, понятным для окружающих.


- Как вы думаете, люди каких профессий не могут обойтись без имен прилагательных? (поэты, писатели)


Задание: используя только имена прилагательные, сочинить загадку (работа в группе)

- В ходе работы мы составили табличку, которая будет вам напоминалочкой. Табличка постепенно будет пополняться.


Опорная схема «Имена прилагательные»

Метод конструирования правил( правило «открыто» уч-ся в ходе проведенного исследования языкового материала, по указанному учителем алгоритму)




















Креативный метод

«Придумывание»

Контроль

Определение уровня усвоения знаний

- Расскажите, что вы сегодня узнали об именах прилагательных.

- Сравним наши выводы с правилом в учебнике.

- Задайте друг другу в группе вопросы по правилу.

Монологический ответ. Вопрошающая деятельность.

Сравнение СОП с КИА.

Достраивание до ООП.

Обобщение, рефлексия

Определить уровень достижения поставленных задач

- Получили ли вы ответы на поставленные вопросы?


Рефлексия «Дневник открытий»

Самооценка собственных приращений.


Домашнее задание

Применение полученных на уроке знаний


- Составьте описание своей комнаты, а для точности описания используйте имена прилагательные.












Карточка № 1 (А)

Поставь вопросы к именам прилагательным:

урожай ( ________________ ) богатый

река (________________ ) широкая

дело ( ______________ ) полезное

аллеи ( ______________ ) тенистые

снег ( _______________ ) последний


*На какие вопросы отвечают имена прилагательные?


Карточка № 1 ( Б )

Прочитайте стихотворение. Определите, что обозначают имена прилагательные.


Я слово замечательное, -

Сказало прилагательное, -

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь.

Меня вам надо знать, беречь.


Карточка № 1 ( В )

Измени имена прилагательные по смыслу.

Берёзовая роща - _______________ рощи.

Родное село - ________________ сёла.

Густой лес - ________________ леса.

Синее море - ______________ моря.

Широкое поле - ______________ поля.


Как изменились имена прилагательные ?


Карточка № 1 ( Г )

Соедините слова, подходящие по смыслу:

читает

утренний ракета

высокие туман

космическая вода

знойное прыгает

студёная деревья

лето

С какой частью речи согласуются имена прилагательные ?



Карточка № 2 ( А )


Составьте словосочетания прилагательных с существительными. Сделайте вывод.

белый рассвет

красочный снег

алый узор


Имена прилагательные _____________________ предмет.




Карточка № 2 ( Б )


Составьте словосочетания прилагательных с существительными. Сделайте вывод.

круглый стол

квадратный узор

фигурный торт


Прилагательные помогают описать ______________ предмета.



Карточка № 2 ( В )


Составьте словосочетания прилагательных с существительными. Сделайте вывод.

длинный юбка

короткая ковёр

синее цветок

красный море


Прилагательные помогают описать ____________ и ___________ .


Карточка № 2 ( Г )


Составьте словосочетания прилагательных с существительными. Сделайте вывод.

жаркое настроение

тёплый лето

радостное чай


Прилагательное может верно показать ______________ предмета.






Прочитайте предложения. Выпишите в тетрадь имена существительные.


Наступила весна. Тает снег. Журчат ручьи. Светит солнце. Летят перелетные птицы.




Конспект урока русского языка на тему
  • Начальные классы
Описание:

        Урок  изучения  нового  материала. Целью  данного  урока  является  формирование  умения  выводить  правило  о  новой  единице  языка  на  основе  наблюдений.  Планируемый  результат -  составленная   опорная  схема «Имя  прилагательное», способствующая систематизации  знаний  обучающихся.

         Ребята включаются в решение проблемных  ситуаций, сами  определяют  круг  вопросов  для  дальнейшего  исследования  языкового  материала, конструируют  правило  по  предложенному  учителем  алгоритму, выполняют  творческие  задания.

        Думаю, что  данная  разработка  урока  будет  полезна  не  только  начинающим  педагогам, но  и  педагогам – стажистам.

 

 

 

Автор Осокина Ирина Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 245
Номер материала 29550
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓