Главная / Русский язык и литература / Конспект урока развития речи "Зачем на свете доброта?"

Конспект урока развития речи "Зачем на свете доброта?"

Урок развития речи в 6 классе.

Учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. «Русский язык. 6 класс»,М., «Просвещение»,2010


Тема урока: «Зачем на свете доброта?»

(Подготовка и написание сочинения – рассуждения)



Тип урока: урок развития речи, творческая мастерская.


Задача: Создание такой обстановки, которая бы побуждала учеников к общению и появлению интереса к написанию сочинения.


Цель: 1. Учить создавать собственное сочинение-миниатюру, строить текст рассуждение.

2. Развивать ассоциативное мышление, навык синтеза, коммуникативные способности учащихся. Продолжить работу по развитию творческих способностей.

3. Включая эмоциональную сферу ребенка, подвести учеников к осознанию того, что человек лишь тогда будет счастлив, когда будет дарить окружающим радость.

Приёмы и методы: психологическая минутка,

«Эвристическая» беседа,

монологическое высказывание,

репродуктивное и творческое воспроизведение,

метод демонстрации,

просмотр мультемедиапрезентации,

создание опорной схемы «Солнце доброты»,

игра «Цвет моего настроения»,

Игра «Ассоциации», работа по инструкции,

создание творческой работы

выразительное чтение.


Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.


Приемы здоровьесбережения: физкультурная медитационная минутка.



Структура урока:


1. Вступительное слово учителя.

Индукция”.(Наведение)

Игра «Цвет моего настроения»

Актуализация знаний по теме

2. “Самоконструкция”.(Самостоятельное решение вопроса)

3. “Социоконструкция”.(Коррекция своей работы с учётом имеющегося социаль

ного опыта)

4. “Афиширование”.

5. “Рефлексия”.



ОБОРУДОВАНИЕ: 1) листочки настроения;

2) Фрагменты «Памятки»;

3) Презентация;

4) карточки для «Солнца доброты»

5) 2 кассеты с аудиозаписями музыки и песни

Б.Гребенщикова «Под небом голубым»


Оформление доски:

На потайной стороне: «Главное делать людям добро,

пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый

час, чтобы своим существованием облегчить

людям жизнь»

А.Лиханов


Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.

В. Гюго

Ход урока.


  1. Орг. момент. Индукция.

Игра «Цвет моего настроения».


Учитель: Здравствуйте! Садитесь. Мне очень важно знать, какое у вас сегодня настроение. Будьте добры, пользуясь листочками настроения покажите мне это. (Чёрный – плохое настроение, синий – нормальное, ни плохое, ни хорошее, жёлтое – хорошее)

У меня настроение очень хорошее, потому что я рада видеть всех собравшихся в этом классе. Хотя не скрою – я очень волнуюсь. Помните, когда-то, на одном уроке, мы приходили к выводу: если в себе не уверен – попробуй сделать приятное окружающим, прояви доброжелательность. А в прошлом году девочек на одном открытом уроке, я познакомила с методом, который издавна известен, - и у них страх как рукой сняло. Кто помнит этот метод? Правильно. (Поздороваться с присутствующими, как положено: за руку и с улыбкой. Скажите, улучшилось ли ваше настроение?

Но мы не со всеми поделились радостью. У нас сегодня гости, а значит эти 45 минут мы будем жить вместе с ними. Так давайте включим их в свою жизнь, покажем своё доброе расположение. Как это сделать, вы теперь знаете.


Учитель: Сегодня У НАС С ВАМИ НЕОБЫЧНЫЙ УРОК.

Урок - творческая мастерская. Вспомните , что делают на таких уроках?

( мастерят, творят, т.е. создают что-то своё)


Учитель: Цель любой жизни – творить, значит, если мы будем делать это, то целый урок наша жизнь будет полной и мы будем счастливы. Наш урок – урок развития речи. А какова цель таких уроков? Что можно создать на уроке развития речи?


(Текст. Сегодня мы с вами должны создать текст.)



  1. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ.


Актуализация знаний.


1). Фронтальная беседа.


Учитель: А что такое текст? Каковы его признаки?


( Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.

Признаки текста:

1)наличие группы предложений;

2)смысловая связность;

3)единство темы, предмета речи;

4)наличие основной мысли и её развитие;

5) структурная связность)


Учитель: А как создаются тексты? Как нужно писать сочинения? На прошлых уроках мы с вами знакомились с алгоритмом создания сочинения. Попытайтесь его воссоздать: получив листочек с определённым пунктом из Памятки «Как работать над сочинением», выстроитесь в ряд так, чтобы Памятка была верно восстановлена, т.е., когда вы будете читать по очереди свои пункты, они должны быть расположены логически верно и последовательно.


2) ПАМЯТКА


«Как работать над сочинением?»


1. Вдумайся в формулировку темы, выдели слова, указывающие границы темы.


2.Определи для себя основную мысль, наметь ход ее разви­тия.



3. Составь рабочий план.


4.Самостоятельно реши вопрос о стиле речи (если он не подсказан темой); какие типы речи понадобятся для раскрытия микротем .


5.Путем наблюдения, изучения, воссоздания в памяти и т. д. собери конкретные сведения, систематизируй материал.


6.Напиши сочинение на черновик в соответствии с составленным планом.



7.Прочитай написанное и постарайся оценить: удалось ли реализовать свой замысел, не нужно ли внести исправления, до­полнения в содержание и использованные средства языка; усовершенствовать текст.

8. Перепиши текст на чистовик.


3) Проблемный вопрос

Учитель: А какова же тема нашего сочинения? Чтобы узнать это, послушайте сказку:

В стародавние времена, когда Земля была молода и мало заселена, появилась на свете девушка по имени Любовь. Грустно ей было жить без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. .

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное

место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Власть, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Радость, пятую – Доброта. ( на листочках слова на доске)

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать. .

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

УЧИТЕЛЬ: А кого выбрали бы вы? Почему?

Ученики: Доброту, так как без нее нельзя прожить на свете.

Звучит продолжение сказки:

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку

Учитель : Тема нашего сочинения - «Зачем на свете доброта?»


Учитель:

4) Поиграем в ассоциации (по цепочке, не более 3-х чел.)


Какого цвета добро?

Какая погода больше всего соответствует добру?

Какое животное символизирует добро?

Какой вкус?

Какой жест? (покажите, их несколько)



5) Работа со словарём.

Учитель; Действуем в соответствии с «Памяткой». Пункт №1.

Определяем главное слово и выясним, что такое доброта.

В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова даётся такое толкование: «Доброта – отзывчивость, стремление делать добро людям»

А добро -это « Все положительное, хорошее, полезное»


Учитель: Всё, что мы будем говорить – это накопление необходимого материала. (Пункт 5-ый Памятки). Предлагаю по ходу урока составлять опорную схему.

доска “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.

В. Гюго

6). Работа по составлению “солнца” добра.

Учитель:

- Ребята, давайте обобщим сказанное. Слово “добро” у нас будет в виде солнца, а ваши ответы - в виде лучиков.



Тhello_html_762e239a.gifhello_html_331789a2.gifерпимость Прощение Сотрудничество

к чужим мнениям,

пhello_html_m60039e97.gifоведению

hello_html_m417ee0af.gifhello_html_mb75b32a.gifhello_html_m174587b5.gifДОБРОТА Уважение

Сhello_html_20ab8dc0.gifhello_html_m686e315.gifострадание человеческого

достоинства

Милосердие Толерантность

Уважение прав

других

Толерантный – понимающий и принимающий других

Учитель:А как вы понимаете это слово? ( Итак, получился ряд слов :

Милосердие, человеколюбие, великодушие, тепло, сострадание, жалость.





7)Работа с картинками


Учитель: В каких ситуациях проявляется человеческая доброта?

Какие качества характера проявляются при этом?




8) Проблемный вопрос.


Учитель: Хотели бы вы быть добрым? А как этого добиться?

Притча о двух волках


Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

??????
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Учитель:

- Какие качества должен иметь добрый человек, мы выяснили. А какие качества нужно изживать у себя?

(эгоизм, нетерпимость, пренебрежение, раздражительность, равнодушие, цинизм.



9. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА- колонетика.- 3 МИНУТЫ.



Все в нашей Жизни имеет Смысл

Мы созданны из капелек Росы,Неба,

Звезд,(опускают руки вниз шевеля пальцами рук)

Солнца(обнимая корпус тела, руками)

Мы дети Природы

Распускаем Крылья, отправляемся в Земное Путешествие

подобно Солнечному Лучу(волнообразные движения руками)

Иногда мы попадаем в Шторм неурядиц и бурь,(потирают ладонью о ладонь)

Сильного Ветра, (дуют на руки)

И кажется Время останавливается, и замирает.(движения двумя руками символизирующие часы в одном направлении)

Мы оглядываемся вокруг,(повороты головой)

и видим Свет, Красоту, Доброту,

Мы понимаем, что мы не одни.

Мы не одиноки.

Рядом с нами Люди.

Они берут нас за Руки (участники берутся за руки)

Поднимают к Высотам(поднимают руки вместе)

Иногда Опускают на Землю ( участники опускают руки)

Дают свое Тепло (передают тепло другому)

Как прекрасна Жизнь,

Ведь Мы все Вместе!



10).Мозговой штурм.


Учитель:

Для чего нужна доброта? (Пункт №2 Памятки)


Притча о йогине


Высоко в горах Тибета жил-был йогин, который мог силой своей медитации переносить свой ум в различные уголки Вселенной. И вот, однажды, решил он отправиться в Ад. Он оказался в комнате с большим круглым столом посередине, вокруг которого сидели люди. На столе стоял горшок с тушеным мясом, который был настолько большим, что еды с лихвой хватило бы каждому. Мясо пахло так вкусно, что рот у йогина наполнился слюной. Тем не менее, никто из людей не прикасался к еде. У каждого сидевшего за столом была ложка с очень длинной ручкой - достаточно длинной, чтобы дотянуться до горшка и набрать полную ложку мяса, но слишком длинной для того, чтобы положить мясо в рот. Все люди были ужасно истощены, их лица были полны отчаяния и злобы. Йогин понял, что страдания этих людей и в самом деле ужасны и сочувственно склонил голову.


И тогда решил йогин отправиться в Рай. Он оказался в комнате, которая ничем не отличалась от первой - тот же стол, тот же горшок мяса, те же ложки с длинными ручками. И сначала йогин подумал, что ошибся, но радостные лица людей, глаза, светящиеся счастьем, говорили о том, что он действительно попал в Рай. Йогин ничего не мог понять, но потом посмотрел внимательно и ему стало ясно, чем отличался Рай от Ада. Различие было только в одном

????


люди в этой комнате научились кормить друг друга.


Учитель: Так для чего нужна доброта?


3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.


Самоконструкция”и « Социоконструкция”.


УЧИТЕЛЬ: (Пункт №3 Памятки)

Вы должны написать сочинение – рассуждение. Композиция сочинения-рассуждения такова: I. Основная мысль (тезис).

II. Доказательства:

а)…
б)…
в)…

III. Вывод.

Учитель : Написать сочинение – дело для вас не новое. Но сегодня многие из вас должны будут прочитать вслух то, что у вас получилось.

А чтобы сочинение понравилось окружающим, вам недостаточно только следовать памятке. У нас же ТВОРЧЕСКАЯ мастерская.

Если мы обратимся к словарю, например С.И.Ожегова, ТО ВЫЯСНИМ, ЧТО ТВОРИТЬ - ЗНАЧИТ ДЕЛАТЬ ТВОРЧЕСКИ, ТО ЕСТЬ КРАСИВО, НЕПОДРАЖАЕМО, СВОЕОБРАЗНО, ТАК КАК НИКТО ДРУГОЙ, КРОМЕ ТЕБЯ НЕ СДЕЛАЕТ. ЗНАЧИТ, Наши ТЕКСТы ДОЛЖНЫ БЫТЬ КАКИМи?

А поможет в этом эмоциональный настрой: музыка и видиоряд.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ + МУЗЫКА



4.“Афиширование”.


Учащиеся читают свои работы (на фоне слайдов).


5.. Выводы, обобщения.

Учитель:

- В качестве обобщения материала урока используем китайскую притчу “Ладная семья”:

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Учитель:

- Я думаю, что вы со мной согласитесь, что ваш класс – это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

И помните: см. на доску: : «Главное делать людям добро,

пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый

час, чтобы своим существованием облегчить

людям жизнь»

А.Лиханов



Учитель:

- Дома напишите чистовик сочинения: “Зачем на свете доброта?”, используя материал урока.

5. Рефлексия.

Карточки-настроения


Учитель: Я очень вам благодарна за работу. На уроках – творческих мастерских оценок дети не получают. Но за домашнюю работу оценки пойдут в журнал.

















Приложение № 1.


ПАМЯТКА


«Как работать над сочинением?»



1. Вдумайся в формулировку темы, выдели слова, указывающие границы темы, основную мысль будущего выс­казывания.


2.Определи для себя основную мысль, наметь ход ее разви­тия.



3. Составь рабочий план.


4.Самостоятельно реши вопрос о стиле и типе речи.


5.Путем наблюдения, изучения, воссоздания в памяти и т. д. собери конкретные сведения, систематизируй материал.


6.Напиши сочинение на черновик .



7.Прочитай написанное и постарайся усовершенствовать текст.


8. Перепиши текст на чистовик.





Приложение № 2.



КАРТОЧКА - ИНСТРУКТОР.



1. Как ты думаешь, на нужна ли на свете доброта?

2.Опиши доброго человека.

3. Объясни, зачем нужна ДОБРОТА.

4. Прочитай написанное, исправь то, что тебе не нравится.

4. Возьми у учителя дополнительные материалы.

5. Прочитай всё, что дал тебе учитель. Подчеркни самые яркие, точные, красивые слова, словосочетания, предложения, которые ты хотела бы добавить в своё сочинение-миниатюру.

6. Внеси изменения в своё сочинение миниатюру, используя в качестве помощников те слова, словосочетания, предложения, которые ты подчеркнул(а).

12. Покажи черновые материалы учителю и получи устно дальнейшие инструкции.








Конспект урока развития речи "Зачем на свете доброта?"
  • Русский язык и литература
Описание:

 Данный конспект урока развития речи "Зачем на свете доброта?" является уроком, обучающим написанию сочинения-рассуждения. Рассчитан урок на учащихся 6 классов, обучающихся по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык. 6 класс». Для более эффектного проведения понадобятся аудио и видиозаписи, имеющиеся в данной папке. Не лишним будет и предлагаемая наглядность. В конце урока обучающиеся должны будут написать небольшое сочинение-рассуждение. Предворительной подготовки детей не требуется. Доброжелательность и расположение к детям учителя крайне необходима. 

Автор Петракова Елена Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 444
Номер материала 34968
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓