- 04.10.2020
- 1940
- 3
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Конспект урока с учетом ФГОС. В конспекте использованы ЭОР из Интернета.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Теоретическое обоснование
1
2
3
4
Оргмомент
- Я услышала звонок и иду искать молодцов.
Называет молодцами тех, кто приготовил к уроку все нужные принадлежности, навел порядок на парте и занял свое место. Можно назвать весь ряд молодцами. Можно одного молодца попросить перечислить необходимые принадлежности на парте, если эта работа необходима.
Стараются стать молодцами: готовят парту к уроку, если она не готова, проверяют все нужные к уроку принадлежности, занимают свое место, настраиваются на работу.
Регулятивные УУД: контроль своего поведения, коррекция в случае необходимости
Личностные УУД: создание мотивации – быть молодцом
Повторение пройденного материала
- Вспомните, пожалуйста, что мы проходили на прошлом уроке?
Корректирует ответы детей
- Скажите, а что такое окончание?
- А что такое корень слова?
-Есть еще какие-то известные нам части слов?
- Написание Ы после Ц в окончаниях слов и И после Ц в корнях слов.
Вспоминают определения этих частей слов.
- Да, основа слова
Вспоминают определение основы слова
Познавательные УУД: воспроизведение правил, необходимых для построения связи с новыми знаниями
Постановка цели урока
- Как хорошо мы знаем правила! Значит, мы можем недолго побыть волшебниками. Предлагаю разбиться на группы, чтобы каждая получила свое задание. Каждая группа получает конверт со словами. Первой группе надо из предметов сделать маленькие предметы. Второй, наоборот, большущие предметы. Третьей надо найти детенышей животных. Четвертой – ласковое слово, пятой – занятие человека, шестой – из зверя мужского рода сделать зверя женского рода. У каждой группы в конверт вложена подсказка. Догадайтесь, как ей воспользоваться.
- У вас получились пары слов. В каждой паре слова родственные? Найдите у них общие части слов, то есть корни. Обратите внимание, что встречаются слова с чередованием согласных звуков в корне слов. Помните также о том, включать ли Ь в состав корня, если он встретится.
- Какие еще части слов помним? Выделите в словах окончания и основы.
- Все ли части слов выделены? Не осталось ли чего-нибудь «лишнего»? Какие части слов не выделены? Получается, что есть такие части слов, которые мы не знаем? Или мы ошиблись?
Неизвестные части слов («подсказки») вывешивают на доску.
- Что же это за части слов?
- Догадайтесь, чем мы будем заниматься на этом уроке.
- Что нам нужно узнать об этой части слова?
- Нужно ли нам знать, для чего эта часть слова нужна нам?
Это и будет целью нашей работы на уроке.
Разбиваются на группы по 4 человека, объединяясь по 2 парты, получают задание, работают в группе. Группы могут быть неровными, в зависимости от количества детей в классе. В результате должны появиться пары слов по группам:
1. Гриб – грибок, жук – жучок, паук – паучок, лес – лесок (подсказка –ок-)
2. Хвост – хвостище, дом- домище, кот – котище, нос – носище (подсказка –ищ-)
3. Кот – котёнок, лиса – лисёнок, тигр – тигрёнок, лось – лосёнок (подсказка –ёнок)
4. Мама – мамочка, папа – папочка, лапа – лапочка, кора – корочка (подсказка –очк-)
5. Гриб – грибник, двор – дворник, печь – печник, охота – охотник (подсказка –ник-)
6. Ёж – ежиха, лось – лосиха, слон – слониха, кабан – кабаниха (подсказка –их-)
После выделения известных частей слов остаются невыделенными части, бывшие подсказками.
- Мы не знаем.
- Мы познакомимся с ещё одной частью слова.
- Как называется эта часть слова? Как её обозначить?
- Да.
Коммуникативные УУД: деловое сотрудничество на основе работы в группе.
Регулятивные УУД: удержание учебной задачи (задания волшебников у каждой группы свое), постановка цели урока и планирование своей деятельности.
Познавательные УУД: воспроизведение информации по памяти для решения учебной задачи.
Личностные УУД: смыслообразование, мотивация к учению на основе создания проблемной ситуации и осознания учебной цели.
Поиск и приобретение новых знаний
- Для начала предлагаю разобраться: был ли наш результат случайным. Может, нет на свете никаких других частей слов, а мы просто ошиблись. Если мы хотим найти информацию, где её будем искать?
- Найдите в учебнике, часть 3-я, содержание. В нем найдите последнюю пройденную тему, и следующую за ней – новую тему. Кто её прочитает?
- Что это за странное слово «суффикс»? У кого-нибудь возникают мысли, что это такое может быть?
- Интересная мысль, чтобы её проверить, найдём в учебнике эту тему. Какую страницу откроем?
- Для выяснения понятия суффикса авторы учебника предлагают нам выполнить упражнение 20. Будем его выполнять?
-Тогда откроем тетради, от предыдущей работы отступаем две пустые строки, запишем сегодняшнее число, слова «Классная работа», «Упражнение 20».
- Прочитайте задание про себя.
- Куда отсылает нас учебник?
- Какую страницу надо найти?
- Что нужно сделать? Прочитайте вслух.
- Выполните это задание самостоятельно.
- Обратили ли вы внимание на часть слов, выделенных синим цветом?
- Где в слове она находится: до или после корня?
- А если мы вернемся к словам, которые разбирали волшебники в начале урока, то в тех словах где находится неизвестная часть слова: до или после корня?
- То есть новая часть слова расположена после корня. А как насчет окончания?
- Получается, что в наших словариках тоже есть такая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием, и которую мы не знаем. А для чего она нам нужна?
- Предлагаю вашему вниманию одну сказку, которая может ответить нам сразу на несколько вопросов.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af9a112-1c9c-4096-a276-1d0de5a05fa5/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BMA_006%5D.swf
- Как звали волшебника?
- Что образуется с помощью суффикса?
- А что за колпак был у него на голове?
- Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок. Как же волшебник суффикс образует новые слова?
- Вспомните, как вы были волшебниками. У вас получались новые слова?
- Вспомните, у первой группы какое задание было?
- У второй?
Спросить кратко все группы по цепочке.
- У всех получились новые слова с помощью подсказок?
- А ваши добавленные частички имели свои маленькие значения?
- Например, частичка -их- сделала из мужского рода – женский. Это её значение. А частичка -ник- рассказала о чем?
- Назовем ли мы эту частичку значимой?
Прослушайте определение суффикса, сравните его с теми выводами, которые мы уже сделали:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa2285ac-f5bc-431c-9961-32dbb7804046/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BTE_007%5D.swf
- Тогда обозначьте его в словах упражнения 20.
- Может быть, более полное правило мы найдем в учебнике. На какой странице будем искать?
-Всё в этом правиле нам понятно и знакомо?
- Можем себя похвалить?
Можно погладить себя по голове.
Слушают и принимают учебную задачу.
- В книгах, в учебниках.
Берут учебник часть 3-ю, открывают, находят содержание, в нём – новую тему, которую не проходили. Один ученик читает название темы: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы».
- Возможно, так и называется неизвестная часть слова?
- Страницу 22.
Открывают учебник на стр. 22, находят новую тему, находят упражнение 20.
- Да.
Открывают тетради, находят нужную строку, пишут число, «Классная работа», «Упражнение 20»
Читают задание упражнения.
- В учебник часть 2-я, обратный словарь на букву –К, найти слова на –ик.
- Страница 143.
Читает ученик с хорошей техникой чтения до слов «Например: лобик лоб»
Работают в тетрадях.
- Это частица -ик.
- После.
Вспоминают работу, проделанную вначале урока. Сравнивают и обобщают местонахождения суффиксов. Делают вывод:
- После корня.
- Новая часть слова стоит перед окончанием.
Затрудняются с ответом.
Просматривают сказку на экране.
- Суффикс.
- С помощью суффикса образуются новые слова.
- Наверно, таким знаком обозначают суффикс.
Могут затрудняться с ответом.
- Да.
Вспоминают начало урока.
- Сделать из большого маленькое.
- Сделать большущие предметы.
Каждая группа вспоминает свое задание.
- Получались новые слова.
Дети могут затрудняться с ответом.
- О занятии человека.
- Да.
Слушают определение, сравнивают, делают выводы:
- Эта часть слова – действительно суффикс.
- Суффикс образует новые слова.
- Мы еще знаем, как обозначить суффикс.
- На странице 23.
Находят стр. 23. Читают правило.
- Да.
- Да! Можно погладить себя по голове.
Познавательные УУД: умение самостоятельно ориентироваться на страницах учебника с помощью содержания.
Регулятивные УУД – прогнозирование (догадка о значении слова «суффикс»)
Познавательные общеучебные УУД: умение самостоятельно ориентироваться на страницах собственной тетради, умение ориентироваться в словаре.
Познавательные логические УУД: определение происхождения слов.
Познавательные логические УУД: операции сравнения, обобщения.
Регулятивные УУД: прогнозирование (догадка о том, каким знаком обозначить суффикс).
Регулятивные УУД: коррекция выполненного ранее задания.
Познавательные логические УУД: обобщение знаний для вывода определения понятия суффикса.
Физкульт-минутка
- Тогда можно и поиграть! Вы устали? Ну-ка, встали! Если я скажу «корень», вы складываете руки перед собой и выгибаете дугой. Если я скажу «основа», вы расставите руки в стороны, ладошки загнёте вверх. Если я скажу «окончание», вы приседаете и обнимаете колени руками. А если я скажу «суффикс», вы складываете руки домиком над головой и встаёте на носочки.
Сначала учитель показывает то, что говорит, потом называет одну часть слова, а показывает другую.
Встают около парт, слушают и принимают условия игры. Запоминают действия и их обозначение. Повторяют действия вслед за учителем, сначала ориентируясь на внешний образ, а потом – только на слух.
Регулятивные УУД: способность удержать задачу на разных уровнях сложности.
Закрепление: самостоятельная работа
- Познакомились мы с новой частью слова?
- Попробуем её в деле?
- Тогда пишем «Упражнение 22» и выполняем его самостоятельно. На какой странице найдём это упражнение?
- Прочитаем задание.
- Кто не понял задание?
Если кто-то не понял, можно спросить класс, кто понял и может объяснить. Тогда объяснение повторяет ученик, глядя на того, кому нужна помощь.
- Если всё понятно, приступаем к работе. На выполнение задания у вас 5 минут.
Необходима ориентация на часы, возможно, песочные.
Раньше других закончившие ученики подумают над вопросом: что общего есть в исходных словах.
- Проверим, что получилось.
Просит детей читать по одной паре слов.
Выясняют, есть ли другие варианты ответов, нужно выбрать правильный аргументировано.
- Какой суффикс использовали при образовании новых слов?
- Обозначьте его в новых словах карандашом.
- Мне ребята сказали, что все исходные слова заканчивались на мягкий согласный звук и пишутся с Ь на конце. А в образованных вами словах есть Ь?
- Чем в новых словах обозначили мягкость этих же согласных?
- Да.
- Да.
- На странице 24.
Читают задание, 1 ученик – вслух.
Осознают учебную задачу. Готовы повторить учебную задачу.
Выполняют упражнение 22. Самостоятельно следят за временем выполнения задания, рассчитывают свои силы.
-Они все заканчиваются на мягкий согласный звук, пишутся с Ь на конце, имеют нулевое окончание, не имеют суффиксов.
Читают по одной паре слов. Проверяют свою работу, сравнивая записи в тетради с прочитанным образцом.
- Суффикс -ёк.
Ищут, находят и обозначают суффиксы.
Все ребята обращают внимание на сходство слов.
6 626 985 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Ретина Татьяна Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс повышения квалификации
72/144/180 ч.
Курс повышения квалификации
72/108 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.