Главная / Химия / конспект урока «Растворы. Растворимость веществ в воде.» 8-й класс .

конспект урока «Растворы. Растворимость веществ в воде.» 8-й класс .

15


hello_html_553711d0.gifhello_html_6102b9f6.gifhello_html_3bdf2bb2.gifhello_html_52ddf212.gifhello_html_6de4a51.gifhello_html_m1f8e8d73.gifТема урока: «Растворы. Растворимость веществ в воде.» 8-й класс .

Тип урока: урок сообщения новых знаний. Это первый урок в теме « Растворы. Вода»

Цель урока: расширить знания о процессе растворения и растворах.

Задачи урока:

Развивающие:

  • интерес к химии, мышление.

  • экспериментальное исследование и творческие навыки,

  • формирование умений учащихся работать  с таблицей растворимости.

Обучающие:

  • познакомить с растворением как физико-химическим процессом,

  • научить давать классификацию растворов по признаку растворимости и выяснять причины различной растворимости веществ.

  • сформировать понятия: раствор, растворитель, растворение.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения,

Основные понятия. Раствор, растворитель, растворимость, насыщенный и ненасыщенный растворы, гидраты.

Оборудование: вода, карбонат натрия, сульфат меди , концентрированная серная кислота, мел, сахар, медный купорос, спирт, раздаточный материал с приложениями

Демонстрации: Растворение в воде карбоната натрия, сульфата меди; растворение в воде сахара, мела; растворение серной кислоты в воде. Растворение в воде и спирте медного купороса.

Методы и методические приёмы:

  • словесный (беседа, рассказ учителя),

  • наглядный (таблица растворимости)

  • демонстрация опытов;

  • работа с учебником;

  • Планируемые результаты урока:

В результате проведенного урока учащиеся должны усваивоить, что

  • растворимость – способность вещества образовывать с другими веществами однородные системы – растворы;

  • растворимость веществ может быть различной и зависит от природы растворенного вещества, природы растворителя, температуры;

  • растворы могут быть ненасыщенными, насыщенными, пересыщенными.

При изучении процессов растворимости различных веществ учащиеся должны:

  • определять факторы, влияющие на растворимость веществ;

  • выявлять, что растворимость веществ зависит от природы растворенного вещества и растворителя;

  • устанавливать связь растворимости твердых веществ с температурой и массой растворенного вещества.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Примечание

1 этап.   Организационный


1.Приветствие:

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня на уроке будет множество вопросов, на которые мы должны дать ответ. Надеюсь, что мы все с этим справимся.

- Проверим нашу готовность к уроку. Проверьте на столах тетради, учебники, лист успешности, ручки. - Из курса природоведения и физики вы уже знаете, что в природе есть вещество, без которого нет жизни на земле. Кто скажет, что это за вещество? Почему вы так считаете? Каким уникальным свойством оно обладает?





2. Организация рабочих мест:

- Открываем тетради и записываем сегодняшнее число, и тему урока с доски.

3. Оглашение цели урока учащимся:

- Сегодня мы познакомимся с понятием растворение и растворами как физико-химическими системами.

4.   Необходимый инструктаж:

Мы будем с вами работать сегодня вот с такими картами (прил. 1), и давайте оценим наше эмоциональное состояние в начале урока, а потом - в конце нашей работы. Нарисуйте один из значков - солнышко, ёлочка, тучка – в вашей карте.


Учащиеся приветствуют учителя





Учащиеся работают в тетрадях



Учащиеся знакомятся с целью урока



Ученики работают с картами.

1.      Настрой учащихся на учебную деятельность

2.     

2 этап: Проверка знаний (мотивационный момент)


1.Беседа учителя:

-Верно. Без воды невозможна жизнь, без ее участия невозможны многие химические реакции.

Одной из ее главных особенностей является способность растворять различные вещества: и газы, и жидкости, и, конечно, твёрдые вещества.

- Как я уже говорила, мы сегодня поговорим о водных растворах, узнаем, что происходит при растворении с веществами, какими новыми свойствами обладают растворы по сравнению с чистыми веществами, их образующими.



Учащиеся отвечают на вопросы.






Определяются имеющиеся знания учащихся


3 этап. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала.


1.Беседа с учащимися:

- С растворами вы встречаетесь в жизни постоянно.

Вопрос: А какие же вам известны растворы? Какова роль растворов в природе и технике?

2.Сообщение учителя: 

В природе и технике растворы имеют огромное значение:

1)    Растения усваивают вещества в виде растворов;

2)    Усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор;

3)    Все природные воды являются растворами;

4)    Растворами являются важнейшие физиологические жидкости – кровь, лимфа и т.д.

5)    Многие технологические процессы в химической и других отраслях промышленности, например получение соды, удобрений, кислот, металлов, бумаги, протекают в растворах.

6)    На лабораторных занятиях мы тоже работаем в основном с растворами.

Таким образом, значение растворов велико.

Особую  роль на нашей планете играет вода. Из всех жидкостей вода служит наилучшим растворителем, обладает наибольшей теплоёмкостью. Вода входит в состав клеток и тканей любого животного и растения.

Вода является единственным веществом, существующим в природе в 3 агрегатных состояниях. В каких?




Учащиеся отвечают на вопросы.









































Учащиеся заслушивают сообщение учителя и отвечают на вопрос.

Мобилизация и настрой учащихся на изучение новой темы

4 этап: Усвоение новых знаний


1.Объяснение нового материала:

- Но ведь растворы могут быть не только водные, вот например, раствор йода в спирте. Понятие растворы связаны, не только с водой, с водными растворами. Существуют  и многие другие растворители – спирты (различные лекарственные настойки, йод), органические растворители (ацетон). Это жидкие растворы. Существуют растворы и твердые (всевозможные сплавы), и газообразные (воздух – кислород в азоте, смеси газов).

Давайте составим таблицу деления всех растворов на 3 группы (учитель зарисовывает таблицу на доске и диктует ее заполнение).





Растворы

Жидкие

( растворы жидкостей друг в друге, р-ры в жидкостях газов и тв.в-в)

Морская вода

Твердые

(р-ры тв.в-в в друг друге, р-р газа в тв. в-ве)

Сплавы

Газообразные

( не принято называть растворами) - это

смеси газов - воздух (кислород в азоте



- Любой раствор состоит из растворенного вещества (1 или несколько) – компоненты раствора и растворителя. Тот компонент, который количественно преобладает и находится в том же агрегатном состоянии, что и раствор, называют растворителем. Растворы отличаются от других смесей тем, что частицы растворенного вещества распределяются в растворителе равномерно.

Рассматривать мы будем только водные растворы, т.к. они наиболее распространены.

2.Постановка проблемы:

- А теперь мы с вами выясним, что же такое растворы и попробуем сделать вывод о том, к какому физическому или химическому процессу относится процесс растворения.

3. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Для выяснения этого вопроса проделайте первый опыт и запишите ваши наблюдения в таблицу - приложение 2 у вас на столах:

Возьмите у вас на столах небольшое количество соли - карбоната натрия, поместите в стаканчик, добавьте воды, перемешайте. Пронаблюдайте за тем, что происходит.

Сделайте вывод.







- Это представление исходило из физической теории растворов, представителями которой были Вант - Гофф, Оствальд, Аррениус. Поэтому под растворами они понимали однородные смеси, состоящие из двух или более однородных частей.

Проделаем второй опыт:

Возьмите у вас на столах небольшое количество сульфата меди, поместите в стаканчик, добавьте воды, перемешайте. Пронаблюдайте за тем, что происходит.

Сделайте вывод.



Третий опыт продемонстрирую вам я - это смешивание воды и серной кислоты. Что вы наблюдали и сделайте ваш вывод.

- Сторонниками данной теории – химической - были Менделеев, Каблуков, Кистяковский.

Они доказывали, что растворение является результатом химического взаимодействия растворенного вещества с молекулами воды. О химическом взаимодействии говорят такие признаки, как выделение (H2SO4) тепла, т.е.тепловые явления, изменение цвета (CuSO4 – белого цвета, при растворении в воде голубого, CuSO4 ∙ H2O - синего).

Основные положения этих теорий отображены у вас в приложение 3 в таблице «Теории растворов» 



- Так что же представляет собой растворение - химический или физический процесс?



- И физическая, и химическая теория верны и поэтому их объединили в одну современную физико-химическую теорию растворов. Таким образом, в соответствии с современными взглядами,

растворение – это физико-химический процесс,

растворы – это гомогенная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

Запишем в тетрадь данные определения и схему состава раствора:

  

Состав раствора



 

 

Растворимое

Растворитель

Продукты их взаимодействия

(гидраты)



 

- В результате химического взаимодействия растворенного вещества с водой образуются соединения гидраты. Состав гидратов в растворах не постоянен.

- Запишем подзаголовок:

Подзаголовок: Факторы, влияющие на

растворимость

-Как вы считаете, от каких факторов (условий)  зависит растворимость веществ в воде?




- Я продемонстрирую вам следующий опыт: демонстрация процессов растворимости кусочка сахара и мела. 

Какой вывод вы можете сделать на основе увиденного?




- Запишем в тетрадь первый фактор:

1.Растворимость веществ зависит от природы растворенного вещества.


- Проведем следующий опыт - демонстрация учителя: в пробирки с медным купоросом приливаем 10 мл спирта (№1) и 10 мл воды (№2), закрываем их пробкой и хорошо встряхиваем для лучшего растворения вещества.
Вопрос для вас: Какой из предложенных растворителей хорошо растворяет медный купорос? Сделайте вывод о влиянии природы растворителя на процесс растворения и способности веществ растворяться в разных растворителях.

Запишем второй фактор:

2.Растворимость веществ зависит от природы растворителя.

Следующий вопрос для вас: В каком стакане - с горячей или холодной водой – кусочек сахара растворится быстрее? Сделайте вывод. Запишите в тетрадь третий фактор:

3.Растворимость веществ зависит от температуры.



- Запишем подзаголовок:

Подзаголовок : Классификация растворов по содержанию растворённого вещества

Объяснение учителя:

- Из практики вам известно, что не все вещества одинаково растворяются в воде. Для характеристики способности вещества растворятся в химии введено понятие «растворимости». Из жизненного опыта вам известно, что растворимость многих веществ небезгранична. Для большинства твердых веществ с повышением температуры растворимость увеличивается, растворимость газов, как правило, возрастает при понижении температуры.

Так, например, если растворять в воде хлорид калия, то при комнатной температуре может раствориться только 35г соли в 100 г воды; сколько бы мы не перемешивали раствор, соли в нём больше не растворится – раствор будет насыщен этой солью при данной температуре. Таким образом, при каждой температуре содержание того или иного растворенного вещества в насыщенном растворе постоянно. Если же при этой температуре в 100г воды растворить хлорида калия меньше, чем 35г, то раствор будет ненасыщенным.

Нарисуйте в тетради следующую таблицу и, прочитав текст учебника, на странице 79 , самостоятельно заполните ее и дайте определение растворимости:

Раствор

Определение

1.Насыщенный

называется такой раствор, в котором при данной температуре вещество больше не растворяется

2. Ненасыщенный

называется такой раствор, в котором вещество еще может растворяться.






 - При работе с различными веществами важно  знать  их растворимость в воде. Если при комнатной температуре в 100г воды растворяется больше 1г вещества, то вещество считается хорошо растворимым, если меньше 1г – малорастворимым, вещества - растворимость, которых меньше 0,01г – практически нерастворимы. Но нерастворимых веществ не существует. Даже у самого плохо растворимого вещества есть какая-то минимальная растворимость (пример золота и серебра). Как известно, растворы золота или серебра в воде убивают микробов.



Таблица растворимости некоторых веществ есть у вас на форзаце учебника, рассмотрите ее.





















Учащиеся работают в тетради – заполняют таблицу







































































Ученики выполняют опыт, записывают наблюдения, в ходе беседы выясняют: наблюдали перемешивание, диффузию, т.е. растворение – физический процесс.





















Ученики выполняют опыт, записывают наблюдения, в ходе беседы выясняют: во втором случае наблюдали изменение цвета – признак химической реакции.





Ученики наблюдают опыт, записывают наблюдения, выясняют: наблюдали выделение тепла, т.е. растворение – химический процесс.







Учащиеся изучают таблицу







Учащиеся на основе наблюдений делают вывод, что растворение - это и физический и химический процесс.





















Учащиеся записывают определения и зарисовывают схему в тетрадь.





















Учащиеся записывают в тетрадь подзаголовок

Учащиеся отвечают на вопрос: от температуры, от природы веществ ….




Учащиеся наблюдают и делают вывод: процессы растворения протекают по-разному, в зависимости от природы вещества



Учащиеся записывают в тетрадь





Учащиеся наблюдают опыт и делают вывод: в спирте сульфат меди не растворяется. Растворимость зависит от природы растворителя







Ученики делают запись в тетради.



Ученики отвечают на вопрос и делают вывод: сахар быстрее растворится в стакане с горячей водой. Следовательно, растворимость веществ зависит от температуры.

Записывают третий фактор в тетрадь.





Запись в тетради подзаголовка















































Учащиеся читают текст учебника, заполняют таблицу и записывают определение растворимости





Учащиеся знакомятся с таблицей.

Данный этап направлен на достижение поставленных целей и задач:

- расширить знания о процессе растворения и растворах;

познакомить с растворением как физико-химическим процессом,

научить давать классификацию растворов по признаку растворимости и выяснять причины различной растворимости веществ,

сформировать понятия: раствор, растворитель, растворение.





 





 





5 этап: Закрепление нового материала



Итак, подведем итоги того что мы сегодня узнали. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы (устный опрос):

  • Что такое раствор? Из чего он состоит?

  • Дайте определение растворимости.

  • Какие факторы влияют на растворимость?

  • Как называется раствор если:

  • при данной t° вещество больше не растворяется,

  • при данной t° вещество ещё растворяется,

  • раствор содержит избыток растворённого вещества

А сейчас я вам предлагаю разделиться на три группы выполнить следующие задания:

1.Привидите по два примера используемых в лаборатории, быту или народном хозяйстве 1 группа – жидких растворов, вторая группа - твердых и третья группа - газообразных растворов.

2. Рассмотрите таблицу растворимости веществ. Назовите по 2 примера: 1 группа - хорошо растворимых веществ, 2 группа - мало растворимых и 3 группа - практически нерастворимых веществ.

3. Задание всем группам: внимательно посмотрите на рисунок у вас на столе (приложение 4). На нем показаны два раствора некоторого вещества. Какой из этих растворов насыщенный?





Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.



















Учащиеся делятся и работают в группах.

Определение степени и качества усвоения нового материала. Добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала и глубины его понимания

Отработка и полученных на уроке знаний и умений.



6 этап: Подведение итогов урока. Рефлексия

- Ребята, скажите, узнали ли вы на сегодняшнем уроки что-то новое для вас? Что вы считаете главным на уроке? Что было трудным?





- Запишите, пожалуйста, домашнее задание: Домашнее задание.

1. Прочитать § 28 (с. 78—79)

2. Выучить определения, записанные в Ваших тетрадях.

3.Письменно выполнить задачу 1 (с. 81)

4.Учащимся в парах предлагается подготовить следующие сообщения:

1. Вода — это жизнь.
      2. Три агрегатных состояния воды
      3. Круговорот воды в природе.
      4. Охрана природных водоемов.


- А в заключение я прошу вас оценить свое эмоциональное состояние в конце урока и интерес к теме.

Спасибо за работу. Урок окончен.



Учащиеся отвечают на вопрос, отмечают главное в уроке, говорят о трудностях.







Учащиеся записывают домашнее задание в дневники





















Учащиеся работают с картой (приложение1)



Выявление интереса к теме учащихся.





Мотивирование на обязательное выполнение домашнего задания


















































Приложение 1

Мое настроение


В начале урока




В конце урока




C:\Users\HuntKey\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\D99F6Y9O\MM900282756[1].gifнастроение радостное, хорошее C:\Users\HuntKey\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\ZI4V4RDX\MC900439979[1].wmf– мне безразлично

C:\Users\HuntKey\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\D99F6Y9O\MC900237936[1].wmfплохое настроение, грустно


Мой интерес к теме:

1.Данная тема была для меня……(интересной, неинтересной, сложной, простой и т.п.)

______________________________________________________________________



2. Эта тема является важной для меня, потому что я узнал (напиши самое главное, что тебе пригодится в жизни из данного урока и почему важно знать, как протекают процессы растворимости)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Ход опыта

Наблюдения

Вывод

1. растворение в воде карбоната натрия



2. растворение в воде сульфата меди



3. растворение в воде серной кислоты



Приложение 3 «Теории растворов»

Физическая теория

Химическая теория

Растворение-результат диффузии (проникновение растворенного вещества в молекулы воды)

Растворение-это химическое взаимодействие растворенного вещества с молекулами воды (т.е. гидратация)

Растворы - это однородные смеси

Растворы- это химические соединения- гидраты

Сторонники: Вант-Гофф, Аррениус, Оствальд

Сторонники: Менделеев, Каблуков, Кистяковский, Коновалов





Приложение 4

На рисунке показаны два раствора некоторого вещества. Какой из этих растворов насыщенный.

















а) б)



Проверочная работа для учащихся по теме «Растворы. Растворимость веществ в воде». Цель: проверка и анализ усвоенности пройденного материала

I. Выберите правильный ответ ( может быть один или несколько вариантов ответа):

1.Раствор – это

а) однородная смесь, состоящая из двух или более однородных частей

б) однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия.

2. Растворение - это

а) химический процесс

б) физико-химический процесс

в) физический процесс

3. Растворение зависит от:

а) температуры

б) ни отчего не зависит

в) природы растворителя

г) от природы растворенного вещества

II. Установите соответствия:

1.



Раствор

Определение

1. Насыщенный

А) в котором содержание растворенного вещества ниже отвечающего равновесию (ниже растворимости)


2. Ненасыщенный

Б) в котором при данной температуре вещество больше не растворяется


2.



1. Малорастворимые вещества

А) более 1г

2. Растворимые вещества

Б) меньше 0,01г на 100г H2O при 200 С

3.Нерастворимые вещества

В) менее 1г на 100г H2O при 200 С

























конспект урока «Растворы. Растворимость веществ в воде.» 8-й класс .
  • Химия
Описание:

Тип урока:  урок сообщения новых знаний. Это первый  урок в теме « Растворы.  Вода»

Цель урока: расширить знания о процессе растворения и растворах.

Задачи урока:

Развивающие:

  • интерес к химии, мышление.
  • экспериментальное исследование и творческие навыки,
  • формирование умений учащихся работать  с таблицей растворимости.

Обучающие:

  • познакомить с растворением как физико-химическим процессом,
  • научить давать классификацию растворов по признаку растворимости и  выяснять причины различной растворимости веществ.
  • сформировать понятия: раствор, растворитель, растворение.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения,

Основные понятия. Раствор, растворитель, растворимость, насыщенный и ненасыщенный растворы, гидраты.

Оборудование: вода, карбонат натрия, сульфат меди , концентрированная серная кислота, мел, сахар, медный купорос, спирт,  раздаточный материал  с приложениями

Демонстрации:Растворение в воде  карбоната натрия, сульфата меди;  растворение в воде сахара, мела;  растворение серной кислоты в воде. Растворение в воде и спирте медного купороса.

Методы и методические приёмы:

·         словесный (беседа, рассказ учителя),

·         наглядный (таблица растворимости)

·         демонстрация опытов;

  • работа с учебником;
  • Планируемые результаты урока:

В результате проведенного урока учащиеся должны усваивоить, что

  • растворимость – способность вещества образовывать с другими веществами однородные системы – растворы;
  • растворимость веществ может быть различной и зависит от природы растворенного вещества, природы растворителя, температуры;
  • растворы могут быть ненасыщенными, насыщенными, пересыщенными.

При изучении процессов растворимости различных веществ учащиеся должны:

  • определять факторы, влияющие на растворимость веществ;
  • выявлять, что растворимость веществ зависит от природы растворенного вещества и растворителя;

устанавливать связь растворимости твердых веществ с температурой и массой растворенного вещества

Автор Селиверстова Анна Васильевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 3398
Номер материала 25906
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы