Инфоурок Русский язык КонспектыКонспект урока русского языка 5 класс по теме "Способы образования слов"

Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Способы образования слов"

Скачать материал

Тема: Способы образования слов.

 

Тип урока. Урок повторения, обобщения и углубления изученного.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

М/к: договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.

6ЛР: устанавливать способы образования слов, опираясь на понятия производной и производящей основы.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Тренировочный словарный диктант.

Баянист, гитара, пианино, безвкусица, рассчитать, расчёт, бессчётный, пренебрегать, приключение, дилижанс, температура, здесь, здание, здоровье, экзамен, исполинский.

 

 

III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

 

1. Блицопрос.

– Запишите только недостающие слова.

 

– Морфемы, которые входят в основу, – это … (приставка, корень, суффикс).

– Суффиксы, которые изменяют лексическое значение слова, называются … (словообразующими).

– Одинаковые суффиксы, имеющие совершенно разное значение, являются … (омонимичными).

– Суффиксы ­тель, ­чик, ­ист, ­ник, имеющие одно значение, являются … (синонимичными).

– Суффиксы, которые выражают только грамматическое значение, называются … (формообразующими).

– Формообразующими являются суффиксы …. (­ть, ­ти, ­л).

Результаты сравниваются с образцом (недостающие слова представлены на слайде, доске).

 

2. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте из домашнего упражнения группы слов, которые у вас получились.

– Что общего у всех этих слов?

– Почему они оказались в разных группах?

– Как называются суффиксы, которые вы выделили в разных группах слов? (Омонимичными.)

 

ТОУУ

 

 

IV. Формулирование темы и цели урока.

 

 

1. Определите по схемам, какова будет тема урока.

(См. материал  предметного диска – схемы-опоры для  формулирования темы «Способы образования слов» к §19.)

Тема: Способы образования слов.

2. Далее ученики анализируют материал в учебнике после рубрики «Определяем основной вопрос урока» (§19). Лучше, если материал будет вынесен на доску или показан с помощью презентации.

После выявления признака деления (есть приставка, нет приставки) и устной группировки слов учащимися на слайде по клику мыши появляются две группы слов:

 

1) отбежать, приходить, сверхмодный, допеть, несмелый;

2) волчонок, писатель, артистка, хитрющий, домик.

 

Если ученикам сложно назвать основание деления слов на две группы, можно наблюдение начинать сразу с этих двух групп.

Далее ученики определяют способ образования слов, ориентируясь на те схемы, которые были представлены на доске на этапе формулировки темы: 1­я группа – приставочный, 2­я группа – суффиксальный.

При ответе на вопрос, к какой из групп отнести слова выключатель, погрузчик, подарок, ученики испытывают затруднение, так как в приведённых словах есть и приставки, и суффиксы.

Примечание. Возможно, ученики назовут третью группу и укажут приставочно­суффиксальный способ. Учитель это пока оставляет без комментария, но после открытия новых знаний следует к этому вопросу вернуться, так как в словах выключатель, погрузчик, подарок представлен не приставочно­суффиксальный, а суффиксальный способ образования.

Далее ученики формулируют цель урока и сравнивают свой вариант с формулировкой в учебнике в разделе «Проблемные вопросы урока».

 

Познавательные УУД

Извлекать информацию, представленную в разных формах (схемы).

 

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока.

 

 

V. Углубление изученного и открытие новых знаний.

 

1. Упр. 189 – наблюдение над словами, имеющими в составе приставки и суффиксы. Работу лучше проводить в группах по учебнику.

Важно сразу предупредить учеников, чтобы производящую основу они находили с помощью толкования и записывали её строго под производной.

Ученики делают свои выводы о способах образования в каждом столбике (они разные: в 1­м столбике – суффиксальный, а во 2­м – приставочно­суффиксальный).

Если в группах сделаны разные выводы, то ответить на вопрос поможет информация в рамке после упражнения.

2. Чтение информации в рамке о способах образования слов и алгоритме установления способа образования, о словообразовании как разделе языкознания.

– Какими способами могут образовываться слова в русском языке?

– Как определить способ словообразования?

– Что такое словообразование? Что изучает словообразование?

– А что изучает морфемика? Какая между ними связь?

– Ответьте на вопрос: как же образованы слова выключатель, погрузчик, подарок, которые вы анализировали в группах? (Суффиксальным способом: выключатель – предмет, с помощью которого выключают (от глагола выключать), погрузчик – предмет, которым можно погрузить что­то, подарок – то, что подарили (от глагола подарить); во всех производящих глаголах сохраняется приставка, это ближайшие к данным однокоренные слова.)

– Что провоцирует ошибку? (Приставка.)

– Как же избежать подобной ошибки? (Нужно толковать лексическое значение слова, искать ближайшее однокоренное слово.)

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, обобщать.

 

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

VI. Развитие учебно­языковых, речевых и правописных умений.

 

Выполнение упражнений.

Упр. 190 – развивается умение находить глаголы, образованные приставочным способом, классифицировать орфограммы в приставках и графически обозначать условия выбора орфограмм.

Выполняется самостоятельно с последующей коллективной проверкой: проходит, приходит, сходит, всходит, обходит.

– Сколько слов вы выписали? А сколько видов орфограмм обозначили? (Три: 1. «Буквы гласных и согласных в приставках  

                                 (неизменяемые)».  

                                 2. «Буквы е, и в приставках пре­, при­».

                                 3. «Буквы  з и с на конце приставок».)

Упр. 191 – развивается умение вычитывать информацию из текста, интерпретировать её; пробуждается чувство языка на основе выявления смысловых оттенков, вносимых приставками в значение детских неологизмов.

Выполняется устно с комментированием. Глагол с орфограммой выписывается в тетрадь.

Упр. 192 (выборочное списывание) – развивается умение находить в тексте слова, образованные приставочным и суффиксальным способом.

Выполняется в парах по образцу. Проверка коллективная.

 

Личностные результаты

1. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

2. Развитие интереса к языку и чувства языка.

3. Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Соблюдать в практике речевого общения основные лексические нормы современного литературного языка.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

 

VII. Итог урока.

 

– Задайте вопросы по теме урока. (Вопросы могут быть от одного ряда другому.)

 

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

 

VIII. Домашнее задание.

 

 

1. Составить вопросный план к двум текстам в рамке (с. 127).

2. Подобрать по два слова, образованные разными способами.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка 5 класс по теме "Способы образования слов""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Промышленный дизайнер

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока включает в себя:

Тип урока. Урок повторения, обобщения и углубления изученного.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах, преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

М/к: договариваться и приходить к совместному решению в группе (паре), оказывать необходимую помощь и осуществлять контроль.

6ЛР: устанавливать способы образования слов, опираясь на понятия производной и производящей основы.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 727 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Лексикология" и презентация с материалами к уроку
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
  • Тема: Лексикология
  • 30.09.2020
  • 431
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В. и др.
ЕГЭ по русскому языку. Как запомнить разряды местоимений для решения заданий 2 и 25?
  • Учебник: «Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
  • Тема: § 45. Местоимение как часть речи
  • 29.09.2020
  • 4752
  • 131
«Русский язык (базовый уровень) (в 2 частях)», Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.11.2014 1870
    • DOCX 58.5 кбайт
    • 12 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Никитина Евгения Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11867
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 142 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 221 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 76 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 228 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Мини-курс

Детские и взрослые эмоции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективные стратегии текстовых коммуникаций в бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инклюзивное образование: нормативное регулирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе