Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонспект урока русского языка

Конспект урока русского языка

Скачать материал

Тема:  Как научиться понимать исходный текст

Речь слагается из трех элементов:

из самого оратора, из предмета,

о котором он говорит,

из лица, к которому он обращается.

Аристотель

1 Постановка проблемы

Изучите эпиграф к уроку, назовите три элемента , о которых идет речь в высказывании Аристотеля в применении к выполнению задания С

(Автор – тема – читатель)

2. Постановка цели урока

В: Назовите тему урока. (Как научиться понимать исходный текст)

В: Что такое исходный текст? ( текст, предлагаемый экзаменуемому для анализа)

Мы уже изучили критерии оценивания части С.

В: Из каких элементов должна состоять Ваша работа?

(1.    Формулировка проблемы исходного текста (вступление)

(2.    Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

(3.    Отражение позиции автора исходного текста

(4.    Выражение собственного мнения экзаменуемого по сформулированной проблеме, поставленной автором текста (согласие или несогласие)

(5.    Аргументация собственного мнения на основании 2х аргументов( на основании читательского или жизненного опыта)

(6.    Заключение

Сегодня мы будем говорить о том, как избежать ошибок в понимании смысла исходного текста

3. Работа по теме урока

Изучая экзаменационный текст необходимо выстроить схему:

О чем? (ты увидишь тему)

          ↓

Какие вопросы рассматривает автор? (ты найдешь проблемы)

         ↓

Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (ты найдешь основную проблему)

         ↓

Зачем автор написал текст? (ты определишь цель)

         ↓

Как автору удалось помочь тебе определить цель? (ты увидишь роль языковых средств)

        ↓

Как сам автор отвечает на поставленные вопросы? (это поможет тебе понять авторскую позицию)

В: Давайте рассмотрим предложенные вопросы на примере текста домашнего задания

……….

Существует несколько видов текста:

  1. Собственно-информационно-справочный (описывает конкретные события, факты, ситуации) – официально-деловой или научный стиль
  2. Информационно-оценочный (не только описывает факты, события, ситуации, но и содержит авторскую оценку) – публицистический, разговорный стиль
  3. Информационно-образно-оценочный (описывает, содержит авторскую оценку, создает художественный образ) – художественный образ

 

В: К какому из представленных видов текста относится наш текст? Докажите свое мнение

 

Кроме того, один из важнейших признаков текста – его информативность.

Текст содержит информацию

  1. О каком-либо факте, событии, человеке и т.д.
  2. О цели его создания (кому предназначен, чего хотел достичь автор, на какие вопросы хотел ответить и т.д.
  3. О способах авторского воздействия на читательское восприятие
  4. Об авторе (отношение к поднятым проблемам)

 

Существуют следующие виды информации в тексте:

1 Факты (события, факты, герои, время и место действия и т.п.)

            Внешняя сторона текста

2. Концепция система взглядов, способов понимания предмета, явления… (замысел автора, его позиция, система взглядов)

           Создает текст как единое целое, без авторской мысли текст был бы рядом разрозненных фрагментов, фактов, событий

  1. Подтекст (скрытая дополнительная информация, смысл которой в отдельных словах, предложениях, фрагментах. Смысл ее становится понятным лишь в процессе переработки и анализа фактов и концепции)

Может основательно изменить истолкование текста, по-новому увидеть и понять концепцию автора либо непосредственно, либо через факты)

 

Без «вычитывания этих информаций у вас не получится правильно понять содержание текста.

  1. Работа с текстом (закрепление) (А. П. Чехов «Баран и барышня»)

В: Определите фактическую информацию текста

К чиновнику пришла бедная девушка просить бесплатный билет на поезд, чтобы навестить больную мать, но оказалось, что она ошиблась подъездом и попала не в ж\д ведомство. Когда же она пришла туда, где ей могли бы помочь, оказалось, что она опоздала, потому что чиновник, к которому она попала по ошибке, устроил ей ласковый прием: напоил чаем и долго расспрашивал обо всем.

В: Исчерпывается ли этим содержание текста? Почему?

(Основная мысль рассказа осталась  непонятой

В: Тогда обратимся к концептуальной информации.

У Чехова, когда он создавал этот рассказ, явно были определенная идея, мысли, чувства, подчиняясь которым, он подобрал своих героев и именно ТАК выстроил сюжет. Но он их «спрятал» за внешним содержанием, чтобы дать возможность читателю отыскать их . (Мы помним, что без авторской мысли текст представляет собой ряд разрозненных фактов и событий)

Начнем с заглавия

Кого мы обычно называем «бараном» (глупого, бездушного человека). Т.о. авторская идея уже видна, а как она нашла воплощение в тексте? В этом поможет нам художественная деталь

1вар. Выпишите детали, помогающие увидеть моральное убожество «барана»

2 вар Детали, помогающие понять душевное состояние барышни

Итак…….«милостивый государь» находится на службе, но как он служит и каковы его человеческие качества ( ведь «милостивый»!!) Точное представление об этом дает экспозиция рассказа: ленивый, глупый, пресыщенный тип. Появление незнакомки – великолепная возможность развлечься. Что из того, что она одета «просто и даже очень просто» (бедно), что ей стыдно находиться в роли просительницы? Зато у него есть возможность скоротать время до представления в театре.

Обратите внимание на несоответствие внешнего проявления радушияс внутреннией низостью намерений и расспросов.

Чехов так выстраивает диалог, что от реплики к реплике отвращение к «милостивому государю» растет: пред нами БАРАН без стыда и совести, воспользовавшийся отчаянным положением несчастной как очередным развлечением.

В: А вот скрытую (подтекстовую) информацию можно увидеть в отдельных словах и фрагментах:

- «эпизодик» - трагичная история девушки всего лишь мелкий, рядовой случай для «барана»

- кавычки «милостивый государь» подчеркивают противоположное значение

-история с девушкой типична.т.к. это всего лишь «эпизодик», следовательно, вся система бюрократического чиноничества имеет отношение к слову «баран»

 

Д/З Используя материал урока о сочетании фактической, концептуальной и подтекстовой информации, напишите рассуждение по данному рассказу, обозначив тему рассказа, проблемы, поднимаемые автором, прокомментируйте проблему, отразите позицию автора, выразите собственное мнение, аргументируя его жизненным или читательским опытом.

Т.е. напишите сочинение по данному тексту  по критериям части С

 

 

А. П. Чехов БАРАН И БАРЫШНЯ

На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. Не хотелось ни думать, ни зевать... Читать надоело еще в незапамятные времена, в театр еще рано, кататься лень ехать... Что делать? Чем бы развлечься?
— Барышня какая-то пришла! — доложил Егор. — Вас спрашивает!
— Барышня? Гм... Кто же это? Всё одно, впрочем, — проси...
В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто... даже очень просто. Она вошла и поклонилась.
— Извините, — начала она дрожащим дискантом. — Я, знаете ли... Мне сказали, что вас... вас можно застать только в шесть часов... Я... я... дочь надворного советника Пальцева...
— Очень приятно! Сссадитесь! Чем могу быть полезен? Садитесь, не стесняйтесь!
— Я пришла к вам с просьбой... — продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. — Я пришла... попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. Вы, я слышала, даете... Я хочу ехать, а у меня... я небогата... Мне от Петербурга до Курска...
— Гм... Так-с... А для чего вам в Курск ехать? Здесь нешто не нравится?
— Нет, здесь нравится, но, знаете ли... родители. Я к родителям. Давно уж у них не была... Мама, пишут, больна...
— Гм... Вы здесь служите или учитесь?
Барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы...
— Тэк... Служили... Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико... Нельзя сказать... Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета... Гм... К родителям едете, значит... Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? Амурашка? Хе, хе, хо... Женишок? Покраснели? Ну, что ж! Дело хорошее... Езжайте себе. Вам уж пора замуж... А кто он?
— В чиновниках...
— Дело хорошее... Езжайте в Курск... Говорят, что уже в ста верстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы... Хе, хе, хо... Небось, скука в этом Курске? Да вы скидайте шляпу! Вот так, не стесняйтесь! Егор, дай нам чаю! Небось, скучно в этом... ммм... как его... Курске?
Барышня, не ожидавшая такого ласкового приема, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения... Она рассказала, что у нее есть брат-чиновник, дядя-учитель, кузены-гимназисты... Егор подал чай... Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать... Милостивый государь глядел на нее и ухмылялся... Он уж не чувствовал скуки...
— Ваш жених хорош собой? — спросил он. — А как вы с ним сошлись?
Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала... Говорила она долго. Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. Пробило восемь часов.
— А у вашего отца неплохой почерк... С какими он закорючками пишет! Хе, хе... Но, однако, мне пора... В театре уж началось... Прощайте, Марья Ефимовна!
— Так я могу надеяться? — спросила барышня, поднимаясь.
— На что-с?
— На то, что вы мне дадите бесплатный билет...
— Билет? Гм... У меня нет билетов! Вы, должно быть, ошиблись, сударыня... Хе, хе, хе... Вы не туда попали, не на тот подъезд... Рядом со мной, подлинно, живет какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! Егор, вели заложить! Прощайте, Марья Семеновна! Очень рад... рад очень...
Барышня оделась и вышла... У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока русского языка"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В рамках подготовки к ЕГЭ (русский язык).

Поможет учителю дать представление учащимся КАК правильно написать сочинение в формате ЕГЭ, понять проблему текста, комментировать ее, определять позицию автора, выражать свое мнение по обозначенной проблеме, приводить литературные аргументы.

Предлагается простая схема для анализа экзаменационного текста, представлен теоретический материал по видам текста, видам информации текста с учетом критериев оценивания экзаменационного сочинения.

Урок на материале рассказа А. П. Чехова "Баран и барышня". Полный текст рассказа прилагается.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 151 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1354
    • DOCX 48 кбайт
    • 16 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Панкова Оксана Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Панкова Оксана Игоревна
    Панкова Оксана Игоревна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3693
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка и литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1529 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 886 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сенсорные системы и развитие нервной системы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Психические защиты и психоаналитический взгляд на личное развитие

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек