МОУ «Карпогорская общеобразовательная
школа №118 структурное подразделение «Ваймушская основная школа №19»
Урок русского языка в 4 классе
Тема «Правописание
безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном
падежах».
Немирова Анна Владимировна
учитель начальных классов
2 категория
2010 год
Цель:
Создание условий для
совершенствования навыка правописания безударных окончаний имен существительных
в родительном, дательном, предложном падежах единственного числа.
Задачи:
образовательная:
- учить осознанно, в
ходе рассуждений, решать орфографические задачи;
развивающая:
- развитие письменной
речи и устной речи путем диалога; знакомить с поэтами родной деревни;
воспитывающая:
- воспитывать доброту
и бережное отношение к природе, любовь к своему краю.
Тип урока: комбинированный
Раздел программы: Части речи (морфология). Имя
существительное.
Оборудование
урока:
-учебник
-тетради
-карточки с заданиями
-мультимедийное
сопровождение урока
-стихи,
подготовленные детьми
- орфографические
словари
Ход урока.
1). Организационный
момент.
Гости к нам пришли
сегодня…
К ним сейчас вы
повернитесь,
Улыбнитесь,
подружитесь.
Будем отвечать
активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь
прийти.
2). Актуализация
знаний.
2.1.
-Ребята, начать наш
урок я хотела бы с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
Как вы ее понимаете?
-Вы знаете, что наши
знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно,
достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.
2.2.
- Давайте поиграем
в игру «Минутка». За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов
по изучаемой теме.
Фронтальная
работа.
- Какую тему изучаем?
- Что такое имя
существительное?
-Имена
существительные бывают…
-Им.сущ. изменяются
по…
-Что такое склонение?
- Какие знаете
несклоняемые им. сущ.?
-Сколько падежей в
русском языке?
-Назовите их.
-Им. сущ. в И.п.
всегда является в предложении …
- Как правильно
сказать: пришел со школы, или пришел из школы?
-В каком падеже им.
сущ. всегда употребляется с предлогом? ( Предложный падеж так назван Михаилом
Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется).
-К какому склонению
относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием?
-К какому склонению
относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце?
-К какому склонению
относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями а-я ?
- Молодцы, справились
с заданием!
2.3.
Орфографическая
работа и минутка чистописания.
- Какое время года на
календаре?
- Изменчива погода
зимой. То выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер,
закружит вихрем снежные хлопья.
- Сегодня мы совершим
с вами прогулку в наш зимний лес. Слайд 2, 3
Слайд
4 :
Сквозь ин.й леса
одиноко
Др.жат д.лекие
.гни.
На хрупкой ветке
спит с.рока-
Лишь только руку
прот.ни.
В берлоге между трех
сосенок
Храпит доверчивый
м.дведь.
И мес.ц так беспечно
тонок,
Что даже боязно
гл.деть.
- На какое правило
пропущены буквы?
-Вспомните, какие
гласные могут вызвать затруднение в слабой позиции?
Чистописание.
-Почему эти гласные у
нас на минутке чистописания?
- Найдите
закономерность и продолжите ряд.
Письмо по
выбору.
-В какой части слова
была пропущена безударная гласная?
- На какие группы мы
можем разделить пропущенные гласные?
-Кто желает писать
слова с проверяемыми безударными гласными?
- Как будете работать
над безударными гласными?
-Кто с
непроверяемыми?
- А вы?
Самостоятельная работа с проверкой: 1 группа - по эталону, 2 группа - по
орфографическому словарю. Слайд 5
Дрожь – дрожат
Даль – далекие
Огненный – огни
Тянет – протяни
Взгляд - глядеть
3). Постановка
темы и цели урока.
Слайд
6
Из земли
из избушки
По
степи по комнате
На
воде на празднике
О
зиме о вьюге
-Чем отличаются
группы слов?
- Сформулируйте тему
урока.
- Цель урока?
- Для чего нам надо
этому учиться?
- Начертите на полях
шкалу самооценки и оцените свое умение писать безударные окончания имен
существительных.
4). Первичное
закрепление. Работа в парах.
- Кто хорошо знает,
как проверить безударные гласные в окончании имен существительных?
- А как это сделать?
Обсудите в парах.
- Где можно проверить
правильность ваших рассуждений? (учебник)
- Как вы считаете,
ответили вы на поставленные вопросы?
- Попробуйте
заполнить эту таблицу:
1
скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п.
Д.п.
П.п.
Проверка (читаю
стихотворение)
В 1 склонении
Помню даже во сне
В предложном и
дательном
Пишется …. е.
И во 2 склонении
В предложном падеже
Пишу я без сомнения
Окончание … е.
А в 3 склонении
Не ошибись, смотри,
В родительном,
дательном,
Даже в предложном
Всегда я пишу
Окончание …и.
5). Работа
в парах с проверкой по эталону.
-Чему мы сегодня
учимся на уроке?
Карточка:
Кружились в воздух.
, на вершин. сосны, по лесной тропинк. , в морозной тишин. , упала с елк. .
- Спланируйте свою
работу.
Проверка. Слайд 7.
- Оцените свою
работу.
- Какое
словосочетание было лишним? Почему?
-Какой темой можно
объединить эти словосочетания? (Зима в лесу)
6). Решение
задач на повторение.
6.1.
- Посмотрите на
фотографии, полюбуйтесь красотой нашего зимнего леса. Слайд 8, 9.
- Составьте
предложения, используя данные словосочетания.(устно)
- Письмо под диктовку:
В воздухе плавно
кружились серебристые снежинки. На вершине сосны лежат пушистые шапки снега.
- Какие задания можно
сделать с этими предложениями?
Коллективная
работа.
6.2.
Слайд
10.
Снегири.
Стынут ветки на
мороз.
У сосны и ел. .
Что за чудо? На
берез.
Яблоки поспели.
- Что за яблоки на
березе? Бывает ли такое?
Слайд
11.
Подойду поближе к
ней,
И глазам не верится:
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.
- Напишите в тетради
имена существительные с предлогами.
Взаимопроверка. Слайд 12.
Чтение учеником
наизусть стихотворения «Снегири» местной поэтессы
Р. Щепоткиной.
(приложение 1)
- Поделитесь своими
впечатлениями.
- Зимой птицам
приходится очень трудно, многие птицы тянутся к жилью человека. Как мы можем им
помочь?
Чтение учеником стихотворения
Е.Благининой «Покормите птиц зимой». (приложение 2)
7).
Самостоятельное выполнение тренировочных упражнений.
-Какая тема урока?
- Чему мы учимся на
уроке?
- Выбор задания по
степени трудности: Упр. 232 или карточка.
Карточка.
- Исправь ошибки.
Докажи.
На белой
скатерте снегов видны следы рыси. От елке к елке прыгает шустрая белка. На
березки лежат пушистые шапке снега. Ветки пригнулись от такой тяжесте.
Проверка учителем.
8). Итог урока. Самооценка.
Рефлексия.
-Какое умение вы
оценивали в начале урока?
- Давайте оценим
умение писать безударные окончания имен существительных в Р.п., Д.п., П.п. еще
раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если
изменилась, то поставьте новый +.
- Кому стало легче
определять безударные окончания?
- Кто остался на том
же уровне? А этот уровень был высокий?
- Оцените свою
деятельность и деятельность своих одноклассников по заданной схеме: слайд 13
Узнал, открыл для себя…
Научился…
Сегодня на уроке
я… Смог…
Могу похвалить себя и своих одноклассников…
9). Домашнее
задание.
Слайд
14.
Загадка про снежинку.
- Русская зима
вступила в свои права. Тихо и плавно падают на землю кружевные снежинки.
Закройте глаза и представьте себе одну единственную снежинку, не похожую на
других.
- Я предлагаю вам
дома написать рассказ о зиме. Надеюсь, материал сегодняшнего урока вам в этом
поможет.
- По желанию: в
тексте найти имена существительные Р.п., Д.п., П.п. и красиво оформить свою
работу.
- Спасибо за работу
на уроке.
Приложение.
Снегирь.
Однажды я зимой
метельной,
взяв вёдра, за водой
пошла.
У крылечка в
удивлении
Красный мячик я
нашла!
Кто же ноченькой
метельной
У крылечка тут играл?
Кто же, кто же в
самом деле
Красный мячик
потерял?
Разглядела – чуть не
плачу!
Боль пронзила, как
кинжал:
На снегу совсем не
мячик,
На снегу снегирь
лежал!
Брюшко кверху, лапки
кверху,
Подняла я снегиря,
Пожалела, отогрела,
В тёплу избу занесла.
И снегирь
зашевелился,
Заскакал и заклевал,
А потом опять
свалился
И за тумбочку упал!
Птичку в ящик посадила,
Корма, снегу занесла.
Ночью света не
гасила,
Всю – то ночь я не
спала!
А наутро мой снегирь
Вдруг по клетке
заскакал,
Прыгнул в блюдечко со
снегом,
Громко крикнул. И
упал!
Тихо, грустно и
печально,
Ничего не говоря,
Я в сарае утром
ранним
Схоронила снегиря…
Снегирь мой в сердце
след оставил.
Он мало пожил и
затих.
Но смертью думать нас
заставил
О братьях маленьких
своих!
Чтоб звонкой трелью
мир заполнить
И не умолкнуть ей
вовек,
О малых братьях
должен помнить
И помогать им
человек!
Д. Ваймуша
Роза Щепоткина
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.