Главная / Обществознание / конспект урока "Встречи и ссоры разных людей."

конспект урока "Встречи и ссоры разных людей."

Встречи и ссоры разных людей.



1. Цели урока в соответствии с линиями развития.


Умение понимать связи между людьми в обществе – определять понятия «общение», «конфликт», «межличностный конфликт». Выявлять проблемы межличностного конфликта и возможности предотвращения конфликта или пути выхода из него.

Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты. Определять и объяснять своё отношение к нравственным ценностям.

Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – решать учебно-жизненные задачи в соответствии с нравственными нормами.


2. Содержание урока.


Элементы необходимого минимума содержания

Формируемые и используемые учебные действия

Потребность людей в общении. Конфликт. Проблема межличностного конфликта.

Составление плана действий.

Умение выделять главное.

Умение анализировать и обобщать информацию.

Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.

Умение классифицировать и систематизировать обществоведческую информацию.

Умение договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

Умение обобщать информацию и выделять главное.


3. План проведения урока.


Проблема урока.

Почему человеку важно общение с другими людьми?

Поиск решения проблемы:

1. Что такое общение?

2. Зачем нужно общение?

Освоение знаний и формирование (применение) учебных действий:

  1. Знания о потребности в общении.

  2. Применение знаний о проблеме межличностных конфликтов при решении жизненных задач.

Вывод по проблеме урока:

Человеку важно уметь общаться, потому что это помогает правильно развиваться, получать информацию, лучше узнавать других людей, а значит, избегать или предотвращать конфликты.





4. Рекомендации. Обучение учебному действию. Умение анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать информацию.


Выполняя задания в учебнике или рабочей тетради, тебе не раз приходилось работать с текстом параграфа. Тебе необходимо было выделять главное, определять смысл текста, обобщать и делать выводы. Чтобы успешно справляться с такими заданиями, предлагаем использовать следующий алгоритм действий:

1. Внимательно прочитай текст.

2. Определи видовую принадлежность текста:

научный текст: главное в нём – утверждение и подтверждающие его аргументы;

правовой документ: изложены нормы права;

публицистический текст: его основа – оценочные суждения;

статистический текст: представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объекта;

политический документ: содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы;

информационные материалы: излагаются только факты.

3. Интерпретация текста:

раздели текст на смысловые блоки;

проанализируй каждый блок, определи его смысл;

определи, к какой теме из изученного курса обществознания относится текст.

4. Анализ текста:

раскрой всю полноту информации источника.

5. Ответь на вопросы к тексту, опираясь на знания по данной теме (темам). (Информация из рабочей тетради.)


5. Ход урока.


Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

Как вы думаете, образование развивает навыки общения?





А если люди не научились общаться, что может произойти?


Вот и Даша с Машей поссорились и целый день не разговаривали. Прочитайте начало § 13.


Да, ведь в процессе образования нам необходимо общаться, договариваться друг с другом.

Наверное, у них будет мало друзей или они будут часто ссориться.

Читают начало § 13 (можно по ролям).

Личный опыт и ранее изученный материал. Слайд 1. Фронтальная.


Сравните, как две подруги переживали ссору. Определите роль общения в каждой ситуации.


На доске фиксируется:

1. Маша – не с кем общаться.

2. Даша – общалась с домашними.

Маша хотела бы с кем-нибудь поговорить?

Какой вопрос можно задать на основании разговора девочек?

Проблема: «Почему человеку важно общение с другими людьми?»

Сравните свой ответ с вариантом авторов.

Маша переживала и плакала от одиночества. Даша общалась с членами своей семьи.







Да, но ей не с кем было пообщаться.

Выслушиваются все варианты, затем выбирается один, который сравнивается с формулировкой авторов учебника.


Личный опыт и ранее изученный материал. Слайды 2, 3. Фронтальная.

Формулирование проблемного вопроса.




Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,

планирование собственной деятельности


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия


Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Фиксирует на доске от проблемы стрелками ключевые слова версий

(выделенные самими авторами версий.)



Предлагают свои гипотезы (с одобрением принимается любая – даже абсурдная).


Вопросы и проблема, записанные на доске или в презентации.

Фронтальная.

Выдвижение гипотез.



Давайте вспомним, что мы с вами уже знаем по этой проблеме. Для этого проведём проверку знаний терминов.

Работу можно провести по слайду 4 или выполнить задание 1 в рабочей тетради.



Ребята самостоятельно выполняют работу.


Слайд 4. Самостоятельная работа.

Умение выделять главное.




Как будем с вами решать проблему урока?

Слайд 5.

План:

1. Что такое общение?

2. Зачем нужно общение?

Надо выяснить, что такое общение и для чего оно нужно людям.


Вопросы и проблема, записанные на доске. Презентация,

слайд 5.

Фронтальная.

Составление плана действий.

Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

Используя материал в рабочей тетради на с. 64–65 «Обучение учебному действию» и слайд 6, знакомит учащихся с умением анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать информацию.

Читают и отвечают на вопросы учителя.


Презентация, слайд 6, рабочая тетрадь, с. 64–65;

работа фронтальная.


Умение анализировать и обобщать информацию.


Выполните задание 2 в рабочей тетради (слайд 7). Что нужно сделать?

Работа с первым абзацем проводится фронтально, а затем ребята в парах продолжают работать самостоятельно. Через 5–7 минут проверяется результат работы.

Как теперь вы ответили бы на основной вопрос урока: «Почему человеку важно общение с другими людьми?»

Разделить текст на смысловые блоки. Придумать к каждому из них вопрос, ответом на который служит главная мысль отрывка. Сформулировать её кратко и записать в таблицу 1–2 предложения.

Общение нужно человеку не только для того, чтобы получать информацию, но и для нормального развития психики.

Презентация, слайд 7, учебник, с. 110–111.

Работа в парах.

Умение анализировать и обобщать информацию.


Как бы вы поступили, если бы в вашем классе был ученик, который мало с вами общался?

Здесь и далее важно не переходить на личности.

Что произойдёт, если собеседники не умеют общаться?

Как вы думаете, нужны ли конфликты?

Найдите в тексте определение понятия «конфликт».


Что значит «межличностные конфликты»? (Слайд 8)


Проектируют своё поведение в смоделированной ситуации. Желающие представляют свои предложения.

Они поссорятся.


Нет.


Конфликт – это противоречие, несовпадение взглядов, точек зрения, мнений, критериев оценки.

Конфликты между людьми принято называть межличностными.


Презентация, слайд 8, изученный материал,

работа парная.

Умение выделять главное.


Ещё бывают социальные конфликты. Работая со словарём, сравните разные виды конфликтов. Выделите общее и различное (слайд 9).


Работают со словарём и заполняют таблицу.

Презентация, слайд 9, учебник, с. 212.

Фронтальная работа.


Умение классифицировать и систематизировать обществоведческую информацию.


Изучите информацию на кластере на с. 112 и скажите, какие существуют варианты выхода из конфликта? Как их можно назвать? Слайд 10.


Придумывают названия различным вариантам поведения в конфликте.

Презентация, слайд 10, учебник, с. 112.

Фронтальная работа.

Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.


Можно ли предотвращать конфликты?


Да, ведь конфликты возникают там, где не хватает культуры общения. Когда мы рассержены или обижены, то выражаем свои чувства с агрессией, поэтому так важно сдерживать свои чувства и, самое главное, повышать культуру общения.


Знания, полученные на уроке. Фронтальная работа.

Умение обобщать информацию и выделять главное.


Так какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Проблема: «Почему человеку важно общение с другими людьми?»


Человеку важно уметь общаться, потому что это помогает правильно развиваться, получать информацию, лучше узнавать других людей, а значит, избегать или предотвращать конфликты.


Знания, полученные на уроке.

Фронтальная работа.


Формулирование вывода.



Этап урока: применение нового знания, домашнее задание


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

Выполните задание 3 в рабочей тетради на с. 65.


Работают самостоятельно, затем предлагают свои варианты ответов.

Слайды 12 и знания, полученные на уроке.

Самостоятельная работа.

Умение договариваться с людьми, преодолевать конфликты.


Прочитайте высказывание французского языковеда Пьера Буаста и напишите своё отношение к нему (эссе), отвечая на вопросы.


Самостоятельно выполняют работу.

Слайды 13 и знания, полученные на уроке.

Самостоятельная работа.

Умение определять и объяснять своё отношение к общественным нормам.

Подведём итоги урока. Цель урока достигнута?

Какую проблему мы решали на уроке?

Какой ответ можно дать по проблеме урока?

Чьи гипотезы подтвердились?


Проводят рефлексии.

Знания, полученные на уроке. Фронтальная работа.

Умение обобщать информацию и выделять главное.


Какой вопрос мы поставили в начале изучения главы 2?

Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?

Слайд 15.


Человек человеку – друг или волк?

Человек человеку может быть другом, если научится общаться.


Знания, полученные на уроке.

Выделение главного.

Формулирование вывода.

Дома предлагаю вам выполнить задание 4 в рабочей тетради и, если желаете, задание 5.


Записывают в дневник задание.

Рабочая тетрадь.

Все группы универсальных учебных действий.






© ООО «Баласс», 2014


конспект урока "Встречи и ссоры разных людей."
  • Обществознание
Описание:

Встречи и ссоры разных людей.

 

 

1. Цели урока в соответствии с линиями развития.

 

Умение понимать связи между людьми в обществе – определять понятия «общение», «конфликт», «межличностный кон­фликт». Выявлять проблемы межличностного конфликта и возможности предотвращения конфликта или пути выхода из него.

Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты. Определять и объяснять своё отношение к нравственным ценностям.

Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – решать учебно-жизненные задачи в соответствии с нравственными нор­мами.

 

2. Содержание урока.

 

Элементы необходимого минимума содержания

Формируемые и используемые учебные действия

Потребность людей в общении. Конфликт. Проблема межличностного конфликта.

Составление плана действий.

Умение выделять главное.

Умение анализировать и обобщать информацию.

Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.

Умение классифицировать и систематизировать обществоведческую информацию.

Умение договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

Умение обобщать информацию и выделять главное.

 

3. План проведения урока.

 

Проблема урока.

Почему человеку важно общение с другими людь­ми?

Поиск решения проблемы:

1. Что такое общение?

2. Зачем нужно общение?

Освоение знаний и формирование (применение) учебных действий:

1)                 Знания о потребности в общении.

2)                 Применение знаний о проблеме межличностных конфликтов при решении жизненных задач.

Вывод по проблеме урока:

Человеку важно уметь общаться, пото­му что это помогает правильно развиваться, получать информацию, лучше узнавать других людей, а значит, избегать или предотвращать конфликты.

 

 

 

 

4. Рекомендации. Обучение учебному действию. Умение анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать информацию.

 

            Выполняя задания в учебнике или рабочей тетради, тебе не раз приходилось работать с текстом параграфа. Тебе необходимо было выделять главное, определять смысл текста, обобщать и делать выводы. Чтобы успешно справляться с такими заданиями, предлагаем использовать следующий алгоритм действий:

1. Внимательно прочитай текст.

2. Определи видовую принадлежность текста:

– научный текст: главное в нём – утверждение и подтверждающие его аргументы;

– правовой документ: изложены нормы права;

– публицистический текст: его основа – оценочные суждения;

– статистический текст: представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объекта;

– политический документ: содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы;

– информационные материалы: излагаются только факты.

3. Интерпретация текста:

– раздели текст на смысловые блоки;

– проанализируй каждый блок, определи его смысл;

– определи, к какой теме из изученного курса обществознания относится текст.

4. Анализ текста:

– раскрой всю полноту информации источника.

5. Ответь на вопросы к тексту, опираясь на знания по данной теме (темам). (Информация из рабочей тетради.)

 

5. Ход урока.

 

Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

– Как вы думаете, образование развива­ет навыки общения?

 

 

 

 

– А если люди не научились общаться, что может произойти?

 

– Вот и Даша с Машей поссорились и целый день не разговаривали. Прочи­тайте начало § 13.

 

– Да, ведь в процессе образования нам необходимо общаться, договариваться друг с другом.

– Наверное, у них будет мало друзей или они будут часто ссориться.

Читают начало § 13 (можно по ролям).

Личный опыт и ранее изученный материал. Слайд 1. Фронтальная.

 

– Сравните, как две подруги пережива­ли ссору. Определите роль общения в каждой ситуации.

 

На доске фиксируется:

1. Маша – не с кем общаться.

2. Даша – общалась с домашними.

– Маша хотела бы с кем-нибудь погово­рить?

– Какой вопрос можно задать на основа­нии разговора девочек?

Проблема: «Почему человеку важно общение с другими людьми?»

– Сравните свой ответ с вариантом ав­торов.

– Маша переживала и плакала от одино­чества. Даша общалась с членами своей семьи.

 

 

 

 

 

 

– Да, но ей не с кем было пообщаться.

Выслушиваются все варианты, затем выбирается один, который сравнивает­ся с формулировкой авторов учебника.

 

Личный опыт и ранее изученный материал. Слайды 2, 3. Фронтальная.

Формулирование проблемного вопроса.

 

 

 

Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,

планирование собственной деятельности

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

 

Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Фиксирует на доске от проблемы стрелками ключевые слова версий

(выделенные самими авторами версий.)

 

 

Предлагают свои гипотезы (с одобрением принимается любая – даже абсурдная).

 

Вопросы и проблема, записанные на доске или в презентации.

Фронтальная.

Выдвижение гипотез.

 

 

– Давайте вспомним, что мы с вами уже знаем по этой проблеме. Для этого про­ведём проверку знаний терминов.

Работу можно провести по слайду 4 или выполнить задание 1 в рабочей тетради.

 

 

Ребята самостоятельно выполняют работу.

 

Слайд 4. Самостоятельная работа.

Умение выделять главное.

 

 

 

Как будем с вами решать проблему урока?

Слайд 5.

План:

1. Что такое общение?

2. Зачем нужно общение?

Надо выяснить, что такое общение и для чего оно нужно людям.

 

Вопросы и проблема, записанные на доске. Презентация,

слайд 5.

Фронтальная.

Составление плана действий.

Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

Используя материал в рабочей тетради на с. 64–65 «Обучение учебному действию» и слайд 6, знакомит учащихся с умением анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать информацию.

Читают и отвечают на вопросы учителя.

 

Презентация, слайд 6, рабочая тетрадь,  с. 64–65;

работа фронтальная.

 

Умение анализировать и обобщать информацию.

 

– Выполните задание 2 в рабочей тетради (слайд 7). Что нужно сделать?

Работа с первым абзацем проводится фронтально, а затем ребята в парах продолжают работать самостоятельно. Через 5–7 минут проверяется результат работы.

– Как теперь вы ответили бы на основ­ной вопрос урока: «Почему человеку важно общение с другими людьми?»

– Разделить текст на смысловые блоки. Придумать к каждому из них вопрос, ответом на который служит главная мысль отрывка. Сформулировать её кратко и записать в таблицу 1–2 предложения.

– Общение нужно человеку не только для того, чтобы получать информацию, но и для нормального развития психики.

Презентация, слайд 7, учебник, с. 110–111.

Работа в парах.

Умение анализировать и обобщать информацию.

 

– Как бы вы поступили, если бы в вашем классе был ученик, который мало с вами общался?

Здесь и далее важно не переходить на личности.

– Что произойдёт, если собеседники не умеют общаться?

– Как вы думаете, нужны ли конфлик­ты?

Найдите в тексте определение понятия «конфликт».

 

­ Что значит «межличностные конфликты»? (Слайд 8)

 

Проектируют своё поведение в смоделированной ситуации. Желающие представляют свои предложения.

– Они поссорятся.

 

 

–  Нет.

 

– Конфликт – это противоречие, несовпадение взглядов, точек зрения, мне­ний, критериев оценки.

Конфликты между людьми принято называть межличностными.

 

Презентация, слайд 8, изученный материал,

работа парная.

Умение выделять главное.

 

–  Ещё бывают социальные конфликты. Работая со словарём, сравните разные виды конфликтов. Выделите общее и различное (слайд 9).

 

Работают со словарём и заполняют таблицу.

Презентация, слайд 9, учебник, с. 212.

Фронтальная работа.

 

Умение классифицировать и систематизировать обществоведческую информацию.

 

– Изучите информацию на кластере на с. 112 и скажите, какие существуют варианты выхода из конфликта? Как их можно назвать? Слайд 10.

 

Придумывают названия различным вариантам поведения в конфликте.

Презентация, слайд 10, учебник, с. 112.

Фронтальная работа.

Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.

 

– Можно ли предотвращать кон­фликты?

 

– Да, ведь конфликты возникают там, где не хватает культуры общения. Когда мы рассержены или обижены, то выра­жаем свои чувства с агрессией, поэтому так важно сдерживать свои чувства и, самое главное, повышать культуру об­щения.

 

Знания, полученные на уроке. Фронтальная работа.

Умение обобщать информацию и выделять главное.

 

– Так какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Проблема: «Почему человеку важно общение с другими людьми?»

 

Человеку важно уметь общаться, пото­му что это помогает правильно развиваться, получать информацию, лучше узнавать других людей, а значит, избегать или предотвращать конфликты.

 

Знания, полученные на уроке.

Фронтальная работа.

 

Формулирование вывода.

 

 

Этап урока: применение нового знания, домашнее задание

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

– Выполните задание 3 в рабочей тетради на с. 65.

 

Работают самостоятельно, затем предлагают свои варианты ответов.

Слайды 12 и знания, полученные на уроке.

Самостоятельная работа.

Умение договариваться с людьми, преодолевать конфликты.

 

– Прочитайте высказывание французского языковеда Пьера Буаста и напишите своё отношение к нему (эссе), отвечая на вопросы.

 

Самостоятельно выполняют работу.

Слайды 13 и знания, полученные на уроке.

Самостоятельная работа.

Умение определять и объяснять своё отношение к общественным нормам.

Подведём итоги урока. Цель урока достигнута?

Какую проблему мы решали на уроке?

Какой ответ можно дать по проблеме урока?

Чьи гипотезы подтвердились?

 

Проводят рефлексии.

Знания, полученные на уроке. Фронтальная работа.

Умение обобщать информацию и выделять главное.

 

Какой вопрос мы поставили в начале изучения главы 2?

Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?

Слайд 15.

 

Человек человеку – друг или волк?

Человек человеку может быть другом, если научится общаться.

 

Знания, полученные на уроке.

Выделение главного.

Формулирование вывода.

Дома предлагаю вам выполнить задание 4 в рабочей тетради и, если желаете, задание 5.

 

Записывают в дневник задание.

Рабочая тетрадь.

Все группы универсальных учебных действий.

 

 

 

Автор Минина Ольга Петровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 754
Номер материала 32855
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓