Главная / Другое / Конспект урока "Своеобразие форм и методов работы по воспитанию начал экологической культуры в дошкольном детстве. Экологическая тропа."

Конспект урока "Своеобразие форм и методов работы по воспитанию начал экологической культуры в дошкольном детстве. Экологическая тропа."

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Лебедянский педагогический колледж»

(ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж»)





Конспект открытого урока

по МДК.03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников

Группа 32

Тема. Своеобразие форм и методов работы по воспитанию начал экологической культуры в дошкольном детстве. Экологическая тропа.


Преподаватель Е.В. Малышева


http://detskisad-1.klasna.com/uploads/editor/964/69958/sitepage_66/images/77065650_2374021_0_53973_f5cd2448_l_1__2.png





Лебедянь

2014

Учебное занятие № 24 октября 32 группа

Тема. Своеобразие форм и методов работы по воспитанию начал экологической культуры в дошкольном детстве. Экологическая тропа.

Цель: дать знания студентам об особенностях организации экологической тропы, актуализировать знания о формах организации экологического образования, продолжать учить определять цели экологического образования дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста, развивать способности студентов обобщать, сравнивать и анализировать полученную информацию, проецировать и интерпретировать полученные ранее знания в контексте изучаемой темы; воспитывать интерес к изучаемой проблеме и сфере деятельности; продолжать формировать ПК 5.1 Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников, ПК 5.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов, ПК 5.4 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений и ОК 1-11.

Тип учебного занятия: изучение новых знаний.

Вид учебного занятия: лекционно-практическое

Оборудование: формы для рефлексии «ПМИ», экран, компьютер, проектор.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.



Ход учебного занятия

 I фаза «Вызов» 

(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

Слайд 1 Обратите  внимание на название темы урока «Своеобразие форм и методов работы по воспитанию начал экологической культуры в дошкольном детстве» (на экране) и ответьте на вопрос:

Актуален ли этот вопрос для студента колледжа?

Почему?

-  Потребность ДОУ в квалифицированных педагогических кадрах.

-  Переход ДОУ из режима функционирования в режим поиска и развития. Потребность повышения методической компетентности педагогов дошкольного учреждения, студентов  педагогических учебных заведений.

 - В настоящее время меняется социальный заказ родителей, их требования к услугам, предоставляемым дошкольными учреждениями. Если в течение многих десятилетий охрана здоровья и присмотр за детьми для многих родителей рассматривались как основные направления работы детских садов, то сегодня все больше требований предъявляется к образовательным программам основного и дополнительного образования.

- Информатизация дошкольного образования. В детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников, Растет интерес педагогов и специалистов дошкольного образования к этим технологиям и возможностям использования в своей профессиональной деятельности. 


Повторение материала:

Слайд № 2 Фронтальная беседа

1. Каковы формы работы в детском саду по экологическому образованию детей? (экскурсии, занятие, наблюдение, коллекционирование, экологический музей и т.д.)

2. Как называется форма организации образовательной деятельности в детском саду, где решаются общедидактические задачи под руководством воспитателя и формируется способность обучаться, развиваться, интеллектуальная и творческая активность? (занятие)

3. Какие задачи решает воспитатель, применяя разные формы экологического образования?

Результаты диагностики уровня экологической культуры и грамотности детей и их родителей. Слайд № 3

Проблема состоит в том у детей и родителей недостаточно сформированы экологическая культура и экологическая компетентность взаимодействия детей и их родителей с природой. Слайд №4 И поэтому мы продолжаем изучать формы экологического образования в ДОУ, и сегодня познакомимся еще с одной формой работы – «Экологическая тропа».

II фаза «Осмысление содержания» (получение новой информации)

 Знакомясь с целым рядом сегодняшних материалов, попробуйте проанализировать информацию по методике ПМИ (плюс-минус-интересно).(см. Приложение 2) Слайд №5

Она используется в технологии «Развитие критического мышления»

Мы учимся работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

 Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, ведущий специалист в области развития практических навыков мышления.

Цель использования таблицы - формирование разнообразного отношения к тексту.

В графу П («плюс») вписывают все те факты, элементы текста, которые либо вызвали положительные эмоции, либо могут считаться «хорошими» для чего-то, для какой-то цели и т. п.

В графу М («минус») вписывают все то, что не понравилось, вызвало неприязнь (может, скуку), осталось непонятным (неприятно непонятным), либо является недостатком для осуществления некоей цели.

В графу И («интересно») вписывают все, о чем бы хотелось узнать поподробнее, что было бы интересно проверить, т. е. все интересное.

Некоторые записывают интересное в графы П и М. Подобное возможно, но следует напомнить, что в графе И должно быть «больше любопытства».

Студенты ведут краткую запись материала,  делают пометки в табличках по методике ПМИ (плюс-минус-интересно)

Своеобразие форм и методов работы по воспитанию начал экологической культуры в дошкольном детстве. Экологическая тропа.

1. Экологическая тропа, как один из важнейших компонентов экологической развивающей среды. Слайд №6

Экологическая тропа — это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность.

Экологическая тропа включает в себя ряд самых разнообразных объектов растительного и животного мира, видовые ландшафтные композиции, малые архитектурные формы.

  1. Цели экологической тропы: Слайд № 7

воспитание начал экологической культуры, бережного отношения к природе у дошкольников.

Развитие наблюдательности, познавательной активности.

Воспитание трудолюбия.

Экологическая тропа помогает реализовать очень важную педагогическую идею – воспитание ребенка через общение с природой, позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований, определить на элементарном уровне местные экологические проблемы и по-своему решить их.

Ведь во время прогулок, экскурсий по экологической тропинке дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, а видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развивается мышление, речь, память, а самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается сострадание к природе, желание ее беречь и охранять.

С детьми младшего возраста организовываются наблюдения за растениями с крупными листьями и цветками (лопухом, ромашкой аптечной, одуванчиком и другими). Они любуются растениями, называют их части, узнают об их лечебных свойствах.

Ребята средней группы наблюдают за отмеченными выше растениями и еще за подорожником, цикорием, мать-и-мачехой. Они исследуют форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводят тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.).

В старшем возрасте дети знакомятся со всеми описанными выше растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней.

  1. Формы и методы работы на экологической тропе: Слайд № 8

экологические беседы;

экологические экскурсии;

уроки доброты;

уроки мышления;

экологические конкурсы;

экологические акции;

обсуждение и проигрывание ситуаций;

трудовой десант;

зелёный патруль;

лаборатория юного эколога;

коллекционирование;

экологические выставки и экспозиции;

экологические праздники;

экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

экологические сказки;

экологические тренинги;

инсценировки, театрализации и т. д.

Слайд № 9

  1. Этапы (последовательность) создания экологической тропы.

  • детальное обследование территории;

  • выделение наиболее интересных объектов; Слайд № 10

  • составление картосхемы тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения). Для малышей можно сделать яркие крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов;

  • выбор вместе с детьми «хозяина» тропы – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;

  • фотографирование объектов (или рисунки) и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта); Слайд № 11

  • изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

  • составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми

III фаза «Рефлексия» (осмысление, рождение новых направлений)

Слайд № 12 Предлагает объединиться в пары для оформления общей ПМИ-таблицы (ответы студентов)

Проверка опережающих заданий: презентация в  программе «PowerPoint» «Экологическая тропа», Проекты «Экологическая тропа», «Экологический музей».

IV. Домашнее задание. Составить конспекты «Экологическая тропа»



Приложение 1

Технология «Развитие критического мышления»

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков студентов, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

В основе данной технологии – трехфазовая структура урока

Технологические этапы

I фаза 
Вызов
  
(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)

II фаза
Осмысление содержания
(получение новой информации)

III фаза
  
Рефлексия
(осмысление, рождение новых направлений)

Задачи каждого этапа технологии:

1.Актуализировать имеющиеся у студентов знания и смыслы в связи с изучаемым материалом

Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу

Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

2.Помочь активно воспринимать изучаемый материал

Помочь соотнести старые знания с новыми

3. Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал

Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Формы и средства:

  • сбор данных

  • анализ текстов

  • сопоставление альтернативных точек зрения

  • коллективное обсуждение

  • разные виды парной и групповой работы

  • дебаты

  • дискуссии

Преподаватель:

  • направляет усилия учеников в определенное русло

  • сталкивает различные суждения

  • создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений

  • дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы

  • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих

Приложение 2

ТЕХНИКА «ПМИ» (ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО)

Она используется в технологии «Развитие критического мышления»

Мы учимся работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

 Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Им написано 45 книг.

Цель использования таблицы - формирование разнообразного отношения к тексту.

В графу П («плюс») вписывают все те факты, элементы текста, которые либо вызвали положительные эмоции, либо могут считаться «хорошими» для чего-то, для какой-то цели и т. п.

В графу М («минус») вписывают все то, что не понравилось, вызвало неприязнь (может, скуку), осталось непонятным (неприятно непонятным), либо является недостатком для осуществления некоей цели.

В графу И («интересно») вписывают все, о чем бы хотелось узнать поподробнее, что было бы интересно проверить, т. е. все интересное.

Проанализируйте факты и явления с точки зрения положительных сторон («плюс» - П), отрицательных сторон («минус» – М) и интересных, перспективных моментов (И). По окончании работы с табличкой сделайте вывод.

П


М


И



Вывод:………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Список литературы:

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2013.

2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.

3. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М. : AcademiA, 2006.

Боно Эдвард Де, Нестандартное мышление: учебник - Издательство: Попурри, 2013


Интернет-ресурсы:

http://ext.spb.ru/index.php

http://c-redpanda.ru/stati-nashikh-psikhologov/22-metod-pmi

http://900igr.net/prezentatsii/filosofija/Razvitie-kriticheskogo-myshlenija


Конспект урока "Своеобразие форм и методов работы по воспитанию начал экологической культуры в дошкольном детстве. Экологическая тропа."
  • Другое
Описание:

Конспект урока по МДК.03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников.

Цель учебного занятия: дать знания студентам об особенностях организации экологической тропы,актуализировать знания о формах организации экологического образования, продолжать учить определять цели экологического образования дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста.

В ходе проведения учебного занятия используется методика ПМИ (плюс-минус-интересно). Она реализуется в технологии «Развитие критического мышления». Обучающиеся учатся работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Цель использования таблицы - формирование разнообразного отношения к тексту. 

Автор Малышева Елена Викторовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 986
Номер материала 16043
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓