Инфоурок Химия Другие методич. материалыКонспект урока "Сера и её свойства"

Конспект урока "Сера и её свойства"

Скачать материал

 

Тема урока: « Сера и её свойства»

 

 

 

Автор-составитель:

Девяшина Наталья Алексеевна,

учитель химии

МБОУ « Райковская СОШ

им. Н.И. Носова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аал Райков

2014 г.

 

 

Пояснительная записка.

Предмет: химия

Тема урока: «Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы».

Место урока в учебном курсе: урок является структурным звеном в теме « Неметаллы», конкретно тема « Подгруппа кислорода».

Тип урока:

Комбинированный. Урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности:

  • самостоятельная работа с текстом учебника;
  • фронтальная;
  • сообщения учащихся, работа с тестом (индивидуальная);
  • работа в группах.

Методы обучения.

Методы организации учебной деятельности:

  • словесные (эвристическая беседа),
  • наглядные (коллекция)
  • практические (демонстрационный – химический эксперимент, лабораторный опыт, выполнение поставленных задач);на основе познавательной деятельности

§  частично-поисковый;

      Методические рекомендации по подготовке и проведению урока.

        Данный урок требует дополнительной подготовки обучающихся до изучения  темы   « Сера». Обучающимся заранее предлагается приготовить сообщения по некоторым вопросам темы урока, чтобы они могли активно участвовать в изучении нового материала вместе с учителем. Урок требует владение учителем  ИКТ.

 

 

 

 

Тема урока: «Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы».

Цель урока: Определить положение серы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома серы, физические и химические свойства, области применения серы.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Рассмотреть строение атома серы согласно его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, аллотропные модификации серы.
  2. Изучить физические и химические свойства серы, нахождение в природе, его области применения.
  3. Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.
  4. Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.

Развивающие:

  1. Развивать память и внимание учащихся.
  2. Формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии.
  3. Учить применять имеющиеся знания в новой ситуации.

Воспитательные:

  1. Показать значимость химических знаний  для современного человека.

2.      Оборудование:

3.      ПСХЭ, компьютер, мультимедийный проектор, учебное электронное издание – виртуальная лаборатория. Коллекция «Минералы», образец серы, вода, химический стакан, стеклянная палочка.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

Учитель: «В древней магии присутствую          

При  рождении огня,

 Называют серой издавна меня».

 (слайд 3).

          Сера – “начало начал” древнейших философов, алхимиков, элемент, окруженный мистикой и тайнами.

          На доске записываем тему урока: «Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы».

III. Изучение нового материала.

1. Положение серы в периодической системе химических элементов (слайд 4)

Задание: Используя периодическую систему химических элементов, дайте характеристику химическим элементам сере и кислороду, заполните таблицу (слайд 5)

Вариант 1 – положение в ПСХЭ и строение атома кислорода.

Вариант 2 – положение в ПСХЭ и строение атома серы.

Найдите черты сходства, различия между строением атома кислорода и серы.

Вывод: Оба элемента находятся в главной подгруппе VI группы ПСХЭ, на последнем энергетическом уровне по 6 электронов, имеют одинаковые значения низших степеней окисления -2 (если проявляют окислительные свойства, например, с металлами, водородом) и +6, кроме кислорода (если проявляют восстановительные свойства по отношению к более электроотрицательным элементам).

2. Валентное состояние атома серы (слайд 6) - объяснение учителя.

3. Нахождение в природе (слайд 7) сообщение учащегося.

Задание классу:

В каком виде сера встречается в природе?

Лабораторный опыт № 1.

  • Рассмотрите образцы минералов, содержащих серу.
  • Найдите черты сходства.
  • Запишите названия и формулы предложенных  минералов в тетрадь.

4. Физические свойства (слайд 8)

Лабораторный опыт 2.

Рассмотрите образец серы, определите:

  1. агрегатное состояние.
  2. цвет.
  3. растворимость в воде.

Вывод: Сера-это твердое вещество, желтого цвета, в воде не растворяется.

5. Аллотропные модификации серы (слайд 9)-объяснения учителя

А) ромбическая сера (слайд 10);

Б) моноклинная (слайд 11);

В) пластическая сера (слайд 12), видеофрагмент;

Вывод: Три аллотропные модификации - кристаллическая, ромбическая, пластическая.

6. Химические свойства серы (слад 13)

1) Взаимодействие серы с простыми веществами:

А) с металлами, образуя сульфиды (видеофрагменты). 

Задание:  составьте уравнения электронного баланса.

Б) Взаимодействие серы с неметаллами:

 Взаимодействие серы и кислорода (видеофрагмент)

Задание:

  • составьте уравнение электронного баланса.
  • Как горит сера на воздухе и в кислороде?

7. Применение серы (слайд 14) – выступление учащегося.

IV.Закрепление изученного материала (тестирование). Приложение 1, 2

V. Домашнее задание:  § 9,10\ упр. 2, 5 (слайд 15)

VI.Рефлексия. .

 В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке:

  1. Что нового вы узнали на уроке?
  2. Какой момент урока вам понравился?
  3. Какое впечатление у вас осталось от урок

 

Литература:

1.      Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 9 класс. – М.: Блик и К0, 2001. – 397

2.      Денисова В.Г.Мастер – класс учителя химии. 8-11 классы. – М.: Планета,2014. – 272 с.

3.      Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Учебник для 9 класса общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 2013 г. -125 с

4.      Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.

5.      Фото минералов :Каталог минералов. http://www.catalogmineralov.ru/mineral/

6.      Сайт «Алхимиков». http://www.alhimikov.net/element/S.html

7.      Академик. http://dic.academic.ru/dic.nsf/simvol/776

8.      Популярная библиотека. http://n-t.ru/ri/ps/pb016.htm

9.      Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Сера

10.  http://www.chemnet.ru/rus/history/element/S.html

11.  Викитека. http://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Сера,_в_технике

12.  10.Видеофрагменты фильм «Сера» http://www.youtube.com/watch?v=sdE8mVIc5do&feature=player_embedded

13.  11.Видеоопыты: Единая коллекция ЦОР : http://school-collection.edu.ru/

 

 

                                                                                                

                                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   Приложение 1

Вариант 1

Часть А

1. Какие степени окисления проявляет сера:

а) +2, +3, +4.
б) –2, +4, +6.
в) –1, –2, +6.

2. Флотация – это свойство серы

а) растворяться в воде;
б) не смачиваться в воде;
в) частично растворяться в горячей воде.

3. При горении серы образуется:

а) сероводород;
б) сульфид;
в) сернистый газ.

4. В какой форме сера встречается в природе:

а) сульфатная;
б) гидросульфидная;
в) сульфитная.

5. С какой целью серу применяют в сельском хозяйстве:

а) как удобрение;
б) для борьбы с вредителями;
в) для подкормки скота.

Часть Б

1. Сумма коэффициентов в полном ионном  уравнении  K2SO3 + H2SO4  ––>

а) 11;
б) 12;
в) 13.

Часть С

1.Составьте формулы сульфидов натрия, магния, алюминия.

2. Уравняйте методом электронного баланса уравнение Ba + H2SO4 ––> BaSO4 + H2S + H2
Сумма коэффициентов равна:   а)17;   б)18;   в) 19.

 

 

 

 

 

                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 2

Вариант 2

Часть А

1. Какая электронная формула принадлежит сере:

а) 1s22s22p63s23p4
б) 1s22s22p6,
в) 1s22s22p63s23p6.

2. При нагревании серы на воздухе образуется:

а) монооксид серы;
б) диоксид серы;
в) триоксид серы;
г) сероводород.

3. Как называется метод удаления и обезвреживания ртути из разбитого термометра серой:

а) флотация;
б) демеркуризация;
в) нейтрализация

4. В какой форме сера не встречается в природе:

а) самородная;
б) сульфидная;
в) сульфитная.

5. При растворении сероводорода в воде образуется:

а) серная кислота;
б) сера;
в) сероводородная кислота.

Часть Б

1. Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении Na2SO3 + HCl ––>

а)14;
б) 12;
в) 13.

Часть С

1. Составьте формулы сульфатов калия, магния, железа(III).

2. Уравняйте методом электронного баланса схему  Ca + H2SO4  ––>  CaSO4 + S + H2
Сумма коэффициентов равна   а)10;   б) 17;   в) 15.

 

 

 

 

                                                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 3                                                                                                                                

Дополнительный материал к уроку:

задача:

        Какое значение имеет сера в орга­низме животных, растений и человека? Содержа­ние серы в организме человека массой 70 кг — 140 г. Сколько серы содержится в вашем организме? (Вы­числяет каждый ученик.) В сутки человеку необхо­дим / г серы, чтобы его получить, достаточно обыч­ного рациона питания. Серой богаты горох, фасоль, овсяные хлопья, пшеница, мясо, рыба, плоды и сок манго.

Сера входит в состав гормонов, витаминов, она есть в хрящевой ткани, волосах, ногтях. При недо­статке серы в организме наблюдается хрупкость ног­тей и костей, выпадение волос.

Знаете ли вы, что...

         Соединения серы могут служить лекарственными препаратами.

         Сера — основа мазей для лечения грибковых заболеваний кожи, для борьбы с чесоткой. Тиосульфат натрия Na2 S 2O3 используется для борьбы с нею.

         Многие соли серной кислоты содержат кристал­лизационную воду: ZnSO4 • 7Н2О и CuSO4 • 5Н2О. Это купоросы. Их применяют как антисептические сред­ства для опрыскивания растений и протравливания зерна в борьбе с вредителями сельского хозяйства.

         Железный купорос FeSO4-7H2O используют при анемий.

          BaSO4 применяют при рентгенографическом
исследовании желудка и кишечника.

    Алюмокалиевые квасцы KA1(SO4)2 • 12Н2О -
кровоостанавливающее средство при порезах.

    Минерал Na2SO4 • 10Н2О носит название «гла­уберова соль» в честь открывшего его в    XVIII в немецкого химика И.Р.Глаубера. Глаубер во вре­мя своего путешествия внезапно заболел. Он ни­чего не мог есть. Желудок отказывался прини­мать пищу. Один из местных жителей направил его к источнику. Как только он выпил горько-соленую воду, сразу стал есть. Глаубер исследо­вал эту воду, из нее выкристаллизовалась соль Na2SO4 • 10Н2О. Сейчас ее применяют как слаби­тельное в медицине, при окраске хлопчатобумаж­ных тканей. Соль также находит применение в производстве стекла

         Крестоцветные, к которым относится капу­ста, усваивают из почвы столько же серы, сколь­ко фосфора.  Поэтому при недостатке серы в
почве вносят удобрения в виде сульфата каль­ция
CaSO4.

         Тысячелистник обладает повышенной спо­собностью извлекать из почвы серу и стимулиро­вать поглощение этого элемента соседними рас­тениями.

         Чеснок выделяет вещество - альбуцид едкое соедине­ние серы. Это вещество предотвращает раковые за­болевания, замедляет старение, предупреждает сер­дечные заболевания.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока "Сера и её свойства""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Спортивный психолог

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: «Сера и её свойства»».

Место урока в учебном курсе: урок является структурным звеном в теме « Неметаллы», конкретно тема « Подгруппа кислорода».

Тип урока:

Комбинированный. Урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности:

  • самостоятельная работа с текстом учебника;
  • фронтальная;
  • сообщения учащихся, работа с тестом (индивидуальная);
  • работа в группах.

Методы обучения.

Методы организации учебной деятельности:

  • словесные (эвристическая беседа),
  • наглядные (коллекция)
  • практические (демонстрационный – химический эксперимент, лабораторный опыт, выполнение поставленных задач);на основе познавательной деятельности

§  частично-поисковый;

      Методические рекомендации по подготовке и проведению урока.

        Данный урок требует дополнительной подготовки обучающихся до изучения  темы   « Сера». Обучающимся заранее предлагается приготовить сообщения по некоторым вопросам темы урока, чтобы они могли активно участвовать в изучении нового материала вместе с учителем. Урок требует владение учителем  ИКТ.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 897 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 535
    • DOCX 32.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Девяшина Наталья Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Девяшина Наталья Алексеевна
    Девяшина Наталья Алексеевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 10821
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель химии

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 325 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 136 человек

Курс повышения квалификации

Химия окружающей среды

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 438 человек

Мини-курс

Интеллектуальная собственность: медиа и фотографии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 25 регионов

Мини-курс

Методология проектного менеджмента и стратегического планирования в инвестициях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе