1.Приветствие:
- Здравствуйте, ребята!
Присаживайтесь. Сегодня на уроке будет множество вопросов, на которые мы
должны дать ответ. Надеюсь, что мы все с этим справимся.
- Проверим нашу готовность к уроку.
Проверьте на столах тетради, учебники, лист успешности, ручки. - Из курса природоведения
и физики вы уже знаете, что в природе есть вещество, без которого нет жизни
на земле. Кто скажет, что это за вещество? Почему
вы так считаете? Каким уникальным свойством оно обладает?
2. Организация
рабочих мест:
- Открываем тетради и
записываем сегодняшнее число, и тему урока с доски.
3. Оглашение цели
урока учащимся:
- Сегодня мы
познакомимся с понятием растворение и растворами как физико-химическими
системами.
4. Необходимый инструктаж:
Мы будем с вами работать сегодня вот с
такими картами (прил. 1), и давайте оценим наше эмоциональное состояние в начале урока, а потом -
в конце нашей работы. Нарисуйте один из
значков - солнышко, ёлочка, тучка – в вашей карте.
|
Учащиеся приветствуют
учителя
Учащиеся
работают в тетрадях
Учащиеся
знакомятся с целью урока
Ученики
работают с картами.
|
1. Настрой учащихся на учебную деятельность
2.
|
1.Объяснение нового материала:
-
Но ведь растворы могут быть не только водные, вот например, раствор йода в
спирте. Понятие
растворы связаны, не только с водой, с водными растворами.
Существуют и многие другие растворители – спирты (различные
лекарственные настойки, йод), органические растворители (ацетон). Это жидкие
растворы. Существуют растворы и твердые (всевозможные сплавы), и газообразные
(воздух – кислород в азоте, смеси газов).
Давайте составим таблицу деления всех растворов на 3 группы (учитель
зарисовывает таблицу на доске и диктует ее заполнение).
Растворы
|
Жидкие
(
растворы жидкостей друг в друге, р-ры в жидкостях газов и тв.в-в)
Морская
вода
|
Твердые
(р-ры
тв.в-в в друг друге, р-р газа в тв. в-ве)
Сплавы
|
Газообразные
( не принято называть растворами) -
это
смеси
газов - воздух (кислород в азоте
|
-
Любой раствор состоит из растворенного вещества (1 или несколько) –
компоненты раствора и растворителя. Тот компонент, который количественно
преобладает и находится в том же агрегатном состоянии, что и раствор,
называют растворителем. Растворы отличаются от других смесей тем, что
частицы растворенного вещества распределяются в растворителе равномерно.
Рассматривать
мы будем только водные растворы, т.к. они наиболее распространены.
2.Постановка
проблемы:
- А теперь мы с вами выясним, что же такое растворы и попробуем сделать вывод о том, к какому
физическому или химическому процессу относится процесс растворения.
3.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Для выяснения этого вопроса проделайте первый опыт и
запишите ваши наблюдения в таблицу -
приложение 2 у вас на столах:
Возьмите у вас
на столах небольшое количество соли - карбоната натрия, поместите в стаканчик, добавьте воды, перемешайте. Пронаблюдайте за тем, что
происходит.
Сделайте
вывод.
- Это
представление исходило из физической теории растворов, представителями
которой были Вант - Гофф, Оствальд, Аррениус.
Поэтому под растворами они понимали однородные
смеси, состоящие из двух или более однородных частей.
Проделаем второй опыт:
Возьмите у вас
на столах небольшое количество сульфата меди, поместите в стаканчик, добавьте воды, перемешайте. Пронаблюдайте за тем, что
происходит.
Сделайте
вывод.
Третий опыт продемонстрирую вам я - это
смешивание воды и серной кислоты.
Что вы наблюдали и сделайте ваш вывод.
- Сторонниками данной теории – химической
- были Менделеев, Каблуков, Кистяковский.
Они доказывали, что растворение является результатом химического
взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды. О химическом
взаимодействии говорят такие признаки, как выделение (H2SO4)
тепла, т.е.тепловые явления, изменение цвета (CuSO4 – белого цвета, при
растворении в воде голубого, CuSO4 ∙ H2O - синего).
Основные положения этих теорий отображены у вас в приложение 3
в таблице «Теории растворов»
- Так что же представляет собой растворение -
химический или физический процесс?
- И физическая, и химическая теория верны и поэтому их
объединили в одну современную физико-химическую теорию растворов. Таким
образом, в соответствии с современными взглядами,
растворение – это
физико-химический процесс,
растворы – это гомогенная
система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов
их взаимодействия.
Запишем в тетрадь данные определения и схему состава раствора:
Состав раствора
Растворимое
вещество
(компоненты)
|
Растворитель
|
Продукты
их взаимодействия
(гидраты)
|
- В результате химического взаимодействия растворенного вещества
с водой образуются соединения гидраты. Состав гидратов в растворах не
постоянен.
- Запишем подзаголовок:
Подзаголовок: Факторы,
влияющие на
растворимость
-Как
вы считаете, от каких факторов (условий) зависит растворимость веществ
в воде?
-
Я продемонстрирую вам следующий опыт: демонстрация процессов растворимости
кусочка сахара и мела.
Какой
вывод вы можете сделать на основе увиденного?
-
Запишем в тетрадь первый фактор:
1.Растворимость
веществ зависит от природы растворенного вещества.
-
Проведем следующий опыт - демонстрация учителя: в пробирки с медным
купоросом приливаем 10 мл спирта (№1) и 10 мл воды (№2), закрываем их
пробкой и хорошо встряхиваем для лучшего растворения вещества.
Вопрос для вас: Какой из предложенных растворителей хорошо растворяет медный
купорос? Сделайте вывод о влиянии природы растворителя на процесс растворения
и способности веществ растворяться в разных растворителях.
Запишем
второй фактор:
2.Растворимость
веществ зависит от природы растворителя.
Следующий
вопрос для вас: В каком стакане - с горячей или холодной водой – кусочек
сахара растворится быстрее? Сделайте вывод. Запишите в тетрадь третий фактор:
3.Растворимость веществ
зависит от температуры.
- Запишем подзаголовок:
Подзаголовок : Классификация растворов по
содержанию растворённого вещества
Объяснение учителя:
- Из практики вам известно, что не все вещества одинаково
растворяются в воде. Для характеристики способности вещества растворятся в
химии введено понятие «растворимости». Из жизненного опыта вам известно, что
растворимость многих веществ небезгранична. Для большинства твердых веществ
с повышением температуры растворимость увеличивается,
растворимость газов, как правило, возрастает при понижении температуры.
Так, например, если растворять в воде
хлорид калия, то при комнатной температуре может раствориться только 35г соли
в 100 г воды; сколько бы мы не перемешивали раствор, соли в нём больше не
растворится – раствор будет насыщен этой солью при данной температуре. Таким
образом, при каждой температуре содержание того или иного растворенного
вещества в насыщенном растворе постоянно. Если же при этой температуре в 100г
воды растворить хлорида калия меньше, чем 35г, то раствор будет ненасыщенным.
Нарисуйте в тетради
следующую таблицу и, прочитав текст учебника, на странице 79 ,
самостоятельно заполните ее и дайте определение растворимости:
Раствор
|
Определение
|
1.Насыщенный
|
называется
такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не
растворяется
|
2.
Ненасыщенный
|
называется
такой раствор, в котором вещество еще может растворяться.
|
- При работе с различными
веществами важно знать их растворимость в воде. Если при
комнатной температуре в 100г воды растворяется больше 1г вещества, то вещество
считается хорошо растворимым, если меньше 1г – малорастворимым, вещества -
растворимость, которых меньше 0,01г – практически нерастворимы. Но
нерастворимых веществ не существует. Даже у самого плохо растворимого
вещества есть какая-то минимальная растворимость (пример золота и серебра). Как
известно, растворы золота или серебра в воде убивают микробов.
Таблица растворимости
некоторых веществ есть у вас на форзаце учебника, рассмотрите ее.
|
Учащиеся
работают в тетради – заполняют таблицу
Ученики выполняют опыт, записывают наблюдения, в ходе
беседы выясняют: наблюдали перемешивание, диффузию, т.е. растворение –
физический процесс.
Ученики выполняют опыт, записывают
наблюдения, в ходе беседы выясняют: во втором случае наблюдали изменение цвета – признак химической реакции.
Ученики наблюдают опыт, записывают
наблюдения, выясняют: наблюдали выделение тепла, т.е. растворение – химический процесс.
Учащиеся
изучают таблицу
Учащиеся
на основе наблюдений делают вывод, что растворение - это и физический и
химический процесс.
Учащиеся
записывают определения и зарисовывают схему в тетрадь.
Учащиеся
записывают в тетрадь подзаголовок
Учащиеся
отвечают на вопрос: от температуры, от природы веществ ….
Учащиеся
наблюдают и делают вывод: процессы растворения протекают по-разному, в
зависимости от природы вещества
Учащиеся
записывают в тетрадь
Учащиеся
наблюдают опыт и делают вывод:
в спирте сульфат меди не растворяется. Растворимость зависит от природы
растворителя
Ученики
делают запись в тетради.
Ученики
отвечают на вопрос и делают вывод: сахар быстрее растворится в стакане с
горячей водой. Следовательно, растворимость веществ зависит от температуры.
Записывают
третий фактор в тетрадь.
Запись в
тетради подзаголовка
Учащиеся
читают текст учебника, заполняют таблицу и записывают определение
растворимости
Учащиеся
знакомятся с таблицей.
|
Данный этап направлен на достижение поставленных целей и задач:
- расширить знания о процессе растворения и растворах;
познакомить с растворением как физико-химическим процессом,
научить давать классификацию растворов по признаку растворимости
и выяснять причины различной растворимости веществ,
сформировать понятия: раствор, растворитель, растворение.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.