Главная / Начальные классы / Конспект урока русского языка "Что такое суффикс" 2 класс

Конспект урока русского языка "Что такое суффикс" 2 класс

hello_html_m36ddc3e5.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifhello_html_m4e4bfa50.gifПроект урока русского языка во 2 классе

по теме: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы»

УМК «Перспективная начальная школа», 2012 г.







Выполнил учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 160 Ленинского района

Ретина Т. В.

Квалификационная категория II

Стаж работы учителем начальных классов 5 лет

E-mail: tany-myu@mail.ru







Н.Новгород

2014 год

Тема урока: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы»

УМК «Перспективная начальная школа»

Учебники:

  • Чуракова. Н. А. Русский язык: 2 кл.: Учебник: В 3 ч. / Н. А. Чуракова; под ред. М. Л. Каленчук. – 2-е изд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 3: 160с.

  • Каленчук М. Л. Русский язык: 2 кл.: Учебник: В 3 ч. / М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Н. А. Чуракова – 2-е изд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 2: 160с.

  • Байкова Т. А. Русский язык: 2 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы № 2 / Т. А. Байкова, О. В. Малаховская; под ред. М. Л. Каленчук. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – 96с.













Фрагмент календарно-тематического планирования

урока

урока в разделе

Тема в разделе

урока в теме

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Раздел: Как делаются слова. Что такое суффикс.

93

1

Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы.

1

Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы.

Групповая и самостоятельная работа: активный поиск новых знаний

94

2

2

Суффиксы слов, называющих предметы.

Практическая групповая работа по конструированию новых слов с помощью суффиксов

95

3

3

Образование слов от основы при помощи суффикса.

Групповая аналитическая работа по выявлению закономерностей в построении новых слов

96

4

4

Закрепление образования слов при помощи суффикса.

Самостоятельная работа по образованию слов, называющих предметы, при помощи суффиксов

97

5

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.

1

Суффиксы слов называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ЧН

Групповая аналитическая работа по поиску и приобретению новых знаний

98

6

2

Суффиксы слов называющих предметы и признаки. Написание буквосочетаний ШН, ЧК

Групповая и фронтальная работа по выявлению новых правил

99

7

3

Правила написания буквосочетаний ЧК, ШК

Групповая и фронтальная работа по выявлению новых правил

100

8

4

Механизм образования новых слов.

Самостоятельная работа по образованию новых слов



Исходный уровень УУД учащихся:

Регулятивные УУД диагностированы по наблюдениям учителя. Было определено, что учащимся трудно самостоятельно ставить цели на уроке, удерживать их на протяжении всего урока, а потом в конце урока сравнить поставленные цели и полученные результаты.

Коммуникативные УУД исследовались по методике «Рукавички» Г. А. Цукерман.

Распределение учащихся по уровням развития учебного сотрудничества

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся (в %)

17

51

34





Познавательные УУД диагностируются по наблюдениям учителя. Учащиеся свободно владеют навыками работы с учебником: ориентируются в страницах учебника с помощью содержания, умеют обращаться со словарём. Логические УУД у разных детей развиты до разного уровня:

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество учащихся (в %)

26

44

30



Исходный уровень ЗУН по теме: учащиеся знакомы с такими частями слова как корень, окончание, основа, с явлением чередования согласных в корне; они умеют находить эти части в словах и выделять их соответствующими знаками. Кроме того дети знакомы с фонетикой: различают гласные и согласные звуки, классифицируют согласные как твердые и мягкие, звонкие и глухие. Также им знакома категория рода.



Тип урока введение новых знаний

Задачи урока:

  1. Развитие регулятивных УУД самоконтроля и итогового самоконтроля на основе соотнесения поставленной цели и полученного результата.

  2. Развитие коммуникативных УУД на основе парной и групповой работы

  3. Развитие познавательных УУД на основе самостоятельного открытия учащимися новой части слова – суффикса.

Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер с выходом в Интернет, ЭОР с сайта http://school-collection.edu.ru/, карточки с заданиями, используются 2 части учебника «Русский язык» (часть 3 содержит теорию и упражнения, часть 2 – словари), а также тетради на печатной основе по русскому языку для 2 класса часть 2.

План урока

  1. Оргмомент (3 мин.)

  2. Повторение пройденного материала: вспоминаем известные части слова (корень, окончание, основа слова) (1 мин.)

  3. Постановка цели урока – познакомиться с новой частью слова, узнать ее значение и обозначение (6 мин.)

  4. Поиск и приобретение новых знаний: знакомство с новой частью слова – суффиксом, его обозначением, значением, местоположением в слове (15 мин.)

  5. Физкультминутка (2 мин.)

  6. Закрепление понимания определения суффикса, его местоположения в слове и значения в ходе самостоятельной работы (10 мин.)

  7. Рефлексия: соотнесение поставленной цели урока и полученных результатов (4 мин.)

  8. Задание на дом (4 мин.)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1

2

3

4

Оргмомент

- Я услышала звонок и иду искать молодцов.

Называет молодцами тех, кто приготовил к уроку все нужные принадлежности, навел порядок на парте и занял свое место. Можно назвать весь ряд молодцами. Можно одного молодца попросить перечислить необходимые принадлежности на парте, если эта работа необходима.

Стараются стать молодцами: готовят парту к уроку, если она не готова, проверяют все нужные к уроку принадлежности, занимают свое место, настраиваются на работу.

Регулятивные УУД: контроль своего поведения, коррекция в случае необходимости

Личностные УУД: создание мотивации – быть молодцом

Повторение пройденного материала

- Вспомните, пожалуйста, что мы проходили на прошлом уроке?

Корректирует ответы детей

- Скажите, а что такое окончание?

- А что такое корень слова?

-Есть еще какие-то известные нам части слов?

- Написание Ы после Ц в окончаниях слов и И после Ц в корнях слов.

Вспоминают определения этих частей слов.

- Да, основа слова

Вспоминают определение основы слова

Познавательные УУД: воспроизведение правил, необходимых для построения связи с новыми знаниями

Постановка цели урока

- Как хорошо мы знаем правила! Значит, мы можем недолго побыть волшебниками. Предлагаю разбиться на группы, чтобы каждая получила свое задание. Каждая группа получает конверт со словами. Первой группе надо из предметов сделать маленькие предметы. Второй, наоборот, большущие предметы. Третьей надо найти детенышей животных. Четвертой – ласковое слово, пятой – занятие человека, шестой – из зверя мужского рода сделать зверя женского рода. У каждой группы в конверт вложена подсказка. Догадайтесь, как ей воспользоваться.

- У вас получились пары слов. В каждой паре слова родственные? Найдите у них общие части слов, то есть корни. Обратите внимание, что встречаются слова с чередованием согласных звуков в корне слов. Помните также о том, включать ли Ь в состав корня, если он встретится.

- Какие еще части слов помним? Выделите в словах окончания и основы.

- Все ли части слов выделены? Не осталось ли чего-нибудь «лишнего»? Какие части слов не выделены? Получается, что есть такие части слов, которые мы не знаем? Или мы ошиблись?

Неизвестные части слов («подсказки») вывешивают на доску.

- Что же это за части слов?

- Догадайтесь, чем мы будем заниматься на этом уроке.

- Что нам нужно узнать об этой части слова?

- Нужно ли нам знать, для чего эта часть слова нужна нам?

Это и будет целью нашей работы на уроке.

Разбиваются на группы по 4 человека, объединяясь по 2 парты, получают задание, работают в группе. Группы могут быть неровными, в зависимости от количества детей в классе. В результате должны появиться пары слов по группам:

  1. Гриб – грибок, жук – жучок, паук – паучок, лес – лесок (подсказка –ок-)

  2. Хвост – хвостище, дом- домище, кот – котище, нос – носище (подсказка –ищ-)

  3. Кот – котёнок, лиса – лисёнок, тигр – тигрёнок, лось – лосёнок (подсказка –ёнок)

  4. Мама – мамочка, папа – папочка, лапа – лапочка, кора – корочка (подсказка –очк-)

  5. Гриб – грибник, двор – дворник, печь – печник, охота – охотник (подсказка –ник-)

  6. Ёж – ежиха, лось – лосиха, слон – слониха, кабан – кабаниха (подсказка –их-)

После выделения известных частей слов остаются невыделенными части, бывшие подсказками.

- Мы не знаем.

- Мы познакомимся с ещё одной частью слова.

- Как называется эта часть слова? Как её обозначить?

- Да.

Коммуникативные УУД: деловое сотрудничество на основе работы в группе.



Регулятивные УУД: удержание учебной задачи (задания волшебников у каждой группы свое), постановка цели урока и планирование своей деятельности.





Познавательные УУД: воспроизведение информации по памяти для решения учебной задачи.









Личностные УУД: смыслообразование, мотивация к учению на основе создания проблемной ситуации и осознания учебной цели.










Поиск и приобретение новых знаний

- Для начала предлагаю разобраться: был ли наш результат случайным. Может, нет на свете никаких других частей слов, а мы просто ошиблись. Если мы хотим найти информацию, где её будем искать?

- Найдите в учебнике, часть 3-я, содержание. В нем найдите последнюю пройденную тему, и следующую за ней – новую тему. Кто её прочитает?



- Что это за странное слово «суффикс»? У кого-нибудь возникают мысли, что это такое может быть?

- Интересная мысль, чтобы её проверить, найдём в учебнике эту тему. Какую страницу откроем?

- Для выяснения понятия суффикса авторы учебника предлагают нам выполнить упражнение 20. Будем его выполнять?

-Тогда откроем тетради, от предыдущей работы отступаем две пустые строки, запишем сегодняшнее число, слова «Классная работа», «Упражнение 20».

- Прочитайте задание про себя.

- Куда отсылает нас учебник?





- Какую страницу надо найти?

- Что нужно сделать? Прочитайте вслух.



- Выполните это задание самостоятельно.

- Обратили ли вы внимание на часть слов, выделенных синим цветом?

- Где в слове она находится: до или после корня?

- А если мы вернемся к словам, которые разбирали волшебники в начале урока, то в тех словах где находится неизвестная часть слова: до или после корня?

- То есть новая часть слова расположена после корня. А как насчет окончания?

- Получается, что в наших словариках тоже есть такая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием, и которую мы не знаем. А для чего она нам нужна?

- Предлагаю вашему вниманию одну сказку, которая может ответить нам сразу на несколько вопросов.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af9a112-1c9c-4096-a276-1d0de5a05fa5/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BMA_006%5D.swf

- Как звали волшебника?

- Что образуется с помощью суффикса?



- А что за колпак был у него на голове?

- Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок. Как же волшебник суффикс образует новые слова?

- Вспомните, как вы были волшебниками. У вас получались новые слова?

- Вспомните, у первой группы какое задание было?

- У второй?

Спросить кратко все группы по цепочке.

- У всех получились новые слова с помощью подсказок?

- А ваши добавленные частички имели свои маленькие значения?

- Например, частичка -их- сделала из мужского рода – женский. Это её значение. А частичка -ник- рассказала о чем?

- Назовем ли мы эту частичку значимой?

Прослушайте определение суффикса, сравните его с теми выводами, которые мы уже сделали:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa2285ac-f5bc-431c-9961-32dbb7804046/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BTE_007%5D.swf

- Тогда обозначьте его в словах упражнения 20.

- Может быть, более полное правило мы найдем в учебнике. На какой странице будем искать?

-Всё в этом правиле нам понятно и знакомо?

- Можем себя похвалить?

Можно погладить себя по голове.

Слушают и принимают учебную задачу.



- В книгах, в учебниках.

Берут учебник часть 3-ю, открывают, находят содержание, в нём – новую тему, которую не проходили. Один ученик читает название темы: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы».

- Возможно, так и называется неизвестная часть слова?

- Страницу 22.

Открывают учебник на стр. 22, находят новую тему, находят упражнение 20.

- Да.

Открывают тетради, находят нужную строку, пишут число, «Классная работа», «Упражнение 20»

Читают задание упражнения.

- В учебник часть 2-я, обратный словарь на букву –К, найти слова на –ик.

- Страница 143.

Читает ученик с хорошей техникой чтения до слов «Например: лобик лоб»

Работают в тетрадях.

- Это частица -ик.

- После.

Вспоминают работу, проделанную вначале урока. Сравнивают и обобщают местонахождения суффиксов. Делают вывод:

- После корня.

- Новая часть слова стоит перед окончанием.





Затрудняются с ответом.



Просматривают сказку на экране.









- Суффикс.

- С помощью суффикса образуются новые слова.

- Наверно, таким знаком обозначают суффикс.



Могут затрудняться с ответом.

- Да.

Вспоминают начало урока.

- Сделать из большого маленькое.



- Сделать большущие предметы.

Каждая группа вспоминает свое задание.

- Получались новые слова.

Дети могут затрудняться с ответом.



- О занятии человека.

- Да.

Слушают определение, сравнивают, делают выводы:

- Эта часть слова – действительно суффикс.

- Суффикс образует новые слова.



- Мы еще знаем, как обозначить суффикс.





- На странице 23.

Находят стр. 23. Читают правило.

- Да.

- Да! Можно погладить себя по голове.

Познавательные УУД: умение самостоятельно ориентироваться на страницах учебника с помощью содержания.







Регулятивные УУД – прогнозирование (догадка о значении слова «суффикс»)









Познавательные общеучебные УУД: умение самостоятельно ориентироваться на страницах собственной тетради, умение ориентироваться в словаре.



Познавательные логические УУД: определение происхождения слов.









Познавательные логические УУД: операции сравнения, обобщения.



























Регулятивные УУД: прогнозирование (догадка о том, каким знаком обозначить суффикс).

Регулятивные УУД: коррекция выполненного ранее задания.





Познавательные логические УУД: обобщение знаний для вывода определения понятия суффикса.

Физкульт-минутка

- Тогда можно и поиграть! Вы устали? Ну-ка, встали! Если я скажу «корень», вы складываете руки перед собой и выгибаете дугой. Если я скажу «основа», вы расставите руки в стороны, ладошки загнёте вверх. Если я скажу «окончание», вы приседаете и обнимаете колени руками. А если я скажу «суффикс», вы складываете руки домиком над головой и встаёте на носочки.

Сначала учитель показывает то, что говорит, потом называет одну часть слова, а показывает другую.

Встают около парт, слушают и принимают условия игры. Запоминают действия и их обозначение. Повторяют действия вслед за учителем, сначала ориентируясь на внешний образ, а потом – только на слух.

Регулятивные УУД: способность удержать задачу на разных уровнях сложности.

Закрепление: самостоятельная работа

- Познакомились мы с новой частью слова?

- Попробуем её в деле?

- Тогда пишем «Упражнение 22» и выполняем его самостоятельно. На какой странице найдём это упражнение?

- Прочитаем задание.

- Кто не понял задание?

Если кто-то не понял, можно спросить класс, кто понял и может объяснить. Тогда объяснение повторяет ученик, глядя на того, кому нужна помощь.

- Если всё понятно, приступаем к работе. На выполнение задания у вас 5 минут.

Необходима ориентация на часы, возможно, песочные.

Раньше других закончившие ученики подумают над вопросом: что общего есть в исходных словах.

- Проверим, что получилось.

Просит детей читать по одной паре слов.

Выясняют, есть ли другие варианты ответов, нужно выбрать правильный аргументировано.

- Какой суффикс использовали при образовании новых слов?

- Обозначьте его в новых словах карандашом.

- Мне ребята сказали, что все исходные слова заканчивались на мягкий согласный звук и пишутся с Ь на конце. А в образованных вами словах есть Ь?

- Чем в новых словах обозначили мягкость этих же согласных?

- Да.



- Да.



- На странице 24.



Читают задание, 1 ученик – вслух.

Осознают учебную задачу. Готовы повторить учебную задачу.

Выполняют упражнение 22. Самостоятельно следят за временем выполнения задания, рассчитывают свои силы.



- Они все заканчиваются на мягкий согласный звук, пишутся с Ь на конце, имеют нулевое окончание, не имеют суффиксов.

Читают по одной паре слов. Проверяют свою работу, сравнивая записи в тетради с прочитанным образцом.

- Суффикс -ёк.

Ищут, находят и обозначают суффиксы.

Все ребята обращают внимание на сходство слов.



- В новых словах Ь нет.



- Буквой Ё.

Личностные УУД смыслообразование.

Регулятивные УУД: удержание учебной задачи.

Познавательные УУД: образование новых слов с помощью заданного суффикса.

Регулятивные УУД: самостоятельный контроль за временем выполнения задания.



Познавательные УУД: сравнение слов, выявление их общих особенностей.

Регулятивные УУД: самопроверка, самоконтроль, при необходимости – коррекция выполненного задания.

Познавательные УУД: вычленение суффикса в слове и работа со схематическим обозначением суффиксов.


Рефлексия

- Подведём итог. Что нового узнали мы на этом уроке?

- Что мы знаем про суффикс?

Можно помочь при необходимости наводящими вопросами: Как обозначить суффикс, где в слове стоит суффикс? Что делает суффикс? Значимая ли это часть слова, имеет ли она своё значение?

- Вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале урока, сравните с полученными новыми знаниями. Всего ли мы добились? Может, что-то будем узнавать завтра? Может, сделали больше, чем хотели?

- Можем мы себя похвалить?

- Новую часть слова – суффикс.



- Знаем, как его обозначить на письме, что он стоит после корня перед окончанием, что с его помощью образуются новые слова. Ещё суффикс имеет своё значение, это значимая часть слова.

Сравнивают цели урока и результат, делают вывод по уроку, возможно, планируют, что хотят узнать на следующем уроке.

- Мы молодцы!

Регулятивные УУД: удержание учебной цели до получения результата, анализ результата.

Познавательные логические УУД: операция сравнения.

Личностные УУД: создание учебной мотивации через успешное достижение поставленной цели и разрешение проблемной ситуации.

Задание на дом

- Нужно ли нам дома потренироваться в работе с суффиксами, чтобы не забыть новой информации?

- Тогда предлагаю на выбор: в учебнике часть 3 упражнение 21 на странице 23, где вы можете прочитать правило. Или в тетради на печатной основе на странице 17 задание № 22. А вот задание 21 я попрошу сделать всех. Откройте печатную основу, найдите это задание. Посмотрите, это работа со словарными словами. Что это за слова? Что в них общего? Что нужно запомнить?

- Урок окончен, приготовьтесь к следующему уроку.

- Нужно.



Находят указанные задания в учебнике и в тетради на печатной основе, сравнивают их и уже сразу могут сделать выбор задания на дом для себя.



Сравнивают словарные слова, находят общее:

- Это слова с удвоенными согласными. Надо запомнить удвоенные СС в слове «класс» и удвоенные ПП в слове «группа».

Личностные УУД: создание учебной мотивации для выполнения домашнего задания. Регулятивные УУД : выбор заданий для домашней работы.

Познавательные логические УУД: операции сравнения и обобщения случаев написания словарных слов.







Приложение

1 конверт

Гриб –

Жук –

Паук –

Лес –

Подсказка -ОК-





2 конверт

Хвост –

Кот –

Дом –

Нос –

Подсказка -ИЩ-

3 конверт

Кот –

Лиса –

Тигр –

Лось –

Подсказка -ЁНОК-

4 конверт

Мама –

Папа –

Лапа –

Кора –

Подсказка -ОЧК-

5 конверт

Гриб –

Дворник –

Печь –

Охота –

Подсказка -НИК-

6 конверт

Ёж –

Слон –

Лось –

Кабан –

Подсказка -ИХ-





Конспект урока русского языка "Что такое суффикс" 2 класс
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока с учетом ФГОС. В конспекте использованы ЭОР из Интернета.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1

2

3

4

Оргмомент

- Я услышала звонок и иду искать молодцов.

Называет молодцами тех, кто приготовил  к уроку все нужные принадлежности, навел порядок на парте и занял свое место. Можно назвать весь ряд молодцами. Можно одного молодца попросить перечислить необходимые принадлежности на парте, если эта работа необходима.

Стараются стать молодцами: готовят парту к уроку, если она не готова, проверяют все нужные к уроку принадлежности, занимают свое место, настраиваются на работу.

Регулятивные УУД: контроль своего поведения, коррекция в случае необходимости

Личностные УУД: создание мотивации – быть молодцом

Повторение пройденного материала

- Вспомните, пожалуйста, что мы проходили на прошлом уроке?

Корректирует ответы детей

- Скажите, а что такое окончание?

- А что такое корень слова?

-Есть еще какие-то известные нам части слов?

- Написание Ы после Ц в окончаниях слов и И после Ц в корнях слов.

Вспоминают определения этих частей слов.

- Да, основа слова

Вспоминают определение основы слова

Познавательные УУД: воспроизведение правил, необходимых для построения связи с новыми знаниями

Постановка цели урока

- Как хорошо мы знаем правила! Значит, мы можем недолго побыть волшебниками. Предлагаю разбиться на группы, чтобы каждая получила свое задание. Каждая группа получает конверт со словами. Первой группе надо из предметов сделать маленькие предметы. Второй, наоборот, большущие предметы. Третьей надо найти детенышей животных. Четвертой – ласковое слово, пятой – занятие человека, шестой – из зверя мужского рода сделать зверя женского рода. У каждой группы в конверт вложена подсказка. Догадайтесь, как ей воспользоваться.

- У вас получились пары слов. В каждой паре слова родственные? Найдите у них общие части слов, то есть корни. Обратите внимание, что встречаются слова с чередованием согласных звуков в корне слов. Помните также о том, включать ли Ь в состав корня, если он встретится.

- Какие еще части слов помним? Выделите в словах окончания и основы.

- Все ли части слов выделены? Не осталось ли чего-нибудь «лишнего»? Какие части слов не выделены? Получается, что есть такие части слов, которые мы не знаем? Или мы ошиблись?

Неизвестные части слов («подсказки») вывешивают на доску.

- Что же это за части слов?

- Догадайтесь, чем мы будем заниматься на этом уроке.

- Что нам нужно узнать об этой части слова?

- Нужно ли нам знать, для чего эта часть слова  нужна нам?

Это и будет целью нашей работы на уроке.

Разбиваются на группы по 4 человека, объединяясь по 2 парты, получают задание, работают в группе. Группы могут быть неровными, в зависимости от количества детей в классе. В результате должны появиться пары слов по группам:

1.     Гриб – грибок, жук – жучок, паук – паучок, лес – лесок (подсказка –ок-)

2.     Хвост – хвостище, дом- домище, кот – котище, нос – носище (подсказка –ищ-)

3.     Кот – котёнок, лиса – лисёнок, тигр – тигрёнок, лось – лосёнок (подсказка –ёнок)

4.     Мама – мамочка, папа – папочка, лапа – лапочка, кора – корочка (подсказка –очк-)

5.     Гриб – грибник, двор – дворник, печь – печник, охота – охотник (подсказка –ник-)

6.     Ёж – ежиха, лось – лосиха, слон – слониха, кабан – кабаниха (подсказка –их-)

После выделения известных частей слов остаются невыделенными части, бывшие подсказками.

- Мы не знаем.

- Мы познакомимся с ещё одной частью слова.

- Как называется эта часть слова? Как её обозначить?

- Да.

Коммуникативные УУД: деловое сотрудничество на основе работы в группе.

 

Регулятивные УУД: удержание учебной задачи (задания волшебников у каждой группы свое), постановка цели урока и планирование своей деятельности.

 

 

Познавательные УУД: воспроизведение информации по памяти для решения учебной задачи.

 

 

 

 

Личностные УУД: смыслообразование, мотивация к учению на основе создания проблемной ситуации и осознания учебной цели.

 

 

 

 

 

Поиск и приобретение новых знаний

- Для начала предлагаю разобраться: был ли наш результат случайным. Может, нет на свете никаких других частей слов, а мы просто ошиблись. Если мы хотим найти информацию, где её будем искать?

- Найдите в учебнике, часть 3-я, содержание. В нем найдите последнюю пройденную тему, и следующую за ней – новую тему. Кто её прочитает?

 

- Что это за странное слово «суффикс»? У кого-нибудь возникают мысли, что это такое может быть?

- Интересная мысль, чтобы её проверить, найдём в учебнике эту тему. Какую страницу откроем?

- Для выяснения понятия суффикса авторы учебника предлагают нам выполнить упражнение 20. Будем его выполнять?

-Тогда откроем тетради, от предыдущей работы отступаем две пустые строки, запишем сегодняшнее число, слова «Классная работа», «Упражнение 20».

- Прочитайте задание про себя.

- Куда отсылает нас учебник?

 

 

- Какую страницу надо найти?

- Что нужно сделать? Прочитайте вслух.

 

- Выполните это задание самостоятельно.

- Обратили ли вы внимание на часть слов, выделенных синим цветом?

- Где в слове она находится: до или после корня?

- А если мы вернемся к словам, которые разбирали волшебники в начале урока, то в тех словах где находится неизвестная часть слова: до или после корня?

- То есть новая часть слова расположена после корня. А как насчет окончания?

- Получается, что в наших словариках тоже есть такая часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием, и которую мы не знаем. А для чего она нам нужна?

- Предлагаю вашему вниманию одну сказку, которая может ответить нам сразу на несколько вопросов.

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af9a112-1c9c-4096-a276-1d0de5a05fa5/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BMA_006%5D.swf

- Как звали волшебника?

- Что образуется с помощью суффикса?

 

- А что за колпак был у него на голове?

- Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок. Как же волшебник суффикс образует новые слова?

- Вспомните, как вы были волшебниками. У вас получались новые слова?

- Вспомните, у первой группы какое задание было?

- У второй?

Спросить кратко все группы по цепочке.

- У всех получились новые слова с помощью подсказок?

- А ваши добавленные частички имели свои маленькие значения?

- Например, частичка -их- сделала из мужского рода – женский. Это её значение. А частичка -ник- рассказала о чем?

- Назовем ли мы эту частичку значимой?

Прослушайте определение суффикса, сравните его с теми выводами, которые мы уже сделали:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa2285ac-f5bc-431c-9961-32dbb7804046/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BTE_007%5D.swf

- Тогда обозначьте его в словах упражнения 20.

- Может быть, более полное правило мы найдем в учебнике. На какой странице будем искать?

-Всё в этом правиле нам понятно и знакомо?

- Можем себя похвалить?

Можно погладить себя по голове.

Слушают и принимают учебную задачу.

 

- В книгах, в учебниках.

Берут учебник часть 3-ю, открывают, находят содержание, в нём – новую тему, которую не проходили. Один ученик читает название темы: «Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов, называющих предметы».

- Возможно, так и называется неизвестная часть слова?

- Страницу 22.

Открывают учебник на стр. 22, находят новую тему, находят упражнение 20.

- Да.

Открывают тетради, находят нужную строку, пишут число, «Классная работа», «Упражнение 20»

Читают задание упражнения.

- В учебник часть 2-я, обратный словарь на букву –К, найти слова на –ик.

- Страница 143.

Читает ученик с хорошей техникой чтения до слов «Например: лобик      лоб»

Работают в тетрадях.

- Это частица  -ик.

- После.

Вспоминают работу, проделанную вначале урока. Сравнивают и обобщают местонахождения суффиксов. Делают вывод: 

- После корня.

- Новая часть слова стоит перед окончанием.

 

 

Затрудняются с ответом.

 

Просматривают сказку на экране.

 

 

 

 

- Суффикс.

- С помощью суффикса образуются новые слова.

- Наверно, таким знаком обозначают суффикс.

 

Могут затрудняться с ответом.

- Да.

Вспоминают начало урока.

- Сделать из большого маленькое.

 

- Сделать большущие предметы.

Каждая группа вспоминает свое задание.

- Получались новые слова.

Дети могут затрудняться с ответом.

 

- О занятии человека.

- Да.

Слушают определение, сравнивают, делают выводы:

- Эта часть слова – действительно суффикс.

- Суффикс образует новые слова.

 

- Мы еще знаем, как обозначить суффикс.

 

 

- На странице 23.

Находят стр. 23. Читают правило.

- Да.

- Да! Можно погладить себя по голове.

Познавательные УУД: умение самостоятельно ориентироваться на страницах учебника с помощью содержания.

 

 

 

Регулятивные УУД – прогнозирование (догадка о значении слова «суффикс»)

 

 

 

 

Познавательные общеучебные УУД: умение самостоятельно ориентироваться на страницах собственной тетради, умение ориентироваться в словаре.

 

Познавательные логические УУД: определение происхождения слов.

 

 

 

 

Познавательные логические УУД: операции сравнения, обобщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД: прогнозирование (догадка о том, каким знаком обозначить суффикс).

Регулятивные УУД: коррекция выполненного ранее задания.

 

 

Познавательные логические УУД: обобщение знаний для вывода определения понятия суффикса.

Физкульт-минутка

- Тогда можно и поиграть! Вы устали? Ну-ка, встали! Если я скажу «корень», вы складываете руки перед собой и выгибаете дугой. Если я скажу «основа», вы расставите руки в стороны, ладошки загнёте вверх. Если я скажу «окончание», вы приседаете и обнимаете колени руками. А если я скажу «суффикс», вы складываете руки домиком над головой и встаёте на носочки. 

Сначала учитель показывает то, что говорит, потом называет одну часть слова, а показывает другую.

Встают около парт, слушают и принимают условия игры. Запоминают действия и их обозначение. Повторяют действия вслед за учителем, сначала ориентируясь на внешний образ, а потом – только на слух.

Регулятивные УУД: способность удержать задачу на разных уровнях сложности.

Закрепление: самостоятельная работа

- Познакомились мы с новой частью слова?

- Попробуем её в деле?

- Тогда пишем «Упражнение 22» и выполняем его самостоятельно. На какой странице найдём это упражнение?

- Прочитаем задание.

- Кто не понял задание?

Если кто-то не понял, можно спросить класс, кто понял и может объяснить. Тогда объяснение повторяет ученик, глядя на того, кому нужна помощь.

- Если всё понятно, приступаем к работе. На выполнение задания у вас 5 минут.

Необходима ориентация на часы, возможно, песочные.

Раньше других закончившие ученики подумают над вопросом: что общего есть в исходных словах.

- Проверим, что получилось.

Просит детей читать по одной паре слов.

Выясняют, есть ли другие варианты ответов, нужно выбрать правильный аргументировано.

- Какой суффикс использовали при образовании новых слов?

- Обозначьте его в новых словах карандашом.

- Мне ребята сказали, что все исходные слова заканчивались на мягкий согласный звук и пишутся с Ь на конце. А в образованных вами словах есть Ь?

- Чем в новых словах обозначили мягкость этих же согласных?

- Да.

 

- Да.

 

- На странице 24.

 

Читают задание, 1 ученик – вслух.

Осознают учебную задачу. Готовы повторить учебную задачу.

Выполняют упражнение 22. Самостоятельно следят за временем выполнения задания, рассчитывают свои силы.

 

 

-Они все заканчиваются на мягкий согласный звук, пишутся с Ь на конце, имеют нулевое окончание, не имеют суффиксов.

Читают по одной паре слов. Проверяют свою работу, сравнивая записи в тетради с прочитанным образцом.

- Суффикс -ёк.

Ищут, находят и обозначают суффиксы.

Все ребята обращают внимание на сходство слов.

 

- В новых словах Ь нет.

 

- Буквой Ё.

Личностные УУД смыслообразование.

Регулятивные УУД: удержание учебной задачи.

Познавательные УУД: образование новых слов с помощью заданного суффикса.

Регулятивные УУД: самостоятельный контроль за временем выполнения задания.

 

Познавательные УУД: сравнение слов, выявление их общих особенностей.

Регулятивные УУД: самопроверка, самоконтроль, при необходимости – коррекция выполненного задания.

Познавательные УУД: вычленение суффикса в слове и работа со схематическим обозначением суффиксов.

 

Рефлексия

- Подведём итог. Что нового узнали мы на этом уроке?

- Что мы знаем про суффикс?

Можно помочь при необходимости наводящими вопросами: Как обозначить суффикс, где в слове стоит суффикс? Что делает суффикс? Значимая ли это часть слова, имеет ли она своё значение?

- Вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале урока, сравните с полученными новыми знаниями. Всего ли мы добились? Может, что-то будем узнавать завтра? Может, сделали больше, чем хотели?

- Можем мы себя похвалить?

- Новую часть слова – суффикс.

 

- Знаем, как его обозначить на письме, что он стоит после корня перед окончанием, что с его помощью образуются новые слова. Ещё суффикс имеет своё значение, это значимая часть слова.

Сравнивают цели урока и результат, делают вывод по уроку, возможно, планируют, что хотят узнать на следующем уроке.

- Мы молодцы!

Регулятивные УУД: удержание учебной цели до получения результата, анализ результата.

Познавательные логические УУД: операция сравнения.

Личностные УУД: создание учебной мотивации через успешное достижение поставленной цели и разрешение проблемной ситуации.

Задание на дом

- Нужно ли нам дома потренироваться в работе с суффиксами, чтобы не забыть новой информации?

- Тогда предлагаю на выбор: в учебнике часть 3 упражнение 21 на странице 23, где вы можете прочитать правило. Или в тетради на печатной основе на странице 17 задание № 22. А вот задание 21 я попрошу сделать всех. Откройте печатную основу, найдите это задание. Посмотрите, это работа со словарными словами. Что это за слова? Что в них общего? Что нужно запомнить?

- Урок окончен, приготовьтесь к следующему уроку.

- Нужно.

 

Находят указанные задания в учебнике и в тетради на печатной основе, сравнивают их и уже сразу могут сделать выбор задания на дом для себя.

 

Сравнивают словарные слова, находят общее:

- Это слова с удвоенными согласными. Надо запомнить удвоенные СС в слове «класс» и удвоенные ПП в слове «группа».

Личностные УУД: создание учебной мотивации для выполнения домашнего задания. Регулятивные УУД : выбор заданий для домашней работы.

Познавательные логические УУД: операции сравнения и обобщения случаев написания словарных слов.

Автор Ретина Татьяна Валентиновна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1515
Номер материала 27971
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓