Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспект урока русского языка и презентация на тему «Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах».

Конспект урока русского языка и презентация на тему «Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах».

Скачать материал

 

 

 

 

 

МОУ «Карпогорская общеобразовательная школа №118 структурное подразделение «Ваймушская основная школа №19»

 

 

 

                     Урок русского языка в 4 классе

 

 

 

 

Тема «Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах».

 

 

 

 

 

 

                                                          Немирова Анна Владимировна

                                                             учитель начальных классов

                                                                          2 категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            2010 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

Создание условий для совершенствования навыка правописания безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах единственного числа.

Задачи:

 образовательная:

-  учить осознанно, в ходе рассуждений, решать орфографические задачи;

развивающая:

- развитие письменной речи и устной речи путем диалога; знакомить с поэтами родной деревни;

воспитывающая:

- воспитывать доброту и бережное отношение к природе, любовь к своему краю.

 

Тип урока:  комбинированный

Раздел  программы: Части речи (морфология). Имя существительное.

 

Оборудование урока:

-учебник

-тетради

-карточки с заданиями

-мультимедийное сопровождение урока

-стихи, подготовленные детьми

- орфографические словари

 

       Ход урока.

 

  1).   Организационный момент.

 

Гости к нам пришли сегодня…

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, подружитесь.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

 

 2).     Актуализация знаний.

 

2.1.  

-Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы ее понимаете?

-Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.

 

2.2.

  - Давайте поиграем в игру «Минутка». За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов по изучаемой теме.

     Фронтальная работа.

 

- Какую тему изучаем?

- Что такое имя существительное?

-Имена существительные бывают…

-Им.сущ. изменяются по…

-Что такое склонение?

- Какие знаете несклоняемые им. сущ.?

-Сколько падежей в русском языке?

-Назовите их.

-Им. сущ. в И.п. всегда является в предложении …

- Как правильно сказать: пришел со школы, или пришел из школы?

-В каком падеже им. сущ. всегда употребляется с предлогом? ( Предложный падеж так назван Михаилом Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется).

-К какому склонению относятся существительные  мужского рода с нулевым окончанием?

-К какому склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце?

-К какому склонению относятся существительные  мужского и женского рода с окончаниями а-я ?

 

- Молодцы, справились с заданием!

 

2.3.

 Орфографическая работа и минутка чистописания.

 

- Какое время года на календаре?

- Изменчива погода зимой. То выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья.

 

- Сегодня мы совершим с вами прогулку в наш зимний лес.     Слайд 2, 3

 

Слайд 4 :

Сквозь ин.й леса одиноко

Др.жат д.лекие   .гни.

На хрупкой ветке спит  с.рока-

Лишь только руку прот.ни.

В берлоге между трех сосенок

Храпит доверчивый м.дведь.

И мес.ц так беспечно тонок,

Что даже боязно гл.деть.

 

- На какое правило пропущены буквы?

-Вспомните, какие гласные могут вызвать затруднение в слабой позиции?

 

           Чистописание.

-Почему эти гласные у нас на минутке чистописания?

- Найдите закономерность и продолжите ряд.

 

          Письмо по выбору.

-В какой части слова была пропущена безударная гласная?

- На какие группы мы можем разделить пропущенные гласные?

-Кто желает писать слова с проверяемыми безударными гласными?

- Как будете работать над безударными гласными?

-Кто с непроверяемыми?

- А вы?

 

       Самостоятельная работа с проверкой: 1 группа - по эталону, 2 группа - по орфографическому словарю.                                  Слайд 5

                                    Дрожь – дрожат

                                    Даль – далекие

                                    Огненный – огни

                                     Тянет – протяни

                                    Взгляд - глядеть

   3). Постановка темы и цели урока.

 

Слайд 6

Из земли                         из избушки

По степи                         по комнате

На воде                           на празднике

О зиме                             о вьюге

 

-Чем отличаются группы слов?

- Сформулируйте тему урока.

- Цель урока?

- Для чего нам надо  этому  учиться?

 

- Начертите на полях шкалу самооценки и оцените свое умение писать безударные окончания имен существительных.

 

 4).       Первичное закрепление. Работа в парах.

 

- Кто хорошо знает, как проверить безударные гласные  в окончании имен существительных?

- А как это сделать? Обсудите в парах.

- Где можно проверить правильность ваших рассуждений? (учебник)

- Как вы считаете, ответили вы на поставленные вопросы?

 

- Попробуйте заполнить эту таблицу:

                 1 скл.                         2 скл.                  3 скл.

Р.п.

Д.п.

П.п.

 

        Проверка   (читаю стихотворение)

 

В 1 склонении

Помню даже во сне

В предложном и дательном

Пишется   ….  е.

 

И во 2 склонении

В предложном падеже

Пишу я без сомнения

Окончание … е.

 

А в 3 склонении

Не ошибись, смотри,

В родительном, дательном,

Даже в предложном

Всегда я пишу

Окончание …и.

 

   5).       Работа в парах  с проверкой по эталону.

 

-Чему мы сегодня учимся на уроке?

 

Карточка:

Кружились в воздух.  , на вершин.  сосны, по лесной тропинк.  , в морозной тишин. , упала с елк. .

 

- Спланируйте свою работу.

 

      Проверка.   Слайд 7.

 

- Оцените свою работу.

- Какое словосочетание было лишним? Почему?

 

-Какой темой можно объединить эти словосочетания? (Зима в лесу)

 

6).       Решение задач на повторение.

 

6.1.

- Посмотрите на фотографии, полюбуйтесь  красотой  нашего зимнего леса.         Слайд 8, 9.

 

- Составьте предложения, используя данные словосочетания.(устно)

 

- Письмо под диктовку:

В воздухе плавно кружились серебристые снежинки. На вершине сосны лежат пушистые шапки снега.

- Какие задания можно сделать с этими предложениями?

   Коллективная работа.

 

6.2.

Слайд 10.

Снегири.

Стынут ветки на мороз.

У сосны и ел. .

Что за чудо? На берез.

Яблоки поспели.

 

- Что за яблоки на березе? Бывает ли такое?

Слайд 11.

Подойду поближе к ней,

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце.

 

- Напишите в тетради имена существительные с предлогами.

 

Взаимопроверка.  Слайд 12.

 

Чтение учеником наизусть стихотворения «Снегири» местной поэтессы

Р. Щепоткиной.    (приложение 1)

- Поделитесь своими впечатлениями.

 

- Зимой птицам приходится очень трудно, многие птицы тянутся к жилью человека. Как мы можем им помочь?

Чтение учеником стихотворения Е.Благининой «Покормите птиц зимой». (приложение 2)

 

7). Самостоятельное выполнение тренировочных упражнений.

 

-Какая тема урока?

- Чему мы учимся на уроке?

 

   - Выбор задания по степени трудности:    Упр. 232 или карточка.

 

Карточка.

- Исправь ошибки. Докажи.

      На белой скатерте  снегов видны следы рыси. От елке к елке прыгает шустрая белка. На березки лежат пушистые шапке снега. Ветки пригнулись от такой тяжесте.

 

Проверка учителем.

 

8). Итог урока. Самооценка. Рефлексия.

 

-Какое умение вы оценивали в начале урока?

- Давайте оценим умение писать безударные окончания имен существительных в Р.п., Д.п., П.п. еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

- Кому стало легче определять безударные окончания?

- Кто остался на том же уровне? А этот уровень был высокий?

 

- Оцените свою деятельность и деятельность своих одноклассников по заданной схеме:      слайд 13

 

                                             Узнал, открыл для себя…

                                             Научился…

Сегодня на уроке я…         Смог…

                                              Могу похвалить себя и своих одноклассников…

 

9). Домашнее задание.

 

Слайд 14.

Загадка про снежинку.

 

- Русская зима вступила в свои права. Тихо и плавно падают на землю кружевные снежинки. Закройте глаза и представьте себе одну единственную снежинку, не похожую на других.

 

- Я предлагаю вам дома написать рассказ о зиме. Надеюсь, материал сегодняшнего урока вам в этом поможет.

- По желанию: в тексте найти имена существительные Р.п., Д.п., П.п. и красиво оформить свою работу.

 

- Спасибо за работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

Снегирь.

Однажды я зимой метельной,

взяв вёдра, за водой пошла.

У крылечка в удивлении

Красный мячик я нашла!

 

Кто же ноченькой метельной

У крылечка тут играл?

Кто же, кто же в самом деле

Красный мячик потерял?

 

Разглядела – чуть не плачу!

Боль пронзила, как кинжал:

На снегу совсем не мячик,

На снегу снегирь лежал!

 

Брюшко кверху, лапки кверху,

Подняла я снегиря,

Пожалела, отогрела,

В тёплу избу занесла.

 

И снегирь зашевелился,

Заскакал и заклевал,

А потом опять свалился

И за тумбочку упал!

 

Птичку в ящик посадила,

Корма, снегу занесла.

Ночью света не гасила,

Всю – то ночь я не спала!

 

А наутро мой снегирь

Вдруг по клетке заскакал,

Прыгнул в блюдечко со снегом,

Громко крикнул. И упал!

 

Тихо, грустно и печально,

Ничего не говоря,

Я в сарае утром ранним

Схоронила снегиря…

 

Снегирь мой в сердце след оставил.

Он мало пожил и затих.

Но смертью думать нас заставил

О братьях маленьких своих!

 

Чтоб звонкой трелью мир  заполнить

И не умолкнуть ей вовек,

О малых братьях должен помнить

И помогать им человек!

              Д. Ваймуша              Роза Щепоткина

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка и презентация на тему «Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий отделом архива

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном, творительном падежах единственного числа" МК "Школа России" Цель урока: Создание условий для совершенствования навыка правописания безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном, творительном падежах. Учить сознательно, в ходе рассуждений, решать орфографические задачи. дать ученику возможность, создавая проблемные ситуации, самому делать выводы в решении этих задач.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 791 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.09.2020 226
    • DOCX 23.5 кбайт
    • 24 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Чуварова Радия Мансуровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Чуварова Радия Мансуровна
    Чуварова Радия Мансуровна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80726
    • Всего материалов: 229

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 958 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 668 человек

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1114 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 19 273 человека

Мини-курс

Театральная педагогика: творческое развитие и воспитание

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 15 регионов

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе