Главная / Обществознание / конспект урока "Создание отношений между людьми."

конспект урока "Создание отношений между людьми."

Создание отношений между людьми.


1. Цели урока в соответствии с линиями развития.

1-я линия развития. Умение понимать связи между людьми в обществе – определять понятие «межличностные отношения», «малая группа». Определять роль личности в группе.

2-я линия развития. Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты. Определять и объяснять своё отношение к нравственным ценностям.

3-я линия развития. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – решать учебно-жизненные задачи в соответствии с моральными и правовыми нормами.


2. Содержание урока.


Элементы необходимого минимума содержания

Формируемые и используемые учебные действия

Межличностные отношения. Малая группа. Личность в группе. Межличностные отношения в группах.

Умение классифицировать и систематизировать обществоведческую информацию.

Составление плана действий.

Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.

Умение определять собственную точку зрения и объяснять своё отношение к правовым нормам.

Умение аргументированно оценивать свои и чужие поступки.


3. План проведения урока.


Проблема урока.

Почему отношения между людьми складываются по-разному?

Поиск решения проблемы:

  1. Какие бывают отношения?

  2. Что влияет на возникновение разных взаимоотношений?

Освоение знаний и формирование (применение) учебных действий:

  1. Знания о межличностных отношениях.

  2. Применение знаний о межличностных отношениях при решении жизненных задач.

Вывод по проблеме урока:

Межличностные отношения могут складываться по-разному, потому что у людей различные интересы, цели и характеры.


4. Рекомендации.

Умение классифицировать и систематизировать обществоведческую информацию.


При работе с учебником ты, наверное, заметил, что объём изучаемого материала и его сложность постепенно возрастают. Для того чтобы лучше разобраться в новых темах и основательнее их усвоить, пригодятся навыки классификации и систематизации. В пройденном материале тебе уже встречались примеры их использования, только предложены они были авторами учебника. Например, давалась классификация взглядов человека на мир и видов деятельности; была представлена систематизация сфер жизни общества и элементов сознания человека. Теперь тебе предстоит освоить самостоятельное выполнение этих действий.

Классификация – расположение (группировка) объектов изучения в соответствии с присущими им признаками. Предполагая разделение объектов по группам, она подчёркивает различия между ними.

Систематизация – объединение изучаемых объектов в определённую систему на основе существующих между ними связей. Выделяя отдельные элементы объекта, она подчёркивает их связанность воедино. (Информация из рабочей тетради.)


5. Ход урока.


Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

Сегодня мы с вами начинаем изучать второй раздел учебника. Прочитайте его название.

Скажите, а в чём, по вашему мнению, здесь проблема?

Все ли люди одинаково общаются? Приведите примеры.

Здесь важно спровоцировать ребят на приведение разных примеров.

Да, действительно, иногда люди общаются как друзья, а иногда – как враги. Так в чём здесь возникает противоречие? Какой проблемный вопрос к главе 2 можно сформулировать?

Наводящими вопросами учитель подводит к главному вопросу:

«Человек человеку – друг или волк?» (Слайд 1)


«Проблема понимания общества».

Высказывают свои версии.





Приводят разные примеры общения, свидетелями которых они были.



Выслушиваются все варианты, затем выбирается один, который ребята сравнивают с формулировкой авторов учебника.


Личный опыт. Слайд 1. Фронтальная.

Формулирование проблемного вопроса.


К какой сфере общества относятся вопросы, изучаемые во 2-й главе?

Какие вопросы относятся к социальной сфере общества?

Решать эту трудную проблему мы будем на протяжении изучения всей главы, из урока в урок добывая информацию.

А тема сегодняшнего урока – «Создание отношений между людьми».

Откройте § 11 и прочитайте, с какими проблемами столкнулись наши друзья. (Слайды 2, 3.)

Что общего у двух новичков – Димы и Пети? В чём отличие их положения в классе?






В чём вы видите противоречие?

На доске записывается:

1. Дима – сложились отношения.

2. Петя – отношения не сложились.

Какой вопрос может возникнуть, если исходить из этого противоречия?

Проблема: «Почему отношения между людьми складываются по-разному?»

Сравните свой ответ с вариантом авторов.

К социальной сфере общества.


Она включает вопросы общественного деления и общения.










Читают начало § 11 (можно по ролям).



Оба мальчика приехали из одного города почти в одно и то же время. Но у Димы быстро появились друзья, да и учителя его любят, а Петя оказался без друзей и становится всё угрюмее.

Изначально они были в одном положении, но Дима быстро сумел установить отношения с другими, а Петя так и не смог.


Выслушиваются все варианты, затем выбирается один, который ребята сравнивают с формулировкой авторов учебника.


Личный опыт и ранее изученный материал. Слайды 2, 3. Фронтальная.

Формулирование проблемного вопроса.




Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,

планирование собственной деятельности


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия


Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Фиксирует на доске от проблемы стрелками ключевые слова версий

(выделенные самими авторами версий.)



Предлагают свои гипотезы (с одобрением принимается любая – даже абсурдная).


Вопросы и проблема, записанные на доске или в презентации.

Фронтальная.

Выдвижение гипотез.



Давайте вспомним, что мы с вами уже знаем по этой проблеме. Для этого проведём проверку знаний терминов.

Работу можно провести по слайду 4 или выполнить задание 1 в рабочей тетради.



Ребята самостоятельно выполняют работу.


Слайд 4. Самостоятельная работа.

Умение группировать информацию.






Как будем с вами решать проблему урока?

Слайд 5.

План:

1. Какие бывают отношения?

2. Что влияет на возникновение разных взаимоотношений?


Надо выяснить, какими могут быть взаимоотношения и что на них оказывает влияние.


Вопросы и проблема, записанные на доске. Презентация,

слайд 5.

Фронтальная.

Составление плана действий.



Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия


Используя материал в рабочей тетради на с. 54 «Обучение учебному действию» и слайд 6, знакомит учащихся с умением классифицировать и систематизировать обществоведческую информацию. Можно обратить внимание ребят на то, что подобные действия они и ранее уже выполняли, например, задание 1 в рабочей тетради. Поэтому достаточно ознакомиться только с тремя абзацами информации в рабочей тетради (если класс сильный).



Читают и отвечают на вопросы учителя.


Презентация, слайд 6, рабочая тетрадь, с. 54;

работа фронтальная.


Умение анализировать информацию.

Теперь, работая с текстом учебника, вы будете учиться применять новое умение.

Прочитайте текст на с. 95–96 и, выделив ключевое понятие, систематизируйте информацию.








Читают вслух и все вместе выделяют ключевое понятие, а затем систематизируют его признаки.

Презентация, слайд 7, учебник, с. 95–96.

Работа фронтальная.

Умение систематизи-ровать общество-ведческую информацию.


Прочитайте текст на с. 9596 до конца и составьте классификацию видов межличностных отношений.

Можно ещё раз обратить внимание на то, что классифицировать - это значит надо найти различия признаков. Можно вернуться к слайду 6.


Сформулируйте своими словами, что такое «межличностные отношения».



Проверьте себя по словарю (или слайд 9). Выделите в определении ключевые (главные) слова.

Какой ответ на проблему урока мы можем дать?

Почему отношения между людьми складываются по-разному?




Приведите примеры из жизни межличностных отношений.

Как вы думаете, ваш класс можно назвать дружным? Аргументируйте свой ответ.

Продолжите беседу, в зависимости от их ответа.

Почему вы считаете, что ваш класс недружный?


Почему возникают конфликты?

Что надо сделать, чтобы ваш класс стал более дружным?

Работают в группах или парах, а затем представляют результаты работы и сравнивают с авторским вариантом на слайде 8.





Это взаимоотношения, которые возникают между людьми в процессе взаимодействия.








Межличностные отношения складываются по-разному, потому что у людей различные интересы и цели.

Например, наши отношения в классе.


Обычно дети считают, что их класс недружный.


Презентация, слайд 8–9, учебник, с. 95–96;

работа групповая или парная.

Умение классифициро-вать общество-ведческую информацию.


Читая второй пункт § 11, систематизируйте информацию о малой группе и выполните задание 4 в рабочей тетради (или слайд 10).

Работают самостоятельно, выбирая уровень сложности. Представляя свою работу, сравнивают со слайдом 10.


Презентация, слайд 10, учебник, с. 96.

Самостоятельная работа.

Умение систематизи-ровать общество-ведческую информацию.


Как воздействует малая группа на человека?

Как человеку противостоять негативному влиянию малой группы?








Как вы понимаете понятия «самооценка», «самоконтроль», «самоанализ»?

Откройте в учебнике схему «Отношения в малой группе» (с. 97) и выполните задание 5 в рабочей тетради.

Опишите словами, что такое малая группа.

Проверьте себя по словарю. Выделите ключевые (главные) слова в определении. (Слайд 11)


Читают данные из таблицы (с. 98).

Это возможно только в том случае, если человек способен управлять собой. Для этого надо не просто иметь сознание, волю и мышление – необходима способность к самооценке, самоконтролю, самоанализу.

Объясняют значения этих слов, опираясь на собственный опыт.


Выполняют самостоятельно, а затем представляют результаты.

Самостоятельно формулируют определение.

Презентация, слайд 11, учебник, с. 97–98.

Самостоятельная работа.

Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.

Умение класси-фицировать и систематизиро-вать общество-ведческую информацию.


Так какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?


Межличностные отношения могут складываться по-разному, потому что у людей различные интересы, цели и характеры.


Знания, полученные на уроке.

Фронтальная работа.


Умение сравнивать.

Формулирование вывода.


Этап урока: применение нового знания, домашнее задание


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

Если есть время, то можно предложить решить жизненную задачу. Работу лучше организовать в группах и предложить инсценировать, чтобы ребята прочувствовали эту ситуацию.

Также можно выполнить задание 8 в рабочей тетради.


Работа в группах.











Работают самостоятельно.

Учебник, с. 99, слайды 13–14 и знания, полученные на уроке.

Групповая и самостоятельная работа.

Умение определять собственную точку зрения и объяснять своё отношение к правовым нормам.

Умение аргументированно оценивать свои и чужие поступки.

Подведём итоги урока. Цель урока достигнута?

Какую проблему мы решали на уроке?

Какой ответ можно дать по проблеме урока?

Чьи гипотезы подтвердились?


Проводят рефлексии.

Знания, полученные на уроке. Фронтальная работа.

Умение обобщать информацию и выделять главное.


Какой вопрос мы поставили в начале изучения главы 2?

Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?

Слайд 16.

Человек человеку – друг или волк?

Человек человеку может быть другом, если будут правильно выстраивать межличностные взаимоотношения.


Знания, полученные на уроке.

Выделение главного.

Формулирование вывода.

Дома предлагаю вам выполнить задание 9 в рабочей тетради.


Записывают в дневник задание.

Рабочая тетрадь.

Умение систематизиро-вать информацию.






конспект урока "Создание отношений между людьми."
  • Обществознание
Описание:

 

 Создание отношений между людьми.

 

1. Цели урока в соответствии с линиями развития.

1-я линия развития. Умение понимать связи между людьми в обществе – определять понятие «межличностные отношения», «малая группа». Определять роль личности в группе.

2-я линия развития. Умение занимать свою позицию и строить отношения с людьми – договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты. Определять и объяснять своё отношение к нравственным ценностям.

3-я линия развития. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм – решать учебно-жизненные задачи в соответствии с моральными и правовыми нормами.

 

2. Содержание урока.

 

Элементы необходимого минимума содержания

Формируемые и используемые учебные действия

Межличностные отношения. Ма­лая группа. Личность в группе. Межличностные отношения в группах.

Умение классифицировать и систематизировать обществоведческую информацию.

Составление плана действий.

Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.

Умение определять собственную точку зрения и объяснять своё отношение к правовым нормам.

Умение аргументированно оценивать свои и чужие поступки.

 

3. План проведения урока.

 

Проблема урока.

Почему отношения между людьми складываются по-разному?

Поиск решения проблемы:

1.      Какие бывают отношения?

2.      Что влияет на возникновение разных взаимоотношений?

Освоение знаний и формирование (применение) учебных действий:

1)      Знания о межличностных отношениях.

2)      Применение знаний о межличностных отношениях при решении жизненных задач.

Вывод по проблеме урока:

Межличностные отношения могут складываться по-разному, потому что у людей различные интересы, цели и характеры.

 

4. Рекомендации.

Умение классифицировать и систематизировать обществоведческую информацию.

 

При работе с учебником ты, наверное, заметил, что объём изучаемого материала и его сложность постепенно возрастают. Для того чтобы лучше разобраться в новых темах и основательнее их усвоить, пригодятся навыки классификации и систематизации. В пройденном материале тебе уже встречались примеры их использования, только предложены они были авторами учебника. Например, давалась классификация взглядов человека на мир и видов деятельности; была представлена систематизация сфер жизни общества и элементов сознания человека. Теперь тебе предстоит освоить самостоятельное выполнение этих действий.

Классификация – расположение (группировка) объектов изучения в соответствии с присущими им признаками. Предполагая разделение объектов по группам, она подчёркивает различия между ними.

Систематизация – объединение изучаемых объектов в определённую систему на основе существующих между ними связей. Выделяя отдельные элементы объекта, она подчёркивает их связанность воедино. (Информация из рабочей тетради.)

 

5. Ход урока.

 

Этап урока: создание проблемной ситуации и формулирование проблемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

– Сегодня мы с вами начинаем изучать второй раздел учебника. Прочитайте его название.

– Скажите, а в чём, по вашему мнению, здесь проблема?

– Все ли люди одинаково общаются? Приведите примеры.

Здесь важно спровоцировать ребят на приведение разных примеров.

– Да, действительно, иногда люди общаются как друзья, а иногда – как враги. Так в чём здесь возникает противоречие? Какой проблемный вопрос к главе 2 можно сформулировать?

Наводящими вопросами учитель подводит к главному вопросу:

«Человек человеку – друг или волк?» (Слайд 1)

 

– «Проблема понимания общества».

Высказывают свои версии.

 

 

 

 

Приводят разные примеры общения, свидетелями которых они были.

 

 

Выслушиваются все варианты, затем выбирается один, который ребята сравнивают с формулировкой авторов учебника.

 

Личный опыт. Слайд 1. Фронтальная.

Формулирование проблемного вопроса.

 

– К какой сфере общества относятся во­просы, изучаемые во 2-й главе?

– Какие вопросы относятся к социаль­ной сфере общества?

– Решать эту трудную проблему мы будем на протяжении изучения всей главы, из урока в урок добывая инфор­мацию.

– А тема сегодняшнего урока – «Созда­ние отношений между людьми».

– Откройте § 11 и прочитайте, с какими проблемами столкнулись наши друзья. (Слайды 2, 3.)

– Что общего у двух но­вичков – Димы и Пети? В чём отличие их положения в классе?

 

 

 

 

 

– В чём вы видите противоречие?

На доске записывается:

1. Дима – сложились отношения.

2. Петя – отношения не сложились.

– Какой вопрос может возникнуть, если исходить из этого противоречия?

Проблема: «Почему отношения между людьми складываются по-разному?»

– Сравните свой ответ с вариантом ав­торов.

– К социальной сфере общества.

 

– Она включает вопросы общественно­го деления и общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают начало § 11 (можно по ролям).

 

 

– Оба мальчика приехали из одного города почти в одно и то же время. Но у Димы быстро появились друзья, да и учителя его любят, а Петя оказался без друзей и становится всё угрюмее.

– Изначально они были в одном поло­жении, но Дима быстро сумел устано­вить отношения с другими, а Петя так и не смог.

 

Выслушиваются все варианты, затем выбирается один, который ребята сравнивают с формулировкой авторов учебника.

 

Личный опыт и ранее изученный материал. Слайды 2, 3. Фронтальная.

Формулирование проблемного вопроса.

 

 

 

Этап урока: выдвижение гипотез, актуализация знаний,

планирование собственной деятельности

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

 

Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

Фиксирует на доске от проблемы стрелками ключевые слова версий

(выделенные самими авторами версий.)

 

 

Предлагают свои гипотезы (с одобрением принимается любая – даже абсурдная).

 

Вопросы и проблема, записанные на доске или в презентации.

Фронтальная.

Выдвижение гипотез.

 

 

– Давайте вспомним, что мы с вами уже знаем по этой проблеме. Для этого про­ведём проверку знаний терминов.

Работу можно провести по слайду 4 или выполнить задание 1 в рабочей тетради.

 

 

Ребята самостоятельно выполняют работу.

 

Слайд 4. Самостоятельная работа.

Умение группировать информацию.

 

 

 

 

 

Как будем с вами решать проблему урока?

Слайд 5.

План:

1. Какие бывают отношения?

2. Что влияет на возникновение разных взаимоотношений?

 

Надо выяснить, какими могут быть взаимоотношения и что на них оказывает влияние.

 

 

Вопросы и проблема, записанные на доске. Презентация,

слайд 5.

Фронтальная.

Составление плана действий.

 

 

Этап урока: открытие нового знания и формулирование вывода

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

 

Используя материал в рабочей тетради на с. 54 «Обучение учебному действию» и слайд 6, знакомит учащихся с умением классифицировать и систематизировать обществоведческую информацию. Можно обратить внимание ребят на то, что подобные действия они и ранее уже выполняли, например, задание 1 в рабочей тетради. Поэтому достаточно ознакомиться только с тремя абзацами информации в рабочей тетради (если класс сильный).

 

 

Читают и отвечают на вопросы учителя.

 

Презентация, слайд 6, рабочая тетрадь, с. 54;

работа фронтальная.

 

Умение анализировать информацию.

Теперь, работая с текстом учебника, вы будете учиться применять новое умение.

Прочитайте текст на с. 95–96 и, выделив ключевое понятие, систематизируйте информацию.

 

 

 

 

 

 

 

Читают вслух и все вместе выделяют ключевое понятие, а затем систематизируют его признаки.

Презентация, слайд 7, учебник, с. 95–96.

Работа фронтальная.

Умение систематизи-ровать общество-ведческую информацию.

 

Прочитайте текст на        с. 9596 до конца и составьте классификацию видов межличностных отношений.

Можно ещё раз обратить внимание на то, что классифицировать - это значит надо найти различия признаков. Можно вернуться к слайду 6.

 

– Сформулируйте своими словами, что такое «межличностные отношения».

 

 

– Проверьте себя по словарю (или слайд 9). Выдели­те в определении ключевые (главные) слова.

– Какой ответ на проблему урока мы мо­жем дать?

– Почему отношения между людьми складываются по-разному?

 

 

 

– Приведите примеры из жизни меж­личностных отношений.

– Как вы думаете, ваш класс можно на­звать дружным? Аргументируйте свой ответ.

Продолжите беседу, в зависимости от их ответа.

– Почему вы считаете, что ваш класс не­дружный?

 

– Почему возникают конфликты?

– Что надо сделать, чтобы ваш класс стал более дружным?

Работают в группах или парах, а затем представляют результаты работы и сравнивают с авторским вариантом на слайде 8.

 

 

 

 

– Это взаимоотношения, которые воз­никают между людьми в процессе взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

– Межличностные отношения склады­ваются по-разному, потому что у людей различные интересы и цели.

– Например, наши отношения в классе.

 

Обычно дети считают, что их класс недружный.

 

Презентация, слайд 8–9, учебник, с. 95–96;

работа групповая или парная.

Умение классифициро-вать общество-ведческую информацию.

 

Читая второй пункт § 11, систематизируйте информацию о малой группе и выполните задание 4 в рабочей тетради (или слайд 10).

Работают самостоятельно, выбирая уровень сложности. Представляя свою работу, сравнивают со слайдом 10.

 

Презентация, слайд 10, учебник, с. 96.

Самостоятельная работа.

Умение систематизи-ровать общество-ведческую информацию.

 

– Как воздействует малая группа на че­ловека?

– Как человеку противостоять негатив­ному влиянию малой группы?

 

 

 

 

 

 

 

– Как вы понимаете понятия «самооцен­ка», «самоконтроль», «самоанализ»?

– Откройте в учебнике схему «Отноше­ния в малой группе» (с. 97) и выполните задание 5 в рабочей тетради.

– Опишите словами, что такое малая группа.

– Проверьте себя по словарю. Выделите ключевые (главные) слова в определе­нии. (Слайд 11)

 

Читают данные из таблицы (с. 98).

– Это возможно только в том случае, если человек способен управлять собой. Для этого надо не просто иметь созна­ние, волю и мышление – необходима способность к самооценке, самоконтро­лю, самоанализу.

Объясняют значения этих слов, опира­ясь на собственный опыт.

 

Выполняют самостоятельно, а затем представляют результаты.

Самостоятельно формулируют определение.

Презентация, слайд 11, учебник, с. 97–98.

Самостоятельная работа.

Умение преобразовывать символическую информацию в устную речь.

Умение класси-фицировать и систематизиро-вать общество-ведческую информацию.

 

– Так какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

 

Межличностные отношения могут складываться по-разному, потому что у людей различные интересы, цели и характеры.

 

Знания, полученные на уроке.

Фронтальная работа.

 

Умение сравнивать.

Формулирование вывода.

 

Этап урока: применение нового знания, домашнее задание

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемая информация и форма работы

Применяемые учебные действия

Если есть время, то можно предложить решить жизненную задачу. Работу лучше организовать в группах и предложить инсценировать, чтобы ребята прочувствовали эту ситуацию.

Также можно выполнить задание 8 в рабочей тетради.

 

Работа в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают самостоятельно.

Учебник, с. 99, слайды 13–14 и знания, полученные на уроке.

Групповая и самостоятельная работа.

Умение определять собственную точку зрения и объяснять своё отношение к правовым нормам.

Умение аргументированно оценивать свои и чужие поступки.

Подведём итоги урока. Цель урока достигнута?

Какую проблему мы решали на уроке?

Какой ответ можно дать по проблеме урока?

Чьи гипотезы подтвердились?

 

Проводят рефлексии.

Знания, полученные на уроке. Фронтальная работа.

Умение обобщать информацию и выделять главное.

 

Какой вопрос мы поставили в начале изучения главы 2?

Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?

Слайд 16.

Человек человеку – друг или волк?

Человек человеку может быть другом, если будут правильно выстраивать межличностные взаимоотношения.

 

Знания, полученные на уроке.

Выделение главного.

Формулирование вывода.

Дома предлагаю вам выполнить задание 9 в рабочей тетради.

 

Записывают в дневник задание.

Рабочая тетрадь.

Умение систематизиро-вать информацию.

 

 

Автор Минина Ольга Петровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 929
Номер материала 32827
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓