Перовский УВК «общеобразовательная школа I-III
ступеней-гимназия»
Урок по географии
на тему: «Япония», 10
класс
Подготовила и провела:
Учитель географии
Перовского УВК
«общеобразовательная школа
I-IIIступени – гимназия»
Гирная Антонина Федоровна.
Перово, 2014
Тема: Япония: ЭГП,
особенности населения страны. НТР в экономике. Отраслевая и территориальная
структура хозяйства. ВЭС. Урок-путешествие.
Тип урока: Изучение нового материала
Цели урока:
Познакомить с основными чертами ЭГП, национальным составом, размещением
населения, традициями японского народа, экономическим развитием страны;
Развивать умения составлять экономико-географическую характеристику
страны, использовать различные источники географической информации, умение
исследовательских навыков;
Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к
элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной
культуры японского народа.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый,
индивидуальный.
Методы познания: картографический, статистический анализ, синтез,
прогноз, проблемный.
Оборудование: политическая и экономическая карта Японии, атласы, японская музыка,
стенд с подборкой литературы и репродукций по Японии, учебное электронное
издание «Экономическая и социальная география мира, Япония», исследовательский проект по теме: «Почему Япония стала экономически
развитым государством»
Ход урока:
1. Организация начала
урока 2 мин.
Цель этапа: Подготовка учащихся к работе,
психологический настрой на урок
Организация внимания и внутренней готовности.
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку
2. Изучение нового
материала 30мин.
Цель этапа: усвоить новые знания по изучаемой теме
Сегодня мы совершим с
вами путешествие в страну, которую называют очень странно - «Страна наоборот».
И для этого есть все основания. В этой стране пальто подает женщина, руль в
машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, спят на
полу, а белый цвет является траурным. Как думаете, что это за страна? На
экране: работа в режиме демонстрации презентации. Презентация «Япония» Слайды номер 1-2.
Япония- островное
государство в северо-западной части Тихого океана. Занимает четыре крупных
острова: Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку.
(Слайд 3 – карта
– ссылка на электронный носитель)
Хонсю - самый большой
остров Японского архипелага. Длина острова 1300
км, ширина варьируется от 50 до 230 км, его суммарная площадь составляет
примерно 60% всей площади Японии. Остров Хонсю больше, чем Британские острова.
Хоккайдо - второй по
величине остров и префектура Японии(ранее известен как Эдо).
Кюсю- третий по
величине остров Японского архипелага. Население 14,7 млн.человек(2003).
Считается местом зарождения японской цивилизации.
Сикоку - наименьший
по площади и населению остров из четырех. В древние времена носил названия
Иё-сима и Футана-сима. Современное название отражает тот факт, что на острове
находились четыре исторических области- Ава, Иё, Сануки и Тоса.
Большую часть Японии
занимают горы, имеющие вулканическое происхождение, поэтому в стране существует
правило: ни одна тяжелая вещь не должна находиться выше головы сидящего
человека.
Ребята, обратите
внимание на карту и попробуйте выделить положительные и отрицательные стороны
ЭГП.
Население: по
последним данным Япония входит в первую десятку,127 млн. человек, 99%
составляют японцы. Но в настоящее время естественный прирост населения
уменьшается. Япония стала первым государством, перешедшим от второго к первому
типу воспроизводства. Япония –нация здоровых людей с самым низким показателем
смертности среди детей и самым высоким уровнем, также «кладовая мозгов»,
продолжительности жизни (слайд 4,5,6,7 – ссылка на электронный носитель)
Это обусловлено тем,
что основу японской кухни составляют растительные продукты, овощи, рис, рыба,
многие морские продукты (моллюски, трепанги, кальмары, осьминоги, крабы,
креветки, морские водоросли) (слайд 8 – ссылка на электронный носитель)
Японцы вежливы и предупредительны в общении, а также широко известна «страсть»
японцев к гигиене и чистоте (переобуваются в специальные тапочки до и после
посещения туалета). Рукопожатия у них не приняты, их заменяют поклоны.
Япония – страна
высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей
уделяется большое внимание с самого раннего детства. Эта страна давних
культурных, художественных и бытовых традиций.
Ребята, а какие
японские традиции знаете вы?
(При выступлениях
учащихся играет японская народная музыка)
Учащийся
выступает с сообщением о чайной церемонии (слайд 9 – ссылка на электронный
носитель).
Чайная церемония («тя
но ю») состоит из набора последовательных действий, называемых «ката». В
комнате должен быть полумрак, вся мебель и предметы – старинные, лишь льняной
платок и бамбуковый коврик – новые. Все участники церемонии садятся на пол,
один из них насыпает в чашку порошок – растертый в пудру зеленый чай,
заливает водой и метелочкой взбивает в пену. Обряд происходит в полном
молчании. Особое внимание уделяется качеству воды. Обычная чайная церемония
продолжается 4 часа. За это время подается два вида чая - жидкий и густой,
перед последним подают гостям разную еду. Приглашение в гости на чай -
исключительное к вам расположение, а не просто жест вежливости. Чайная
церемония всегда была связана с буддизмом. Сам чай завозился из Китая, чайные
принадлежности – из Китая и Кореи
|
Сообщение: «Икебана»
(слайд 10 – ссылка на электронный носитель)
Слово икебана в переводе с японского означает «новая жизнь
цветов». «Ике» значит путь, а «ана» - цветы, таким образом, вместе выходит -
новый путь, новая жизнь цветов. Срезая цветы, ветки, мы даем им новую жизнь,
стараясь при этом не подражать природе.
Икебана зародилась в Китае в VII веке. Ее изобрел
буддистский священник, изначальна она служила в качестве приношения богам,
Буддам и создавалась только монахами. Первоначально икебана
делали только мужчины. В настоящее время этим занимаются в основном женщины, но
в древности этим занимались исключительно мужчины-монахи. Впоследствии икебана переняли японцы, и, как это часто бывало, они
переделали его на свой манер и развили это искусство. Сегодня японские и
китайские икебана значительно отличаются друг от друга.
Суть икебана в создании композиции из цветов и веточек,
которая находилась бы в гармонии, отражая связь между землей, небесами и
человеком. Основа икебана - этот треугольник; самые
высокие ветви символизируют небо, более короткие (2/3 длины от первых) -
человека, и наконец, самые короткие веточки в треть длины первых - землю. Икебана
отражает взаимоотношения между этими тремя элементами. Трехсторонний порядок
рождает в людях стремление к совершенству. Совершенства, к которому мы стремимся,
в действительности нельзя достичь, так как идеала не существует. Совершенные
отношения между небом, землей и человеком - это мир во всем мире, где никто не
ссорится друг с другом.
Сообщение:
«Кимоно» (Слайд 11- ссылка на электронный носитель)
Кимоно дословно с
японского переводится как «одежда». Первоначально кимоно обозначало одежду всех
типов, но впоследствии стало обозначать исключительно те «халатики», которые до
сих пор носятся многими японскими мужчинами и женщинами, ну и детьми,
разумеется, тоже.
Кимоно по форме
напоминает букву «Т» и такое длинное, что достигает лодыжек. При этом все швы в
кимоно исключительно прямые. Также имеется воротничок и, разумеется, рукава,
причем ширина рукавов бывает разной и, соответственно, может много сказать о
владельце кимоно. В частности, девушки на выданье носят кимоно с такими
широкими и длинными рукавами, что в длину те практически достигают пола, а в
ширину могут быть до полуметра. Запахивают кимоно всегда таким образом, чтобы
его левый конец всегда был сверху или, иначе говоря, «на правую сторону». Таким
образом одеваются и мужчины, и женщины, а на левую сторону запахивают кимоно
только на покойнике.
Традиционным
аксессуаром к кимоно является оби – широкий и мягкий
пояс, который несколько раз оборачивается вокруг тела и завязывается сзади
сложным бантом. Спереди бант завязывают исключительно представительницы одной
из самых древнейших профессий – дзёро. Разумеется, к кимоно
подойдёт далеко не вся обувь (про современную речи и быть не может), поэтому
японцы до сих пор носят традиционные гэта или дзори. И, как правило, кимоно носится во «множественном числе», т.е. под одно
верхнее и наиболее богато украшенное кимоно надевают
ещё несколько нижних и похуже. Такое нижнее кимоно
получило название nagajuban.
История возникновения
кимоно
Японцы скалькировали
своё кимоно с китайского hanfu посредством возникающих
в V в. н.э. культурных связей, а свой окончательный вид кимоно
приобрело в эпоху Хейан (794-1192) и с тех пор его внешний вид остаётся
неизменным.
Традиционно все
женского кимоно делают на один размер, а уж подгоняют
его под себя сами владелицы, сворачивая и подворачивая
кимоно так, как им удобно. Шьют его из одного
единственного куска ткани (в Японии выпускают специальную ткань для пошива костюма определённой длины и ширины, так что её остаётся
только раскроить на несколько прямоугольников и прострочить), которая в старину
делалась руками. Также вручную кимоно и расшивалось –
понятно, что стоило оно немалых денег, поэтому носилось крайне бережно.
Краткое
сообщение об обряде и японской традиции – борьба СУМО (слайд 12- ссылка на
электронный носитель)
Сообщение о
искусстве выращивания деревьев в миниатюре(бонсай):
Слово
" - японского происхождения, оно означает растение (sai) в низком
контейнере (bon). Но не каждое деревце в низком контейнере. Понятие это
достаточно определенно. Настоящий - это произведение искусства, созданное
художником, который использовал живой материал и следовал определенным правилам
для воссоздания и идеализации живой природы.
На первый взгляд может показаться
странным, что искусство, являющееся результатом традиционного китайского и
японского миропонимания, заинтересовало современного человека, втянутого в
такой быстрый, а иногда стремительный темп жизни, что почти не остается времени
для размышлений. В тем большей степени минуты спокойствия становятся для всех
нас совершенно необходимой составной частью духовной гигиены.
История: «Бонсай»
(слайд 13- ссылка на электронный носитель)
Родина бонсай —
Китай. Первые изображения миниатюрных ландшафтов с деревцами и камнями
датируются временем правления династии Хань — 200 годом до н.э.
В средние века
китайские монахи завезли вместе с буддизмом искусство создания бонсай в Японию.
Как и в Китае, это занятие стало привилегией богатых. Японцы переняли у
китайцев их методы создания бонсай, использующие бамбуковые палочки, бечевку и
железные кольца. Популярность бонсай росла. В Японии создавались собственные
методы и стили. Культивирование бонсай стало неотъемлемой частью японской культуры.
Это искусство подвергалось влиянию многих философских течений, но в стране
Восходящего Солнца оно всегда было связано с каждодневной жизнью. И только в
наше время — в 20-м веке — многовековые японские традиции бонсай начали
проникать на Запад. Первые выставки бонсай были проведены в начале века в
Англии и Франции, в это же время появились и первые книги на эту тему.
Долгое время на
Западе бонсай оставался приятным занятием для избранных. В последние несколько
лет его популярность возросла. Многие любители садоводства и цветоводства
устремили свои взоры на красивейшее из творений человека — бонсай
Японцы - загадка
нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный народ. Домашними
любимцами японцев стали собаки породы хин и бесхвостые кошки породы бобтейл (слайд
14 – ссылка на электронный носитель)
Развитие Японии на
современном этапе.
Япония - один из
лидеров современного мира. По производству целого ряда промышленных товаров
(автомобилей, судов, видеоаппаратуры, промышленных роботов,
металлообрабатывающих станков) страна занимает ведущие позиции в мире. Это
единственная страна, которая тратит на научно-исследовательскую деятельность
более 3 % ВВП. По национальному доходу на душу населения Япония вышла на третье
место в мире после Швейцарии и Люксембурга. В стране работают 20 АЭС.
Располагая крайне ограниченными земельными ресурсами самообеспеченность с/х
продукцией, достигает почти 50 %. Хотя уровень заработной платы японского
рабочего в 4 раза ниже, чем в развитых странах. Сегодня японский рабочий один
из самых «дорогих» рабочих в мире, образ жизни японца отличается широким
проникновением электронной и компьютерной техники в быт, а также высокой
степенью автомобилизации. (Слайды 15,16 – ссылка на электронный носитель)
Чем же обусловлено
японское «экономическое чудо»? Что представляет собой «японская модель»
развития экономики? (слайд 17 – ссылка на электронный носитель).
Почему Япония стала
развитым государством? Над этим вопросом у нас поработала ученица и провела
своё исследование предоставим ей слово.
Выступление
учащейся с исследовательским проектом (презентация: «Почему Япония стала развитым
государством?» (ссылка на электронный носитель)
Учащиеся слушают и
делают пометки в своих тетрадях.
3. Закрепление и
обобщение знаний - 5 мин
Цель этапа: закрепить знания о Японии, населении и
традициях, японском «экономическом чуде».
Оценки учащимся
выставляет учитель
4. Подведение
итогов урока - 3мин.
Цель этапа: рефлексия, оценка знаний, умений и навыков
учащихся
Ответьте письменно на
листочках на вопросы:
1)самое интересное на
уроке было…
2)мне понравилось…
Домашнее задание:
стр. 223-230. Повторить стр.221-223. Опережающее задание «Внешние
экономические связи Китая», связи «Россия-Китай, перспективы развития»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.