Конспект урока в 6 классе по теме «Задачи на дроби»
Цели:
·
создание
условий для самоопределения по теме «Решение задач с дробями» создание таких
условий, в которых ученик мог бы выбрать для себя задачи определенного уровня
трудности, раздобыть самостоятельно информацию, необходимую для преодоления
возникших затруднений), создание психологического комфорта на уроке, развитие
интеллектуальной инициативы учащихся;
·
отработка
навыков работы с обыкновенными дробями, задач I и II типа «нахождение дроби от
числа» и «числа по содержимому дроби», арифметического и алгебраического
способов решения задач;
·
воспитание
самостоятельности, навыков самоконтроля, чувства уважения к высказываниям и
мнению других.
Тип урока: урок решения задач на осознание и применение найденного
способа их решения».
Ход
урока: у каждого ученика на парте лежит текст, состоящий из пяти задач,
сигнальные карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и карточки «да» и «нет».
Содержание
текста:
Задача
1. В
августе в летний молодежный международный лагерь «Спутник» прибыло 320
студентов из России, от
этого количества были студенты из Германии, студенты из Франции составили от количества российских студентов.
Сколько человек отдыхало в августе в лагере?
Задача
2.
Туристический маршрут группы составил 324 километра. всего
пути туристы ехали на поезде, - на автобусе.
Остальной путь они прошли пешком в горах. Какой протяженностью был горный
маршрут?
Задача
3. На первом
элеваторе в 1 раза больше зерна, чем на
втором. Если из первого элеватора взять 5 т, а
на второй добавить 14т , то зерна на обоих элеваторах
станет поровну. Сколько зерна было на элеваторах первоначально?
Задача
4. В первый
день было подстрижено площади городского парка, во
второй день - , а в третий день – остальные
2600 м2. Какова площадь парка?
Задача
5. Число
белых кроликов составляет , а серых - от всех кроликов фермерского хозяйства.
Сколько всего кроликов на ферме, если белых на 7 больше, чем серых?
Предположить ход урока сложно, поэтому я попыталась учесть возможные варианты
его течения, что отражено в схеме:
На
уроке произошла реализация одного из вариантов данного проекта:
Этапы урока
|
Руководство учителем
|
Организация деятельности учащихся
|
Выбор задачи
|
- Какую или какие задачи из этих пяти вы не
сможете решить самостоятельно?
- Просигнальте, покажите номер задачи.
Варианты записываю на доске:
№ 2 – 1 чел, № 5 – 4 чел, № 3 - 2 чел,
№3 и 5 – 9 чел., № 4 и 5 – 1 чел, 0 -2 чел.
|
Самоопределение.
Читают тексты задач и показывают свой выбор
с помощью сигнальных карточек.
|
Самостоятел. решение одной задачи
|
- Пожалуйста, по своему выбору одну из
задач, которые вы можете решить, решите самостоятельно.
- Если будут возникать проблемы, можно
проконсультироваться. В качестве консультанта можно использовать учебник.
-Самоконтроль - через ноутбук, раздел
«Самоконтроль на уроке»
- По решенным задачам есть вопросы?
|
Самоконтроль
-Нет
|
Аргументация выбора
|
- Проходя между рядами и просматривая ваше
решение, я увидела, что никто не взялся за решение задачи № 3. Почему вы не
выбрали эту задачу для самостоятельного решения?
Варианты ответов ребят записываю на доску
|
Варианты аргументации:
-мы такие задачи не решали;
-текст большой;
-решение кажется сложным;
-трудная;
Самоопределение, рефлексия
|
Решение задачи, которая вызвала затруднение
|
- Раз эта задача вызвала затруднение,
давайте попробуем ее решить вместе. С чего начнем работу?
- Можете работать в парах, в группах, как
вам удобно. Желающие показывают схему на доске.
Анализ схемы.
- У кого есть вопросы?
- А теперь вы сможете решить задачу
самостоятельно?
Значит, далее мы идем по пути, отмеченному в
проекте урока блоком Да\Нет
Давайте проверим свое мнение о согласии или
несогласии
|
Изобразим схему к данной задаче, лучше всего
это сделать в отрезках.
Самостоятельное построение схемы
5 т
14т .
Анализ схемы .
В основном ответы «Да», но есть и «Нет»
Дети показывают с помощью пальцев рук
согласие или несогласие.
Дети, которые заявили, что могут решить
задачу самостоятельно – показывают решение на доске (по возможности разные
способы)
На доске появляются три варианта решения
|
Анализ самоопре-деления
|
- Как вы думаете, почему вы справились с
задачами № 1, 2, 4, и они не вызвали у вас затруднения?
- Все-таки, почему вы сразу не отважились
решать задачи № 3 и 5 самостоятельно? Ведь позднее вы практически все сделали
сами?
- А сможете ли вы обобщить решения задач № 3
и 5?
Это и будет вашей домашней работой.
|
Анализ самоопределения:
- они простые;
- похожие мы уже решали;
- они сразу показались легкими;
- в задачах нужно было найти часть от числа
или число по его части, что мы уже умеем;
-сразу мы не увидели, что задачу можно
решить без труда;
- когда поработали со схемой, то все стало
понятно;
- мы просто испугались;
- мы такие задачи уже решали, только числа в
них были целыми.
Ребята показывают знак согласия.
Записывают домашнее задание.
|
Вот первый вариант решения, с которым все дети согласились.
Пусть на 2-ом элеваторе было х т зерна, тогда на первом - 1х т. После того, как из первого забрали 5 т, в нем стало (1х
- 5)т , а на второй добавили 14т, и на нем стало (х + 14)т. По условию задачи зерна стало
поровну, значит эти выражения
(1х - 5) и
(х + 14) равны. Составим уравнение:
1х - 5 = х
+ 14
1х - х = 5 + 14
х = 20
х = 40, 40 т –
было на втором элеваторе,
40 1= 60
(т) – было на первом элеваторе
Ответ: 40 т, 60 т.
Против второго варианта были возражения:
1)
14+5= 20
(т)- составляет 1\2.
2)
20
+20 = 40 (т) - было на втором элеваторе.
3)
40
+ 20 = 60 (т) – было на первом элеваторе.
Ответ: 40 т, 60 т.
Вопрос
учителя к данному ученику:
- А
почему ты решил, что 14+5 это есть 1\2?
Ученик,
используя схему, ответил на этот вопрос, и согласие наступило.
С
третьим вариантом согласились все.
Пусть на 1-ом элеваторе было х т зерна, тогда на втором – (х : 1)т. На первом элеваторе стало (х - 5)т, а на втором (х : 1+14) т.
Известно, что стало поровну, составим уравнение:
х - 5 = х : 1+ 14
х
- х – 20
х = 20
Х
= 60, 60 т – было на втором
элеваторе,
60 : 1= 40(т) – было на первом элеваторе.
Но ребята в классе заметили, что так не очень удобно решать уравнение,
проходится выполнять много алгебраических действий и преобразований. Удобнее
обозначать х меньшую величину.
После этого перешли к решению задачи № 5, которую тоже мало кто выбрал для
самостоятельного решения.
Задача
5. Число
белых кроликов составляет , а серых - от всех кроликов фермерского хозяйства.
Сколько всего кроликов на ферме, если белых на 7 больше, чем серых?
1 способ решения (алгебраический)
(схема
в отрезках)
Пусть х – всего кроликов на ферме. Тогда х -
белых, а серых - х. Так как белых больше чем
серых на 7, составим уравнение:
х - х = 7
( - ) х =
7
( - ) х =
7
х = 7
х = 98
Ответ: всего 98 кроликов.
2 способ (арифметический)
1)
- = - разница в частях,
2)
7 : 1 14 = 98(кр.) – всего.
Ответ: всего 98 кроликов.
Весь класс обратил внимание на
лаконичность данного решения по сравнению с предыдущим, что всем очень
понравилось. И с таким позитивным настроением мы подошли к концу урока.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.