Главная / Начальные классы / Конспект урока Родное слово на тему:

Конспект урока Родное слово на тему:

Конспект урока Родное слово на тему:
  • Начальные классы
Описание:

Тема: Как перенести слово. Г-Х. Андерсен «Снежная королева».

Цель: познакомить учащихся с правилами переноса слов.Познакомить с произведением Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».

Оборудование: методическая литература, индивидуальный раздаточный материал, рабочие тетради учащихся.

Тип урока: урок открытия нового знания (урок ОНЗ)

Задачи: – делить слова на слоги для переноса;
– правильно оформлять предложение на письме (большая буква в начале предложения, пробел, знак препинания в конце предложения);
– писать каллиграфически правильно; – составлять предложения из слов;
– записывать правильно слова и предложения;
– проверять написанное, сравнивая с эталоном.

формулировать собственные мысли в устной форме;
– слушать и слышать речь других;
– учиться работать в паре.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

Слышите: звенит звонок?
Начинается урок.
Книжки, ручки – все в порядке?
Ждет работа нас в тетрадке.

II. Актуализация знаний учащихся, мотивация

Какие цели ставите на уроке русского языка?
= Красиво и грамотно писать слова.
= Писать слова с наклоном вправо.
= Не пропускать буквы в словах и не писать лишние.

Чистописание.

Какой одинаковый звук в словах: дом, конь, бой
= Звук 
О
– Дайте характеристику звука 
О
= Гласный(ударный, без ударный).
– Сегодня мы будем работать над написание строчной буквой 
о и строчными буквами б, в.
– Какой одинаковый элемент есть в этих буквах? 
= Одинаковый элемент – овал.
– Давайте вспомним как пишется строчная буква 
о и строчные буквы б ив.
(Учитель и дети пишут буквы в воздухе с подробным комментированием учителя).
– А теперь напишем буквосочетание с нижним соединением (
овоб).
(Учащиеся пишут, учитель проходит по классу и контролирует написание).
– Что мы написали? 
= Слоги
– Что такое слог?
= Слог – это буквосочетание, в котором есть гласная буква. Слог может состоять и из одной гласной буквы. Например: 
олень.

Ш. Словарная работа

Сейчас мы будем работать со словарными словами.
– Отгадайте загадки:

Прилетела на базар
Громко всем сказала: «Кар!»
Пусть я в школе не учена,
Но умна, ведь я – (
Ворона).

Возьмите сигнальные карточки, покажите гласную, которую нужно вставить вместо точки. Запишите слово в тетрадь со строчной буквы. Проверьте.

На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладёшь
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я – (
Пенал).

С латинского языка ПЕННА – «перо» (гусиные перья). ПЕНАЛ – коробочка для хранения предметов для письма и рисования(толковый словарь стр. 138)

Эта птица – круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
– Просыпайтесь поскорей – 
Всех торопит (
Воробей).

Что можно сделать с этими словами?
= Поставить ударение,
= Подчеркнуть безударные гласные,
= Разделить на слоги,
= Составить и записать предложение,
– Какое слово лишнее?
= Пенал.
– Почему?
= Он – учебная вещь, а остальные – названия птиц.
= В нем два слона, а в остальных три слога.
– Как определить количество слогов?
= Сколько в слоге гласных, столько и слогов…
– Вы мне сказали, что сколько в слове слогов знает каждый из учеников. Я хочу это проверить. Предлагаю поиграть в игру «Не ошибись».

Дети определяют количество слогов в слове и показывают нужную цифру на сигнальной карточке. Учитель показывает правильный ответ).
Слова: 
кот, лисица, ручьи, пенал, капель, весна, карандаш, Ира, подснежник, весело, облака.
Игра показала, что вы не ошибаетесь в определении количества слогов в словах. Значит вы это знаете очень хорошо.

Какие вам встретились словарные слова?
= Лисица, пенал, весело, карандаш.
– Какие «весенние» слова встретились.
= Весна, подснежник, капель, облака.
– Какие бывают облака?
= Слоистые (картинку) – похожие на слой тумана или пелену,
= Перистые (картинку) – состоят из ледяных кристаллов, имеют вытянутую форму,
= Кучевые (картинку) – белые пушистые, огромные.
– А какие облака в небе весной?
= Кучевые(пушистые).

IV. Постановка учебной проблемы

Составьте предложения со словами: по, пушистые, облака, весеннему, плывут, небу.
= По весеннему небу плывут пушистые облака – сейчас мы будем записывать предложение.
– Какие правила мы знаем для правильной записи предложения? 
= Предложение начинаем записать с заглавной буквы, пробел, в конце предложения ставим точку или вопросительный знак или восклицательный знак (ученик записывает предложение на доске)
(Так как в предложении много слов, то у учащихся возникает затруднение, связанное с переносом слов).
– Какое возникло затруднение?
= Слово не помещается на строке,
= Слово надо перенести на другую строку, но нас приучили дописывать строчки до полей или до корешка тетради.
– Как вы думаете, переносить слово с одной строки на другу нужно по правилам, или перенести слово можно в любом месте?
Думаем, что слова надо переносить по правилам.

V. Формирование проблемы, планирование предстоящей работы

Итак, что нам предстоит узнать?
= Правила переноса слов.
– Для чего нужно знать правила переноса слов?
= Если на строке не хватает места и тогда слово надо переносить, а переносить его нужно по правилам.
– Чему вы можете научиться сегодня?
= Научимся правильно переносить слова.
– Назовите тему урока.
= Перенос слов.
– По какому плану будем работать?

1. Узнаём правила переноса.
2. Будем учиться применять новое знание на письме.

(Фиксация плана на доске).

VI. «Открытие» нового знания

Выдвижение гипотезы.

Что мы уже умеем делать очень хорошо?
= Мы умеем делить слова на слоги.
– Так как мы умеем делить слова на слоги, что можно предположить?
= Можно предположить, что слова надо переносить по слогам.
– Проверим наши предположения.

VII . Формулирование первого правила

Чтение правила по учебнику стр. 91(запомни).
– Прочитайте правило и проговорите его в паре.
Дописываем предложение.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Денёк».

Пришел денёк,
Сел на пенёк.
День сидел,
День глядел.
На ель залез,
Совсем исчез.

Как перенести слово денёк.

VIII. Формулирование второго правила

Проблемный вопрос

Выскажите свое предположение, можно ли перенести с одной строки на другую слово ЛУЧ?
= Нет, в нем один слог.
– Можно ли перенести слово ИВА?
= Нельзя, так как одну букву нельзя оставлять на строке.
– Проверим свои предположения по правилу стр. 91 (обрати внимание).
– Прочитайте правило.
– Запомните и повторите (работа в паре).

  1. Применение новых знаний. Работа в тетради.

    с.91 № 3, 5 Раздели слова знаком переноса. Паль-то,.....

  2. Чтение.

Сегодня мы в гостях у сказки. А может быть сказка у нас. 

Ведь где читают дружно, 
Пересказывают умело, 
Там сказке можно появиться смело. 

Но сначала вы должны угадать, как называется сказка и кто ее автор.

а) Разгадывание ребуса.

Правильно. Мы отправимся в сказку Г. Х. Андерсена “Снежная королева”.

(Исполнение песни сказочника).

Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен  родился в1805 году в городе Оденсе  в семье сапожника и прачки. Читать и писать будущий сказочник научился только к 10 годам. Всего  Андерсен написал 170 сказок.  Сегодня одна из  его сказок приглашает нас в гости.(Учитель читает сказку).



11. Стадия “Осмысление содержания”.

а) Чтение текста учащимися с остановками.

12. Работа по теме урока. Продолжение.

а) Анализ содержания текста по вопросам:

- Каким Герда нашла Кая?

Ответ: Он был безразличным. Его сердце не дрогнуло от их встречи.

- Почему Кай не узнал Герду?

Ответ: У него было ледяное сердце.

- Как смогла героиня возродить его к жизни?

Ответ: Герда поцеловала Кая и растопила ледяное сердце горючими слезами.

Снежная королева.

Лишь тот, кого я в лоб поцеловала -
Подобно Каю, холоден, как снег. 
И Герда зря его расколдовала:
Теперь он - жалкий добрый человек...

Проблемные вопросы:

1. Как вы думаете, почему маленькая  хрупкая  девочка победила злую волшебницу?

Ответ: Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды; дружба: готовая на подвиг; верность, которая смогла преобразить человека.

2. Почему Герда не остановилась перед опасностями в поисках друга?

Ответ: Герда не страшилась опасностей. Она любила Кая. Героиня по-настоящему умела верить, дружить и любить.

Герда

Снежная королева

Добрая

Злая

Смелая

Безжалостная

Любящая

Бессердечная

Отважная

Жестокая

Храбрая

Эгоистичная

Верная

Своенравная

Целеустремленная

Корыстная

Преданная

Бездушная

б) Закрепление опорных знаний. Тестирование.

1. О том, что Кай жив, Герде сказали: орлы, розы, рыбы? 
2. Заветное слово, которое Кай пытался сложить из льдинок во владениях Снежной королевы: снежинка, сосулька, вечность? 
3. Владения Снежной королевы: пустыня, чертоги, усадьба? 
4. Голуби сообщили Герде, что санки Кая несла на спине белая: курица, лошадь, собака? 
5. Маленькая разбойница подарила Герде: башмачки, перчатки, рукавицы? 
6. Герду к владениям снежной королевы вёз: козёл, олень, кабан? 
7. Оружие маленькой разбойницы: лук, меч, нож? 

Х. Итог урока.

У. Наше путешествие подошло к концу. Борьба закончилась. Красота живого сердца победила красоту льда. Прошёл год. Наступила весна. Дети повзрослели, стали мудрее. Они научились ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство.И наш урок я хочу закончить словами великого сказочника Г.Х. Андерсена:

 

Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами!

Автор Морозова Ильмира Тулебаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 989
Номер материала 27649
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓