- Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Лазебникова А.Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.
- Тема: § 1. Роль экономики в жизни общества
- 03.10.2020
- 286
- 4
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Встречи и ссоры разных людей.
1. Цели урока в соответствии с линиями развития.
Умение понимать связи между людьми в обществе – определять понятия «общение», «конфликт», «межличностный конфликт». Выявлять проблемы межличностного конфликта и возможности предотвращения конфликта или пути выхода из него.
Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты. Определять и объяснять своё отношение к нравственным ценностям.
Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – решать учебно-жизненные задачи в соответствии с нравственными нормами.
2. Содержание урока.
Элементы необходимого минимума содержания
Формируемые и используемые учебные действия
Потребность людей в общении. Конфликт. Проблема межличностного конфликта.
Составление плана действий.
Умение выделять главное.
Умение анализировать и обобщать информацию.
Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.
Умение классифицировать и систематизировать обществоведческую информацию.
Умение договариваться с людьми, преодолевать конфликты.
Умение обобщать информацию и выделять главное.
3. План проведения урока.
Проблема урока.
Почему человеку важно общение с другими людьми?
Поиск решения проблемы:
1. Что такое общение?
2. Зачем нужно общение?
Освоение знаний и формирование (применение) учебных действий:
1) Знания о потребности в общении.
2) Применение знаний о проблеме межличностных конфликтов при решении жизненных задач.
Вывод по проблеме урока:
Человеку важно уметь общаться, потому что это помогает правильно развиваться, получать информацию, лучше узнавать других людей, а значит, избегать или предотвращать конфликты.
4. Рекомендации. Обучение учебному действию. Умение анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать информацию.
Выполняя задания в учебнике или рабочей тетради, тебе не раз приходилось работать с текстом параграфа. Тебе необходимо было выделять главное, определять смысл текста, обобщать и делать выводы. Чтобы успешно справляться с такими заданиями, предлагаем использовать следующий алгоритм действий:
1. Внимательно прочитай текст.
2. Определи видовую принадлежность текста:
– научный текст: главное в нём – утверждение и подтверждающие его аргументы;
– правовой документ: изложены нормы права;
– публицистический текст: его основа – оценочные суждения;
– статистический текст: представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объекта;
– политический документ: содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы;
– информационные материалы: излагаются только факты.
3. Интерпретация текста:
– раздели текст на смысловые блоки;
– проанализируй каждый блок, определи его смысл;
– определи, к какой теме из изученного курса обществознания относится текст.
4. Анализ текста:
– раскрой всю полноту информации источника.
5. Ответь на вопросы к тексту, опираясь на знания по данной теме (темам). (Информация из рабочей тетради.)
5. Ход урока.
Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемая информация и форма работы
Применяемые учебные действия
– Как вы думаете, образование развивает навыки общения?
– А если люди не научились общаться, что может произойти?
– Вот и Даша с Машей поссорились и целый день не разговаривали. Прочитайте начало § 13.
– Да, ведь в процессе образования нам необходимо общаться, договариваться друг с другом.
– Наверное, у них будет мало друзей или они будут часто ссориться.
Читают начало § 13 (можно по ролям).
Личный опыт и ранее изученный материал. Слайд 1. Фронтальная.
– Сравните, как две подруги переживали ссору. Определите роль общения в каждой ситуации.
На доске фиксируется:
1. Маша – не с кем общаться.
2. Даша – общалась с домашними.
– Маша хотела бы с кем-нибудь поговорить?
– Какой вопрос можно задать на основании разговора девочек?
Проблема: «Почему человеку важно общение с другими людьми?»
– Сравните свой ответ с вариантом авторов.
– Маша переживала и плакала от одиночества. Даша общалась с членами своей семьи.
– Да, но ей не с кем было пообщаться.
Выслушиваются все варианты, затем выбирается один, который сравнивается с формулировкой авторов учебника.
Личный опыт и ранее изученный материал. Слайды 2, 3. Фронтальная.
Формулирование проблемного вопроса.
Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,
планирование собственной деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемая информация и форма работы
Применяемые учебные действия
– Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?
Фиксирует на доске от проблемы стрелками ключевые слова версий
(выделенные самими авторами версий.)
Предлагают свои гипотезы (с одобрением принимается любая – даже абсурдная).
Вопросы и проблема, записанные на доске или в презентации.
Фронтальная.
Выдвижение гипотез.
– Давайте вспомним, что мы с вами уже знаем по этой проблеме. Для этого проведём проверку знаний терминов.
Работу можно провести по слайду 4 или выполнить задание 1 в рабочей тетради.
Ребята самостоятельно выполняют работу.
Слайд 4. Самостоятельная работа.
Умение выделять главное.
– Как будем с вами решать проблему урока?
Слайд 5.
План:
1. Что такое общение?
2. Зачем нужно общение?
– Надо выяснить, что такое общение и для чего оно нужно людям.
Вопросы и проблема, записанные на доске. Презентация,
слайд 5.
Фронтальная.
Составление плана действий.
Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемая информация и форма работы
Применяемые учебные действия
Используя материал в рабочей тетради на с. 64–65 «Обучение учебному действию» и слайд 6, знакомит учащихся с умением анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать информацию.
Читают и отвечают на вопросы учителя.
Презентация, слайд 6, рабочая тетрадь, с. 64–65;
работа фронтальная.
Умение анализировать и обобщать информацию.
– Выполните задание 2 в рабочей тетради (слайд 7). Что нужно сделать?
Работа с первым абзацем проводится фронтально, а затем ребята в парах продолжают работать самостоятельно. Через 5–7 минут проверяется результат работы.
– Как теперь вы ответили бы на основной вопрос урока: «Почему человеку важно общение с другими людьми?»
– Разделить текст на смысловые блоки. Придумать к каждому из них вопрос, ответом на который служит главная мысль отрывка. Сформулировать её кратко и записать в таблицу 1–2 предложения.
– Общение нужно человеку не только для того, чтобы получать информацию, но и для нормального развития психики.
Презентация, слайд 7, учебник, с. 110–111.
Работа в парах.
Умение анализировать и обобщать информацию.
– Как бы вы поступили, если бы в вашем классе был ученик, который мало с вами общался?
Здесь и далее важно не переходить на личности.
– Что произойдёт, если собеседники не умеют общаться?
– Как вы думаете, нужны ли конфликты?
– Найдите в тексте определение понятия «конфликт».
– Что значит «межличностные конфликты»? (Слайд 8)
Проектируют своё поведение в смоделированной ситуации. Желающие представляют свои предложения.
– Они поссорятся.
– Нет.
– Конфликт – это противоречие, несовпадение взглядов, точек зрения, мнений, критериев оценки.
– Конфликты между людьми принято называть межличностными.
Презентация, слайд 8, изученный материал,
работа парная.
Умение выделять главное.
– Ещё бывают социальные конфликты. Работая со словарём, сравните разные виды конфликтов. Выделите общее и различное (слайд 9).
Работают со словарём и заполняют таблицу.
Презентация, слайд 9, учебник, с. 212.
Фронтальная работа.
Умение классифицировать и систематизировать обществоведческую информацию.
– Изучите информацию на кластере на с. 112 и скажите, какие существуют варианты выхода из конфликта? Как их можно назвать? Слайд 10.
Придумывают названия различным вариантам поведения в конфликте.
Презентация, слайд 10, учебник, с. 112.
Фронтальная работа.
Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.
– Можно ли предотвращать конфликты?
– Да, ведь конфликты возникают там, где не хватает культуры общения. Когда мы рассержены или обижены, то выражаем свои чувства с агрессией, поэтому так важно сдерживать свои чувства и, самое главное, повышать культуру общения.
Знания, полученные на уроке. Фронтальная работа.
Умение обобщать информацию и выделять главное.
– Так какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
Проблема: «Почему человеку важно общение с другими людьми?»
– Человеку важно уметь общаться, потому что это помогает правильно развиваться, получать информацию, лучше узнавать других людей, а значит, избегать или предотвращать конфликты.
Знания, полученные на уроке.
Фронтальная работа.
Формулирование вывода.
Этап урока: применение нового знания, домашнее задание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Используемая информация и форма работы
Применяемые учебные действия
– Выполните задание 3 в рабочей тетради на с. 65.
Работают самостоятельно, затем предлагают свои варианты ответов.
Слайды 12 и знания, полученные на уроке.
Самостоятельная работа.
Умение договариваться с людьми, преодолевать конфликты.
– Прочитайте высказывание французского языковеда Пьера Буаста и напишите своё отношение к нему (эссе), отвечая на вопросы.
Самостоятельно выполняют работу.
Слайды 13 и знания, полученные на уроке.
Самостоятельная работа.
Умение определять и объяснять своё отношение к общественным нормам.
– Подведём итоги урока. Цель урока достигнута?
– Какую проблему мы решали на уроке?
– Какой ответ можно дать по проблеме урока?
– Чьи гипотезы подтвердились?
Проводят рефлексии.
Знания, полученные на уроке. Фронтальная работа.
Умение обобщать информацию и выделять главное.
– Какой вопрос мы поставили в начале изучения главы 2?
– Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?
Слайд 15.
– Человек человеку – друг или волк?
– Человек человеку может быть другом, если научится общаться.
Знания, полученные на уроке.
Выделение главного.
Формулирование вывода.
– Дома предлагаю вам выполнить задание 4 в рабочей тетради и, если желаете, задание 5.
Записывают в дневник задание.
Рабочая тетрадь.
Все группы универсальных учебных действий.
6 656 098 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Минина Ольга Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.