Главная / Русский язык и литература / Конспект урока "Виды словосочетаний" 8 класс

Конспект урока "Виды словосочетаний" 8 класс



 

8-й класс

 

Тема: «Виды словосочетаний». Урок обобщения.

Цели:

Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

3)создание проекта параграфа учебника;

Развивающие:

  1. развитие мышления и общеучебных навыков;

  2. развитие познавательной самостоятельности;

  3. формирование умения анализировать языковой материал;



Воспитательные:

  1. воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.



Ход урока.

I ЭТАП. Определение темы урока и постановка целей.

Прочитайте записанные на доске слова и определите, какова будет сегодня тема урока.

А. Темное небо, моросящий дождь, четвертая высота, каждый день.

Б. Увидеть Париж, верить всем

В. Смотреть улыбаясь, начать бегать, бегать быстро.

Да, сегодня мы будем повторять тему «Виды словосочетаний».

• Что будем делать на этом уроке?

Повторять и обобщать правила, тренироваться. Записываем эти слова на доске. Это – цель нашего урока.

• Как мы это будем делать? С чего начнем? Почему?

(Ответы. Вначале надо повторить правила.)

• Зачем нам знать правила? (Ответы.) Обратимся к алгоритму. Что такое алгоритм?

(Последовательность действий (шагов) для достижения результата.)

• Внимательно посмотрите еще раз первую запись (строчку А на доске). Что объединяет слова этой группы? Каков будет первый шаг? (Ответы.)

• Давайте определим второй шаг (см. на доске строчку Б).

• Давайте определим третий шаг (см. на доске строчку В).



II ЭТАП. Повторение теоретического материала, отработка правил и алгоритма действия.

Теория по теме «Словосочетание»

Словосочетание состоит из _____________________________________________

Смысловая связь в словосочетании устанавливается с помощью _________________

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ.



Алгоритм определения типа подчинительной связи

в словосочетании

1.Установите смысловую зависимость в сл\сч

(найдите главное и зависимое слово)

2.Если зависимое слово выражено:



Прилагательным Существительным Наречием

Причастием Местоимением Деепричастием Числительным (часто с предлогом) Н.ф.глагола

Местоимением

! ! !

Согласование Управление Примыкание

Проверка! Проверка! Проверка!

Измените форму Измените форму Зависимое слово

главного слова. главного слова. грамматически

Если зависимое Если зависимое неизменяемое.

изменится не изменится,но при этом

является изменяемым словом,

вместе с главным, ваш вывод верен.

ваш вывод верен.

Правило-подсказка

Если между словами в

словосочетании есть предлог,

то связь в нем – управление.

Образец рассуждения. Нужно определить тип связи в сл\сч ВСЕЙ ИСТОРИИ.

Установим смысловую зависимость: ИСТОРИИ (какой?) ВСЕЙ. Главное слово – ИСТОРИИ, зависимое- ВСЕЙ. Зависимое слово выражено определительным местоимением. Тип связи – согласование.

Проверим наше утверждение. Для этого изменим форму главного слова: ИСТОРИЯМИ.

Вместе с главным изменится зависимое – ВСЕМИ ИСТОРИЯМИ.

Следовательно, наш вывод правилен: тип связи – согласование.

Образец рассуждения. Нужно определить тип связи в сл\сч____________________________________________. Установим смысловую зависимость:__________________________________

Главное слово- ________________,зависимое______________.Зависимое слово выражено___________________. Тип связи -_______________.

Проверим наше утверждение.Для этого__________________________________________.

Зависимое слово вместе с главным___________________. Следовательно, наш вывод верен.

Проверьте себя в способе определения связи в сл\сч.

Повергнут в раздумья-

Тот час –

Единый порыв-

Ведущий в группе –

Запели по кивку-

Стали плотно-

Молодежь наша-

Желание рисовать-

Привыкла к громогласию-

Желанный мир-

Важно осознавать-

В котором увидит

Увековечить себя-

Подумалось вруг-

Жизнь после жизни

Несколько монет-

Когда увидимся-

Помчался на выручку-

Внешность без изъяна-

О какой не слышали-

На котором скакал-

До смешного ленив-

Вряд ли получится-

Трех рублей-

Обеими руками-

Добру молодцу-

Держал под мышкой-

Пятнадцать копеек –

• Что мы с вами повторили? Какую задачу решили?

(Повторили правила, без которых невозможно грамотно писать.)

• Как будем закреплять материал? Ваши предложения?

• Предлагаю вам самим написать параграф учебника. Для этого разделимся на три группы. (В каждой группе ученики разных уровней: сильные, средние и слабые (У-3, У-2, У-1). Каждая группа получает конверт с заданием (конверты лежат на партах в начале урока.)

• Прочитайте алгоритм выполнения задания.

III ЭТАП. Отработка практических навыков.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ЗАДАНИЯМИ

1. Выберите из конверта одно из посильных и интересных заданий, напишите к нему ключ.

2. Придумайте условное обозначение (символ) для заданий из вашего конверта. Обозначьте этим символом задания.

3. Разместите это задание на страничке вашего параграфа.

4. Из оставшихся заданий выберите одно для домашней работы.

Разместите его в месте, помеченном знаком «Домашняя работа».

5. Объясните, почему вы выбрали именно эти задания.

6. Защитите свой текст параграфа, выбрав от каждой творческой группы по одному человеку.

Выбранные задания ребята помещают на листах ватмана, листы – на магнитной доске. Предлагаем желающим защитить свой вариант.

Что мы делали? Какой цели достигли?

Закрепляли, тренировались.

На дом: закончите схему, заполнив отсутствующие элементы. При желании можно прорешать вариант товарищей.

Дифференцированные задания (по уровням) для работы в группах

Упражнения по теме «Словосочетание»

Упражнение 1.

Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.

Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом. 

Упражнение 2.

1. Распределите данные ниже словосочетания по оттенкам определительного значения на группы, обозначающие отношение предмета

а) к материалу, из которого он сделан;

б) к месту его расположения;

в) к времени его существования;

г) к его назначению;

д) к причине его возникновения.


Московские улицы, бассейн для детей, весенние цветы, украшения из янтаря, дорога налево, ключ от машины, сарафан из ситца, вечерняя газета, керамическая ваза, усталость от жары, противогрибковое средство, подарок на память, сентябрьские краски, осложнение после гриппа, окраины города.

2. Дополните ряды словосочетаний своими примерами соответствующего значения.
3. Составьте и запишите 2–3 предложения, используя на выбор словосочетания, над которыми вы работали.

Упражнение 3.

Запишите данные ниже словосочетания, распределив их по строению на следующие группы:

1) с существительным или прилагательным в роли главного слова (именные);
2) с глаголом в роли главного слова (глагольные);
3) с наречием в роли главного слова (наречные).


Озеро в горах, купаться в бассейне, плавать уверенно, очень странно, отличное настроение, совсем близко, приятное времяпрепровождение, чрезвычайно полезный, отложить отъезд, по-детски забавно, весьма заботливый.

Упражнение 4.

Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово.

1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, даровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный.

2) Обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь; представить, предоставить; развиваться, развеваться; сыскать, снискать; обосновать, основать.

Упражнение 5.

Распределите следующие словосочетания по группам в зависимости от того, что они обозначают: Предмет и его признак, действие и его признак, действие и объект действия.

Весело смеяться, зимний вечер, вести разговор, идти в потёмках, туристическая база, облако над морем, долго смотреть, синеватая мгла, смотреть на звёзды, пение артистов, задумчиво слушать, учить правило. 

Упражнение 6.

Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи, которой выражено главное слово: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

Весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек. 

Упражнение 7.

Замените глагольные словосочетания именными. Укажите главное и зависимое слова. Определите падеж зависимого компонента в данных и полученных словосочетаниях.
Образец: читать книгу (вин .пад.) – чтение книги (род. пад.).

Проводить друзей, посетить выставку, осветить коридор, оформить документы, закупить продукты, презирать врагов, уважать товарищей, ремонтировать телевизора, любить Родину, жить в городе.

Упражнение 8.

Составьте из данных слов словосочетания (изменяя, если нужно, форму зависимого слова) и запишите их в таком порядке: а) словосочетания с согласованием, б) словосочетания с управлением, в) словосочетания с примыканием.

В (последний) минуту, соб_раться (наспех), пр_соед_ниться к (группа), знакомы (издавн_), радоват(?)ся (пригл_шение), справиться о (м_ршрут), в (шес(?)надцать) километрах, (четвертый) ноч_вка, дневник (п_ход), описывать (пр_ключение), научит(?)ся (грести), (свежий) м_золь, (свой) кеды, идти (пр_храмывая), сочу(?)ствовать (больной), помощь (он), (очень) красивы.


Какими частями речи выражены зависимые члены словосочетаний в каждой группе? Найдите пример прилагательного, употребленного в значении существительного. Как такое употребление отразилось на характере связи между словами в словосочетании?

Упражнение 9.


Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

 Согласование   

 Управление   

 Примыкание

 

 

 

      
Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

Упражнение 10.

Выпишите предложения с цельными словосочетаниями, подчеркните, каким членом предложения они являются.

1) Сотни маленьких речушек родятся в глухих местах нашей области. (В. Бианки.) 2) Большие паруса только сильный ветер может надуть. (Пословица.) 3) Передо мной стоял старик с белыми волосами, любезной улыбкой и прекрасными голубыми глазами. (И. Тургенев.) 4) Трое парнишек в куртках ремесленного училища сражались в домино с сухим белобородым стариком. (Ю. Яковлев.) 5) Дубовый листок оторвался от ветки родимой. (М. Лермонтов.) 6) А то вдруг налетит порыв ветра, и закружится в лесу шуршащая золотая метель. (В. Солоухин.) 7) Ко мне вошел молодой офицер, с лицом смуглым и некрасивым. (А. Пушкин.) 8) Когда залаяла собака, в одном из домов зажегся свет. 9) Нам с братом в гостинец привезли с рынка шоколадных конфет.

Упражнение 11.

Выпишите из предложений все возможные словосочетания, укажите вид связи.

Направо речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей. (А.Н. Толстой.) Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы. (Ф. Тютчев.)

Упражнение 12.

Укажите способы подчинительной связи и главные слова в словосочетаниях.

Вековые дубы; настойчиво повторять; искоса поглядывая; капельки росы; выпорхнула из клетки; яркими красками; показался издалека; шел, раскачиваясь; падал на снег; солнечный луч; поздоровалась со мной; прилетают до заката; освещенное огнем; (прорвавшись) поравнялся со школой; сердито хмуриться; рано проснулся; сочная зелень; небольшой муравейничек; ягоды земляники; мелькнули в траве.

Упражнение 13.

Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.

Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием — самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).

Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. — всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).

Упражнение 14.

1) Спишите словосочетания, укажите какие они — именные или глагольные?

Рассчитать конструкцию; вагоноремонтный завод; ткацкий станок; работать по-новому; преодолеть препятствие; неизгладимое впечатление; претворять в жизнь; произвести расчет; составить расписание.

Упражнение 15.

Прочитайте текст. Выпишите из него словосочетания. Разберите их синтаксически.


                                                                  
 О книгах

Книга прочитана, а ты как будто живёшь в окружении героев, радуешься и печалишься вмёсте с ними.
Книги раздвигают границы времени и доносят до нас рассказы о труде и героизме отцов и дедов наших...

Упражнение 16.

 Образуйте словосочетания разных видов связи с:

1) наречиями                                       
2) глаголами
3) прилагательными
4) существительными

 

Тест по теме «Словосочетание» 


                                                                                                
1. Какое словосочетание построено по модели «прил. +  сущ (гл сл)»?

1) вьющиеся растения
2) любой человек,
3) изумительной красоты
4) в третьем классе
                                                                                   
2. Какое словосочетание построено по модели «глаг (гл сл)+ наречие»?

1) иди гулять
2) сделать случайно
3) ушел не попрощавшись
4) выбегая навстречу
                                                                                    
3. Какое словосочетание построено по модели «прил (гл сл) + наречие»?

1) крайне недовольный
2) практически не выполнимо
3) огорченно прошептал
4) (на улице) по-весеннему тепло

4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?

1) разговор по душам
2) прийти поговорить
3) близко от нас
4) руководить театром

5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?

1) яйца всмятку
2) вернуться к полуночи
3) приказал отступать
4) окончание школы

6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?

1) рисовать красиво
2) желание уехать
3) идти по бульвару
4) думать о друге

7. В каком словосочетании вид связи — согласование?

1) наши шефы
2) быстро доехать
3) прогулка верхом
4) выглянуло из-за туч

8. В каком словосочетании вид связи — управление?

1) немного странно
2) забыл рассказать
3) таять во мгле
4) рубашка навыпуск

9. В каком словосочетании вид связи — примыкание?

1) бутылка из-под молока 
2) говорить по-французски
3) тринадцатая глава
4) глядеть по сторонам

10. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения.

11. Из предложений 4-7 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

 (4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. (5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие. (6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы. (7) Иное дело - ценности нравственные.

12. Из предложения выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Впервые вижу его днем.

13. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики - вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

14. Сколько простых словосочетаний со связью УПРАВЛЕНИЕ входите состав предложения?

Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка.

15. Из предложения выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Три года тому назад я уехал из Москвы и через Эстонию приехал в Германию, а оттуда во Францию.

16. Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Для России такой путь заказан.

17. Назовите тип подчинительной связи, который использован в словосочетании СТЫДНО ПЕРЕД НИМИ из предложения

Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.



IV ЭТАП. Подведение итогов. Рефлексия.

У вас на партах лежат анкеты. Возьмите одну из них, заполните ее, подчеркнув свой ответ.

АНКЕТА

1. На уроке я работал (активно/пассивно).

2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен).

3. Урок для меня показался (коротким/длинным).

4. За урок я (не устал/устал).

5. Мое настроение (стало лучше/стало хуже).

6. Материал урока мне был (понятен/не понятен), (полезен/бесполезен), (интересен/скучен).

7. Домашнее задание мне кажется (легким/трудным).

Дополнительное задание.

 Поверочная работа «Связь слов в словосочетаниях»

1 вариант

1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях

а) согласование б) управление в) примыкание

1) нелегкая судьба 2) медный ковш 3) замереть от восхищения 4) очень обаятельный 5)свинцовыми тучами 6) мечты о будущем 7) стоять молча 8) шестой полк 9) сказать назло 10) любой из нас 11) прибыть вовремя 12) умение слушать 13) говорить улыбаясь 14) заслуга поколения 15) военное положение 16) побледнеть от волнения 17) пожелтевших листьев 18) по-детски наивно 19) сапоги из замши 20) краснея от смущения

2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью примыкание

По высокому небу быстро плыли пушистые облака.

Проверочная работа «Связь слов в словосочетаниях»

2 вариант

1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях (образец ответа 1-а, 2- в, 3-б)

а) согласование б) управление в) примыкание

1) тост за здоровье 2) посмотрев неприветливо 3) почерневший от времени 4) мечтать о чем-то 5) прибыть вовремя 6) поездка в Америку 7) глубокое кресло 8) звонить ежедневно 9) ручка двери 10) моего брата 11) очень любопытный 12) остаться навсегда 13) постукивать карандашом 14) просмотревший бегло 15) очень близко 16) с первого взгляда 17) свидание наедине 18) что-нибудь интересное 19) моя страна 20) мучиться от безделья

2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью примыкание

В старом парке громко играл духовой оркестр

Проверочная работа «Связь слов в словосочетаниях»

3 вариант

1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях (образец ответа 1-а, 2- в, 3-б)

а) согласование б) управление в) примыкание

1) выдвинутый ящик 2) красный от мороза 3)работать увлеченно 4) освоение земель 5) наш двор 6) расти у дороги 7) к опытному педагогу 8) вернуться обратно 9) падающих листьев 10) расчистить дорогу 11) смотреть недоверчиво 12) гул колоколов 13) звать на помощь 14) рано поседеть 15) возможность уехать 16) разбудить малыша 17) на втором этаже 18) дом у дороги 19) крайне неприятный 20) потемневший от времени.

2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью примыкание

Большая темная туча неожиданно выросла за рекой.





Конспект урока "Виды словосочетаний" 8 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока обобщения ЗУН в форме создания проекта параграфа учебника по теме. Цели: 

Образовательные:

    1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;

    2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

    3)создание проекта параграфа учебника;

  

Развивающие:

1)    развитие мышления и общеучебных навыков;

2)     развитие познавательной самостоятельности;

3)     формирование умения анализировать языковой материал;

 

Воспитательные:

1)    воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

 

Автор Арапова Татьяна Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3822
Номер материала 39906
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓