Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "СОЧИНЕНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. ЛЕВИТАНА "БОЛЬШАЯ ВОДА (4 КЛАСС)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "СОЧИНЕНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. ЛЕВИТАНА "БОЛЬШАЯ ВОДА (4 КЛАСС)

Скачать материал

                             

 

 

 

 

                               КОНСПЕКТ УРОКА

 

 

 

 

Предмет            русский язык

 

Класс                  4 класс 

 

Тема: Сочинение по репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая     вода»

 

 

                                                              Выполнила учитель начальных классов

                                                                         МБОУ АСОШ № 2 

                                                               Комкова Людмила Геннадьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:  Сочинение по репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая  вода».

Цели и задачи урока:

 

Образовательные:

·        учить написанию сочинения по репродукции картины;

·        сообщить сведения о художнике, важные для понимания идейного замысла картины;

·        учить «чтению» картины, осмыслению и пониманию её содержания;

 

Развивающие:

·        развивать связную речь, образное мышление, пространственное воображение путём проникновения в художественный замысел художника;

·        расширение кругозора и лексикона учащихся;

 

Воспитательные:

·        воспитание любви к природе родного края;

·        воспитание эстетического вкуса, эстетического восприятия произведений искусства, интереса к живописи.

 

 

Оборудование:  репродукция картины И. Левитана «Весна. Большая вода»,

гр/запись П. И. Чайковский «Времена года. Апрель», таблица                                «Типы текста. Описание», карточки с опорными словами.

                                 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 ПЛАН УРОКА.

I. Мотивационно-ориентировочный этап - 2 минуты

 

II. Операционно-исполнительский этап- 40 минут

 

А) Подготовка к восприятию – 2 минуты

1.     Биографическая справка о И. И. Левитане.

 

 Б).Знакомство с содержанием картины- 7 минут.

 

 В). Составление плана сочинения- 6 минут

 

 Г). Лексико-орфографическая подготовка-5 минут

 

 Д). Написание сочинения – 20 минут

 

  III. Рефлексивно-оценочный этап – 3 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             ХОД УРОКА

 

I. Мотивационно-ориентировочный этап .

 - Урок развития речи. Я желаю вам новых интересных открытий, дружной и интересной работы.

- На сегодняшнем уроке нам предстоит написать сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». Вам предстоит расширить свои знания об удивительном художнике, вы научитесь «читать» картину, осмысливать и понимать её содержание, составлять текст-описание, развивать связную речь, использовать в своей речи не только нужные, но и наиболее точные. Яркие, эмоционально-окрашенные слова и выражения, воспитывать в себе чувство прекрасного, любовь к природе родного края, интерес к живописи.

II. Операционно-исполнительский этап.

А) Подготовка к восприятию .

- Что вам известно о И. И. Левитане? О каких интересных фактах  его биографии удалось узнать?  (учащиеся рассказывают подготовленные сообщения)

 Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году в семье служащего на западной окраине России в местечке близ железнодорожной станции Кибарты. К сожалению, о детских годах художника сохранилось мало сведений. Потеряв в детском возрасте отца и мать, И. И. Левитан вынужден был сам добывать себе средства к существованию. Его детство было настолько тяжёлым, что он впоследствии старался не вспоминать о нём.

 Двенадцати лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а вскоре стал привлекать внимание всей школы своими работами. Учителями И. Левитана были знаменитые живописцы А. саврасов, В. Поленов. Они научили его видеть поэзию и красоту русской природы. Картина И. Левитана «Осенний день в Сокольниках» была приобретена Третьяковым для своей галереи, причём молодому Левитану было в то время всего 19 лет.

- И. И. Левитан написал за свою творческую жизнь около 1000 картин, многие из которых стали мировыми шедеврами, хранятся в лучших музеях. Картина, репродукция которой перед вами, хранится в Москве, в Третьяковской галерее. Картина была написана неизлечимо больным художником всего за три года до смерти. Но, как впрочем и все полотна художника, она очень светлая и поэтичная. Современники называли его «поэтом русской природы», «выразителем особой прелести русского пейзажа». Как вы считаете, почему?

(редко у кого из художников природа средней России выражена с такой теплотой как у И. Левитана. Он показал глубокое очарование, таящееся в простоте русского пейзажа: всю живописность самого обычного – от дождя, моросящего над порубкой, до тропинки, ведущей от колодца к избе. Левитан заставляет всматриваться в природу, пристально наблюдать и запоминать. Только тогда мы открываем в окружающей природе такое разнообразие форм и красок, о каком и не подозревали.

  Вглядываясь в картины Левитана, мы ещё больше влюбляемся в природу  родной страны, ещё больше восхищаемся ею.)

  - Русская природа,  непрестанная смена её состояний, облик родной земли, отношения человека и природы – вот, что является главным в творчестве Левитана. Природа живёт в его полотнах, в ней чувствуется и грусть, и радость, и раздумья художника.

  Левитан писал: «Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист».

- Почему он так говорил? Как вы понимаете эти слова?

 (Пейзаж – это изображение картины природы. Многообразие русской природы даёт свободу творчества любого художника-пейзажиста)

Б).Знакомство с содержанием картины.

- Перед вами репродукция картины Левитана «Весна. Большая вода». Внимательно рассмотрите её.

(на фоне грамзаписи П. И. Чайковского «Времена года. Апрель» учитель читает стихи:

   Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

  Н.   Рыленков.)

 

- Попробуем «прочитать» картину. Какое впечатление произвела она на вас? Грустное или радостное?

( При рассматривании репродукции картины создаётся радостное, лёгкое и мечтательное настроение, от неё веет удивительной лёгкостью)

- и. и. Левитан назвал своё полотно «Весна. Большая вода». Давайте подумаем, а почему не «Весна. Наводнение»? Сложный вопрос, но ответить на него можно.

- каким было половодье в тот год?

- Каждый ли год река разливается так широко? Ответ найдите на репродукции.

(нет, ведь люди построили бани на берегу реки)

- Посмотрите и на другой берег, на заднем плане, дальний по отношению к нам.

( Река разлилась так широко, что и высокий берег затоплен. Это редкое явление. Вероятно, зима была очень снежной, а весна дружной.)

- Народное выражение «большая вода» означает широкий разлив, большое половодье. Красивое название, теперь редко употребляется. Хорошо. Что оно сохранилось в названии картины художника.

- А когда бывает весеннее половодье?

 ( в апреле)

- Как говорят об этом явлении в народе? Вспомните пословицы и поговорки.

Апрель- зажги снега, заиграй овражки.

Апрель с водой,  май с травой.

- Хотелось бы вам сейчас оказаться в том месте, которое изобразил художник7 почему?

(Это очень красивое место. Глядишь на картину и так хочется побегать по берегу, потрогать воду, пустить незатейливый бумажный кораблик, подышать свежим весенним воздухом, погреться в лучах яркого весеннего солнышка)

- Какой день изобразил Левитан на своей картине? Какой цвет доминирует?

( Голубой, синий. Ведь здесь так много воды и воздуха)

- Всмотритесь в весеннюю воду. Какие прилагательные, эпитеты можно подобрать для её описания?

На доску записываются необходимые для написания сочинения опорные слова

Молодильная     свежая       чистая               свежая                    голубая

Талая                   студёная    зеркальная       удивительная         синяя

Прозрачная        холодная    хрустальная     кристально-чистая  гладь

 

- Какими словами опишите небо?

 

Высокое     прозрачное   бездонное   яркое    ясное     чистое   лазурное

Высь поднебесная                            воздух чист и свеж

 

- Что изображено на переднем плане? Рассмотрите деревья справа. Расскажите о берёзках, расположенных на переднем плане.

( Ближе к нам, на переднем плане расположены берёзки, которые оказались в воде. Это совсем молоденькие деревца, молодые. Хрупкие. Они будто засмотрелись на своё отражение в зеркальной воде. Кажется, деревца ушли далека от берега, чтобы полюбоваться своим отражением. Молодая берёзка даже нагнулась поближе к воде.)

 

- Обратите внимание на рощицу в центре полотна, на переднем плане. Какие цвета вы видите? Подумайте, о чём говорит это разноцветье?

Желтоватый, розоватый. Коричневый цвет преобладает на картине. Солнце ликует, играет на стволах, ветках, отражается в воде)

- А теперь скажите, как художник изобразил ту рощицу, которая слева, на берегу? Какие чувства она вызывает?

 Деревца стоят прижавшись друг к другу, словно наблюдают за теми, кто находится в воде. А та берёзка, что в воде, будто пытается пробраться к яркому хороводу весёлых подруг.

- Какие деревья, кроме берёз, видите? Почему живописец среди молодых деревьев изобразил старую осину и ель, с корявыми сучьями, похожими на старые корявые пальцы? О чём, по-вашему, она может «говорить» наклонившемся к ней берёзкам?

«Не бойтесь воды. Она нужна вашим корням. Скоро вода уйдёт и всё зазеленеет кругом. Скоро вы вырастете и станете такими как я»

 - Большие деревья лишь подчёркивают красоту , нежность. Прелесть молодых белоствольных красавиц. Они как бы охраняют молодые деревья, делятся жизненным опытом, ведь они уже не раз переживали пору больших разливов.

- Посмотрите сквозь рощицу. Что вы видите? Для чего Левитан изобразил её такой прозрачной?

От этого картина как бы наполнена чистым свежим воздухом.

- Что можете сказать о лодке, изображённой на переднем плане? Кто в ней приехал?

Скорее всего, это лодка самого художника. Он вероятно уже не раз здесь бывал.

- Что привлекло автора картины?

 Несомненно, его влекут бескрайние дали, простор.

- Где может быть в данный момент художник?

Может быть, он бродит по лесу. Ведь так приятно наслаждаться весенним запахом леса.

- Какие чувства испытывает он?

Радость, восхищение. Ему нравится воздух. Он любуется необъятными водными просторами.

 - А мне кажется. Что здесь скрывается и чувство грусти. Об этом говорит сероватое пятно на небе.

- А какой день изображён? Аргументируйте ваши ответы.

Солнечный день изобразил И. Левитан. Длинные тенилегли на берег. Солнце играет на стволах деревьев, вся картина пронизана этим светом.

 - Какие краски выбрал художник для изображения этого нежного, юного времени года?

Мягкие, нежные, спокойные.

- Какие чувства пробуждает у вас это произведение живописи?

Радостно, молодо на сердце и душе!

Чудно, хорошо кругом!

- Художником владели противоречивые чувства, сложные. Мы переживаем их вместе с ним. Левитан любил природу и умел её показать так, что зритель ощущает её поэтическую красоту. Кроме того, возникает непреодолимое желание беречь и защищать природу.

Определите идею картины, а следовательно и нашего сочинения по этой картине.

Идея: Как хороша весенняя природа!

          Полюбуйся, весна наступает!

В). Составление плана сочинения.

- По какому типу текста будем писать сочинение?

- Что можете рассказать о тексте-описании?

- Какова его структура?

- В сочинении не надо писать о том, что происходило до изображённого момента (например, лежали глубокие сугробы).

Об этом мы можем лишь догадываться и писать предположительно, не надо продолжать событие, т.е. развивать действие ( например, всё стало зелёным и т. д.). нельзя выходить за рамки картины.

Давайте попробуем описать пейзаж так, чтобы те, кто не видел его, ясно представили себе картину по вашим сочинениям.

 - Какой эпиграф вы подобрали к своему сочинению?

Прочитайте варианты на доске.

- А теперь составим план сочинения. ( в результате коллективной работы составляется план сочинения, который записывается на доске и в тетрадях)

                                                 

                                              ПЛАН

 

1.ВСТУПЛЕНИЕ

Художник И. Левитан и его картина.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

А) Началось половодье.

Б) Апрельский солнечный день (небо, воздух, солнце, берег)

В) Деревья встречают весну.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Чем мне понравилась картина?

 

  Физкультминутка (выполнение комплекса упражнений на снятие статического напряжения под музыку )

 

Г). Лексико-орфографическая подготовка.

 

Чтение слов для справок с объяснением правописания орфограмм.

 

Зерк..ло    ро..кие     бере..ки      м..л..дой  л..сок   з..т..пила   ств..лы

 

Д).Самостоятельное написание сочинения

 

  III. Рефлексивно-оценочный этап – 3 минуты

 

 - Чему учились на уроке? Что считаете наиболее интересным и полезным для себя? Кто хочет прочесть своё сочинение? Прочитайте. Чья работа помогла представить  картину И. Левитана?

Поможет ли работа на уроке написать сочинение –описание по другим картинам?

Какие трудности испытали на уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "СОЧИНЕНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. ЛЕВИТАНА "БОЛЬШАЯ ВОДА (4 КЛАСС)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер по платежным услугам

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Конспект урока русского языка (4 класс) по теме "Сочинение по репродукции картины И. Левитана «Весна. Большая     вода»

  Структура и содержание урока полностью соответствуют уроку развития речи (написание сочинения по репродукции картины). Все этапы урока взаимосвязаны и подчинены триединой дидактической цели.  

    В ходе подготовки к уроку учащиеся читали в классе и самостоятельно произведения русских писателей и поэтов о весне, знакомились с произведениями художников- пейзажистов. В специальные тетради записывали слова, выражения, высказывания известных писателей о весне, цитаты из прочитанных художественных произведений, составляли свои предложения по данной теме, знакомились с биографией И. И. Левитана. Это не только позволило формировать умение работать с источниками информации, пользоваться дополнительной литературой, но и помогло собрать необходимый для написания сочинения литературный материал.

  На протяжении всего урока реализовывалась основная цель урока развития речи: совершенствование и развитие речевой деятельности учащихся  на лексическом и синтаксическом уровне. В ходе работы по содержанию картины обогащался словарный запас и грамматический строй речи учащихся.

 В ходе урока  дети учились строить свои высказывания и тексты в соответствии с нормами русского языка, применяли знания, полученные ранее в новой ситуации.

   С целью создания эмоционального настроя на восприятие произведения живописи и мотивации учебной деятельности применялись вопросы и задания проблемного характера. Соотношение форм и методов организации учебной деятельности оптимальное.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 816 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 976
    • DOCX 27.2 кбайт
    • 12 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Комкова Людмила Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Комкова Людмила Геннадьевна
    Комкова Людмила Геннадьевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6166
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 71 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Мини-курс

Психология личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 23 регионов

Мини-курс

Эффективные стратегии продаж: воронка, агрегаторы и мессенджеры

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративный коучинг: от теории к практике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека