II.
Актуализация знаний.
Минутка
чистописания.
Словарно-орфографическая
работа.
III. Целеполагание.
Планирование
деятельности.
IV.Открытие
новых знаний.
Физкультминутка
Первичное
закрепление.
Работа в
тетрадях.
Итог
урока.
Рефлексия.
|
Слайд 1.
Индивидуальная
Слайд 2 .
Фронтальная
Индивидуальная
Индивидуальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Слайд 3.
Индивидуальная
Фронтальная
Слайд4.
Групповая
Работа в
парах.
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая.
Индивидуальная
Слайд5.
|
–
Откройте тетрадь.
–
Запишите дату.
–
Напишите «Классная работа».
Письмо буквы П п.
- Оцените свою деятельность по алгоритму
- Прочитайте стихотворение Александра
Шибаева.
Платье новое –
Вполне
Хорошо сидит на мне.
Это платье мне идёт.
А костюм – наоборот,
Потому что плохо сшит,
Он на вешалке висит.
– Какими словами играет поэт?
-Что эти слова означают в тексте?
– А есть ли в словах сидит и идёт этот смысл, если
взять вне текста?
В таких сочетаниях «сидит на мне, мне
идёт» слова получили другое значение и сблизились по смыслу.
– Выпишите словарные слова к теме
«Гардероб».
- Запишите ещё одно слово: платок.
– Что общего между словами платье и платок?
- Это древнерусское слово, оно лежит в
основе этих слов и означает «кусок материи». Слово плат используется
в художественно-поэтической речи. Например:
«Софья
схватила с кровати чёрный плат, накинула на голову и встретила князя» (А.Н. Толстой) или
«А ты всё та же: лес, да поле, да плат узорный до бровей...» (А. Блок).
– Как легче запомнить правописание слов платок, платье?
2. – Составьте со
словом платок словосочетания к
схемам:
Прил. – платок
платок
–
сущ.
Глагол – платок
- Запишите в тетрадь
словосочетания.
- Оцените свою
деятельность по алгоритму.
Ребята, расскажите, пожалуйста, какую
тему мы изучаем на уроках русского языка?
Мозговой штурм
1.Что такое глагол?
2.На какие вопросы отвечают глаголы?
3.На какие вопросы отвечают глаголы настоящего
времени?
4. Что вы знаете о глаголах
прошедшего времени?
·
Н а какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
·
При помощи чего образуются глаголы прошедшего времени?
·
Как изменяются глаголы прошедшего времени.
5.На какие вопросы отвечают глаголы будущего
времени?
6. Роль глагола в предложении?
Молодцы,
вы замечательно поработали.
Оцените свою деятельность на данном этапе.
Ребята, я прочитаю стихотворение, а вы
попробуйте подобрать название к нему.
Я согласен даже не рисовать на карте! И
согласен даже не танцевать на парте! Но не смейте
делать мне никаких упрёков, Если
даже я и не выучу уроков.
|
|
-А хотите узнать авторский вариант?
- Откройте дидактический материал на
странице 147, найдите стихотворение, прочитает название.
Кто автор этого произведения?
- Чему учит это
стихотворение?
- Стихотворение называется «НЕ».
Что же обозначает это слово?
– Может ли оно употребляться
самостоятельно, само по себе?
- А с какими словами оно употребляется в
тексте?
- А почему мы именно заговорили о НЕ с
глаголами?
- Тема урока: Частица Не. Правописание
частицы НЕ с глаголами. (На доске)
- Поставим задачи на урок.
1. Наблюдение
над употреблением частицы не.
– Прочитайте предложения.
Оля любит читать стихи.
Илья не любит читать стихи.
- Что общего в них?
- В чём разница между ними?
– Почему изменился смысл второго
предложения?
Любит
– не любит
– Посмотрите, как записан глагол с не.
Какое будет значение в записанной паре
слов? (Противоположное.) (Слова – антонимы)
– Что же придаёт отрицательный смысл?
- Что же такое не?
-Где мы сможем найти точный ответ?
2. Прочитайте правило в рамке учебника
на с. 112.
– Как называется новое слово не?
- Что вы узнали о частице?
– Какие ещё части речи вы знаете?
- На какие группы делятся части речи?
– К какой группе частей речи её можно
отнести – к самостоятельным или служебным?
- Почему?
– Какую роль выполняет она в речи?
– Что вы узнали о правописании?
- Как обозначается орфограмма?
Не выучил, не делай.
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.
Оцените свою деятельность.
-
Поднимите руки, кому понравилось говорить о частице НЕ?
-Что мы
узнали о НЕ?
- А все
ли мы тайны узнали о частице?
Сейчас
мы узнаем ещё одну тайну.
-
Работа в парах. (задание на карточках).
- Помогите восстановить пословицы.
Начало от одной пословицы, а окончание от другой.
Умелые
руки
|
не
дружит.
|
С
ложью правда
|
торопись
делом.
|
Не
спеши языком
|
не
делает.
|
Лень
добра
|
не
знают скуки
|
|
|
- Какие
пословицы вы не знали?
-
Объясните их значение.
- Какая
пословица вам понравилась больше всего?
– Как написана частица не с глаголами?
-
Переверните карточку и запишите по памяти ту пословицу, которая вам
понравилась.
-
Проверьте свои записи. Подчеркните орфограмму- пробел.
- Где может
употребляться частица НЕ?
-
Что такое пословица?
-
Чему учит нас народная мудрость?
Оцените свою деятельность.
Послушайте отрывок из песни.
Песня называется «Не дразните собак». Текст написал
поэт- песенник
М. Пляцковский (автор песни
«Улыбка», «Вместе весело шагать»))
- А сочинил музыку композитор Е. Птичкин.
- Что можно сказать об этих людях?
- Это обращение к нам, людям, чтобы мы не губили
природу
-Где уместно разместить такой
текст?
- А можно ли этот текст назвать
призывом?
- Я предлагаю вам стать писателями
и составить свои обращения, используя глаголы с частицей НЕ. Для этого надо
распределиться на четвёрки .
Работа в микрогруппах.
Тексты посвящены разным темам:
1 группа - будет говорить о
правилах поведения в лесу.
2 группа - о правилах поведения в
столовой.
3 группа - о правилах пользования книгой.
4 группа – правила поведения на уроке
5 группа – правила поведения на перемене.
- В чём вы ещё увидели помощь частицы не?
Запишите по одному обращению от группы в тетрадь,
выделите орфограмму-пробел.
Оцените свою деятельность.
Домашнее задание Д. м. с.76, упр. 148
- Продолжи фразу.
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Урок дал мне для
жизни…
|
Ребята
оформляют записи в тетради.
Ребята выполняют записи в тетради по
образцу.
П п. Записывают в тетрадь.
Самооценка деятельности по
алгоритму.
Ребята читают стихотворение.
-Сидит, идёт.
- Подходит к фигуре по цвету, фасону.
- Нет.
Ребята работают в тетради, выписывают
словарные слова по теме «Гардероб» - платье, костюм.
- Часть плат.
- В написании слов есть общая часть плат.
Ребята составляют словосочетания со
словом платок.
Учащиеся
записывают словосочетания в тетрадь. (Красный
платок, платок с каймой, закутаться в платок.)
Самооценка деятельности по
алгоритму.
- Мы изучаем тему «Глагол».
1.Глагол – это самостоятельная часть
речи, обозначает действие предметов.
Примеры:______________________
2.Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что делал? что будет делать?
Примеры:_______________________
3.Глаголы настоящего времени отвечают на
вопросы (что делает? что делают?) Примеры: ______________
4. Глаголы прошедшего времени отвечают
на вопросы что делал? что сделал? что делали? что сделали?
Примеры:________________________
- Глаголы прошедшего времени образуются при помощи суффикса –л-)
Примеры: ___________________
-
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам.
Примеры:
______________________
5.Глаголы будущего времени отвечают на
вопросы (что делает? что делают?)
Примеры: _____________________
6.В
предложении глагол играет роль сказуемого.
Самооценка деятельности по
алгоритму.
Ребята
предлагают варианты названий.
Ребята
открывают дидактический материал на странице 147, находят стихотворение и
читают название стихотворения. Сравнивают со своими вариантами ответов.
Автор
этого произведения – Юрий Вронский.
Это
стихотворение учит соблюдать правила этикета.
Ребята
высказывают свои предположения.
Слово
само по себе не употребляется.
Это
слово употребляется с глаголами.
Ребята
предполагают, что возможно это тема сегодняшнего урока.
1. Узнать,
что такое не.
2. Узнать
об употреблении этого слова в речи.
3. Познакомимся
с новой орфограммой. (Задачи оформляются на доске)
Ребята читают предложения на слайде.
- В
предложениях говорится о ребятах.
-Разница
в том, что Оля любит читать стихи, а Илья не любит читать стихи.
- Во
втором предложении рядом с
глаголом
появилась частица не.
- Глагол
с частицей не записан раздельно.
- Значение слов в записанной паре
противоположное. Это слова антонимы.
- Отрицательный смысл придаёт слово не.
Ребята высказывают своё мнение.
- В этом нам может помочь учебник.
- Слово НЕ называется частица.
- Это часть речи. Это отрицательная
частица.
Учащиеся приводят примеры.
-Части речи делятся на самостоятельные и
служебные.
- Её можно отнести к служебным частям
речи.
- Частица самостоятельно в речи не
употребляется, нельзя
понять, что это – не, нельзя
задать вопрос.
-Частица не придаёт отрицательный
смысл слову или всему предложению.
- Мы узнали, что частица не пишется
раздельно с глаголами.
- Орфограмма-пробел.
Самооценка
деятельности по алгоритму.
(Проводят
двое ребят. Один из них глагол, другой частица НЕ. Глагол выполняет движение,
до тех пор пока не присоединяется частица.)
Глагол
НЕ
Кивай
Хлопай
Приседай
Наклоняйся
Прыгай
Шагай
- Частица
самостоятельно в речи не употребляется, нельзя понять,
что это – не, нельзя задать вопрос)
-Частица не придаёт отрицательный
смысл слову или всему предложению.
- Мы узнали, что частица не пишется
раздельно с глаголами.
- Орфограмма-пробел.
Ребята высказывают свои мнения.
Ребята работают в парах, выполняют
задание на карточках. Восстанавливают пословицы.
Умелые руки не знают скуки.
С ложью правда не дружит.
Не спеши языком, торопись делом.
Лень добра не делает.
- Ребята читают незнакомые пословицы.
- Объясняют смысл пословиц. Высказывают
своё отношение к пословицам.
- Частица не пишется с глаголом
раздельно.
Ребята записывают по памяти ту
пословицу, которая им понравилась.
Ребята проверяют записи, подчёркивают
орфограмму – пробел.
- Частица не может употребляться в
пословицах.
- Пословица – это народная мудрость.
- Народная мудрость учит нас тому,
чтобы поступать правильно.
Самооценка
деятельности по алгоритму.
- Ребята слушают отрывок из песни «Не
дразните собак».
- Они любят
природу, животных.
- Я бы написал этот текст на
плакате. Обратился к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не
выбрасывали домашних животных на улицу.
- Да, это призыв людей, которые любят
природу.
Ребята организуются в четвёрки и
составляют свои обращения, используя глаголы с частицей не.
Выступление одного человека от группы с
обращениями.
- При помощи частицы можно составить
призыв-обращение, правила поведения.
Ребята записывают понравившиеся
обращения в тетрадь, выделяют орфограмму-пробел.
Самооценка
деятельности по алгоритму.
- Слушают
объяснение учителя. Делают соответствующие записи.
Ответы учащихся.
|
Познавательные
УУД.
1.Выявлятьсущность, особенности объектов.
2. Находить
ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать
других.
2. Оформлять
свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные
УУД.
Выявлятьсущность, особенности объектов.
Регулятивные УУД
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные
УУД.
1. Находить
ответы на вопросы в учебнике.
Познавательные УУД
Развиваем умения извлекать информацию из
схем, иллюстраций, текстов.
Регулятивные УУД.
Прогнозировать
предстоящую работу (ставить задачи).
Личностные результаты.
Формируем
мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1.Оформлять
свои мысли в устной форме.
2. Развиваем умение слушать и
понимать других.
3. Строить
речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами.
Регулятивные УУД
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные
УУД.
1. Ориентироваться на развороте
учебника.
Коммуникативные УУД
1.Оформлять
свои мысли в устной форме.
2. Развиваем умение слушать и
понимать других.
3. Строить
речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами.
Познавательные
УУД.
1.Выявлять сущность, особенности объектов.
2. На основе анализа объектов
делать выводы.
Регулятивные УУД
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1.Оформлять
свои мысли в устной форме.
2. Развиваем умение слушать и
понимать других.
3. Строить
речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами.
Коммуникативные УУД
1.Оформлять
свои мысли в устной форме.
2. Развиваем умение слушать и
понимать других.
3. Строить
речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё
отношение, выражать свои эмоции.
2. Оценивать
поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1.Оформлять
свои мысли в устной форме.
2. Развиваем умение слушать и
понимать других.
3. Строить
речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.