Главная / Технология / Конспект урока: "Создание декоративно-прикладных изделий из древесины".

Конспект урока: "Создание декоративно-прикладных изделий из древесины".














Модель урока:

Создание декоративно-прикладных изделий из древесины.

(6 класс)

Раздел: Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения.




Сюксин Александр Николаевич

Преподаватель технологии ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище»

г. Ставрополь


















2014г.





Тема урока: Создание декоративно-прикладных изделий из древесины.

(90 мин.)


Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: урок отработки умений и рефлексии.

Методы обучения: проблемные вопросы, игры, словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, контроля и самоконтроля в обучении.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, мультимедиа презентация, образцы изделий, верстак, лобзики, выпиловочные столики, шаблоны, запасные пилки, копировальная бумага, стамески (резцы)

Объект труда: магниты на холодильник.

Технологическая карта конструирования занятия

Автор: Сюксин Александр Николаевич преподаватель технологии, первая категория

Предмет

Технология. Технический труд

Класс

6

Тема урока

Создание декоративно-прикладных изделий из древесины.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Углубить знания об обработке древесины;

научить элементам резьбы

Формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) в учебе;

готовность слушать собеседника и вести диалог – освоение познавательной и личностной рефлексии;


Формирование эстетических потребностей,

ценностей и чувств;

развитие навыков сотрудничества;

формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни

Решаемые учебные проблемы

Сформировать знания о декоративно-прикладном искусстве, об операции «резьба», инструментах и приспособлениях, применяемых при этой операции;

воспитать экономное отношение к материалам, бережное отношение к инструментам, аккуратность и точность в работе;

развить у школьников умение самоконтроля, эстетический вкус, формировать готовность к саморазвитию

Основные понятия, изучаемые на занятиях

Исторические сведения о декоративно-прикладных изделиях; организация рабочего места при изготовлении изделий в технике контурной резьбы; приемы работы резцами.

Вид используемых на занятиях средств ИКТ

Компьютерная презентация

Методическое назначение средств ИКТ

Обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация)

Аппаратное и программное обеспечение

Программа Microsoft PowerPoint

Образовательные интернет ресурсы

Википедия

Организационная структура занятий

ЭТАП 1 Вхождение в тему занятия и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Проблемные вопросы для обучающихся

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Обучающиеся сами формулируют цели занятия

Длительность этапа

5 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Постановка проблемных вопросов для развития критического мышления

Методы обучения

Элементы проблемных вопросов. Игра

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Презентация

Форма организации деятельности учащихся

Самостоятельный поиск цели занятия

Функции/роль учителя на данном этапе

Учитель – группа, организует работу с обучающимися во фронтальном режиме, дает задание

Основные виды деятельности учителя

Задавать вопросы

всем ученикам;

использовать навыки активного слушания;

избегать соблазна немедленно перебить или исправить ученика;

в случае неверного ответа переадресовывать вопрос другим ученикам;

предлагать ученику обобщить мысли другого ученика

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи


Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Отработка навыков по сбору, анализу информации, коммуникативных способностей, умений осуществлять анализ собранной информации

Длительность этапа

15 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Познавательная: поиск информации; коммуникативная: развитие умений слушать собеседника,

строить понятные

для собеседника

высказывания,

формулировать собственное мнение и позицию; регулятивная: принимать

и сохранять учебную

цель и задачу,

дополнять, уточнять

высказанные мнения

Методы обучения

Прием: фронтальная беседа, поиск интересных исторических сведений

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Презентация

Форма организации деятельности учащихся

Самостоятельный поиск информации, работа в группах

Функции/роль учителя на данном этапе

Организация учебной деятельности

Основные виды деятельности учителя

Разъяснение содержания

ЭТАП 3 Практикум


Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Научиться выбирать материалы и инструменты для изготовления художественного изделия: броши или магнита на холодильник;

Научиться вырезать и обрабатывать контуры изделия

Длительность этапа

45 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Познавательная: определение последовательности и технологии изготовления художественного изделия: броши или магнита на холодильник;

коммуникативная: отработка умений задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; регулятивная: принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Методы обучения

Практическая работа

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Презентация

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная работа

Функции/роль учителя на данном этапе

Организует проведение практической работы

Основные виды деятельности учителя

Организация учителем процесса осознания первичного учебного материала

ЭТАП 4 Проверка полученных результатов. Коррекция


Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Умение оценивать результат работы, сравнивать с эталоном

Длительность этапа

10 минут

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Познавательная: усвоение требований к качеству изготовляемого изделия; коммуникативная: отработка навыков взаимоконтроля; регулятивная: осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Методы обучения

Игра

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Кроссворд и задания для самостоятельной работы

Форма организации деятельности учащихся

Работа в группах

Функции/роль учителя на данном этапе

Организует проведение проверки полученных результатов

Основные виды деятельности учителя

Учитель занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и осваивать новые навыки

ЭТАП 5. Подведение итогов.


Рефлексия по достигнутым, либо недостигнутым результатам

Учитель подводит итоги занятий


























ХОД УРОКА

1. Организационная часть

Учитель приветствует учащихся, проводит осмотр внешнего вида, организацию рабочего места, наличие учебных и рабочих принадлежностей, дидактических и вспомогательных пособий.

2. Актуализация прежних знаний

Начинается с обобщающей беседы учителя с учащимися. Классу задаются вопросы:

Для чего окрашивают изделия из древесины?

Как получают краску?

В чем заключается подготовка изделий из древесины к окраске?

Чем окрашивают изделия?


3. Изучение новых понятий и способов действия

Подводит учащихся к цели занятия:

Сегодня у нас необычный урок. Вы сами должны будете определить тему урока. Вашему вниманию предоставляются слова.

Искусство, Декоративный, Прикладное.

Вам необходимо дать им определение, т.е. как вы понимаете смысл и значение этих слов. Если вам сложно будет дать определение, то вы можете воспользоваться словарём.

Попробуйте составить словосочетание. Декоративно-прикладное искусство.


Предположим, что мы с вами находимся в творческой мастерской. Вы подмастерье, я мастер. Предлагает каждому из кадет найти информацию по декоративному творчеству: 1.Деревянное зодчество -1

2.Деревянная посуда-1

3.Инкрустация-1

4.Виды резьбы-1

5.Плосковыемчатая резьба-1

6.Геометрическая-1

7.Контурная-1

8.Прорезная (пропильная)-1

9.Инструменты-2

Время на поиск и анализ информации 5 минут. За это время вы должны подготовить выступление на 1-2 мин. Отправить подготовленный материал мне на почту для создания презентации.

После поиска материала и выступлений воспитанников подвожу их к изготовлению художественного изделия.


Давайте вместе попробуем сформулировать цели урока.


Перед вами образцы изделий, скажите, пожалуйста, сможем ли мы с вами обработать их, не встретив при этом значительных затруднений?

(Обработать такие изделия мы не сможем, так как мы еще не знаем технологии резьбы).

- Совершенно верно. Вам надо еще научиться выполнять некоторые операции по изготовлению изделия.

Много красивых изделий можно изготовить с помощью резцов: абажур, подставки для карандашей, конфетницы, салфетницы и др. Для этого рекомендуется использовать заготовки мягких лиственных пород или фанеру толщиной 3—5 мм высокого качества.

Разметку линий резьбы на заготовке осуществляют обычно с рисунка при помощи копировальной бумаги или обводят детали по шаблону. По технике выполнения контурная резьба является самой простой. Она характеризуется неглубокими тонкими двухгранными выемками, проходящими по всему контуру рисунка. Контурная резьба представляет собой разновидность геометрической. Но, в отличие от геометрической, в контурной резьбе используют главным образом, изобразительные мотивы: листья, цветы, фигурки животных, птиц. Контурная резьба широко применяется в народной резьбе: это различные орнаменты на резных элементах дома, панно, разделочные доски, посуда, сувениры. Применяя различные виды порезок и сочетания прямых, кривых, спиралевидных и других линий, можно достичь большого разнообразия форм и композиционных решений. Изображение, выполненное контурной резьбой, похоже на гравировочный рисунок: линии его резки жёстки, игры светотени почти нет. Это могут бить украшения быта и домашней утвари. Контурная резьба чаще употребляется в сочетании с другими видами резьбы – геометрической, плоскорельефной, а также с росписью. Контурная резьба требует свободного владения инструментом, внимания и аккуратности при выполнении работы. Для резьбы надо иметь хорошо правленый инструмент, так как прорезку в контурной резьбе часто приходится делать во всех направлениях. Движение руки с резцом должно быть уверенным, твёрдым. При контурной резьбе надо уметь пользоваться резаком и полукруглой стамеской, знать : когда надо вести резак слева направо, с наклоном к себе и наоборот – справа налево, с наклоном от себя. Резать нужно с одного раза, иначе резьба не получится чистой и могут быть срывы и заскоки. Выполняют контурную резьбу следующим образом: резак зажимают в кулаке лезвием на себя и с усилием ведут по линиям рисунка. Резак по отношению к плоскости материала не вертикален, а несколько отклонён в сторону. Так производят надрезания элемента, который должен быть вынут из деревянной поверхности. Затем идёт стадия подрезания. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и в этом положении также с усилием делают подрезку. В результате, из поверхности извлекается трёхгранная деревянная полоска. Ширина и глубина контурной порезки может быть сохранена одинаковой на всём протяжения рисунка, но может быть и различной в зависимости от замысла автора.

Контурную резьбу можно выполнять не только ножом – косячком, но и более сложными фигурными инструментами: резцами – стамесками полукруглого или углового сечения. В этом случае контурная прорезь будет иметь соответствующий профиль.


Начинающему резчику лучше выполнять контурную резьбу на древесине мягких пород: осине, липе, а после приобретения навыков можно и на более твердых породах: берёзе, буке, дубе. В технологию выполнения контурной резьбы входят:

Резьба косячком – выполняется в два приёма (надрезание и подрезание).

Резьба линий полукруглыми стамесками. Контурную резьбу с полукруглой выемкой режут крутыми, средними и отлогими стамесками.

Резьба линий крупных орнаментов – полукруглыми стамесками и уголками.

Резьба крупных орнаментов с глубокими выемками - с использованием киянок.

Подчистку стыков линий резьбы удобнее делать двумя руками, направляя лезвие стамески левой рукой, а правой делая ножом и надрез.

Чеканка фона. При выполнении контурной резьбы в композиции нередко используют растительные и животные мотивы. В этом случае вокруг контура рисунка делают чеканку фона. Фон режут полукруглыми линиями стамесками или клюкарзами в виде неглубоких линий и хаотичных выемок, что придаёт резьбе весьма живописный вид.

(СЛ 9) Для зачистки краев выпиленных контуров заготовки применяют шлифовальную шкурку или надфили. Надфили - это небольшие напильники с мелкой насечкой. Они имеют различные профили в поперечном сечении: квадратные, треугольные, круглые и другие. Работу выполняют аккуратно, чтобы не поломать изделия.

Выпиленные изделия из древесины легко обрабатываются, долговечны, красивы, гигиеничны, но обладают существенным недостатком — без соответствующей обработки они подвержены вредному воздействию прямого солнечного света и влаги.

Чтобы защитить древесину от всех этих воздействий и придать изделиям декоративный вид, их покрывают лаками, морилками, красками, оклеивают декоративной пленкой, фанеруют или пропитывают специальными составами, предохраняющими древесину от загнивания, вредителей и микробов. При работе с лаками и красками необходимо соблюдать правила безопасной работы с лаками и красками

  1. Работу выполняй в хорошо проветриваемом помещении.

  2. Внимание! Лак и краски пожароопасны. Не работай вблизи включенных электрических приборов!

  3. При длительной работе с лаком применяй марлевую повязку или выполняй работу на свежем воздухе.

  4. Следи, чтобы лак, масла, растворители не попадали на открытые участки кожи.

  5. Закончив работу, убери рабочее место, тщательно вымой руки с мылом

На мебельных и деревообрабатывающих предприятиях отделку изделий выполняют отделочники. Отделочник — специалист, выполняющий комплекс работ, связанных с улучшением декоративных свойств изделий из древесины.

4. Учебно-тренировочная часть

Задачей этого элемента урока является выработка первоначальных навыков работы резцами. Он осуществляется посредством показа приемов работы на рабочем месте, сопровождается комментариями учителя.

Приближается праздник Новый год, скажите, можем ли мы выполнить мамам подарок своими руками? Какое изделие мы можем сделать?

У вас на столах лежат буклеты и альбомы с информацией, ознакомьтесь с ними. Что нового вы узнали? Какой формы лучше вырезать изделие? (брошку). Надеюсь, что сегодня на уроке вы сможете выпилить дощечку, не допустив при этом серьезных ошибок.

5. Формирование умений и навыков (Практическая часть)

После чего все приступают к работе.

Шаблоны школьники могут использовать свои, которые подготовили дома или выбрать из предложенного. Учитель помогает выбрать шаблоны (более простого изделия) слабым ученикам, внимательно следит за работой каждого.

С помощью наводящих вопросов старается помочь избежать ошибок при работе.

Примерные вопросы учителя:

1) Какой рукой надо придерживать заготовку при резьбе?

2) Как перемещают резец?

3) Можно ли делать резкие движения при резьбе?

При выполнении практической работы учащимся предлагается выполнить упражнения для глаз и физминутку (Приложение 3).

После выполнения практической работы, учащиеся убирают свои рабочие места.

6. Заключительная часть.

Задачей заключительной части урока является активное включение учащихся в подведение итогов урока. Учащиеся вместе с учителем анализируют свою работу на уроке:

- Вспомните, какие цели стояли сегодня на уроке?

- Все ли цели удалось выполнить?

- Какие затруднения встретились вам во время работы?

- Над чем предстоит еще поработать?

- Выскажите свое мнение о том, что полезного, нужного вы приобрели на уроке. Где пригодятся вам приобретенные знания и практические навыки?

Учитель комментирует объективность оценивания результатов работы каждого ученика, выставляя отметки в журнал.

Затем проводится рефлексия урока:

  • было интересно…

  • было трудно…

  • теперь я могу…

  • я научился…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

Вот и подошел к концу наш урок. Надеюсь, все остались довольны результатами своей работы, а те, кто сегодня потрудился не совсем удачно, на следующем занятии будет работать лучше. Урок закончен.

Домашнее задание: Подготовить сообщение по теме: «Что я знаю о росписи матрешки» и эскиз для росписи выпиленной дощечки.


Используемые источники:

  1. Глозман А Е. Технология. Технический труд.5 кл.:учеб.для гор. общеобразоват. учреждений / А.Е. Глозман, Е.С. Глозман, О.Б. Ставрова, Ю.Л. Хотунцев; под редакцией Ю.Л. Хотунцева.-М.Мненозина, 2011. – 199 с. ил

  2. А.В. Муравьев, А.М. Сахаров «Очерки истории русской культуры 9–12 вв.»: М.: Просвещение,1984 г.

  3. Журнал «А почему», № 12, 2006 г.,

  4. Журнал «Берегиня дома твоего», № 4, 2005 г.

  5. Н.Н. Алексахина, Журнал «Детское творчество» Матрешки , № 3, 4, 5-6,1998 г.,

  6. Журнал «Народное творчество», № 2, 3,4, 2005 г.

  7. Дайн Г.Л. Русская матрешка, М.: , Сов. Россия, 1987;

  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%EE%E1%E7%E8%EA – Википедия.

Источники для обучающихся:

1. Н.Н. Алексахина, Журнал «Детское творчество» Матрешки , № 3, 4, 5-6,1998 г.,

2. Журнал «Народное творчество», № 2, 3,4, 2005 г.

3. https://skydrive.live.com/#cid=73131F64D9988C6C&id=73131F64D9988C6C%21148 – видео ролик о матрешках.









Конспект урока: "Создание декоративно-прикладных изделий из древесины".
  • Технология
Описание:

Сформировать знания о декоративно-прикладном искусстве, об операции «резьба», инструментах и приспособлениях, применяемых при этой операции;

воспитать экономное отношение к материалам, бережное отношение к инструментам, аккуратность и точность в работе;

развить у школьников умение самоконтроля, эстетический вкус, формировать готовность к саморазвитию.

Исторические сведения одекоративно-прикладных изделиях; организация рабочего места при изготовлении изделий в технике контурной резьбы; приемы работы резцами.

Автор Сюксин Александр Николаевич
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1212
Номер материала 23796
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓