Главная / Русский язык и литература / Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Способы образования слов"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Способы образования слов"


Тема: Способы образования слов.


Тип урока. Урок повторения, обобщения и углубления изученного.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

М/к: договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.

6ЛР: устанавливать способы образования слов, опираясь на понятия производной и производящей основы.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Тренировочный словарный диктант.

Баянист, гитара, пианино, безвкусица, рассчитать, расчёт, бессчётный, пренебрегать, приключение, дилижанс, температура, здесь, здание, здоровье, экзамен, исполинский.



III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.


1. Блицопрос.

Запишите только недостающие слова.


Морфемы, которые входят в основу, – это … (приставка, корень, суффикс).

Суффиксы, которые изменяют лексическое значение слова, называются … (словообразующими).

Одинаковые суффиксы, имеющие совершенно разное значение, являются … (омонимичными).

Суффиксы ­тель, ­чик, ­ист, ­ник, имеющие одно значение, являются … (синонимичными).

Суффиксы, которые выражают только грамматическое значение, называются … (формообразующими).

Формообразующими являются суффиксы …. (­ть, ­ти, ­л).

Результаты сравниваются с образцом (недостающие слова представлены на слайде, доске).


2. Проверка домашнего задания.

Прочитайте из домашнего упражнения группы слов, которые у вас получились.

Что общего у всех этих слов?

Почему они оказались в разных группах?

Как называются суффиксы, которые вы выделили в разных группах слов? (Омонимичными.)


ТОУУ



IV. Формулирование темы и цели урока.



1. Определите по схемам, какова будет тема урока.

(См. материал предметного диска – схемы-опоры для формулирования темы «Способы образования слов» к §19.)

Тема: Способы образования слов.

2. Далее ученики анализируют материал в учебнике после рубрики «Определяем основной вопрос урока» (§19). Лучше, если материал будет вынесен на доску или показан с помощью презентации.

После выявления признака деления (есть приставка, нет приставки) и устной группировки слов учащимися на слайде по клику мыши появляются две группы слов:


1) отбежать, приходить, сверхмодный, допеть, несмелый;

2) волчонок, писатель, артистка, хитрющий, домик.


Если ученикам сложно назвать основание деления слов на две группы, можно наблюдение начинать сразу с этих двух групп.

Далее ученики определяют способ образования слов, ориентируясь на те схемы, которые были представлены на доске на этапе формулировки темы: 1­я группа – приставочный, 2­я группа – суффиксальный.

При ответе на вопрос, к какой из групп отнести слова выключатель, погрузчик, подарок, ученики испытывают затруднение, так как в приведённых словах есть и приставки, и суффиксы.

Примечание. Возможно, ученики назовут третью группу и укажут приставочно­суффиксальный способ. Учитель это пока оставляет без комментария, но после открытия новых знаний следует к этому вопросу вернуться, так как в словах выключатель, погрузчик, подарок представлен не приставочно­суффиксальный, а суффиксальный способ образования.

Далее ученики формулируют цель урока и сравнивают свой вариант с формулировкой в учебнике в разделе «Проблемные вопросы урока».


Познавательные УУД

Извлекать информацию, представленную в разных формах (схемы).


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.



V. Углубление изученного и открытие новых знаний.


1. Упр. 189 – наблюдение над словами, имеющими в составе приставки и суффиксы. Работу лучше проводить в группах по учебнику.

Важно сразу предупредить учеников, чтобы производящую основу они находили с помощью толкования и записывали её строго под производной.

Ученики делают свои выводы о способах образования в каждом столбике (они разные: в 1­м столбике – суффиксальный, а во 2­м – приставочно­суффиксальный).

Если в группах сделаны разные выводы, то ответить на вопрос поможет информация в рамке после упражнения.

2. Чтение информации в рамке о способах образования слов и алгоритме установления способа образования, о словообразовании как разделе языкознания.

Какими способами могут образовываться слова в русском языке?

Как определить способ словообразования?

Что такое словообразование? Что изучает словообразование?

А что изучает морфемика? Какая между ними связь?

Ответьте на вопрос: как же образованы слова выключатель, погрузчик, подарок, которые вы анализировали в группах? (Суффиксальным способом: выключатель – предмет, с помощью которого выключают (от глагола выключать), погрузчик – предмет, которым можно погрузить что­то, подарок – то, что подарили (от глагола подарить); во всех производящих глаголах сохраняется приставка, это ближайшие к данным однокоренные слова.)

Что провоцирует ошибку? (Приставка.)

Как же избежать подобной ошибки? (Нужно толковать лексическое значение слова, искать ближайшее однокоренное слово.)

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, обобщать.


Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


VI. Развитие учебно­языковых, речевых и правописных умений.


Выполнение упражнений.

Упр. 190 – развивается умение находить глаголы, образованные приставочным способом, классифицировать орфограммы в приставках и графически обозначать условия выбора орфограмм.

Выполняется самостоятельно с последующей коллективной проверкой: проходит, приходит, сходит, всходит, обходит.

Сколько слов вы выписали? А сколько видов орфограмм обозначили? (Три: 1. «Буквы гласных и согласных в приставках

(неизменяемые)».

2. «Буквы е, и в приставках пре­, при­».

3. «Буквы з и с на конце приставок».)

Упр. 191 – развивается умение вычитывать информацию из текста, интерпретировать её; пробуждается чувство языка на основе выявления смысловых оттенков, вносимых приставками в значение детских неологизмов.

Выполняется устно с комментированием. Глагол с орфограммой выписывается в тетрадь.

Упр. 192 (выборочное списывание) – развивается умение находить в тексте слова, образованные приставочным и суффиксальным способом.

Выполняется в парах по образцу. Проверка коллективная.


Личностные результаты

1. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

2. Развитие интереса к языку и чувства языка.

3. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного литературного языка.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.


VII. Итог урока.


Задайте вопросы по теме урока. (Вопросы могут быть от одного ряда другому.)


Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


ТОУУ


VIII. Домашнее задание.



1. Составить вопросный план к двум текстам в рамке (с. 127).

2. Подобрать по два слова, образованные разными способами.




© ООО «Баласс», 2012 Страница 5


Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Способы образования слов"
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока включает в себя:

Тип урока. Урок повторения, обобщения и углубления изученного.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

М/к: договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.

6ЛР: устанавливать способы образования слов, опираясь на понятия производной и производящей основы.

Автор Никитина Евгения Александровна
Дата добавления 17.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 4133
Номер материала 1582
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓