Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка в 4 классе «Разносклоняемые существительные» (система Эльконина-Давыдова)

Конспект урока русского языка в 4 классе «Разносклоняемые существительные» (система Эльконина-Давыдова)

Название документа Конспект урока.doc


МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 имени А.С. Макаренко»

городского округа город Фролово












Конспект урока русского языка

в 4 классе


«Разносклоняемые существительные»


(система РО Д Б.Эльконина –В В.Давыдова)






подготовила

Михайлова Вера Евгеньевна

учитель начальных классов

высшей категории








г Фролово

2013-2014 учебный год




Конспект урока по русскому языку в 4 классе


Тема урока: «Разносклоняемые существительные».


Цели:

1.Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, их особенностями склонения, правописания.

2.Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.

3.Обогащать и развивать речь учащихся.

4.Воспитывать интерес к русскому языку.


Оборудование:  схемы-опоры, таблица, экран настроения, экран успеха , памятки с алгоритмом ,презентация, учебно-методический комплект для начальной школы « Уроки Кирилла и Мефодия».

Ход урока

1.Организационный момент.

1.Психологический настрой учащихся.
Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку.

У: С добрым утром начат день!

Первым делом гоним лень,

На уроке - не зевать

А работать и писать.

У: Начинаем урок русского языка .(слайд №1)

2 .Рубрика «Говори правильно!» (слайд №2)

У: У каждого на парте листок со словами. Ваша задача: правильно расставить ударение

-Для чего мы это делаем?

3.Самостоятельная работа.

У: Послушайте правильный ответ и проверьте работу соседа. (взаимопроверка)

У: Поделитесь с соседом результатом работы .В каких словах допустили ошибки?

-Какие советы можно дать детям, которые сделали ошибки?


II. Актуализация опорных знаний

1.Повторение изученного материала.

 У: Над какой проблемой работали на прошлом уроке?

- А что такое склонение? Сколько типов склонения в русском языке у имён существительных?

-Какие слова относятся к 1 склонению? Приведите свои примеры.

-Какие слова относятся ко 2 склонению? Приведите свои примеры.

-Какие слова относятся к 3 склонению? Приведите свои примеры.

2 Закрепление пройденного материала.

: Какую цель ставили на этот урок?

Д: продолжить работу над определением склонения существительных и тренироваться в правильном правописании падежных окончаний существительных.(слайд №3)

У: И так, продолжаем работать над определением склонения существительных и тренироваться в правильном правописании падежных окончаний существительных.

.У : Перед вами слова. (слайд №4)

тень, удача, вьюга, медведь, дочь, кирпич, облако, дядя

У : Что нужно знать, чтобы выполнить это задание?


У: Ваше задание: запишите слова в 3 столбика: Допишите по одному своему слову в каждый столбик

-Докажи свой выбор (ответы детей)

-.Оцените себя на полях на шкале успеха. Если у вас были ошибки, отметьте их на полях.

3.Парная работа

У:-А сейчас поработаем в паре.(слайд 5)

-Какое задание я предлагаю? Готовы? Приступайте к работе. (1 пара работает и объясняет у доски)

У: Оцените работу пары. Что им пожелаем?

4. Работа с фразеологизмами.

У : Зачем мы изучаем склонение имён существительных? Где нам это пригодится?

У: Узнай фразеологизмы.(слайд 6)

У: Ею нельзя разлить неразлучных друзей (Водой)

-Его проглатывают, упорно не желая говорить (язык)

-Не ударить в это лицом (грязь)

5.Фиксация затруднения в деятельности.

У: определите склонение угаданных слов.

-У какого слова было трудно определить склонение? Почему? Что надо сделать?(слайд № 7)

.(алгоритм определения склонения имён существительных)

-Посмотрите на предложение. (слайд №8)

Зимним утр.м мы пошли в лес. Узкая тропинк. привела нас к широкой полян.

-Везде ли легко написать окончания существительных ? Почему? Какой алгоритм знаете?

У: запишите правильно предложения ,вставьте пропущенные окончания

III. Физминутка

Пальчиковая гимнастика (« Пальчики здороваются», «Колечко», «Слоник», «Хлопки»)

IV. Тренировочные упражнения .(использование учебно-методического комплекта для начальной школы «Уроки Кирилла и Мефодия» по теме «Склонение имен существительных»

(урок № 10.)

У: Вставьте окончание у имен существительных. Что надо знать для этого?(учащиеся по очереди выходят к интерактивной доске , вставляют и объясняют правописание окончаний существительных).

У: Оцените работу!

У: Я вижу, что многие считают ,что уже хорошо изучили тему «Правописание окончаний имен существительных».Я очень рада .

V. Создание проблемной ситуации

У: В Стране «Существительное» много есть тайн, которые нам предстоит отгадать и открыть.

1.Работа с учебником.

У: откройте стр.132.

– А к какому склонению относится слово путь? Почему?
– Что мы должны написать в окончании?
 (ученики называют Я, а на экране появляется И). 
– Почему же написание окончания в этом слове не подчиняется правилу?
VI. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

1.Работа в опорной таблицей

У: Давайте решим эту задачу, используя нашу опорную таблицу, просклоняем слово путь(1 вариант), слово время (2 вариант)

Вы работаете в тетради.
– Сравните его окончания с окончаниями разных склонений. Найдите общее. Какое склонение считаем его своим?



Д: Р., Д., П. п. склоняются по 3 скл., а Т.п. по 2 скл.

У: Можем мы отнести это слово к какому-то одному склонению?

Дети :Нет.

У :Такое слово называется разносклоняемое! Итак, мы сделали с вами открытие?

Д :Да. Мы открыли разносклоняемые существительные.

У: Слово путь не одиноко в русском языке

У: Найдите их в тексте. прочитайте. ( из диска «Уроки Кирилла и Мефодия» урок №15)

У: Всего разносклоняемых слов - 11.

 VII  Лексическая разминка

– Ребята, значения каких слов вам не понятно?( бремя, стремя, темя.)
– Какой словарь нам поможет выяснить лексическое значение
? («Толковый словарь»).

-Объясните значение

VIII Чтение правила в учебнике стр.132

IX У: Но на этом наши открытия не закончились. Поэкспериментируем?

1. Творческая работа

Гореть синим пламе__, под брем_нем забот, без роду и плем_н__, до поры до врем н___, со врем__н царя Гороха, называть вещи своими им_нами_, в кои-то врем на.

– Известны вам эти выражения, а как они называются?
– Ребята, чем интересны для нас эти фразеологизмы? В них есть разносклоняемые существительные. 
– Понятны ли вам их значения? Какой словарь нам поможет узнать их? Фразеологический словарь») 

 X. Рефлексия

– Ребята, проходит время, и любые открытия, даже самые смелые и необъяснимые становятся известны всех. Давайте и мы с вами подведём итог и сообщим друг другу, какие же открытия мы с вами сегодня совершили. (ответы детей)

– С каким настроением вы сегодня уходите с урока?
– Понравилось вам делать открытия?
– Что вам в этом помогло?
– Что было трудно выполнять?
– Думаю, мы с вами совершим открытия еще не раз. Возможно, даже при выполнении домашнего задания.


XI. Домашнее задание

Учитель: используя таблицу, выберите 2 разносклоняемых существительных и просклоняйте их.

У: От доброго семени -добрый поступок. .Как Вы понимаете? (ответы детей)

У: От того, как Вы работали на уроке, будет и зависеть результат вашего домашнего задания. Удачи! Спасибо за урок!!!

Список использованной литературы

1.Е.В.Восторгова, Т.Н.Некрасова Методический комментарий к учебнику русского  языка для 4 класса. Пособие для учителя начальных классов (Система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова) М.: Вита – Пресс, 2011.

2.Репкин В.В, Е.В. Восторгова Т.В.Некрасова Русский язык: Учебник для 4 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова): В 2 –х кн. Кн.1. – 7 – е изд. - М.: Вита – Пресс, 2008.











Название документа презентация.ppt

Автор: Михайлова Вера Евгеньевна, учитель начальных классов МКОУ « СОШ № 3 им...
Говори правильно! Звонит ,столяр ,адрес, квартал, цемент, красивее ,алфавит, ...
Цель урока продолжить работу над определением склонения существительных - тре...
1)Запишите слова в 3 столбика: : Допишите по одному своему слову в каждый сто...
Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ. Тен...
Работа с фразеологизмами. -Ею нельзя разлить неразлучных друзей (…..) -Его пр...
1. Поставить в И.п. ед. ч. 2. Определить род 3. Выделить окончание 4. Определ...
Везде ли легко написать окончания существительных ? Зимним утр.м мы пошли в ...
Работа с учебником Как Вы думаете, к какому склонению относится слово путь? П...
Вырази мнение…. Мне было легко… Я затруднялся … Мне нужно …
Молодцы !
Список источников .Е.В. Восторгова,Т.Н. Некрасова Методический комментарий к ...
1 из 12

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Автор: Михайлова Вера Евгеньевна, учитель начальных классов МКОУ « СОШ № 3 им.А.
Описание слайда:

Автор: Михайлова Вера Евгеньевна, учитель начальных классов МКОУ « СОШ № 3 им.А.С .Макаренко» городского округа г. Фролово

№ слайда 2 Говори правильно! Звонит ,столяр ,адрес, квартал, цемент, красивее ,алфавит, дос
Описание слайда:

Говори правильно! Звонит ,столяр ,адрес, квартал, цемент, красивее ,алфавит, досуг.

№ слайда 3 Цель урока продолжить работу над определением склонения существительных - тренир
Описание слайда:

Цель урока продолжить работу над определением склонения существительных - тренироваться в правописании падежных окончаний имён существительных

№ слайда 4 1)Запишите слова в 3 столбика: : Допишите по одному своему слову в каждый столби
Описание слайда:

1)Запишите слова в 3 столбика: : Допишите по одному своему слову в каждый столбик .Докажи свой выбор . тень, удача, вьюга, медведь, дочь, кирпич, облако, дядя

№ слайда 5 Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ. Тень 1
Описание слайда:

Определи тип склонения существительных. Стрелками укажи правильный ответ. Тень 1 склонение Дуб 2 склонение Дедушка 3 склонение

№ слайда 6 Работа с фразеологизмами. -Ею нельзя разлить неразлучных друзей (…..) -Его прогл
Описание слайда:

Работа с фразеологизмами. -Ею нельзя разлить неразлучных друзей (…..) -Его проглатывают, упорно не желая говорить(…….) -Не ударить в это лицом(……..)

№ слайда 7 1. Поставить в И.п. ед. ч. 2. Определить род 3. Выделить окончание 4. Определить
Описание слайда:

1. Поставить в И.п. ед. ч. 2. Определить род 3. Выделить окончание 4. Определить склонение

№ слайда 8 Везде ли легко написать окончания существительных ? Зимним утр.м мы пошли в лес
Описание слайда:

Везде ли легко написать окончания существительных ? Зимним утр.м мы пошли в лес. Узкая тропинк. привела нас к широкой полян..

№ слайда 9 Работа с учебником Как Вы думаете, к какому склонению относится слово путь? Поче
Описание слайда:

Работа с учебником Как Вы думаете, к какому склонению относится слово путь? Почему? Сделай вывод -Стр.132 (чтение правила)

№ слайда 10 Вырази мнение…. Мне было легко… Я затруднялся … Мне нужно …
Описание слайда:

Вырази мнение…. Мне было легко… Я затруднялся … Мне нужно …

№ слайда 11 Молодцы !
Описание слайда:

Молодцы !

№ слайда 12 Список источников .Е.В. Восторгова,Т.Н. Некрасова Методический комментарий к уче
Описание слайда:

Список источников .Е.В. Восторгова,Т.Н. Некрасова Методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса. Пособие для учителя начальных классов(Система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова) М.: Вита – Пресс, 2011. .Репкин В .В, .Е.В. Восторгова Т.В.Некрасова Русский язык: Учебник для 4 класса начальной школы (Система Д.Б .Эльконина – В.В.Давыдова): В 2 –х кН. Кн.1. – 7 – е изд. - М.: Вита – Пресс, 2008. Шаблон для презентаций – fppt. com http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-bezudarnye-okonchaniya-imyon

Конспект урока русского языка в 4 классе «Разносклоняемые существительные» (система Эльконина-Давыдова)
  • Начальные классы
Описание:

Цели:

1.Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, их особенностями склонения, правописания.

2.Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять разносклоняемые существительные, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.

3.Обогащать и развивать речь учащихся.

урок русского языка проводится в 4 классе по программе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. 
В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков слов, учащиеся должны прийти к выводу, какие существительные называются разносклоняемыми существительными. 
Урок способствует развитию всех видов универсальных учебных действий. На этапе рефлексии дети сами оценивают свою работу и работу товарищей, высказывают мнения, делают выводы

 

 

 

4.Воспитывать интерес к  русскому языку

 

урок русского языка проводится в 4 классе по программе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. 
В результате исследования и выделения общих и отличительных признаков слов, учащиеся должны прийти к выводу, какие существительные называются разносклоняемыми существительными. 
Урок способствует развитию всех видов универсальных учебных действий. На этапе рефлексии дети сами оценивают свою работу и работу товарищей, высказывают мнения, делают выводы

Автор Михайлова Вера Евгеньевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1209
Номер материала 35535
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓