Главная / Русский язык и литература / конспект урока "Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных"(9класс)

конспект урока "Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных"(9класс)

Русский язык - информатика

Э.Х.Юлдашева

Интегрированный урок

«Сложноподчиненные предложения.

Виды придаточных»

Цели урока:

Образовательная:

- расширить и углубить знания учащихся о значении и структуре сложноподчиненных предложений, о средствах связи придаточного с главным;

Развивающая:

- способствовать развитию умения работать самостоятельно, конструировать СПП, производить синтаксическую замену простого предложения СПП; употреблять в речи разные виды СПП;

- способствовать развитию умения обучающихся работать с презентацией (умение переходить к следующему слайду, запускать программы).

-способствовать развитию умения обучающихся работать с текстовой оболочкой.

- способствовать развитию информационной культуры,


Воспитательная:

- осуществлять посредством русского языка нравственное воспитание учащихся,

- осуществить эстетическое воспитание посредством презентации.

Оборудование: презентации высказываний знаменитых философов на тему нравственности, наглядный материал «Виды придаточных в сложноподчиненном предложении», толковые словари, аудиозапись, компьютеры (ОС Windows 2007, программа «Power Point», текстовая оболочка).













Орг. момент

Объявление темы

Приветствие

Действия учителя

Приветствие

Действие учеников

Работа с эпиграфом.

Беседа с классом

Каждый человек- это мир, который с ним рождается и с ним умирает

Г.Гете





Докажите, что предложенный эпиграф- афоризм?

Что мы называем афоризмом?

Чтобы каждый человек был в гармонии со своим внутренним миром, он должен придерживаться нравственных законов.

Что мы называем нравственностью, моралью?

Один обучающийся расставляет запятые и пропущенные буквы, составляет схему предложения, делает вывод о виде придаточного.

[…сущ.]-

(который…)

Остальные работают со словарем. «Афоризм – это краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение».

«Мораль – норма сознания, которая регулирует наше поведение».

«Нравственность – область практических поступков».

Схематический диктант












































Сейчас мы выполним схематический диктант. Вы должны подумать, какой темой объединены предложенные афоризмы, представляющие собой СПП.

Учитель диктует:

1.Все, что является нравственным злом, является злом и в политике.

Ж.Ж.Руссо

2. Каждый человек – это мир, который с ним рождается и с ним умирает.

Г.Гете

3. Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными.

Цицерон

4. Равнодушие – это ягодки, которые вызревают на цветах эгоизма.

В.Сухомлинский

5. Если бы общение продавалось как товар, ему бы не было цены.

Н.Бердяев


Составляют схемы. Один обучающийся работает у доски.









1.[…мест., (что),].





2.[сущ.], (который)





3.[ ], чтобы ( )





4.

[сущ.], (которые)

5.если ( ), [ … ].

Работа за компьютером

Теперь мы с вами выполним самопроверку, и каждый оценит свою работу, используя программу презентаций.

Напомню, чтобы перейти на следующий слайд презентации, нужно нажать на клавишу

ENTER.

Оцениваем по пятибалльной системе. 1 ошибка-«4», 2 ошибки-«3», если все верно, значит «5».





Проверяют свою работу, используя программу «Power Point».

Производят самоконтроль.

Делают выводы о месте придаточного в СПП.


Работа с цитатой

Какой темой объединены эти афоризмы?

Афоризмы многих знаменитых философов посвящены теме нравственности.

Среди предложенных афоризмов найдите СПП.

Высказывание Гольбаха измените так, чтобы данное предложение превратилось в СПП.














Темой нравственности.





Находят.



Осуществляют синтаксическую замену простого предложения, осложненного причастным оборотом, сложноподчиненным предложением.







Делают выводы.

Главное + придаточное.

Объяснение нового материала.

Сегодня мы будем говорить о видах придаточных. В синтаксисе существуют три вида классификации придаточных. Мы будем придерживаться традиционной классификации, в которой по строению и значению выделяются следующие виды придаточных: изъяснительные, определительные и обстоятельственные.

Ребята работают с таблицей «Виды придаточных», обращая внимание на союзы и союзные слова, на вопрос, заданный от главного к придаточному. Делают выводы о видах придаточных по строению и значению.

Физкультминутка



Закрепление. Выполнение упражнений.

Упражнения на доске.

Расставим знаки препинания в любом по сложности задании.



1.То сердце не научиться любить, которое устало ненавидеть.

2. Не будьте равнодушными, ибо равнодушие губительно для человека.

3. Поступай в молодости так, чтобы твоя старость была спокойна.

4. Сократ считал, что причиной человеческого зла, является поведение.

5. Воспитание, полученное в детстве, не могут изменить все народы мира.


Расставляют знаки препинания, Определяют вид придаточного. Делают вывод о видах придаточных.

1.Определительное



2.Обстоятельственное





3.Обстоятельственное



4.Изъяснительное





5.Простое предложение.


Работа на компьютерах по тексту.

Кто смог теорию освоить прочно, на практике, проверить можно точно.

Для того, чтобы проверить, на- сколько хорошо вы усвоили материал, выполните тест.

Определите вид придаточного:

  1. Первая и самая большая роскошь, которую я себе позволяю, это доверие людям.

  2. Не жди, чтобы старость принесла с собой мудрость.

  3. За ошибки, совершенные в молодости, человек расплачивается всю жизнь.

  4. Научишься сам, когда научишь других.

  5. Что написано пером, не вырубишь топором.

6.Если бы общение продавалось как товар, ему бы не было цены.

Выполняют работу за компьютером.



Из четырех предложенных вариантов.



  1. СПП с определительным придаточным.





  1. СПП с изъяснительным придаточным.

  2. Простое предложение.





  1. СПП с обстоятельственным придаточным.

  2. СПП с изъяснительным придаточным

  3. СПП с обстоятельственным придаточным




Дом задание.

Человек для эгоиста – нейтральное существо, которое не может принести ему никакой пользы.

Напишите сочинение-миниатюру, используя СПП на тему нравственности.

Записывают в дневник.

Итоги урока.

Итак, ребята, давайте еще раз сделаем вывод. Какие виды придаточных по значению вам известны? Я хочу привести вам в назидание еще один афоризм «Кто успевает в науках, не отстает в добрых нравах».

Делают вывод.

Слайд 9. (Структура Tic-Tac-Toe, участники составляют предложения, используя три словосочетания, расположенные в любом ряду: по вертикали, горизонтали и диагонали).

6. Закрепление знаний.

А) Структура TimedRoundRobin (каждый участник по кругу читает своё предложение, называет грамматические основы, средство связи и знаки препинания). Слайд 10.

Б) СтруктураClockbuddies (участники находят своего друга на 12 часов, читают ему своё предложение, партнёр должен назвать вид придаточного, средство связи и грамматическиеосновы, затем учащиеся меняются ролями и проделывают то же самое ещё раз). Слайд 11.

В) Структура SimultaneousRoundTable(4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу и по окончании одновременно передают друг другу по кругу) Слайд 12.

ThinkWriteRoundRobin(участники отвечают на вопросы, записывают ответы в тетрадь и по очереди высказываются, затем обсуждают) Вопросы: Слайд

конспект урока "Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных"(9класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

 

Русский язык - информатика

 

Э.Х.Юлдашева

 

Интегрированный урок

 

«Сложноподчиненные предложения.

 

Виды придаточных»

 

Цели урока:

 

Образовательная:

 

- расширить и углубить знания учащихся о значении и структуре сложноподчиненных                                                             предложений,  о средствах связи придаточного с главным;

 

Развивающая:

 

-  способствовать развитию умения работать самостоятельно, конструировать СПП, производить синтаксическую замену простого предложения  СПП; употреблять в речи разные виды СПП;

 

- способствовать развитию умения обучающихся работать с презентацией (умение переходить к следующему слайду, запускать программы).

 

-способствовать развитию умения обучающихся работать с текстовой оболочкой.

 

- способствовать  развитию информационной культуры,

 

 

 

Воспитательная:

 

- осуществлять посредством русского языка нравственное воспитание учащихся,

 

- осуществить эстетическое воспитание посредством презентации.

 

Оборудование:  презентации высказываний знаменитых философов на тему нравственности, наглядный материал «Виды придаточных в сложноподчиненном предложении», толковые словари, аудиозапись, компьютеры (ОС Windows 2007, программа «PowerPoint», текстовая оболочка).

 

 

 

 

Урок- объяснение нового материала с использованием информационных технологий. В качестве примеров используются афоризмы на тему нравственности. Воспитательная цель преобладает.

Автор Юлдашева Элеонора Хуснулловна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1263
Номер материала 46812
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓