Главная / Начальные классы / конспект урока русского языка на тему

конспект урока русского языка на тему

Тема: Родственные слова (2 класс)

Цели урока: познакомить с понятием родственные слова, учить различать формы одного слова и родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас детей.

Планируемые результаты:

Предметные: знают понятие родственные слова, различают их от форм одного слова, умеют находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.

Метапреметные:  познавательные:  способны понимать учебную задачу, выделять и формулировать познавательные цели, работать с учебником; регулятивные: умеют планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные: могут слушать собеседника и вести диалог, умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать орфографическую грамотность, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; проявляют личную ответственность.

Оборудование: загадки, презентация.

Ход урока:

  1. Орг. начало урока

  2. Минутка чистописания.

Вв Бб

Послушайте двустишие и скажите: какая буква заблудилась? (Забибикала малина: - У меня спустилась шина.) Запишем слово малина [малина], машина [машына].

Повторим написание слов из словарика. Отгадайте загадки и запишите  отгадки, поставьте ударение в словах, подчеркните опасные места, разделите на слоги:

А) Стоит Алёна:

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан

(берёза)

Надели на палку

Стальную ладошку.

И под ладошку

Сажают картошку.

(лопата)

Неживая, а идет

неподвижна, а ведет.

(дорога)

3. Сообщение темы урока

- Послушайте текст.

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

- О! Здравствуйте! Вы кто?

- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

- А я ваша  тётка – гусеница.

- Ребята, кого называют родственниками? /Тех, кто живет вместе, одна

семья, имеет одну фамилию./

- Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

- Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?

- Кого можно здесь назвать родственниками? /Гуся, гусыню, гусят/

- Среди слов тоже есть родственники. Сегодня мы узнаем, что такое родственные слова.

4. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику, упр. 56, стр. 84 (чтение стихотворения учителем)

- Вы понимаете о каком листке идет речь в 1 строчке? Это листок бумаги или листок с дерева? При ответе на вопрос обратите внимание сначала на выделенную строчку, а потом на 2 последние строчки.

Назовите подчеркнутые слова:

Листок

Листочек

Лист

Они стоят в начальной форме? Выпишите их одно под другим, отметьте окончания, подчеркните основу. У них одинаковые или разные основы? Сделаем вывод: это разные, но родственные слова или это формы одного слова?

Назовите у этих слов общую часть. (лист) Выделим сверху дугой эту часть.

  1. Сказка про корень.

Ребята, а сейчас мы узнаем как называется самая главная часть слова.

Все на свете из чего-то состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения – из слов. Слова сделаны из своего строительного материала. И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – смыслиночку. Самая главная из них – это корень. Как? – спросите Вы. Разве у слова может быть корень, это же не растение? А вот послушайте:

Презентация.

- Много-много лет назад появилось на свете слово ВОЗ, (слайд 1) нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово ВОЗ и стало оно расти. (слайд 2). Сначала один росток пустило (слайд 3), потом 2, 3. (слайд 4), много ростков появилось от слова ВОЗ (слайд 5). Все на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот какое дерево выросло! (дети читают слова) Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали, от нее, как от корня дерева, образуются новые родственные слова.

3. Формулирование правила.

- Ребята, вернемся к нашим словам: листок, листочек, лист. Что мы с Вами в них выделили дугой. Как мы можем назвать эти слова?

- А какие слова называются родственными?

Прочитаем правило на стр.86 в учебнике.

4.Работа по учебнику.

1) Вернемся к нашему упражнению, выполним вторую часть задания на стр.85 устно.

- Являются ли родственными слова: (слайд 6) листок, листка, к листку, листки.

- Или это формы одного слова? Какого? (листок) Чем различаются эти формы?

- Являются ли родственными слова: (слайд 7) листочки, листочками, о листочках, листочков? Или это формы одного и того же слова? Какого? (листочек)

- Чем отличаются родственные слова от форм одного слова?

2) Выполним упр. 57 устно.

- Прочитайте слова. Это разные слова? В них есть общая часть, в которой заключен их общий смысл? Назовите ее. (снег). Как мы можем назвать эти слова? (родственные)

- А как вы думаете, будут ли родственными слова: солдат и боец, храбрый и смелый, смотреть и глядеть? Почему это не родственные слова?

5. Рефлексия.

- Дети, кому на уроке было трудно, осталось что-то непонятное?

- Кто разобрался и все понял?

6. Подведение итогов урока

- Что нового узнали на уроке?

- Что такое родственные слова?

7. Домашнее задание

Т., упр.35, правило с.86

конспект урока русского языка на тему
  • Начальные классы
Описание:

Урок русского языка по теме "Родственные слова" во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа" автора Н.А. Чураковой.

По типу это урок введения новых знаний. На уроке дети знакомятся с понятием "родственные слова", "корень", акцент урока делается на различении форм слова от родственных слов, есть словарная работа, минутка чистописания.

К уроку есть презентация, которую загружу отдельным файлом в раздел "Презентации".

Для урока подобран хорший языковой материал, а именно 2 сказки: первая наталкивает на мысль - есть слова родственники, а вторая показывает что общего есть у родственных слов.

Автор Руденко Евгения Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 412
Номер материала 24408
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓