Инфоурок Биология Другие методич. материалыКонспект урока: "Жёсткость воды и способы её устранения"

Конспект урока: "Жёсткость воды и способы её устранения"

Скачать материал

Тема урока: Жёсткость воды и способы её устранения.

Задачи урока: образовательная задача: обеспечить усвоение понятий «жёсткая вода», «временная (карбонатная) жёсткость», «постоянная (некарбонатная) жёсткость». Знать недостатки применения жёсткой воды и способы устранения жёсткой воды.

Развивающая задача: формирование практических умений учащихся.

Воспитательная задача: содействовать профессиональной ориентации учащихся.

Тип урока: комбинированный.

                    Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация. Повторение изученного материала в форме фронтальной беседы.

И вдруг на долы дождь и град

Из туч сквозь молний извергались;

Волнами роя крутизны,

Сдвигая камни вековые,

Текли потоки дождевые.

         (А.С. Пушкин «Кавказский пленник»)

 

? Как вы думаете, почему я прочитала вам строки А.С.Пушкина из произведения «Кавказский пленник»? (мы изучаем жидкое состояние вещества – воду)

? О каких свойствах воды здесь говорится? (об агрегатных состояниях воды жидком и твёрдом)

? А ещё о чём? (о большом значении воды)

? Какое значение имеет вода для живых организмов? (70-80 % тела организма составляет вода, 15-20% потери воды смертельна, все реакции обмена веществ в организме протекают в водной среде).

? Какое отношение имеет вода к биосфере? (из курса биологии мы знаем, что биосфера – это живая оболочка Земли. Условием устойчивости биосферы является биологический круговорот веществ. Ни один из них не протекает без участия воды.)

? Используется ли вода в промышленности? ( ни одно из предприятий не обходится без воды, например для выплавки чугуна – 300 т воды, для изготовления автомобиля нужно 246 т воды)

? Дайте определения кислым солям? ( соли, которые являются продуктами неполного замещения атомов водорода в молекуле кислоты на металл, например гидрокарбонат натрия – NaHCO3 – пищевая сода )

? На какие группы делятся вещества по отношению к воде? (растворимые и нерастворимые)

? Что такое массовая доля растворённого вещества? (отношение массы растворённого вещества к массе раствора)

? Как обозначается массовая доля, каковы единицы её измерения? (омега, измеряется в %)

? Что такое молярная концентрация раствора? (отношение количества вещества растворённого к объёму раствора)

? как обозначается молярная концентрация и каковы единицы измерения? (С, моль/ л)

III. Изучение нового материала

Учитель: Кроме свойств, которые мы рассмотрели,  вода обладает жёсткостью.

Приходилось ли вам встречаться с этим понятием?

Я предлагаю рассмотреть тему «Жёсткость воды и способы её устранения»

Какие вы можете предложить вопросы, которые помогут раскрыть данную тему

( причину жёсткости воды – с содержанием каких ионов связана жёсткость воды, виды жёсткости, значение жёсткой воды, способы её устранения)

Математик Н.М.Крылов сказал: «Теория без практики мертва, практика без теории сверх того и пагубна».

Как вы понимаете эти слова?

Пусть эти слова послужат девизом к уроку.

А теперь начнём с практики.

Лабораторный опыт.

Инструктаж по техники безопасности при проведении опыта.

Оборудование и реактивы: стакан №1 с дистиллированной водой, стакан №2 с водой, где растворены хлориды кальция и магния; раствор мыла (стружки мыла), стеклянная палочка.

Опыт №1. Образование пены при перемешивании раствора мыла и дистиллированной воды.

Опыт №2.Образование пены при смешивании раствора мыла и жёсткой воды.

Ход.

! Возьмите стакан №1 и раствор мыла, перемешайте.

Что вы наблюдаете? (образование пены)

! Возьмите стакан №2 и раствор мыла, перемешайте.

Что вы наблюдаете? (образование хлопьев нерастворимых солей кальция и магния, которые препятствуют образованию пены, образование пены после многократного добавления мыла)

Как вы думаете, почему в первом случае пена образовалась сразу, а во втором случае после многократного добавления? (мягкая и жёсткая вода)

Как вы догадались в одном из стаканов у вас жёсткая вода.

Посмотрите на табличку на вашем столе, какие катионы входят в состав жёсткой воды.

 Давайте рассмотрим процессы, которые протекают во втором опыте.

Что представляет собой мыло? (мыло соль натрия и органической кислоты)

2RCOONa + CaCl2=(RCOO)2Ca + 2NaCl

                                    осадок

Пока ионы кальция не будут переведены в осадок, пена не образуется.

Перечислите виды жёсткости воды.

-Карбонатная (временная)

-Некарбонатная (постоянная)

-Общая

Чем по составы отличается временная и постоянная жёсткость воды ?(анионами)

А что общего? (катионы)

Дайте определение жёсткой воды.(жёсткая вода – вода, в которой присутствуют соли кальция, магния)

Лабораторный опыт Определение ионов хлора в воде.

Как определить присутствия ионов хлора? ( с помощью нитрата серебра – образование белого осадка)

Ход опыта. К раствору жёсткой воды добавим раствор нитрата серебра. Наблюдаем образование белого осадка хлорида серебра.

Запишем уравнение:

CaCl2 + 2AgNO3 =2 AgCl + Ca(NO3)2

                                Осадок

! А может ничего страшного в жёсткой воде нет? К чему вся эта паника?

Давайте дадим слово Ковалевой Надежде, которая хочет рассказать о значении жёсткой воды. (сообщение уч-ся)

Значит, получается, что излишне жёсткая вода нам ни к чему, она не добавляет нам ни здоровья, ни красоты, да ещё заставляет нести дополнительные финансовые расходы.

Как же нам смягчить воду?

Вернёмся к таблице:

Назовите способ устранения карбонатной жёсткости? (кипячение, добавление соды или извести)

Запишите уравнение реакции, которое происходит при кипячении

Ca(HCO3)2= CaCO3 + CO2 + H2O

                       Осадок

Как можно устранить постоянную жёсткость воды? (добавлением соды)

Запишите уравнения химических реакций взаимодействия хлорида кальция и сульфата магния с карбонатом натрия.

CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3 + 2NaCl

MgSO4 + Na2CO3 = MgCO3 + Na2SO4

Кроме того, хлориды и сульфаты кальция и магния под влиянием высокой температуры подвергаются гидролизу с выделением кислот:

MgCl2 + H2O= Mg(OH)2 + 2HCl

Выделившаяся кислота растворяет металл, из которого изготовлена посуда, детали стиральных машин, вызывая коррозию

В настоящее время в быту чаще используются СМС, эффективность которых не зависит от жёсткости воды, т.к. вещества, входящие в их состав не образуют с ионами кальция и магния нерастворимых соединений. Однако эти вещества плохо разрушаются в природной среде и вызывают загрязнения водоёмов.

IV. Закрепление.

Давайте вернёмся к задачам урока и посмотрим рассмотрели ли мы их.

Людям каких профессий необходимо знать данный материал.

Дополнительные задания:

№1. Вставьте пропущенные формулы веществ в уравнения реакций.

1.Mg(HCO3)2  = ……+ CO2 +H2O

2. CaCO3 + …..+H2O = Ca(HCO3)2

3. 2HNO3+…..=Cu(NO3)2 = 2H2O

№2Решите задачу:

В медицине часто применяю физиологический раствор – 0,9 % раствор хлорида натрия. Какая масса соли вводится в организм при вливании 500 г такого раствора.

V.Домашнее задание

Рефлексия

Итоги урока.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока: "Жёсткость воды и способы её устранения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по занятости населения

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Девиз урока:"Теория без практики мертва, приктика без теории сверх того и пагубна"

Основные понятия урока: жёсткая вода, временная и постоянная жёсткость, способы устранения жёсткости рассматриваются в ходе частично поискового метода. Обучающиеся путём проведения лабораторных опытов с дистилированной водой и жёсткой, раствором мыла находят причину жёсткой воды в присутствии солей металлов. Это способствует формированию практических умений учащихся.

На уроке используются сообщения учащихся о вреде жёсткой воды. 

Материал данного урока имеет ориентацию на использование знаний химии в быту человека. 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 997 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект экскурсии-исследования Экологическое исследование парковой зоны г. Корсакова Сахалинской области на антропогенное загрязнение
  • Учебник: «Биология. Введение в общую биологию и экологию», Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В.
  • Тема: Методы исследования в биологии
  • 06.10.2020
  • 499
  • 1
«Биология. Введение в общую биологию и экологию», Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В.
Презентация по экологии на тему «Влияние пластика на окружающую среду и здоровье человека»
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и др. /Под ред. Пасечника В.В.
  • Тема: § 93. Антропогенное воздействие на биосферу
Рейтинг: 5 из 5
  • 05.10.2020
  • 5016
  • 197
«Биология (базовый уровень)», Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и др. /Под ред. Пасечника В.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 582
    • DOCX 37.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Куст Ирина Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Куст Ирина Владимировна
    Куст Ирина Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70458
    • Всего материалов: 24

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 137 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 513 человек

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Биология")

Учитель биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Конкурентная разведка и маркетинговые исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 20 человек