Тема: Родственные слова (2 класс)
Цели урока:
познакомить с понятием родственные слова, учить различать формы одного слова и
родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас детей.
Планируемые результаты:
Предметные: знают
понятие родственные слова, различают их от форм одного слова, умеют находить в
тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.
Метапреметные:
познавательные: способны понимать учебную задачу, выделять и
формулировать познавательные цели, работать с учебником; регулятивные: умеют
планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать свою деятельность и
деятельность партнеров, корректировать свою деятельность; коммуникативные:
могут слушать собеседника и вести диалог, умеют достаточно полно и четко
выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения.
Личностные: имеют
мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают роль обучающегося,
овладевают начальными навыками адаптации в обществе; стремятся совершенствовать
орфографическую грамотность, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
проявляют личную ответственность.
Оборудование: загадки, презентация.
Ход
урока:
- Орг. начало
урока
- Минутка
чистописания.
Вв
Бб
Послушайте
двустишие и скажите: какая буква заблудилась? (Забибикала малина: - У меня спустилась
шина.) Запишем слово малина [мал’ина],
машина [машына].
Повторим
написание слов из словарика. Отгадайте загадки и запишите отгадки,
поставьте ударение в словах, подчеркните опасные места, разделите на слоги:
А)
Стоит Алёна:
Платок
зелёный,
Тонкий
стан,
Белый
сарафан
(берёза)
Надели
на палку
Стальную
ладошку.
И
под ладошку
Сажают
картошку.
(лопата)
Неживая,
а идет
неподвижна,
а ведет.
(дорога)
3. Сообщение темы урока
-
Послушайте текст.
Идут
по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.
-
О! Здравствуйте! Вы кто?
- Я
гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
- А
я ваша тётка – гусеница.
-
Ребята, кого называют родственниками? /Тех, кто живет вместе, одна
семья,
имеет одну фамилию./
-
Родственники – это родные люди, у них есть много общего, общие родители,
бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.
-
Ребята, права ли гусеница, называющая себя родственницей гусей? Почему?
-
Кого можно здесь назвать родственниками? /Гуся, гусыню, гусят/
-
Среди слов тоже есть родственники. Сегодня мы узнаем, что такое родственные
слова.
4. Работа по теме урока
1. Работа по
учебнику, упр. 56, стр. 84 (чтение стихотворения учителем)
- Вы понимаете о
каком листке идет речь в 1 строчке? Это листок бумаги или листок с дерева? При
ответе на вопрос обратите внимание сначала на выделенную строчку, а потом на 2
последние строчки.
Назовите
подчеркнутые слова:
Листок
Листочек
Лист
Они стоят в
начальной форме? Выпишите их одно под другим, отметьте окончания, подчеркните
основу. У них одинаковые или разные основы? Сделаем вывод: это разные, но
родственные слова или это формы одного слова?
Назовите у этих
слов общую часть. (лист) Выделим сверху дугой эту часть.
2.
Сказка про корень.
Ребята, а сейчас мы узнаем как
называется самая главная часть слова.
Все на свете из чего-то состоит:
облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из
предложений, а предложения – из слов. Слова сделаны из своего строительного
материала. И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла –
смыслиночку. Самая главная из них – это корень. Как? – спросите Вы. Разве у
слова может быть корень, это же не растение? А вот послушайте:
Презентация.
- Много-много лет назад появилось
на свете слово ВОЗ, (слайд 1) нашли его люди и думают: «Что с ним
делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня и я разрастусь в большое
красивое дерево». Посадили люди слово ВОЗ и стало оно расти. (слайд 2).
Сначала один росток пустило (слайд 3), потом 2, 3. (слайд 4), много ростков
появилось от слова ВОЗ (слайд 5). Все на него похожи, но и свое в каждом
есть. Вот какое дерево выросло! (дети читают слова) Посмотрели люди, сравнили
все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили
тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали, от
нее, как от корня дерева, образуются новые родственные слова.
3. Формулирование правила.
- Ребята, вернемся к нашим словам:
листок, листочек, лист. Что мы с Вами в них выделили дугой. Как мы можем
назвать эти слова?
- А какие слова называются
родственными?
Прочитаем правило на стр.86 в
учебнике.
4.Работа по учебнику.
1) Вернемся к нашему упражнению,
выполним вторую часть задания на стр.85 устно.
- Являются ли родственными слова:
(слайд 6) листок, листка, к листку, листки.
- Или это формы одного слова?
Какого? (листок) Чем различаются эти формы?
- Являются ли родственными слова:
(слайд 7) листочки, листочками, о листочках, листочков? Или это формы одного и
того же слова? Какого? (листочек)
- Чем отличаются родственные слова
от форм одного слова?
2) Выполним упр. 57 устно.
- Прочитайте слова. Это разные
слова? В них есть общая часть, в которой заключен их общий смысл? Назовите ее.
(снег). Как мы можем назвать эти слова? (родственные)
- А как вы думаете, будут ли
родственными слова: солдат и боец, храбрый и смелый, смотреть и глядеть? Почему
это не родственные слова?
5. Рефлексия.
- Дети, кому на уроке было трудно, осталось
что-то непонятное?
- Кто разобрался и все понял?
6. Подведение итогов урока
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое родственные слова?
7. Домашнее задание
Т., упр.35, правило с.86
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.