Главная / Математика / Конспект урока "Задачи на дроби" в 6 классе

Конспект урока "Задачи на дроби" в 6 классе

hello_html_m2a84b424.gifhello_html_76321f19.gifhello_html_5f9b77e8.gifhello_html_m2ca3e46a.gifhello_html_m8447963.gifhello_html_m1a4738e9.gifhello_html_67b85aa9.gifhello_html_4be92ac3.gifhello_html_m47029796.gifhello_html_m41983e09.gifhello_html_m65e035fe.gifhello_html_m6ef8ac88.gifhello_html_322512c1.gifhello_html_m75b1cf4f.gifhello_html_18d5acb5.gifhello_html_9429118.gifhello_html_m7cffd739.gifhello_html_m1b9bec12.gifhello_html_m7d09862.gifhello_html_m1b9bec12.gifhello_html_m5c08ddb0.gifhello_html_m35316860.gifhello_html_m49633b10.gifhello_html_m76b2dcdc.gifhello_html_5ec0d1d2.gifhello_html_6750b3fb.gifhello_html_m6b24e49f.gifhello_html_d260e70.gifhello_html_32fb29d5.gifКонспект урока в 6 классе по теме «Задачи на дроби»

Цели:

  • создание условий для самоопределения по теме «Решение задач с дробями» создание таких условий, в которых ученик мог бы выбрать для себя задачи определенного уровня трудности, раздобыть самостоятельно информацию, необходимую для преодоления возникших затруднений), создание психологического комфорта на уроке, развитие интеллектуальной инициативы учащихся;

  • отработка навыков работы с обыкновенными дробями, задач I и II типа «нахождение дроби от числа» и «числа по содержимому дроби», арифметического и алгебраического способов решения задач;

  • воспитание самостоятельности, навыков самоконтроля, чувства уважения к высказываниям и мнению других.

Тип урока: урок решения задач на осознание и применение найденного способа их решения».

Ход урока: у каждого ученика на парте лежит текст, состоящий из пяти задач, сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и карточки «да» и «нет».

Содержание текста:

Задача 1. В августе в летний молодежный международный лагерь «Спутник» прибыло 320 студентов из России, hello_html_m62a00377.gif hello_html_m5debe00b.gif от этого количества были студенты из Германии, студенты из Франции составили hello_html_22ad270e.gif от количества российских студентов. Сколько человек отдыхало в августе в лагере?

Задача 2. Туристический маршрут группы составил 324 километра. hello_html_m79a0992c.gif всего пути туристы ехали на поезде, hello_html_m5d8962a7.gif - на автобусе. Остальной путь они прошли пешком в горах. Какой протяженностью был горный маршрут?

Задача 3. На первом элеваторе в 1hello_html_m1b704854.gif раза больше зерна, чем на втором. Если из первого элеватора взять 5hello_html_56b3fba7.gif т, а на второй добавить 14hello_html_1d954efc.gifт , то зерна на обоих элеваторах станет поровну. Сколько зерна было на элеваторах первоначально?

Задача 4. В первый день было подстрижено hello_html_5906f6f0.gif площади городского парка, во второй день - hello_html_195e3951.gif, а в третий день – остальные 2600 м2. Какова площадь парка?

Задача 5. Число белых кроликов составляет hello_html_171d2c54.gif, а серых - hello_html_2e6b7433.gif от всех кроликов фермерского хозяйства. Сколько всего кроликов на ферме, если белых на 7 больше, чем серых?

Предположить ход урока сложно, поэтому я попыталась учесть возможные варианты его течения, что отражено в схеме:

Выбор задач, которые дети не могут решить самостоятельно





Остальные варианты

№ 3

№ 3 и № 5

нет



Самостоятельное решение одной из тех задач,

которые дети самостоятельно решить не могут





Аргументация причин, по которым задача попала в раздел «не могу решить самостоятельно»









Работа с задачей № 3 и № 5

Предложение работать с задачей № 3



Работа с предложенными задачами



Работа с задачей

3







Составление схемы решения задач







А теперь вы сумеете решить самостоятельно





Нет

Да\нет

Да





Самостоятельное решение задачи (консультация)



Группа, работающая с учителем



Группа, работающая самостоятельно



Коллективно-распределительная деятельность











Анализ самоопределения. Вывод, обобщение







На уроке произошла реализация одного из вариантов данного проекта:

Этапы урока

Руководство учителем

Организация деятельности учащихся

Выбор задачи

- Какую или какие задачи из этих пяти вы не сможете решить самостоятельно?

- Просигнальте, покажите номер задачи.

Варианты записываю на доске:

2 – 1 чел, № 5 – 4 чел, № 3 - 2 чел,

3 и 5 – 9 чел., № 4 и 5 – 1 чел, 0 -2 чел.

Самоопределение.



Читают тексты задач и показывают свой выбор с помощью сигнальных карточек.

Самостоятел. решение одной задачи

- Пожалуйста, по своему выбору одну из задач, которые вы можете решить, решите самостоятельно.

- Если будут возникать проблемы, можно проконсультироваться. В качестве консультанта можно использовать учебник.



-Самоконтроль - через ноутбук, раздел «Самоконтроль на уроке»

- По решенным задачам есть вопросы?


















Самоконтроль



-Нет

Аргументация выбора

- Проходя между рядами и просматривая ваше решение, я увидела, что никто не взялся за решение задачи № 3. Почему вы не выбрали эту задачу для самостоятельного решения?

Варианты ответов ребят записываю на доску

Варианты аргументации:

-мы такие задачи не решали;

-текст большой;

-решение кажется сложным;

-трудная;



Самоопределение, рефлексия

Решение задачи, которая вызвала затруднение

- Раз эта задача вызвала затруднение, давайте попробуем ее решить вместе. С чего начнем работу?

- Можете работать в парах, в группах, как вам удобно. Желающие показывают схему на доске.



Анализ схемы.

- У кого есть вопросы?

- А теперь вы сможете решить задачу самостоятельно?

Значит, далее мы идем по пути, отмеченному в проекте урока блоком Да\Нет

Давайте проверим свое мнение о согласии или несогласии


Изобразим схему к данной задаче, лучше всего это сделать в отрезках.

Самостоятельное построение схемы

5hello_html_56b3fba7.gif т



14hello_html_1d954efc.gifт .



Анализ схемы .

В основном ответы «Да», но есть и «Нет»

Дети показывают с помощью пальцев рук согласие или несогласие.

Дети, которые заявили, что могут решить задачу самостоятельно – показывают решение на доске (по возможности разные способы)

На доске появляются три варианта решения

Анализ самоопре-деления

- Как вы думаете, почему вы справились с задачами № 1, 2, 4, и они не вызвали у вас затруднения?













- Все-таки, почему вы сразу не отважились решать задачи № 3 и 5 самостоятельно? Ведь позднее вы практически все сделали сами?











- А сможете ли вы обобщить решения задач № 3 и 5?



Это и будет вашей домашней работой.

Анализ самоопределения:

- они простые;

- похожие мы уже решали;

- они сразу показались легкими;

- в задачах нужно было найти часть от числа или число по его части, что мы уже умеем;



-сразу мы не увидели, что задачу можно решить без труда;

- когда поработали со схемой, то все стало понятно;

- мы просто испугались;

- мы такие задачи уже решали, только числа в них были целыми.

Ребята показывают знак согласия.



Записывают домашнее задание.



Вот первый вариант решения, с которым все дети согласились.

Пусть на 2-ом элеваторе было х т зерна, тогда на первом - 1hello_html_m1b704854.gifх т. После того, как из первого забрали 5hello_html_56b3fba7.gif т, в нем стало (1hello_html_m1b704854.gifх - 5hello_html_56b3fba7.gif)т , а на второй добавили 14hello_html_1d954efc.gifт, и на нем стало (х + 14hello_html_1d954efc.gif)т. По условию задачи зерна стало поровну, значит эти выражения

(1hello_html_m1b704854.gifх - 5hello_html_56b3fba7.gif) и (х + 14hello_html_1d954efc.gif) равны. Составим уравнение:

1hello_html_m1b704854.gifх - 5hello_html_56b3fba7.gif = х + 14hello_html_1d954efc.gif

1hello_html_m1b704854.gifх - х = 5hello_html_56b3fba7.gif + 14hello_html_1d954efc.gif

hello_html_m1b704854.gifх = 20

х = 40, 40 т – было на втором элеваторе,

40 hello_html_216b5da2.gif 1hello_html_m1b704854.gif= 60 (т) – было на первом элеваторе

Ответ: 40 т, 60 т.

Против второго варианта были возражения:

  1. 14hello_html_1d954efc.gif+5hello_html_56b3fba7.gif= 20 (т)- составляет 1\2.

  2. 20 +20 = 40 (т) - было на втором элеваторе.

  3. 40 + 20 = 60 (т) – было на первом элеваторе.

Ответ: 40 т, 60 т.



Вопрос учителя к данному ученику:

- А почему ты решил, что 14hello_html_1d954efc.gif+5hello_html_56b3fba7.gif это есть 1\2?

Ученик, используя схему, ответил на этот вопрос, и согласие наступило.

С третьим вариантом согласились все.

Пусть на 1-ом элеваторе было х т зерна, тогда на втором – (х : 1hello_html_m1b704854.gif)т. На первом элеваторе стало (х - 5hello_html_56b3fba7.gif)т, а на втором (х : 1hello_html_m1b704854.gif+14hello_html_1d954efc.gif) т. Известно, что стало поровну, составим уравнение:

х - 5hello_html_56b3fba7.gif = х : 1hello_html_m1b704854.gif+ 14hello_html_1d954efc.gif

х - hello_html_m6a772bb3.gifх – 20

hello_html_m5f640c3e.gifх = 20

Х = 60, 60 т – было на втором элеваторе,

60 : 1hello_html_m1b704854.gif= 40(т) – было на первом элеваторе.

Но ребята в классе заметили, что так не очень удобно решать уравнение, проходится выполнять много алгебраических действий и преобразований. Удобнее обозначать х меньшую величину.

После этого перешли к решению задачи № 5, которую тоже мало кто выбрал для самостоятельного решения.

Задача 5. Число белых кроликов составляет hello_html_171d2c54.gif, а серых - hello_html_2e6b7433.gif от всех кроликов фермерского хозяйства. Сколько всего кроликов на ферме, если белых на 7 больше, чем серых?

1 способ решения (алгебраический)

(схема в отрезках)

Пусть х – всего кроликов на ферме. Тогда hello_html_171d2c54.gifх - белых, а серых - hello_html_2e6b7433.gifх. Так как белых больше чем серых на 7, составим уравнение:

hello_html_171d2c54.gifх - hello_html_2e6b7433.gifх = 7

(hello_html_171d2c54.gif - hello_html_2e6b7433.gif) х = 7

(hello_html_m3b8e421.gif - hello_html_2e6b7433.gif) х = 7

hello_html_m48c397e2.gifх = 7

х = 98 Ответ: всего 98 кроликов.

2 способ (арифметический)

  1. hello_html_171d2c54.gif- hello_html_2e6b7433.gif= hello_html_m48c397e2.gif- разница в частях,

  2. 7 : 1 hello_html_216b5da2.gif 14 = 98(кр.) – всего.

Ответ: всего 98 кроликов.

Весь класс обратил внимание на лаконичность данного решения по сравнению с предыдущим, что всем очень понравилось. И с таким позитивным настроением мы подошли к концу урока.









Конспект урока "Задачи на дроби" в 6 классе
  • Математика
Описание:

     Данный урок  в 6 классе «Задачи на дроби» – это один из вариантов урока   решения задач на осознание и применение найденного способа их решения, где на протяжении всего времени урока создаются  условия для самоопределения по теме «Решение задач с дробями», идет  создание таких условий, в которых ученик мог бы выбрать для себя задачи определенного уровня трудности, раздобыть самостоятельно информацию, необходимую для преодоления возникших затруднений),  создание психологического комфорта на уроке, развитие   интеллектуальной инициативы учащихся.

    На протяжении всего урока идет отработка навыков работы с обыкновенными дробями, задач  I и II типа «нахождение дроби от числа» и «числа по содержимому дроби», арифметического и алгебраического способов решения задач.

 

    Воспитательные цели, которые ставит  учитель  – это: воспитание самостоятельности, навыков самоконтроля,  чувства уважения к высказываниям и мнению других.

Автор Аминова Инесса Васильевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 586
Номер материала 39140
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓