Главная / Химия / Конспект урока "Сера и её свойства"

Конспект урока "Сера и её свойства"



Тема урока: « Сера и её свойства»







Автор-составитель:

Девяшина Наталья Алексеевна,

учитель химии

МБОУ « Райковская СОШ

им. Н.И. Носова»





















Аал Райков

2014 г.





Пояснительная записка.

Предмет: химия

Тема урока: «Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы».

Место урока в учебном курсе: урок является структурным звеном в теме « Неметаллы», конкретно тема « Подгруппа кислорода».

Тип урока:

Комбинированный. Урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности:

  • самостоятельная работа с текстом учебника;

  • фронтальная;

  • сообщения учащихся, работа с тестом (индивидуальная);

  • работа в группах.

Методы обучения.

Методы организации учебной деятельности:

  • словесные (эвристическая беседа),

  • наглядные (коллекция)

  • практические (демонстрационный – химический эксперимент, лабораторный опыт, выполнение поставленных задач);на основе познавательной деятельности

  • частично-поисковый;

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока.

Данный урок требует дополнительной подготовки обучающихся до изучения темы « Сера». Обучающимся заранее предлагается приготовить сообщения по некоторым вопросам темы урока, чтобы они могли активно участвовать в изучении нового материала вместе с учителем. Урок требует владение учителем ИКТ.









Тема урока: «Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы».

Цель урока: Определить положение серы в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, рассмотреть строение атома серы, физические и химические свойства, области применения серы.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Рассмотреть строение атома серы согласно его положение в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, аллотропные модификации серы.

  2. Изучить физические и химические свойства серы, нахождение в природе, его области применения.

  3. Продолжить формирование умения учащихся работать с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева.

  4. Совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций.

Развивающие:

  1. Развивать память и внимание учащихся.

  2. Формировать положительную мотивацию на изучение предмета химии.

  3. Учить применять имеющиеся знания в новой ситуации.

Воспитательные:

  1. Показать значимость химических знаний для современного человека.

  2. Оборудование:

  3. ПСХЭ, компьютер, мультимедийный проектор, учебное электронное издание – виртуальная лаборатория. Коллекция «Минералы», образец серы, вода, химический стакан, стеклянная палочка.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

Учитель: «В древней магии присутствую

При рождении огня,

Называют серой издавна меня».

(слайд 3).

 Сера – “начало начал” древнейших философов, алхимиков, элемент, окруженный мистикой и тайнами.

На доске записываем тему урока: «Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение серы».

III. Изучение нового материала.

1. Положение серы в периодической системе химических элементов (слайд 4)

Задание: Используя периодическую систему химических элементов, дайте характеристику химическим элементам сере и кислороду, заполните таблицу (слайд 5)

Вариант 1 – положение в ПСХЭ и строение атома кислорода.

Вариант 2 – положение в ПСХЭ и строение атома серы.

Найдите черты сходства, различия между строением атома кислорода и серы.

Вывод: Оба элемента находятся в главной подгруппе VI группы ПСХЭ, на последнем энергетическом уровне по 6 электронов, имеют одинаковые значения низших степеней окисления -2 (если проявляют окислительные свойства, например, с металлами, водородом) и +6, кроме кислорода (если проявляют восстановительные свойства по отношению к более электроотрицательным элементам).

2. Валентное состояние атома серы (слайд 6) - объяснение учителя.

3. Нахождение в природе (слайд 7) сообщение учащегося.

Задание классу:

В каком виде сера встречается в природе?

Лабораторный опыт № 1.

  • Рассмотрите образцы минералов, содержащих серу.

  • Найдите черты сходства.

  • Запишите названия и формулы предложенных минералов в тетрадь.

4. Физические свойства (слайд 8)

Лабораторный опыт 2.

Рассмотрите образец серы, определите:

  1. агрегатное состояние.

  2. цвет.

  3. растворимость в воде.

Вывод: Сера-это твердое вещество, желтого цвета, в воде не растворяется.

5. Аллотропные модификации серы (слайд 9)-объяснения учителя

А) ромбическая сера (слайд 10);

Б) моноклинная (слайд 11);

В) пластическая сера (слайд 12), видеофрагмент;

Вывод: Три аллотропные модификации - кристаллическая, ромбическая, пластическая.

6. Химические свойства серы (слад 13)

1) Взаимодействие серы с простыми веществами:

А) с металлами, образуя сульфиды (видеофрагменты).

Задание: составьте уравнения электронного баланса.

Б) Взаимодействие серы с неметаллами:

Взаимодействие серы и кислорода (видеофрагмент)

Задание:

  • составьте уравнение электронного баланса.

  • Как горит сера на воздухе и в кислороде?

7. Применение серы (слайд 14) – выступление учащегося.

IV.Закрепление изученного материала (тестирование). Приложение 1, 2

V. Домашнее задание: § 9,10\ упр. 2, 5 (слайд 15)

VI.Рефлексия. .

 В завершение поделитесь своими впечатлениями об уроке:

  1. Что нового вы узнали на уроке?

  2. Какой момент урока вам понравился?

  3. Какое впечатление у вас осталось от урок


Литература:

  1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 9 класс. – М.: Блик и К0, 2001. – 397

  2. Денисова В.Г.Мастер – класс учителя химии. 8-11 классы. – М.: Планета,2014. – 272 с.

  3. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Учебник для 9 класса общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 2013 г. -125 с

  4. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.

  5. Фото минералов :Каталог минералов. http://www.catalogmineralov.ru/mineral/

  6. Сайт «Алхимиков». http://www.alhimikov.net/element/S.html

  7. Академик. http://dic.academic.ru/dic.nsf/simvol/776

  8. Популярная библиотека. http://n-t.ru/ri/ps/pb016.htm

  9. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/Сера

  10. http://www.chemnet.ru/rus/history/element/S.html

  11. Викитека. http://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Сера,_в_технике

  12. 10.Видеофрагменты фильм «Сера» http://www.youtube.com/watch?v=sdE8mVIc5do&feature=player_embedded

  13. 11.Видеоопыты: Единая коллекция ЦОР : http://school-collection.edu.ru/

















Приложение 1

Вариант 1

Часть А

1. Какие степени окисления проявляет сера:

а) +2, +3, +4.
б) –2, +4, +6.
в) –1, –2, +6.

2. Флотация – это свойство серы

а) растворяться в воде;
б) не смачиваться в воде;
в) частично растворяться в горячей воде.

3. При горении серы образуется:

а) сероводород;
б) сульфид;
в) сернистый газ.

4. В какой форме сера встречается в природе:

а) сульфатная;
б) гидросульфидная;
в) сульфитная.

5. С какой целью серу применяют в сельском хозяйстве:

а) как удобрение;
б) для борьбы с вредителями;
в) для подкормки скота.

Часть Б

1. Сумма коэффициентов в полном ионном  уравнении  K2SO3 + H2SO4  ––>

а) 11;
б) 12;
в) 13.

Часть С

1.Составьте формулы сульфидов натрия, магния, алюминия.

2. Уравняйте методом электронного баланса уравнение Ba + H2SO4 ––> BaSO4 + H2S + H2
Сумма коэффициентов равна:   а)17;   б)18;   в) 19.











































Приложение 2

Вариант 2

Часть А

1. Какая электронная формула принадлежит сере:

а) 1s22s22p63s23p4
б) 1s22s22p6,
в) 1s22s22p63s23p6.

2. При нагревании серы на воздухе образуется:

а) монооксид серы;
б) диоксид серы;
в) триоксид серы;
г) сероводород.

3. Как называется метод удаления и обезвреживания ртути из разбитого термометра серой:

а) флотация;
б) демеркуризация;
в) нейтрализация

4. В какой форме сера не встречается в природе:

а) самородная;
б) сульфидная;
в) сульфитная.

5. При растворении сероводорода в воде образуется:

а) серная кислота;
б) сера;
в) сероводородная кислота.

Часть Б

1. Сумма коэффициентов в полном ионном уравнении Na2SO3 + HCl ––>

а)14;
б) 12;
в) 13.

Часть С

1. Составьте формулы сульфатов калия, магния, железа(III).

2. Уравняйте методом электронного баланса схему  Ca + H2SO4  ––>  CaSO4 + S + H2
Сумма коэффициентов равна   а)10;   б) 17;   в) 15.







































Приложение 3

Дополнительный материал к уроку:

задача:

Какое значение имеет сера в организме животных, растений и человека? Содержание серы в организме человека массой 70 кг — 140 г. Сколько серы содержится в вашем организме? (Вычисляет каждый ученик.) В сутки человеку необходим / г серы, чтобы его получить, достаточно обычного рациона питания. Серой богаты горох, фасоль, овсяные хлопья, пшеница, мясо, рыба, плоды и сок манго.

Сера входит в состав гормонов, витаминов, она есть в хрящевой ткани, волосах, ногтях. При недостатке серы в организме наблюдается хрупкость ногтей и костей, выпадение волос.

Знаете ли вы, что...

  • Соединения серы могут служить лекарственными препаратами.

  • Сера — основа мазей для лечения грибковых заболеваний кожи, для борьбы с чесоткой. Тиосульфат натрия Na2 S 2O3 используется для борьбы с нею.

  • Многие соли серной кислоты содержат кристаллизационную воду: ZnSO4 • 7Н2О и CuSO4 • 5Н2О. Это купоросы. Их применяют как антисептические средства для опрыскивания растений и протравливания зерна в борьбе с вредителями сельского хозяйства.

  • Железный купорос FeSO4-7H2O используют при анемий.

  • BaSO4 применяют при рентгенографическом
    исследовании желудка и кишечника.

  • Алюмокалиевые квасцы KA1(SO4)2 • 12Н2О -
    кровоостанавливающее средство при порезах.

  • Минерал Na2SO4 • 10Н2О носит название «глауберова соль» в честь открывшего его в XVIII в немецкого химика И.Р.Глаубера. Глаубер во время своего путешествия внезапно заболел. Он ничего не мог есть. Желудок отказывался принимать пищу. Один из местных жителей направил его к источнику. Как только он выпил горько-соленую воду, сразу стал есть. Глаубер исследовал эту воду, из нее выкристаллизовалась соль Na2SO4 • 10Н2О. Сейчас ее применяют как слабительное в медицине, при окраске хлопчатобумажных тканей. Соль также находит применение в производстве стекла

  • Крестоцветные, к которым относится капуста, усваивают из почвы столько же серы, сколько фосфора. Поэтому при недостатке серы в
    почве вносят удобрения в виде сульфата кальция CaSO4.

  • Тысячелистник обладает повышенной способностью извлекать из почвы серу и стимулировать поглощение этого элемента соседними растениями.

  • Чеснок выделяет вещество - альбуцид едкое соединение серы. Это вещество предотвращает раковые заболевания, замедляет старение, предупреждает сердечные заболевания.





Конспект урока "Сера и её свойства"
  • Химия
Описание:

Тема урока: «Сера и её свойства»».

Место урока в учебном курсе: урок является структурным звеном в теме « Неметаллы», конкретно тема « Подгруппа кислорода».

Тип урока:

Комбинированный. Урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности:

  • самостоятельная работа с текстом учебника;
  • фронтальная;
  • сообщения учащихся, работа с тестом (индивидуальная);
  • работа в группах.

Методы обучения.

Методы организации учебной деятельности:

  • словесные (эвристическая беседа),
  • наглядные (коллекция)
  • практические (демонстрационный – химический эксперимент, лабораторный опыт, выполнение поставленных задач);на основе познавательной деятельности

§  частично-поисковый;

      Методические рекомендации по подготовке и проведению урока.

        Данный урок требует дополнительной подготовки обучающихся до изучения  темы   « Сера». Обучающимся заранее предлагается приготовить сообщения по некоторым вопросам темы урока, чтобы они могли активно участвовать в изучении нового материала вместе с учителем. Урок требует владение учителем  ИКТ.

 

Автор Девяшина Наталья Алексеевна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 528
Номер материала 19461
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓