Главная / Биология / Конспект урока: "Жёсткость воды и способы её устранения"

Конспект урока: "Жёсткость воды и способы её устранения"

Тема урока: Жёсткость воды и способы её устранения.

Задачи урока: образовательная задача: обеспечить усвоение понятий «жёсткая вода», «временная (карбонатная) жёсткость», «постоянная (некарбонатная) жёсткость». Знать недостатки применения жёсткой воды и способы устранения жёсткой воды.

Развивающая задача: формирование практических умений учащихся.

Воспитательная задача: содействовать профессиональной ориентации учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация. Повторение изученного материала в форме фронтальной беседы.

И вдруг на долы дождь и град

Из туч сквозь молний извергались;

Волнами роя крутизны,

Сдвигая камни вековые,

Текли потоки дождевые.

(А.С. Пушкин «Кавказский пленник»)


? Как вы думаете, почему я прочитала вам строки А.С.Пушкина из произведения «Кавказский пленник»? (мы изучаем жидкое состояние вещества – воду)

? О каких свойствах воды здесь говорится? (об агрегатных состояниях воды жидком и твёрдом)

? А ещё о чём? (о большом значении воды)

? Какое значение имеет вода для живых организмов? (70-80 % тела организма составляет вода, 15-20% потери воды смертельна, все реакции обмена веществ в организме протекают в водной среде).

? Какое отношение имеет вода к биосфере? (из курса биологии мы знаем, что биосфера – это живая оболочка Земли. Условием устойчивости биосферы является биологический круговорот веществ. Ни один из них не протекает без участия воды.)

? Используется ли вода в промышленности? ( ни одно из предприятий не обходится без воды, например для выплавки чугуна – 300 т воды, для изготовления автомобиля нужно 246 т воды)

? Дайте определения кислым солям? ( соли, которые являются продуктами неполного замещения атомов водорода в молекуле кислоты на металл, например гидрокарбонат натрия – NaHCO3 – пищевая сода )

? На какие группы делятся вещества по отношению к воде? (растворимые и нерастворимые)

? Что такое массовая доля растворённого вещества? (отношение массы растворённого вещества к массе раствора)

? Как обозначается массовая доля, каковы единицы её измерения? (омега, измеряется в %)

? Что такое молярная концентрация раствора? (отношение количества вещества растворённого к объёму раствора)

? как обозначается молярная концентрация и каковы единицы измерения? (С, моль/ л)

III. Изучение нового материала

Учитель: Кроме свойств, которые мы рассмотрели, вода обладает жёсткостью.

Приходилось ли вам встречаться с этим понятием?

Я предлагаю рассмотреть тему «Жёсткость воды и способы её устранения»

Какие вы можете предложить вопросы, которые помогут раскрыть данную тему

( причину жёсткости воды – с содержанием каких ионов связана жёсткость воды, виды жёсткости, значение жёсткой воды, способы её устранения)

Математик Н.М.Крылов сказал: «Теория без практики мертва, практика без теории сверх того и пагубна».

Как вы понимаете эти слова?

Пусть эти слова послужат девизом к уроку.

А теперь начнём с практики.

Лабораторный опыт.

Инструктаж по техники безопасности при проведении опыта.

Оборудование и реактивы: стакан №1 с дистиллированной водой, стакан №2 с водой, где растворены хлориды кальция и магния; раствор мыла (стружки мыла), стеклянная палочка.

Опыт №1. Образование пены при перемешивании раствора мыла и дистиллированной воды.

Опыт №2.Образование пены при смешивании раствора мыла и жёсткой воды.

Ход.

! Возьмите стакан №1 и раствор мыла, перемешайте.

Что вы наблюдаете? (образование пены)

! Возьмите стакан №2 и раствор мыла, перемешайте.

Что вы наблюдаете? (образование хлопьев нерастворимых солей кальция и магния, которые препятствуют образованию пены, образование пены после многократного добавления мыла)

Как вы думаете, почему в первом случае пена образовалась сразу, а во втором случае после многократного добавления? (мягкая и жёсткая вода)

Как вы догадались в одном из стаканов у вас жёсткая вода.

Посмотрите на табличку на вашем столе, какие катионы входят в состав жёсткой воды.

Давайте рассмотрим процессы, которые протекают во втором опыте.

Что представляет собой мыло? (мыло соль натрия и органической кислоты)

2RCOONa + CaCl2=(RCOO)2Ca + 2NaCl

осадок

Пока ионы кальция не будут переведены в осадок, пена не образуется.

Перечислите виды жёсткости воды.

-Карбонатная (временная)

-Некарбонатная (постоянная)

-Общая

Чем по составы отличается временная и постоянная жёсткость воды ?(анионами)

А что общего? (катионы)

Дайте определение жёсткой воды.(жёсткая вода – вода, в которой присутствуют соли кальция, магния)

Лабораторный опыт Определение ионов хлора в воде.

Как определить присутствия ионов хлора? ( с помощью нитрата серебра – образование белого осадка)

Ход опыта. К раствору жёсткой воды добавим раствор нитрата серебра. Наблюдаем образование белого осадка хлорида серебра.

Запишем уравнение:

CaCl2 + 2AgNO3 =2 AgCl + Ca(NO3)2

Осадок

! А может ничего страшного в жёсткой воде нет? К чему вся эта паника?

Давайте дадим слово Ковалевой Надежде, которая хочет рассказать о значении жёсткой воды. (сообщение уч-ся)

Значит, получается, что излишне жёсткая вода нам ни к чему, она не добавляет нам ни здоровья, ни красоты, да ещё заставляет нести дополнительные финансовые расходы.

Как же нам смягчить воду?

Вернёмся к таблице:

Назовите способ устранения карбонатной жёсткости? (кипячение, добавление соды или извести)

Запишите уравнение реакции, которое происходит при кипячении

Ca(HCO3)2= CaCO3 + CO2 + H2O

Осадок

Как можно устранить постоянную жёсткость воды? (добавлением соды)

Запишите уравнения химических реакций взаимодействия хлорида кальция и сульфата магния с карбонатом натрия.

CaCl2 + Na2CO3 = CaCO3 + 2NaCl

MgSO4 + Na2CO3 = MgCO3 + Na2SO4

Кроме того, хлориды и сульфаты кальция и магния под влиянием высокой температуры подвергаются гидролизу с выделением кислот:

MgCl2 + H2O= Mg(OH)2 + 2HCl

Выделившаяся кислота растворяет металл, из которого изготовлена посуда, детали стиральных машин, вызывая коррозию

В настоящее время в быту чаще используются СМС, эффективность которых не зависит от жёсткости воды, т.к. вещества, входящие в их состав не образуют с ионами кальция и магния нерастворимых соединений. Однако эти вещества плохо разрушаются в природной среде и вызывают загрязнения водоёмов.

IV. Закрепление.

Давайте вернёмся к задачам урока и посмотрим рассмотрели ли мы их.

Людям каких профессий необходимо знать данный материал.

Дополнительные задания:

№1. Вставьте пропущенные формулы веществ в уравнения реакций.

1.Mg(HCO3)2 = ……+ CO2 +H2O

2. CaCO3 + …..+H2O = Ca(HCO3)2

3. 2HNO3+…..=Cu(NO3)2 = 2H2O

№2Решите задачу:

В медицине часто применяю физиологический раствор – 0,9 % раствор хлорида натрия. Какая масса соли вводится в организм при вливании 500 г такого раствора.

V.Домашнее задание

Рефлексия

Итоги урока.


Конспект урока: "Жёсткость воды и способы её устранения"
  • Биология
Описание:

Девиз урока:"Теория без практики мертва, приктика без теории сверх того и пагубна"

Основные понятия урока: жёсткая вода, временная и постоянная жёсткость, способы устранения жёсткости рассматриваются в ходе частично поискового метода. Обучающиеся путём проведения лабораторных опытов с дистилированной водой и жёсткой, раствором мыла находят причину жёсткой воды в присутствии солей металлов. Это способствует формированию практических умений учащихся.

На уроке используются сообщения учащихся о вреде жёсткой воды. 

Материал данного урока имеет ориентацию на использование знаний химии в быту человека. 

 

 

Автор Куст Ирина Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1000
Номер материала 52765
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓