Русский язык -
информатика
Э.Х.Юлдашева
Интегрированный
урок
«Сложноподчиненные
предложения.
Виды
придаточных»
Цели урока:
Образовательная:
- расширить и
углубить знания учащихся о значении и структуре
сложноподчиненных предложений,
о средствах связи придаточного с главным;
Развивающая:
- способствовать
развитию умения работать самостоятельно, конструировать СПП, производить
синтаксическую замену простого предложения СПП; употреблять в речи разные виды
СПП;
- способствовать
развитию умения обучающихся работать с презентацией (умение переходить к
следующему слайду, запускать программы).
-способствовать
развитию умения обучающихся работать с текстовой оболочкой.
- способствовать
развитию информационной культуры,
Воспитательная:
- осуществлять
посредством русского языка нравственное воспитание учащихся,
- осуществить
эстетическое воспитание посредством презентации.
Оборудование:
презентации высказываний знаменитых философов на тему нравственности, наглядный
материал «Виды придаточных в сложноподчиненном предложении», толковые словари,
аудиозапись, компьютеры (ОС Windows
2007, программа «Power Point»,
текстовая оболочка).
|
|
|
Орг.
момент
Объявление
темы
|
Приветствие
Действия
учителя
|
Приветствие
Действие
учеников
|
Работа с
эпиграфом.
Беседа с
классом
|
Каждый
человек- это мир, который с ним рождается и с ним умирает
Г.Гете
Докажите,
что предложенный эпиграф- афоризм?
Что мы
называем афоризмом?
Чтобы
каждый человек был в гармонии со своим внутренним миром, он должен
придерживаться нравственных законов.
Что мы
называем нравственностью, моралью?
|
Один
обучающийся расставляет запятые и пропущенные буквы, составляет схему
предложения, делает вывод о виде придаточного.
[…сущ.]-
(который…)
Остальные
работают со словарем. «Афоризм – это краткое выразительное изречение,
содержащее обобщающее умозаключение».
«Мораль
– норма сознания, которая регулирует наше поведение».
«Нравственность
– область практических поступков».
|
Схематический
диктант
|
Сейчас
мы выполним схематический диктант. Вы должны подумать, какой темой объединены
предложенные афоризмы, представляющие собой СПП.
Учитель
диктует:
1.Все,
что является нравственным злом, является злом и в политике.
Ж.Ж.Руссо
2.
Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает.
Г.Гете
3. Мы
должны быть рабами законов, чтобы быть свободными.
Цицерон
4.
Равнодушие – это ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма.
В.Сухомлинский
5. Если
бы общение продавалось как товар, ему бы не было цены.
Н.Бердяев
|
Составляют
схемы. Один обучающийся работает у доски.
1.[…мест.,
(что),].
2.[сущ.],
(который)
3.[ ],
чтобы ( )
4.
[сущ.],
(которые)
5.если
( ), [ … ].
|
Работа
за компьютером
|
Теперь
мы с вами выполним самопроверку, и каждый оценит свою работу, используя
программу презентаций.
Напомню,
чтобы перейти на следующий слайд презентации, нужно нажать на клавишу
ENTER.
Оцениваем
по пятибалльной системе. 1 ошибка-«4», 2 ошибки-«3», если все верно, значит
«5».
|
Проверяют
свою работу, используя программу «Power Point».
Производят
самоконтроль.
Делают
выводы о месте придаточного в СПП.
|
Работа с
цитатой
|
Какой
темой объединены эти афоризмы?
Афоризмы
многих знаменитых философов посвящены теме нравственности.
Среди
предложенных афоризмов найдите СПП.
Высказывание
Гольбаха измените так, чтобы данное предложение превратилось в СПП.
|
Темой
нравственности.
Находят.
Осуществляют
синтаксическую замену простого предложения, осложненного причастным оборотом,
сложноподчиненным предложением.
Делают
выводы.
Главное
+ придаточное.
|
Объяснение
нового материала.
|
Сегодня
мы будем говорить о видах придаточных. В синтаксисе существуют три вида
классификации придаточных. Мы будем придерживаться традиционной
классификации, в которой по строению и значению выделяются следующие виды
придаточных: изъяснительные, определительные и обстоятельственные.
|
Ребята
работают с таблицей «Виды придаточных», обращая внимание на союзы и союзные
слова, на вопрос, заданный от главного к придаточному. Делают выводы о видах
придаточных по строению и значению.
|
Физкультминутка
|
|
|
Закрепление.
Выполнение упражнений.
|
Упражнения
на доске.
Расставим
знаки препинания в любом по сложности задании.
1.То
сердце не научиться любить, которое устало ненавидеть.
2. Не
будьте равнодушными, ибо равнодушие губительно для человека.
3.
Поступай в молодости так, чтобы твоя старость была спокойна.
4.
Сократ считал, что причиной человеческого зла, является поведение.
5.
Воспитание, полученное в детстве, не могут изменить все народы мира.
|
Расставляют
знаки препинания, Определяют вид придаточного. Делают вывод о видах
придаточных.
1.Определительное
2.Обстоятельственное
3.Обстоятельственное
4.Изъяснительное
5.Простое
предложение.
|
Работа
на компьютерах по тексту.
|
Кто смог
теорию освоить прочно, на практике, проверить можно точно.
Для
того, чтобы проверить, на- сколько хорошо вы усвоили материал, выполните
тест.
Определите
вид придаточного:
1. Первая и
самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие людям.
2. Не жди,
чтобы старость принесла с собой мудрость.
3. За
ошибки, совершенные в молодости, человек расплачивается всю жизнь.
4. Научишься
сам, когда научишь других.
5. Что
написано пером, не вырубишь топором.
6.Если
бы общение продавалось как товар, ему бы не было цены.
|
Выполняют
работу за компьютером.
Из
четырех предложенных вариантов.
1. СПП с
определительным придаточным.
- СПП с изъяснительным придаточным.
- Простое предложение.
- СПП с обстоятельственным
придаточным.
- СПП с изъяснительным придаточным
- СПП с обстоятельственным
придаточным
|
Дом
задание.
|
Человек
для эгоиста – нейтральное существо, которое не может принести ему никакой
пользы.
Напишите
сочинение-миниатюру, используя СПП на тему нравственности.
|
Записывают
в дневник.
|
Итоги
урока.
|
Итак,
ребята, давайте еще раз сделаем вывод. Какие виды придаточных по значению вам
известны? Я хочу привести вам в назидание еще один афоризм «Кто успевает в
науках, не отстает в добрых нравах».
|
Делают
вывод.
|
Слайд 9.
(Структура Tic-Tac-Toe, участники составляют предложения, используя три
словосочетания, расположенные в любом ряду: по вертикали, горизонтали и
диагонали).
6. Закрепление знаний.
А)
Структура TimedRoundRobin (каждый участник по кругу читает своё предложение,
называет грамматические основы, средство связи и знаки препинания). Слайд
10.
Б)
СтруктураClockbuddies (участники находят своего друга на 12 часов, читают ему
своё предложение, партнёр должен назвать вид придаточного, средство связи и
грамматическиеосновы, затем учащиеся меняются ролями и проделывают то же самое
ещё раз). Слайд 11.
В)
Структура SimultaneousRoundTable(4 участника в команде одновременно выполняют
письменную работу и по окончании одновременно передают друг другу по кругу) Слайд
12.
ThinkWriteRoundRobin(участники
отвечают на вопросы, записывают ответы в тетрадь и по очереди высказываются,
затем обсуждают) Вопросы: Слайд
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.