Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка и презентация на тему «Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах».

Конспект урока русского языка и презентация на тему «Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах».






МОУ «Карпогорская общеобразовательная школа №118 структурное подразделение «Ваймушская основная школа №19»




Урок русского языка в 4 классе





Тема «Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах».







Немирова Анна Владимировна

учитель начальных классов

2 категория










2010 год















Цель:

Создание условий для совершенствования навыка правописания безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах единственного числа.

Задачи:

образовательная:

- учить осознанно, в ходе рассуждений, решать орфографические задачи;

развивающая:

- развитие письменной речи и устной речи путем диалога; знакомить с поэтами родной деревни;

воспитывающая:

- воспитывать доброту и бережное отношение к природе, любовь к своему краю.


Тип урока: комбинированный

Раздел программы: Части речи (морфология). Имя существительное.


Оборудование урока:

-учебник

-тетради

-карточки с заданиями

-мультимедийное сопровождение урока

-стихи, подготовленные детьми

- орфографические словари


Ход урока.


1). Организационный момент.


Гости к нам пришли сегодня…

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, подружитесь.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.


2). Актуализация знаний.


2.1.

-Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы ее понимаете?

-Вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок.


2.2.

- Давайте поиграем в игру «Минутка». За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов по изучаемой теме.

Фронтальная работа.


- Какую тему изучаем?

- Что такое имя существительное?

-Имена существительные бывают…

-Им.сущ. изменяются по…

-Что такое склонение?

- Какие знаете несклоняемые им. сущ.?

-Сколько падежей в русском языке?

-Назовите их.

-Им. сущ. в И.п. всегда является в предложении …

- Как правильно сказать: пришел со школы, или пришел из школы?

-В каком падеже им. сущ. всегда употребляется с предлогом? ( Предложный падеж так назван Михаилом Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется).

-К какому склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием?

-К какому склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце?

-К какому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями а-я ?


- Молодцы, справились с заданием!


2.3.

Орфографическая работа и минутка чистописания.


- Какое время года на календаре?

- Изменчива погода зимой. То выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья.


- Сегодня мы совершим с вами прогулку в наш зимний лес. Слайд 2, 3


Слайд 4 :

Сквозь ин.й леса одиноко

Др.жат д.лекие .гни.

На хрупкой ветке спит с.рока-

Лишь только руку прот.ни.

В берлоге между трех сосенок

Храпит доверчивый м.дведь.

И мес.ц так беспечно тонок,

Что даже боязно гл.деть.


- На какое правило пропущены буквы?

-Вспомните, какие гласные могут вызвать затруднение в слабой позиции?


Чистописание.

-Почему эти гласные у нас на минутке чистописания?

- Найдите закономерность и продолжите ряд.


Письмо по выбору.

-В какой части слова была пропущена безударная гласная?

- На какие группы мы можем разделить пропущенные гласные?

-Кто желает писать слова с проверяемыми безударными гласными?

- Как будете работать над безударными гласными?

-Кто с непроверяемыми?

- А вы?


Самостоятельная работа с проверкой: 1 группа - по эталону, 2 группа - по орфографическому словарю. Слайд 5

Дрожь – дрожат

Даль – далекие

Огненный – огни

Тянет – протяни

Взгляд - глядеть

3). Постановка темы и цели урока.


Слайд 6

Из земли из избушки

По степи по комнате

На воде на празднике

О зиме о вьюге


-Чем отличаются группы слов?

- Сформулируйте тему урока.

- Цель урока?

- Для чего нам надо этому учиться?


- Начертите на полях шкалу самооценки и оцените свое умение писать безударные окончания имен существительных.


4). Первичное закрепление. Работа в парах.


- Кто хорошо знает, как проверить безударные гласные в окончании имен существительных?

- А как это сделать? Обсудите в парах.

- Где можно проверить правильность ваших рассуждений? (учебник)

- Как вы считаете, ответили вы на поставленные вопросы?


- Попробуйте заполнить эту таблицу:

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Р.п.

Д.п.

П.п.


Проверка (читаю стихотворение)


В 1 склонении

Помню даже во сне

В предложном и дательном

Пишется …. е.


И во 2 склонении

В предложном падеже

Пишу я без сомнения

Окончание … е.


А в 3 склонении

Не ошибись, смотри,

В родительном, дательном,

Даже в предложном

Всегда я пишу

Окончание …и.


5). Работа в парах с проверкой по эталону.


-Чему мы сегодня учимся на уроке?


Карточка:

Кружились в воздух. , на вершин. сосны, по лесной тропинк. , в морозной тишин. , упала с елк. .


- Спланируйте свою работу.


Проверка. Слайд 7.


- Оцените свою работу.

- Какое словосочетание было лишним? Почему?


-Какой темой можно объединить эти словосочетания? (Зима в лесу)


6). Решение задач на повторение.


6.1.

- Посмотрите на фотографии, полюбуйтесь красотой нашего зимнего леса. Слайд 8, 9.


- Составьте предложения, используя данные словосочетания.(устно)


- Письмо под диктовку:

В воздухе плавно кружились серебристые снежинки. На вершине сосны лежат пушистые шапки снега.

- Какие задания можно сделать с этими предложениями?

Коллективная работа.


6.2.

Слайд 10.

Снегири.

Стынут ветки на мороз.

У сосны и ел. .

Что за чудо? На берез.

Яблоки поспели.


- Что за яблоки на березе? Бывает ли такое?

Слайд 11.

Подойду поближе к ней,

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце.


- Напишите в тетради имена существительные с предлогами.


Взаимопроверка. Слайд 12.


Чтение учеником наизусть стихотворения «Снегири» местной поэтессы

Р. Щепоткиной. (приложение 1)

- Поделитесь своими впечатлениями.


- Зимой птицам приходится очень трудно, многие птицы тянутся к жилью человека. Как мы можем им помочь?

Чтение учеником стихотворения Е.Благининой «Покормите птиц зимой». (приложение 2)


7). Самостоятельное выполнение тренировочных упражнений.


-Какая тема урока?

- Чему мы учимся на уроке?


- Выбор задания по степени трудности: Упр. 232 или карточка.

Карточка.

- Исправь ошибки. Докажи.

На белой скатерте снегов видны следы рыси. От елке к елке прыгает шустрая белка. На березки лежат пушистые шапке снега. Ветки пригнулись от такой тяжесте.


Проверка учителем.


8). Итог урока. Самооценка. Рефлексия.


-Какое умение вы оценивали в начале урока?

- Давайте оценим умение писать безударные окончания имен существительных в Р.п., Д.п., П.п. еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.

- Кому стало легче определять безударные окончания?

- Кто остался на том же уровне? А этот уровень был высокий?


- Оцените свою деятельность и деятельность своих одноклассников по заданной схеме: слайд 13


Узнал, открыл для себя…

Научился…

Сегодня на уроке я… Смог…

Могу похвалить себя и своих одноклассников…


9). Домашнее задание.


Слайд 14.

Загадка про снежинку.


- Русская зима вступила в свои права. Тихо и плавно падают на землю кружевные снежинки. Закройте глаза и представьте себе одну единственную снежинку, не похожую на других.


- Я предлагаю вам дома написать рассказ о зиме. Надеюсь, материал сегодняшнего урока вам в этом поможет.

- По желанию: в тексте найти имена существительные Р.п., Д.п., П.п. и красиво оформить свою работу.


- Спасибо за работу на уроке.














Приложение.


Снегирь.

Однажды я зимой метельной,

взяв вёдра, за водой пошла.

У крылечка в удивлении

Красный мячик я нашла!


Кто же ноченькой метельной

У крылечка тут играл?

Кто же, кто же в самом деле

Красный мячик потерял?


Разглядела – чуть не плачу!

Боль пронзила, как кинжал:

На снегу совсем не мячик,

На снегу снегирь лежал!


Брюшко кверху, лапки кверху,

Подняла я снегиря,

Пожалела, отогрела,

В тёплу избу занесла.


И снегирь зашевелился,

Заскакал и заклевал,

А потом опять свалился

И за тумбочку упал!


Птичку в ящик посадила,

Корма, снегу занесла.

Ночью света не гасила,

Всю – то ночь я не спала!


А наутро мой снегирь

Вдруг по клетке заскакал,

Прыгнул в блюдечко со снегом,

Громко крикнул. И упал!


Тихо, грустно и печально,

Ничего не говоря,

Я в сарае утром ранним

Схоронила снегиря…


Снегирь мой в сердце след оставил.

Он мало пожил и затих.

Но смертью думать нас заставил

О братьях маленьких своих!


Чтоб звонкой трелью мир заполнить

И не умолкнуть ей вовек,

О малых братьях должен помнить

И помогать им человек!

Д. Ваймуша Роза Щепоткина

Конспект урока русского языка и презентация на тему «Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном, предложном падежах».
  • Начальные классы
Описание:

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном, творительном падежах единственного числа"

МК "Школа России"

Цель урока:

Создание условий для совершенствования навыка правописания  безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном, творительном падежах.

Учить сознательно, в ходе рассуждений, решать орфографические задачи.

дать ученику возможность, создавая проблемные ситуации, самому делать выводы в решении этих задач.

 

 

Автор Немирова Анна Владимировна
Дата добавления 15.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 803
Номер материала 56390
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓